Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Что изменили в 2022 году
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Законодательные акты по теме
Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:
Статья | Описание |
ст. 50 ГК РФ | О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана |
ст. 120 ГК РФ | Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями |
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» | Об определении некоммерческих организаций |
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 | О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания |
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 | О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций |
гл. 25 НК РФ | О налоге на прибыль |
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100024@ | Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода |
ст. 247 НК РФ | Объект налогообложения по налогу на прибыль |
ст. 250 НК РФ | О внереализационных доходах |
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 | О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов |
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 | Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях |
ст. 270 НК РФ | Расходы, не учитываемые в целях налогообложения |
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ | Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» | Руководство для исчисления налога на прибыль |
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н | Утверждение ПБУ 18/02 |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
Что входит в состав единого налогового платежа и как его внести.
Пополнять налоговый счет плательщик будет одним платежом, без указания конкретного налога. То есть единым налоговым платежом. Кроме средств, переведенных компанией на единый счет, ЕНП будут признаваться и иные суммы:
- взысканные с налогоплательщика;
- поступившие в связи с принятием решения о возмещении (предоставлении вычета);
- поступившие в результате зачета от иного лица;
- отозванные по заявлению или из-за отсутствия на ЕНС средств текущие платежи, которые ранее были зачтены в счет исполнения обязанности;
- проценты, начисленные за излишне взысканные суммы и в других предусмотренных случаях;
- возвращенные излишне уплаченные суммы НДФЛ с доходов патентных иностранцев, НПД, ряда сборов.
Как «упрощенцу» подготовиться к изменениям 2023 года?
Основное, что нужно сделать уже в декабре – это провести сверку расчетов с ИФНС, так как при переходе на ЕНП наверняка будут ошибки, которые в новом году исправить будет сложнее. Дело в том, что на конец декабря у каждого юридического лица и ИП есть дебетовое и кредитовое сальдо по каждому налогу. На 1 января они будут объединены, а общая сумма станет входящим остатком на едином налоговом счете налогоплательщика.
Еще один важный момент – нужно составить план экономических показателей. Если есть вероятность, что доходы превысят максимально возможную сумму, позволяющую применять УСН, то лучше перейти на общую систему с начала года. «Предупрежден – значит, вооружен». Зная все изменения, которые ожидают в новом году, можно построить планы и вовремя предпринять меры.
Пониженные тарифы страховых взносов
Льготные тарифы для отдельных категорий страхователей сохранены. В 2023 году определены несколько групп льготников, которые получили право платить налоги с зарплаты в 2023 году по сниженным ставкам (смотрите сравнительную таблицу в процентах):
Категория | Тариф до 2023 года | Тариф с 2023 года |
СМП | 15% сверх МРОТ | 15% сверх МРОТ |
ИТ-компании, резиденты ТОСЭР, резиденты порта Владивосток, резиденты ОЭЗ в Калининградской обл., Участники СЭЗ в Крыму | 7,6% | 7,6% |
Социально ориентированные НКО, благотворительные организации | 20% | 7,6% |
Участники «Сколково», создатели научно-технических проектов, создатели мульфильмов | 14% | 7,6% |
Члены летных экипажей | 0,0% | 0,0% |
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Начисление налога на прибыль в бюджетном учреждении проводки 2022
Одним из вариантов отражения начислений налоговых платежей может быть способ, при котором первоначальное признание обязательства по уплате налога на прибыль и налога на имущество осуществляется на основании справки-расчета. При этом форма такого первичного документа, а также порядок предварительного расчета налоговых платежей должны быть закреплены в рамках формирования учетной политики учреждения (смотрите, например, п.
4 Методических рекомендаций по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», доведенных письмом Минфина России от 31.08.2022 N 02-06-07/62480). В бухгалтерском учете начисление налоговых платежей на основании справки-расчета осуществляется обычными записями: Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 — начисление налога на прибыль; Дебет 0 401 20 291 Кредит 0 303 12 731 — начисление налога на имущество.
Учёт НДС в 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 2.0
Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).
Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.
В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.
Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:
- N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
- R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
- I — программное обеспечение и базы данных;
- D — иные объекты интеллектуальной собственности.
Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.
Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.
На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.
Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:
- 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.
В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.
Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).
Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.
Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.
В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.
С 2019 г. операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н)..
Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2019 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).
Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.
Таким образом, операции по НДС с 2019 г. могут отражаться следующим образом:
- Дебет ХХХХ00000000001Х0 2 401 10 1ХХ Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н);
- Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).
В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ бюджетные учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Что будет за уклонение ИП от налогов
Российским законодательством предусмотрена налоговая и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов. Если обязательные платежи не были произведены своевременно или произведены не в полном объёме в результате занижения налоговой базы (иных неправомерных действий, то ИП придётся заплатить штраф 20% от неуплаченной суммы. Разумеется, налог при этом должен быть оплачен в полном объёме. Если будет доказано, что данные действия ИП совершил умышленно, то штраф возрастёт до 40% (ч. 1 ст. 122 НК РФ).
Уголовная ответственность ИП за неуплату налогов предусмотрена ст. 198 УК РФ. Неплательщику грозит наказание за уклонение от уплаты налогов:
- в крупном размере (от 2 млн 700 тыс руб за 3 финансовых года подряд) – штраф от 100 тыс до 300 тыс руб или в размере зарплаты (иного дохода) за период от 1 года до 2 лет, либо принудительные работы до 1 года, либо арест до 6 мес, либо лишение свободы до 1 года (ч. 1 ст. 198);
- в особо крупном размере (от 13 млн 500 тыс руб за 3 финансовых года подряд) – штраф от 200 тыс до 500 тыс руб или в размере зарплаты (иного дохода) за период от 1,5 до 3 лет, либо принудительные работы до 3 лет, либо лишение свободы до 3 лет (ч. 2 ст. 198).