Изъятие ребенка из семьи органами опеки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие ребенка из семьи органами опеки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

За что органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Основаниями для изъятия считают:

  • привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  • совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  • эксплуатация детского труда;
  • непосещение молочной кухни;
  • аморальное поведение взрослых;
  • частый и громкий плач деток;
  • нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  • нехватка игрушек;
  • антисанитарные условия проживания;
  • не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  • не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  • отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  • поступление жалоб, в том числе анонимных.

Как проводится проверка органами опеки и на что они обращают внимание?

Распоряжение (акт) об отобрании оформляется на основании представленного ходатайства и акта проверки жилищных условий.

При посещении семьи, где проживает ребенок, нуждающийся в экстренном изъятии, комиссия обращает внимание на несколько факторов:

  • ремонт и чистота в квартире;
  • внешний вид ребенка и членов семьи;
  • наличие визуальных признаков заболеваний у несовершеннолетнего;
  • питание ребенка (содержимое холодильника);
  • санитарное состояние жилья: наличие насекомых, грязи, неисправных систем водоснабжения, и пр.;
  • наличие домашних животных;
  • взаимоотношения между членами семьи;
  • потребность в лекарствах и госпитализации ребенка.

Обжалование судебного решения

Для возврата утраченных прав или снятия ограничения необходимо повторное обращение в судебную инстанцию с документальным подтверждением факта исправления в виде:

  • справок из медицинских учреждений о выздоровлении;
  • положительных характеристик с мест работы;
  • свидетельских показаний с подтверждением ведения здорового образа жизни.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми в Красноярском крае

Как мы уже выявили, опека оформляется над детьми, не достигшими 14 летнего возраста, а попечительство с 14 лет до 18. (п. 2 ст. 145 СК РФ). Четкое разделение между опекой и попечительством не играет роли в сфере воспитания и образования подопечных детей, но имеет важное значение в сфере защиты опекунами (попечителями) их имущественных и неимущественных интересов и прав.

В первой главе рассматриваются вопросы понятия, целей и задач опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, а также классификация видов и форм опеки и попечительства. Кроме того, анализируется практика обеспечения гарантий и соблюдения прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей в Красноярском крае.

Опыт приемных родителей

Один из важнейших моментов успешного прохождения трудностей в воспитании приемных детей – это общение с другими родителями, находящимися в аналогичной жизненной ситуации. Обмен опытом и ощущение «я не один со своими проблемами», всегда придает сил и помогает реально смотреть на вещи. В идеале, необходимо найти организацию, которая помогает устройству детей и при этом обеспечивает последующее сопровождение семьи. Речь идет о всевозможных некоммерческих фондах, структурах и сообществах приемных родителей. Общение с единомышленниками очень важно – как на этапе принятия решения, поиска ребенка, так и в самом начале совместной жизни. Впрочем, и в дальнейшем не стоит прерывать отношений. Для приемных детей это тоже уникальная возможность чувствовать себя в «своей тарелке» и понимать, что самые любимые и близкие – это не обязательно те, кто тебя родил. Но обязательно те, кто любит, кто каждый день, с утра и до ночи рядом.

Советы будущим приемным родителям:

  1. Старайтесь не ориентироваться на мнение людей, которые сами не являются усыновителями: реального представления о детях-сиротах у них нет.
  2. Не стесняйтесь проводить необходимое медицинское и психологическое обследование ребенка до принятия решения. В любом случае, оно необходимо: нужно четкое понимать, что и как предстоит лечить.
  3. Не помешает все время помнить, что гены формируют темперамент, характер, отвечают за здоровье, но не за судьбу человека. Преступники и наркоманы – это результат воспитания и окружающего общества.
  4. Обращайтесь за помощью к психологам и юристам. Специалисты бесплатно консультируют в Центрах социальной помощи семье и детям.
  5. Не спешите. В случае сомнений, неуверенности или проблем в семье, ждите. Решайте свои вопросы и продолжайте общаться с другими приемными родителями.
  6. Если не можете «узнать» своего ребенка, воспользуйтесь обонянием. Запахи четко срабатывают на бессознательном уровне, подсказывая «мой человек» или нет.
  7. Не пытайтесь заранее нарисовать в воображении образ ребенка: все будет совсем не так, как вы ожидали. И даже не так, как вам рассказывали другие приемные родители – каждый случай индивидуален.
  8. У ребенка, оставшегося без родителей, в прошлом много тяжелого и плохого. Избавляться от этого груза он будет постепенно, с помощью новой семьи. Не торопите события – нужно время.
  9. Не ждите моментальной любви от приемного ребенка. Важно то, что вы уже изменили к лучшему жизнь маленького человека.
  10. Позвольте ребенку быть собой. Наблюдайте за его интересами, талантами и помогайте закрепить их. Разрешите малышу вырасти счастливым.

Отличия опеки от усыновления

Эти две формы во многом пересекаются, однако существуют и серьезные различия. Усыновить — это значит принять в семью на правах родного. Опекунство также предполагает высокий уровень ответственности, однако здесь речь не идет об узаконивании уз по типу родственных.

Критерий сравнения Усыновление (Глава 19 СК РФ) Опекунство/Попечительство (Глава 20 СК РФ)
Статус подопечного Приравнен к биологическому сыну или дочке Воспитанник не становится членом семьи
Связь после совершеннолетия Сохраняется (в том числе относительно права наследования) Не сохраняется
Срок Бессрочно До 18 лет подопечного
Изменение личных данных малыша Возможно (имя, фамилия и отчество, место рождения, родители) Не предусмотрено
Материальная поддержка государства • Специальная (исключительно для усыновителей, например, разовые начисления);
• Стандартная, которая положена всем родителям при соблюдении определенных условий (по уходу за малышом, маткапитал)
Возможна в форме специальных выплат
Общение с биологическими родственниками Допускается Допускается
Оформление Двухэтапное – опекунский орган и суд Достаточно разрешения опекунского органа

Требования к опекунам и попечителям

Человек, решивший взять на себя роль законного воспитателя, должен получить заключение попечительского совета относительно соответствия всем установленным требованиям. Чиновники обязательно поинтересуются:

  • личными данными, в том числе возрастом, наличием полной дееспособности;
  • уровнем дохода — заявитель должен доказать способность обеспечивать несовершеннолетнего;
  • наличием недвижимости, подходящей для проживания, — не обязательно владеть домом или квартирой, подойдет также арендованная жилплощадь или помещение, занимаемое по договору соцнайма. Но подопечного необходимо обеспечить личным пространством, в идеале — собственной комнатой;
  • состоянием здоровья, наличием заболеваний или расстройств, которые исключают возможность заботы о других лицах.

Опекунский орган не требует, чтоб претендент на роль покровителя обязательно состоял в законном браке, однако иногда это может стать преимуществом. Ведь воспитание в полной семье всегда предпочтительней для одинокого малыша. Но в таком случае нужно получить согласие супруги.

В каких случаях могут отобрать детей

Жизненные ситуации, в которых может оказаться семья, могут быть самыми разными. Поэтому и понятие «угрозы жизни и здоровью ребенка» тоже довольно расплывчато. Например, нет четких критериев, по которым эту угрозу можно оценить.

В законе сказано лишь, что из-за действий или бездействия родителей (или одного из них) должна возникнуть «реальная угроза смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка». Например, когда родители не дают ему воды, плохо кормят, не предоставляют кров или надолго оставляют грудного ребенка без присмотра.

Вместе с тем, ребенка нельзя отобрать, если в семье материальные трудности, но при этом родители добросовестно исполняют свои обязанности и по возможности стараются обеспечить его всем необходимым «в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи».

Для того чтобы прийти с визитом к вам домой, представителям органов опеки нужны основания — например, жалоба. Составить ее может кто угодно: соседи или даже прохожий, который увидел, что ребенка бьют или оскорбляют.

Иногда «подать сигнал» обязывает закон: например, когда полицейский обнаружил потерявшегося ребенка или когда врач или учитель в школе заметил у ребенка подозрительные гематомы или другие повреждения. Если такая жалоба получена, органы опеки, в свою очередь, тоже обязаны проверить поступившую информацию, а в случае изъятия — составить акт об этом и начать готовить документы для суда.

Отобрание ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни и здоровью

Наиболее пугающим и часто обсуждаемым в СМИ является 4-й случай — отобрание ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни или здоровью. Такое отобрание происходит на основании решения органа опеки и попечительства.

Под непосредственной угрозой в теории и практике права понимается реальная, конкретная, существующая в данную минуту угроза, которая с необходимостью породит наступление общественно опасных последствий в виде вреда жизни или здоровью ребенка. Если угроза существовала 5, 10 минут назад или только ВОЗМОЖНО будет существовать через несколько часов или дней, отобрание ребенка невозможно.

Кроме того, следует особо подчеркнуть, что при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства, последний обязан НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО уведомить прокурора. (На практике прокурор уведомляется телефонным звонком в момент отобрания или сразу после него, и в течение суток дополнительно уведомляется письменно). Кроме того, в 7-мидневный срок орган опеки обязан выйти в суд с иском о лишении родительских прав или ограничении родительских прав. Данное положение, с одной стороны, существенно снижает возможность произвола со стороны сотрудников опеки, а с другой — зачастую делает невозможной защиту прав детей.

Дело все в том, что сам факт отобрания ребенка при наличии угрозы жизни и здоровью не является основанием для лишения или ограничения родительских прав (см ст.ст. 69 и 73 СК РФ). Более того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» судам следует учитывать, что лишение родительских прав является крайней мерой.

На практике это означает, что органом опеки и попечительства должна быть проведена длительная профилактическая работа, не давшая результатов. Однако в таких случаях орган опеки и попечительства не будет дожидаться наступления непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка и подаст иск в суд раньше. Кроме того, парадоксально, но факт, согласно тому же Постановлению Пленума ВС, в исключительных случаях, при доказанности виновного поведения родителя, суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей.

Например, родители жестоко обращались с ребенком, не кормили, бросали его одного дома голодным; орган опеки отобрал ребенка в силу угрозы жизни или здоровью, что было ДОКАЗАНО в судебном порядке, однако, несмотря на это, суд может вынести нерадивому родителю лишь… предупреждение, что и происходит все чаще и чаще…

Таким образом, орган опеки и попечительства фактически может отобрать ребенка у родителей только в том случае, если родители УЖЕ состояли на учете в данном органе, с ними проводилась соответствующая профилактическая работа, которая не дала своих результатов. В противном случае, суд откажет в удовлетворении иска о лишении/ограничении прав, а также вынесет частное определение о нарушении органом опеки и попечительства законодательства, кроме того представление о том же вынесет и прокурор, участвующий в деле.

Выше уже говорилось о том, что речь идет об отобрании ребенка у родителей. Вместе с тем, хочется рассмотреть конкретную ситуацию. Ребенок находится у бабушки, подруги родителей, крестной, и т.п. и т.д., приходит в дом сотрудник органа опеки и… что же будет? Если взрослый, присматривающий за ребенком, адекватен, не прикован к постели, не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и при этом поясняет, что все в порядке и родители доверили ему заботиться о ребенке какое-то время, то оснований для вмешательства органа опеки нет. В противном случае (взрослый неадекватен, болен, пьян и т.п. или сообщает о том, что ребенок ему не нужен, заниматься его воспитанием он не хочет, а родители за ребенком не приходят и где они – взрослый не знает), Органом Внутренних дел составляется акт о доставлении подкинутого ребенка, что не является отобранием.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина считает, что действующая схема защиты детей устарела.

«Ребёнка из привычной среды без согласия забирают якобы для спасения. При угрозе жизни и здоровью необходимо в первую очередь помочь, а уже потом принимать экстренные меры, если они необходимы. Но зачастую они и не требуются. Эта мера использовалась как политический инструмент и является сомнительным способом защиты», — считает Мизулина.

Как рассказала RT сенатор, механизм изъятия детей из семьи был введён большевиками в 1926 году как способ разрушения буржуазной семьи, если родители неправильно готовили ребёнка к социальной деятельности.

«Семейный кодекс — единственный, который не подвергался системным изменениям с 1995 года. Поскольку Россия сейчас идёт по пути стратегии сбережения, то необходимо новое, современное законодательство. Семьи нуждаются в помощи, а не в наказании», — считает Мизулина.

Читайте также:  У меня дача – какие налоги я обязан платить?

По мнению сенатора, в изменённом кодексе, например, должно быть прописано приоритетное право родственников на усыновление, чего в данный момент нет.

«Сейчас создана сеть инфраструктуры с социальными центрами реабилитации, которая постоянно поддерживает максимальную наполняемость таких учреждений. Несмотря на это, количество изымаемых детей с каждым годом сокращается. Органы опеки стали действовать аккуратнее, но система всё равно даёт сбои», — констатирует Мизулина.

Слова собеседницы RT о сокращении изъятий подтверждаются статистикой. Так, по данным Росстата, в 2012 году были лишены родительских прав более 52 тыс. родителей. В 2017 году их число сократилось до 37,9 тыс. А вот количество родителей, которых ограничили в правах, возросло с 8,8 тыс. в 2012-м до 9,6 тыс. в 2017-м.

По официальной статистике Министерства просвещения РФ, в 2018 году органы опеки выявили 47 242 ребёнка, оставшихся без попечения родителей (сироты, а также дети из неблагополучных семей и те, чьи родители находятся в тюрьме или были признаны недееспособными по болезни), а в 2017-м — 50 201. Информация о том, сколько из них были в итоге изъяты, сколько возвращены назад родителям, а сколько переданы в приёмные семьи и детские дома, не раскрывается.

RT обращался в Министерство просвещения за официальной статистикой по изъятиям детей из семей, однако в течение двух недель ведомство такие данные не предоставило.

Опека должна действовать в интересах семьи

Эксперты, опрошенные RT, также считают, что законодательство должно быть изменено. По мнению юриста Юлии Чесалиной, для устранения проблем необходимо создать отдельное ведомство, так как в разных регионах полномочия опеки осуществляет соцзащита или управление образования.

Член Общественной палаты Элина Жгутова говорит, что для того, чтобы прекратить необоснованное изъятие детей из семьи, необходимо менять подход в идеологии заботы государства о детях: оказывать пусть и неблагополучным, но родным семьям поддержку большую или хотя бы равную той, которая положена приёмным семьям.

«Мы можем поменять Семейный кодекс, но система может к нему приспособиться. У нас поддержка приёмных семей в разы больше, чем в родных семьях. Приоритет финансирования — за приёмными семьями. Многодетные семьи у нас бедные, вот у них детей и отбирают», — считает Жгутова.

В Министерстве просвещения RT подтвердили, что и сейчас изымание детей из семьи возможно только как крайняя мера, когда жизни ребёнка угрожает опасность.

«Министерство ведёт непрерывную работу с регионами по повышению защиты прав детей, включая основополагающее право — право на семью, и соответствующие рекомендации доведены до всех субъектов Российской Федерации», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Эксперт Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации Елена Альшанская согласна с тем, что необходимо реализовать систему помощи родителям.

«Многие из них сами из детского дома, не очень справляются с бытом, имеют инвалидность или какие-то психологические заболевания, попали в сложную жизненную ситуацию. У родителей нет цели нанести ребёнку вред — они просто не понимают, что делают», — считает Альшанская.

По словам эксперта, уже сейчас у Минпросвещения в планах есть пересмотр положений Семейного кодекса, связанных с отобранием детей и лишением или ограничением родительских прав.

Пособия, на которые имеет право ребенок, ежегодно подлежат индексации и могут быть оформлены после установления опекуна. При оформлении опекунства над подопечным опекуну предоставляется разовая выплата, а после – ежемесячное пособие.

Как определяется сумма выплат при установлении опекунства? В каждой ситуации в индивидуальном порядке величина пособий зависит от многих составляющих и назвать конкретную сумму невозможно.

Формирование суммы выплат зависит от следующих факторов:

  • дееспособными ли являются биологические родители,
  • является ли ребенок инвалидом по здоровью,
  • каков возраст ребенка (выплаты осуществляются до достижения четырнадцати лет кроме детей-инвалидов),
  • где официально проживает опекун и ребенок.

Кроме финансовой помощи также есть ряд других льгот. Опекун может воспользоваться льготами, перечень которых зависит от места жительства и социальной политики в нем.

Добровольный отказ от родительских прав.

Существуют льготы, действующие на всей территории Российской Федерации:

  • скидка на оплату услуг Жилищно-коммунального хозяйства в размере 50%,
  • скидка в размере 100% на выплату налога на недвижимое имущество,
  • скидка в отношении налога на участок земли, находящийся во владении,
  • предоставление налогового вычета,
  • безвозмездное пребывание в санаторно-курортных учреждениях, предоставляемое по путевкам,
  • бесплатный проезд на общественном транспорте по месту постоянного проживания,
  • опекун вправе потребовать перехода на график с неполной занятостью у своего работодателя, а также обладает приоритетом при выборе графика отпусков перед другими работниками и имеет право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Учтите! С разрешения органов опеки и попечительства и при наличии согласия опекаемого опекун может распоряжаться его недвижимым имуществом для получения дохода. При этом не должна уменьшаться ни жилая площадь, ни составляющие этой недвижимости.

Осуществление контроля

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 содержит правила контроля над опекунами.

Для этих целей специализированные учреждения применяют следующие мероприятия:

  • плановые проверки,
  • внеплановые посещения.

Органы опеки и попечительства издают распорядительные документы об осуществлении плановых проверок, согласно которым проводится посещение всех опекунов.

Учтите! После оформления опекунства проверки производятся:

  • один раз в течение первого месяца,
  • один раз в течение трех месяцев за первый год,
  • один раз в течение шести месяцев все дальнейшие годы.

При появлении сообщений о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства вправе инициировать проведение внеплановой проверки. О таком мероприятии опекуна не предупреждают.

После посещения сотрудник учреждения создает акт обследования, второй экземпляр передается опекуну. В документе должны быть зафиксированы все замечания в отношении опекуна о ненадлежащем выполнении своих обязанностей по отношению к опекаемому ребенку. Если опекун не соглашается с документом, он может оспорить его в судебной инстанции.

Могут ли опекуны получить материнский капитал?

Дополнительным видом контроля над действиями опекуна является его отчет. Это документ, содержащий сведения о состоянии, сохранности и способах распоряжения имуществом опекаемого. Опекуну нет необходимости отчитываться за ежемесячные выплаты.

Отчет обязан включать в себя следующие сведения:

  • о состоянии имущественного комплекса (недвижимого имущества, транспорта, счетах, финансовых инструментах),
  • доход ребенка (пособие, пенсионные начисления, наследство, алиментные платежи),
  • расходы, понесенные в счет имущества опекаемого (ремонт недвижимого имущества, покупка объектов, стоимость которых более двадцати тысяч рублей, платное оказание медицинских услуг),
Читайте также:  Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке

Обратите внимание! Отчет должен быть предоставлен в органы опеки и попечительства каждый год, в срок до первого февраля. В случае оформления опеки по заявлению родителей лицу не устанавливается ежемесячная выплата. Но это не дает освобождения от предоставления отчета.

Комментарии к ст. 77 СК РФ

1 — 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Специфика применения указанной меры состоит в следующем:

а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;

б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;

в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 , органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;

———————————

Казанские ведомости. 2005. 30 дек. N 301/302.

д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:

— сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;

— временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии — в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).

Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства. В случае если опасность для ребенка исходит от приемн��х родителей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст. 12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

е) действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *