Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная тайна: работа с данными и их защита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общие правила допуска сотрудников к работе с секретными сведениями зафиксирован в статьях 21-26 Закона № 5485-1. Однако указанный вопрос является слишком важным, чтобы при его урегулировании было достаточно обобщенных правил, допускающих различные трактовки. Именно поэтому в целях уточнения процедуры допуска к работе на должностях, предусматривающих ознакомление со сведениями, относящимися к гостайне, было принято специальное Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63, которое в том числе утвердило четкую инструкцию по осуществлению допуска к таким видам работ.
Допуск к государственной тайне
Указанная инструкция представляет собой весьма объемный документ, в котором описывается не только сама процедура получения и оформления соответствующего допуска, но и приводится обширный список специальных форм, используемых для подготовки необходимых документов. Поэтому для того, чтобы получить представление об основных положениях этой инструкции, советуем вам прочитать нашу , в которой эксперт кратко подытоживает ключевые моменты этого документа.
Осторожно: государственная тайна!
Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.
Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной с государственными интересами, требует особого внимания.
На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» применительно к любым существующим правоотношениям.
Переоформление допуска к государственной тайне
О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.
Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:
- Особая важность.
- Секретно.
- Совершенно секретно.
Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:
- ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
- Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
- Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
- Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
- Объем золотого запаса.
- Правонарушения госучреждений.
Что не может являться государственной тайной?
С законодательной точки зрения нет каких-либо отдельных ограничений по типу информации, какая может являться государственной тайной, а какая не может. Однако есть исключения. Некоторые данные ни при каких обстоятельствах не могут быть засекречены. К таковым относятся сведения, касающиеся:
- чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- экологической безопасности;
- здравоохранения;
- санитарной безопасности;
- демографии;
- системы образования;
- культуры;
- сельскохозяйственной деятельности;
- уровня преступности;
- льгот, преференций, привилегий и каких-либо других послаблений, доступных для населения, должностных лиц, государственных и частных предприятий и компаний;
- фактов нарушения прав и свобод человека;
- состояния золотого запаса Российской Федерации;
- состояния имеющихся у Российской Федерации валютных резервов;
- здоровья граждан, занимающих высшие должности в государственном аппарате Российской Федерации (президент, премьер-министр, министры, военные и т. д.) — касаются только тех ситуаций, когда ущерб, нанесенный здоровью, имеет непоправимый характер;
- фактов нарушения действующего законодательства работниками государственных учреждений, включая сотрудников правоохранительных органов, дипломатических служащих, военных и т. д.
Кто не может быть ознакомлен с государственной тайной?
Действующим законодательством РФ предусмотрен специальный порядок ознакомления с государственной тайной. Им не может являться:
- несовершеннолетний гражданин;
- гражданин, не работающий в государственном учреждении или не проходящий службу в армии (кроме ситуаций, когда необходимость хранения секретной информации сохраняется уже после увольнения или выхода на пенсионное обеспечение);
- гражданин, имеющий судимость (включая погашенные).
Одним из этапов оформления допуска является прохождение медицинского осмотра. Гражданину будет отказано в ознакомлении с секретной информацией, если он страдает:
- психическими расстройствами (шизофрения, альцгеймер и т. д.);
- расстройствами настроения (клиническая депрессия и т. д.);
- расстройствами привычек и влечений (алкоголизм, наркотическая зависимость и т. д.);
- какой-либо формой умственной отсталости;
- всевозможными формами эпилептических расстройств.
Как оформить работнику допуск к государственной тайне
Место работы сотрудника является основным. Какие последовательные действия должны предпринять работодатель и работник при оформлении работнику допуска к государственной тайне? Оформление каких документов, внутренних локальных актов при этом необходимо (описать по очередности)? Должно ли быть прописано в трудовом договоре либо должностной инструкции работника, что у него должен иметься либо имеется допуск к государственной тайне? Какими законами и нормативными актами разъясняется этот порядок оформления допуска?
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-I) допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (далее — Допуск) осуществляется в добровольном порядке. При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к гостайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления Допуска в установленном порядке (п. 6 Инструкции. (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Постановление)).
Ограничения прав для осведомленных лиц
Законодатель определяет 2 категории лиц, по отношению к которым могут быть установлены ограничения:
- Допущенные к гостайне.
- Ранее допускавшиеся к гостайне.
Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.
Существуют такие виды ограничений в правах (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 24):
- Выезд за пределы государства. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.08.1996 № 114. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют.
- Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию.
- Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.
Порядок предоставления доступа к гостайне
Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:
- Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
- Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
- Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
- Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
- Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
- Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.
В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.
Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрав- соцразвития России от 26.08.2011 № 989н.
Медицинские противопоказания для допуска к государственной тайне дифференцированы на три группы. Группа 1. Психические расстройства и расстройства поведения:
Группа 2. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Группа 3. Болезни нервной системы (эпилепсия). |
Анкета подписывается претендентом и работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения.
Этап 5Оформление допуска к государственной тайне
Работники кадровых подразделений принимают непосредственное участие в подготовке материалов для оформления допуска к государственной тайне. С этой целью на них возлагаются следующие правомочия:
- Ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение таких норм;
- Сверять сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
- Уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
- Довести до гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне.
Работники кадровых служб должны подробно разъяснить гражданину нормы действующего законодательства, связанные с защитой государственной тайны, ознакомить его с нормами, предусматривающими ответственность за разглашение государственной тайны. Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что прекращение допуска к государственной тайне не влечет прекращения обязательств по защите государственной тайны. Также необходимо разъяснить ограничения, связанные с допуском.
Прежде чем поставить свою подпись и печать на анкете, следует сверить ее данные с документами проверяемого лица.
Остальную работу, связанную с допуском к государственной тайне, выполняют режимно-секретные подразделения, наличие которых является условием получения лицензии на осуществление работ с государственной тайной.
Порядок оформления допуска
Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 утверждает инструкцию, которая детально регулирует оформление допуска к государственной тайне. Обозначенный порядок включает следующие этапы:
- Предоставление необходимых документов (паспорт, трудовая книжка, военный билет, свидетельства о рождении, о заключении, расторжении брака, диплом об образовании и т. п., анкета, которая заполнена собственноручно, а также справка об отсутствии медицинских противопоказаний (как ее получить, расскажет Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н)).
- Ознакомление с законодательством о ГТ (п. 19 анкеты), чтобы претендент мог решить, сможет он выполнять работу, которая затрагивает ГТ, или нет.
- Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на временное частичное ограничение его прав (п. 21 анкеты).
- Осуществление проверочных мероприятий касательно претендента. Их проводят в отношении граждан, когда они получают первую или вторую допускную форму, третья допускная форма предполагает проведение таких мероприятий, только если есть сомнения в подлинности анкетных данных.
- Оформление допущения. В отделе защиты ГТ организации или властного органа оформляют допущение, подробно разъясняют человеку нормы законодательства о защите ГТ, об ответственности за ее разглашение, а также ограничения, связанные с допущением. Перед визированием и постановкой печати на анкету должностные лица сверяют указанную там информацию с документами проверяемого человека. Другая работа по допущению к ГТ выполняется режимно-секретными подразделениями.
- Решение о допущении относительно военнообязанных лиц (мобилизованных или призванных на военные сборы) принимает военный комиссар. Соответствующее решение относительно руководителей госорганов и госорганизаций принимают те, кто их назначил на свои должности, руководителям частных организаций доступ дает заказчик работ с применением данных из состава ГТ. В организацию, чей руководитель обладает нужным допущением, направляется письмо, заверенное печатью организации — оформителя допущения, где указаны допускные форма и номер, дата окончания проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, который проверял кандидата, и дата принятия соответствующего решения.
- Оформление обязанностей граждан, связанных с допущением, происходит через их отображение в контракте, если таковой заключен. В противном случае такие обязанности фиксируются в расписке.
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Законодательное регулирование
Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе «О государственной тайне» №5485-1 (1993), ст. 8.
Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:
- Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
- Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
- В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: «особая важность», «совершенно секретно» и просто «секретно».
- Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
- Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.
Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)