Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исправительные работы как вид уголовного наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.
Удержания из зарплаты при исправительных работах
Осужденный, при отбывании исправительных работ, за свой труд получает заработную плату, установленную работодателем, но часть ее, определенная в приговоре, ежемесячно отчисляется в доход государства.
Эта часть может составлять от 5 до 20%. При этом удержания не производятся из социальных, единовременных выплат. Корректность, своевременность удержаний работодателем контролирует УИИ.
Законом предусмотрена возможность снижения назначенного процента удержаний из зарплаты осужденному, материальное положение которого ухудшилось (учитываются все виды его доходов). Для этого в суд подается соответствующее ходатайство от самого осужденного, УИИ или администрации работодателя. Однако выйти за пределы минимально возможного удержания (5%) суд не вправе.
Исправительные работы: значение, проблемы применения
Данная статья посвящена феномену исправительных работ в российской правовой практике. Обосновывается значение применения данного вида наказания, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться при его реализации.
Ключевые слова: наказание, исправительные работы, карательная политика, гуманизация, реализация наказания
При назначении наказания лицу, совершившему преступление необходимо учитывать характер и общественную опасность совершенного им деяния, а также данные о личности самого преступника, что способствует реализации принципов и задач уголовного законодательства.
В последнее время наблюдается гуманизация карательной политики государства, что нашло свое отражение и в применении уголовного законодательства, выражающейся в индивидуализации наказания. Одним из таких направлений выступает применение в качестве наказания исправительных работ.
Государство, проводя гуманизацию карательной политики, не только повышает лояльность населения к себе и своей деятельности, а также дает шанс лицу, совершившему преступное деяние, исправиться, назначая более мягкий вид наказания, тем самым поощряя виновного на правомерное поведение.
Кроме того, государство таким образом предупреждает распространение преступности в дальнейшем.
Связано это с тем, что, как правило, «лица, отбывшие лишение свободы, возвращаясь в общество, распространяют и пропагандируют криминальные традиции и обычаи среди населения, особенно среди молодежи, что является одной из причин роста преступности среди несовершеннолетних и других неустойчивых граждан, способствует повышению криминогенного потенциала общества» [8].
Исправительные работы — это мера государственного принуждения, применяемая в качестве основного вида наказания к осужденному как имеющему, так и не имеющему основное место работы, с удержанием части его заработной платы, от пяти до двадцати процентов, в доход государства.
Исправительные работы с уверенность можно назвать гуманизацией карательного направления уголовной политики, так как данный вид уголовного наказания является более мягким по сравнению с остальными и выступает альтернативным по отношению к аресту, лишению свободы, смертной казни.
Популярность и гуманизм исправительных работ в первую очередь проявляется в том, что данный вид наказания не требует обязательной изоляции осужденного от общества, цели наказания достигаются материальными ограничениями, а в случаях назначения их отбывания на основном месте работы еще и ограничением трудовых прав осужденного, а также исправительно-трудовым воздействием, выражающемся в том, что с осужденными проводятся воспитательные работы, организуемые инспекцией, с привлечением общественности и трудовых коллективов по месту работы. По отношению же к тем осужденным, которых в последствие трудоустраивают органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, исправительные работы можно назвать благом, ведь осужденный не только исправляется на моральном уровне, но еще и получает работу и, соответственно, доход, на который может жить, обеспечивать себя и свою семью. Ведь ни для кого не секрет, что одним из детерминантов преступности является высокий уровень безработицы.
Из вышесказанного следует, что данный вид наказания предпочтительнее для лиц, не имеющих постоянного места работы, к тому же, в случае, если осужденный зарекомендует себя в качестве хорошего работника во время отбывания исправительных работ, есть основания полагать, что работодатель предоставит ему работу в дальнейшем на постоянной основе.
Стоит сразу оговориться, что «поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособному гражданину» [6, с. 20].
Ограничения, при которых не назначаются исправительные работы, предусмотрены ч. 5 ст.
50 УК РФ, они «не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву» [1].
Не смотря на все плюсы уголовного наказания в виде исправительных работ, имеется существенный минус, который не предусмотрен законодателем, а именно трудоустройство осужденного, после вынесения и вступления в законную силу приговора суда.
Если с теми осужденными, которые имеют основное место работы, на практике особых проблем не возникает, то в отношении тех, которые не имеют такового, возникает вопрос: «Куда их трудоустраивать?».
«По смыслу закона, указание в приговоре места отбывания осужденным исправительных работ не требуется, место отбывания определяется уголовно-исполнительной инспекцией при исполнении приговора в зависимости от наличия или отсутствия у лица основного места работы» [3].
Законом предусмотрено, что осужденный отбывает наказание в районе места жительства [2], что также не всегда дает реальные возможности реализации данного предписания, ведь на территории Российской Федерации имеются населенные пункты, где не только нет возможности трудоустроиться, но даже цивилизация до таких районов «никак не может дойти».
Кроме того, наряду с указанной проблемой возникает еще один немаловажный вопрос: «Может ли осуждённый отказаться от конкретного вида работ, например, в случае, если она не соответствует его квалификации?».
В ч. 4 ст. 40 УИК РФ указано, что «осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы», соответственно, он будет направлен на ту работу, которую ему определит местное самоуправление по согласованию с инспекцией.
Как правило, назначается физическая работа и на квалификацию подсудимого никто не обращает никакого внимания.
В данном случае, не смотря на гуманизацию карательной политики, стоит поставить вопрос о справедливости индивидуализации наказания.
Выход имеется в том случае, если осужденный, который не имеет основного места работы на момент вынесения приговора судом, может по собственной инициативе до постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции устроится на работу по своему желанию.
Однако в данном случае может иметь место противоречие резолютивной части приговора, согласно которой исправительные работы должны отбываться в местах, которые определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Если избранное осужденным место работы находится в районе его места жительства, то существенных сложностей в организации исполнения назначенного наказания не возникает.
«В случае трудоустройства осужденного, не имевшего основное место работы, до постановки на учет инспекции в организацию, не определенную органом местного самоуправления, инспекция согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ» [9].
В случае же, когда осужденный самостоятельно трудоустраивается на работу, которая находится за пределами района его места жительства, это противоречит законодательству, в частности ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ, соответственно, единственным выходом, не противоречащим закону, является увольнение с последующим устройством на работу, определенную органами местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации, несомненно, наблюдается гуманизация карательной политики, что выражается, в том числе, и в применении уголовного наказания в виде исправительных работ.
Однако законодатель не предусмотрел до конца реализацию наказания на практике, так как имеются существенные проблемы его исполнения, что требует доработки норм закона и уточнения многих положений, в частности, что является «районом места жительства»; куда трудоустраивать осужденных при отсутствии рабочих мест; идти на уступки при трудоустройстве осужденного самостоятельно, на что необходимо закрепить право в нормах закона; трудоустраивать осужденных согласно их квалификации и образованию.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017 г. // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Кому данное наказание не назначается
Как следует из ч. 5 ст. 50 УК РФ, суд не вправе назначать исправительные работы гражданам следующих категорий:
- лицам, имеющим подтвержденную инвалидность 1-й группы;
- женщинам, находящихся на момент постановления приговора в состоянии беременности;
- женщинам, на воспитании которых находятся их собственные или усыновленные дети не старше 3 лет;
- гражданам, исполняющим воинский долг по призыву;
- военнослужащим-контрактникам, имеющих воинские звания рядовых и сержантов (если к дате вынесения судебного приговора они еще не отслужили срока, который установлен для военнослужащих по призыву).
Условия выполнения исправительных работ за уголовное преступление
Отбывание наказания исправительных работ производится по строго установленным правилам, осужденный обязан прилежно выполнять возложенные на него обязанности и задания.
Если он получает повестку от уголовно-исполнительной инспекции, он должен явиться в указанное время для контроля выполнения наказания.
Человек, получивший исправительные работы в наказание, не имеет права в этот период самовольно увольняться с места работы.
Для этого требуется разрешение уголовно-исполнительной инспекции.
Его можно получить, только если для увольнения по собственному желанию действительно есть веские основания.
Осужденный не может отказываться от вида и срока работ, которые на него возложены, равно как и от места их выполнения.
Если работа сменяется или осужденный меняет место жительства, он обязан об этом сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию не позднее чем в десятидневный срок.
Возникновение принудительных (исправительных) работ как вида уголовного наказания
Исправительные работы как вид уголовного наказания неизвестны зарубежному уголовному законодательству, за исключением стран социализма. Вместе с тем встречается и другое мнение. Так, В.Н. Орлов пишет: «Установление в ч.ч. 1 и 2 ст. 3 УИК РФ приоритета международно-правовых актов над внутренним уголовно-исполнительным законодательством послужило основанием для исследования порядка назначения и исполнения исправительных работ в соответствии с требованиями, установленными указанными актами»1.
Однако, проведенный нами анализ уголовного законодательства показал, что никакие международно-правовые акты не содержат указаний на применение наказаний в виде исправительных работ. В зарубежных уголовных законах предусмотрены штраф, штрафо-дни или штраф в рассрочку.
По УК ФРГ предусмотрены: штраф в дневных ставках; имущественный штраф, а в случае невозможности исполнения имущественного штрафа он может быть рассрочен на два года.
По УК Франции предусмотрены: штраф; штраф в виде штрафо-дней УК Испании предусматривает: штраф в размере более двухмесячных заработных плат; штраф, пропорциональный причиненному ущербу; штраф в размере от пятидневного заработка до двухмесячных заработных плат1.
По Уголовному кодексу Швейцарии предусмотрен только один вид штрафа . Уголовный кодекс Японии предусматривает: штраф; малый штраф, они отличаются лишь суммой. По уголовному законодательству Англии установлен также только один вид штрафа4.
Исправительные работы как вид уголовного наказания содержатся только в уголовном законодательстве социалистических стран. Уголовное законодательство царской России не предусматривало такого наказания, как исправительные работы. Это наказание появилось только после Октябрьской революции, в конце 1917 года. Д.И. Курский в 1922 году в докладе об Уголовном кодексе РСФСР на 3-й сессии ВЦИК IX созыва указал на то, что принудительные работы без лишения свободы — это специальный вид наказания, который выдвинуло наше советское право и которого не знает буржуазное право5.
В науке уголовного права автором наказания в виде исправительных работ нередко считают В.И. Ленина .
В.П. Петрашев пишет: «Исправительные работы как вид уголовного на казания неизвестны зарубежным государствам и появились в уголовном законодательстве России после Октября 1917 г. по инициативе В.И. Ленина, который предлагал «отправлять арестованных миллионеров на полгода на прину-дительные работы в рудники», требуя при этом, чтобы они были тяжелыми и неприятными для осужденных, усматривая в таком труде, прежде всего, ка.рател ьный элемент»
С нашей точки зрения, такое утверждение не совсем верное. Разумеется, г что роль В.И. Ленина в законодательном закреплении этого вида наказания большая, однако происхождение исправительных работ было не сверху, а снизу.
Правильное решение вопроса о происхождении исправительных работ имеет важное значение для понимания их сущности, для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности. В науке уголовного права существуют две противоположные точки зрения на происхождение исправительных работ.
Кому и за что могут быть назначены?
На практике основная доля правонарушителей, которых приговаривают к принудительным работам – это злостные неплательщики алиментов на несовершеннолетних детей.
Как правило, это происходит по следующему плану действий:
- При открытии исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам, сотрудники службу судебных приставов регулярно пересылают в прокуратуру данные о злостном неплательщике;
- Как только размер долга по алиментам превышает максимально допустимый порок, прокуратура начинает возбуждение уголовного дела и привлекает потерпевшего получателя алиментов.
- Далее должнику предлагается альтернатива: или погасить долг по алиментам в кратчайшие сроки, или быть приговоренным к принудительным работам, оплата которых почти в полном объеме будет переводиться на счет потерпевшей стороны.
Однако в срок принудительных работ будет причислен период, который осужденный находился под стражей или конвоем.
Что такое исправительные работы по УК РФ?
Исправительные работы – это один из видов уголовного наказания, которое применяется к преступникам исключительно по решению суда.
Если судья признает доказанным факт преступления, то он принудит подсудимого проработать на благо общества какой-то отрезок времени в виде поучительного наказания.
Понятие и правила назначения исправительных работ рассматриваются в общей части УК РФ.
В соответствии со ст. 50 УК РФ, исправительные работы предусматривают труд осуждённых в месте, установленном государственной инспекцией, которая в дальнейшем контролирует исполнение приговора.
Суть исправительных работ состоит в привлечении к труду человека с удержанием части заработанных средств в пользу государства.
Трудоустроенный осуждённый будет продолжать работать в стандартном режиме, если суд не назначил иного, при этом государство будет ежемесячно взимать с его оклада определённую часть в размере от 5 до 25 % с зарплаты. Удержание будет производиться из всех иных выплат, получаемых осуждённым.
Если же зарплата выплачивается не в финансовом, а в натуральном виде, тогда будет производиться расчёт, какую часть удержать из неё. При этом не исключаются налоги и другие отчисления, которые по закону подлежат обложению.
Комментарий к Статье 50 УК РФ
1. Исправительные работы — мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и заключающаяся в исправительно-трудовом воздействии на осужденного, не имеющего основного места работы, на объекте, определяемом органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.
2. Данный вид наказания назначается на срок от двух месяцев до двух лет. При этом из заработной платы осужденного ежемесячно производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, — от 5 до 20% заработка осужденного.
2.1. В удержания включаются все виды дополнительных выплат (в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения). В процессе удержания заработка осужденного учитываются денежная и натуральная части его заработной платы. Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платежным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно (п. 89, 91 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).
2.2. Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (например, в счет исправительных работ, алиментов, судебных исков) не должен превышать 70% (п. 90 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).
Возможные места работы осужденных
Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.
- Если осужденный работает, но его занятость не оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства, он считается неработающим.
- Если привлекаемый к ответственности трудоустроился во время судебного процесса до вынесения приговора, ему следует предоставить в судебном заседании справку от работодателя об официальном трудоустройстве и ходатайствовать о ее приобщении к материалам дела. В этом случае местом отбывания наказания определяется место работы. Если этих сведений нет, даже при наличии официальной работы, суд не сможет этого сделать.
Некоторые отличия от схожих наказаний
Исправительные работы | Обязательные работы | Принудительные работы |
Отбываются по месту официального трудоустройства или в местах, определяемых УИИ по согласованию с ОМСУ по месту жительства. | Исполняют УИИ по месту жительства в местах и на объектах, определяемых ОМСУ по месту жительства. | Отбывается в специальных учреждениях – исправительных центрах. Место работы определяет орган уголовно-исполнительной системы. Оно может быть за пределами населенного пункта, где живет осужденный, если в нем отсутствует специализированное учреждение. |
Отбывается в период осуществления трудовой деятельности. | Отбывается во время, свободное от работы/учебы. | Своеобразная альтернатива лишению свободы. Осужденный в течение всего срока находится в исправительном центре. |
2-24 месяца | 60-480 часов | 2 месяца – 5 лет |
Выплачивается обычная зарплата, из которой удерживается 5-20% в доход государства. | Осуществляется бесплатно. | Труд оплачивается, с заработка в пользу государства удерживается 5-20%. |
Вам помогла статья?
Таблица. Характеристика обязательных, исправительных и принудительных работ
Обязательные работы | Исправительные работы | Принудительные работы* | |
Срок работ | От 60 до 480 ч (ч. 2 ст. 49 УК РФ). При этом не более 4 ч в день (п. 2 ст. 49 УК РФ) и не менее 12 ч в неделю (ч. 2 ст. 27 УИК РФ) | От 2 мес. до 2 лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ) | От 2 мес. до 5 лет (ч. 4 ст. 53.1 УК РФ) |
Вид работ и объекты, на которых они выполняются | Бесплатные общественно-полезные работы. Объекты определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ) | При наличии основной работы — по основному месту работы осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) | В специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором лица, подвергающиеся наказанию, проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ) |
При отсутствии основной работы — в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) | |||
Оплата труда | Бесплатно (ч. 1 ст. 49 УК РФ) | Выплачивается заработная плата, из которой производятся удержания в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ) | Выплачивается заработная плата, из которой производятся удержания в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах 5-20% (ч. 5 ст. 53.1 УК РФ) |
Время работы | В свободное от основной работы или учебы время (ч. 1 ст. 49 УК РФ) | Основная работа (ч. 1 ст. 50 УК РФ) | — |
Меры при уклонении от работы | Заменяются принудительными работами или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК РФ) | Заменяются лишением свободы (ч. 6 ст. 53.1 УК РФ) | |
Не назначаются | — инвалидам I гр.;
— беременным женщинам; — женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; — военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим-контрактникам на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49, ч. 5 ст. 50 УК РФ) |
— несовершеннолетним;
— инвалидам I и II гр.; — беременным женщинам; — женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; — женщинам 55 лет и старше; — мужчинам 60 лет и старше; — военнослужащим (ч. 7 ст. 53.1 УК РФ) |
|
* Положения УК РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) в части принудительных работ применяются с 01.01.2014 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). |
В данной статье мы подробно рассмотрим такой вид работ, как исправительные, поскольку именно с ним сталкиваются работодатели.
Отчисления из зарплаты
Как и обычным работникам, осужденным к исправительным работам начисляется и выплачивается зарплата. Отличие заключается в том, что из заработной платы осужденных производятся отчисления в бюджет в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ).
Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы вне зависимости от наличия к нему претензий по исполнительным документам (ч. 2 ст. 44 УИК РФ). При этом учитывают не только денежную, но и натуральную часть зарплаты работника. Удержанные суммы перечисляют в соответствующий бюджет ежемесячно (ч. 3 ст. 44 УИК РФ).
Отметим, что удержания не нужно производить из пособий по соцстрахованию и из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ч. 4 ст. 44 УИК РФ).
К сведению. Работник или работодатель вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения (ч. 7 ст. 44 УИК РФ).
В случаях отмены или изменения приговора суда суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращают ему полностью (ч. 6 ст. 44 УИК РФ).
Согласно п. 86 Инструкции работодатели ежемесячно предоставляют в УИИ извещение о количестве отработанных дней/часов осужденным, о начисленной заработной плате, удержанных и перечисленных в бюджет суммах. Указанные данные подаются по форме, приведенной в приложении N 31 к Инструкции.