Участники административного судопроизводства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участники административного судопроизводства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.

1. Состав суда по административному делу. В соответствии со ст. 28 КАС состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

По общему правилу административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным может быть состав из трех судей в суде первой и апелляционной инстанций. Состав суда в кассационной и надзорной инстанциях определяется по правилам для данных стадий по пересмотру судебных актов. При этом в случае коллегиального рассмотрения административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Представительство в делах административного судопроизводства

1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.

При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.

Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.

2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.

Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.

При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов организации в судах.

Читайте также:  Перечень деталей, на которые не начисляется процент износа по ОСАГО

Общественное представительство — это представительство общественных объединений в защиту интересов их членов. В соответствии со ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

На основании ст. 27 названного Закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.

Представительство по назначению близко по характеру к договорному и законному представительству. Оно возникает в силу прямого указания в законе при необходимости обеспечить судебную защиту лицу, не способному самостоятельно избрать себе представителя по ряду причин. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 54 КАС в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

Что представляет собой эта профессия

Секретарь судебного заседания — государственный служащий. Обязанности секретарей заседаний обширны. Этот служащий должен быть закреплен за одним судьей, документально обеспечивать его деятельность, организовывать судопроизводства и участвовать на слушаниях.

Эта должность встречается при военном, гражданском, уголовном и других судах. Ответственность, возлагаемая на секретарей судебных заседаний, достаточно высока. Он готовит документацию для заседаний и составляет протоколы слушаний.

Весь спектр прав и обязанностей внесен в должностной регламент секретаря судебного заседания. Он содержит:

  • общую информацию о должности;
  • перечень норм законодательства, на которые ссылается секретарь во время своей работы;
  • перечень требований относительно квалификации и стажа работы;
  • список должностных обязанностей;
  • перечень обязанностей и прав секретарей заседания;
  • вопросы, при решении которых специалист имеет относительную свободу действий;
  • список показателей результативности работы.

Согласно правилам регламента эта позиция входит в старшую группу и имеет категорию «специалист». Секретарь назначается зачастую по прошествии соответствующего конкурса. Назначение производится председателем судебной инстанции.

Специалисты, получившие вакансию, напрямую подчиняются председательствующим в суде. Секретарь находится также в подчинении у заместителя председателя, судей, начальников отдела.

Согласно распределению обязанностей лица, занимающие должности секретарей судебных заседаний, замещают друг друга.

Регламент обязывает секретаря вести профессиональную деятельность соответственно с нормативными документами государства и регионов РФ, а именно:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • должностным регламентом;
  • нормативно-правовыми актами;
  • Федеральными законами касательно госслужбы;
  • различными постановлениями;
  • кодексом этики госслужащих суда.

На основе этого документа прописана должностная инструкция секретаря.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Что представляет собой эта профессия

Секретарь судебного заседания — государственный служащий. Обязанности секретарей заседаний обширны. Этот служащий должен быть закреплен за одним судьей, документально обеспечивать его деятельность, организовывать судопроизводства и участвовать на слушаниях.

Эта должность встречается при военном, гражданском, уголовном и других судах. Ответственность, возлагаемая на секретарей судебных заседаний, достаточно высока. Он готовит документацию для заседаний и составляет протоколы слушаний.

Читайте также:  Исправительные работы как вид уголовного наказания

Весь спектр прав и обязанностей внесен в должностной регламент секретаря судебного заседания. Он содержит:

  • общую информацию о должности;
  • перечень норм законодательства, на которые ссылается секретарь во время своей работы;
  • перечень требований относительно квалификации и стажа работы;
  • список должностных обязанностей;
  • перечень обязанностей и прав секретарей заседания;
  • вопросы, при решении которых специалист имеет относительную свободу действий;
  • список показателей результативности работы.

Согласно правилам регламента эта позиция входит в старшую группу и имеет категорию «специалист». Секретарь назначается зачастую по прошествии соответствующего конкурса. Назначение производится председателем судебной инстанции. Специалисты, получившие вакансию, напрямую подчиняются председательствующим в суде. Секретарь находится также в подчинении у заместителя председателя, судей, начальников отдела. Согласно распределению обязанностей лица, занимающие должности секретарей судебных заседаний, замещают друг друга.

Регламент обязывает секретаря вести профессиональную деятельность соответственно с нормативными документами государства и регионов РФ, а именно:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • должностным регламентом;
  • нормативно-правовыми актами;
  • Федеральными законами касательно госслужбы;
  • различными постановлениями;
  • кодексом этики госслужащих суда.

Претенденты, получившие вакансию секретаря судебного заседания, имеют свои права. Их прописывает регламент судебной инстанции каждого субъекта РФ. Итак, лица, занимающие эту должность, имеют право:

  • быть обеспеченными техническими средствами для выполнения обязанностей;
  • ознакомиться с регламентирующей документацией, которая содержит уточнения прав и обязанностей секретаря;
  • знакомиться с показателем результата работы на занимаемой должности;
  • получать информацию, которая понадобится для выполнения прямых обязанностей, в судебных органах;
  • вносить предложения касательно улучшения состава судебного органа;
  • получать отпуск, праздничные дни, выходные;
  • иметь установленный рабочий день;
  • получать заработную плату и иные начисления, которые установлены законом РФ и служебным контрактом;
  • иметь доступ к информации, касающейся государственной тайны, когда это необходимо в рамках ведения производства;
  • знакомиться с материалами в личном деле, включая отзывы о своей работе;
  • защищать личную информацию;
  • иметь профессиональное развитие;
  • повышать свой квалификационный уровень, проходить переподготовку;
  • быть членом профсоюзного комитета;
  • заявлять о необходимости проведения служебного расследования;
  • защищать свои права, исполняя служебные обязанности.

Права секретарей судебных заседаний защищает законодательство РФ.

Аппарат районного суда

Определение 4

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
  • Сотрудники, которые замещают должности, не относящиеся к категории федеральной государственной гражданской службы. Сюда относятся:
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

Суд как субъект административного судопроизводства. Правовой статус суда в гражданском и арбитражном процессе, административном судопроизводстве

Правовой статус суда в гражданском и арбитражном процессе, административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 4. ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ «. Правосудие в РФ осуществляется только судами.

Таким образом, обязательным субъектом гражданского процессуального правоотношения является суд.

Суд — орган власти, наделенный компетенцией (полномочиями) по осуществлению правосудия путем разрешения гражданских и уголовных дел. Поэтому суд — не только обязательный, но и решающий субъект гражданского процессуального правоотношения. Властные полномочия суда проявляются одновременно как его права и обязанности, для выполнения которых суды совершают многочисленные процессуальные действия.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Права и обязанности помощника

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.
Читайте также:  Положен ли земельный участок инвалиду 3 группы

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Что должен делать секретарь судебного заседания

Секретари судебных заседаний во многих судах выдают исполнительные листы, а также отвечают за делопроизводство. В частности, в их обязанности входит формирование материалов дела в соответствии с инструкцией о делопроизводстве. Если ваши отношения начинают переходить в судебную плоскость или до досудебного разбирательства третейских судов, то самое время обратиться за юридической помощью.

Дело в том, что арбитражные отношения очень специфичны, здесь практически всегда обе стороны знают, чего хотят и понимают подводные камни своей деятельности. В связи с этим многие субъекты арбитражных правоотношений пользуются юридической помощью. Данная помощь заключается в первую очередь в правильном осуществлении всех процессуальных действий. Несмотря на профессиональность людей в введение своей отраслевой деятельности, многие из них не знают, как правильно вести себя в суде, какие права они имеют и как процедуры желательно выполнить. Кроме того, процесс в арбитражном суде всегда выражается в споре, в связи с этим необходимо доказывать свою точку зрения, причем любой аргумент должен подкрепляться доказательствами.

Поэтому возникает проблемы в изучении вопроса с правовой точки зрения, так как на обывательском уровне все понимает, почему так правильно, а вот с точки зрения права никто это объяснить не может. Кроме того, важно и уметь правильно аргументировать свою точку зрения, а также подкреплять свои аргументы доказательствами. В связи с этим необходимо еще осуществить массу действий по сбору доказательств, которые смогли бы доказать вашу точку зрения по данному вопросу. Сделать все это самостоятельно практически невозможно, тем более, по сложным категориям дел, именно поэтому рекомендуется обращаться за юридической помощью к квалифицированным специалистам во области права.

Секретари отвечают за судебное извещение лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, за своевременное информирование судьи о наличии или отсутствии уведомления, свидетельствующего о надлежащем извещении.

Должностные инструкции секретаря судебного заседания определяют его полномочия, права и обязанности. Но так же как и помощник судьи, секретарь судебного заседания не имеет права совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Какая статья за драку с телесными повреждениями?

Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.

Наказание должно соответствовать деянию, поэтому за синяк на скуле будет одна статья, за отбитые почки — другая. И даже когда на теле не осталось никаких следов, в дело все равно может вступить статья о побоях — если после драки пострадавший отправился к врачу, и тот зафиксировал, что человек чувствовал боль или головокружение.

Очень много случаев избиения не доходят до полиции, особенно если речь идет о домашнем насилии. Но драки — они и в Африке драки, и обидчик должен быть наказан. Как известно, с 2017 года легкие повреждения, нанесенные членами семьи, были декриминализированы, но впоследствии к закону приняли многочисленные поправки. Так что нельзя думать, что, периодически избивая близких, можно избежать уголовного преследования. Такие дела нельзя спускать на самотек. Обращение в суд — верный способ добиться справедливости. Особенно если заручиться поддержкой опытного адвоката.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

  • помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

  • начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

  • специалистов и консультантов;

  • секретарей судебного заседания;

  • администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

  • технического персонала по обслуживанию зданий суда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *