Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ростехнадзор разъясняет: Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предприятие, которое осуществляет дорожную перевозку опасного груза должно иметь консультанта по вопросам безопасности, который и организует безопасный перевозочный процесс опасного груза в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автотранспортом ДОПОГ. Для организации перевозки Вам необходимо знать точную информацию об опасном грузе. Точная информация о грузе (является он опасным или нет, свойства опасности, номер ООН, класс опасности, группа упаковки, является ли вещество опасным для окружающей среды (наличие или отсутствие маркировки) и т.д.), которая необходима для отправки, должна быть указана в Паспорте безопасности химической продукции на груз. Данный паспорт безопасности Вы можете запросить у производителя или заказать в организации, которая занимается экспертизой, разработкой и регистрацией паспортов безопасности на указанный груз. Аммиачная селитра (аммония нитрат), содержащая не более 0,2% горючих веществ, относится к опасным грузам (класса 5.1 окисляющие вещества, № ООН 1942) при ее перевозке автомобильным транспортом. Аммиачная селитра, содержащая более 0,2% горючих веществ, является опасным грузом класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) № ООН 0222. В зависимости от номера ООН будут предъявляться соответствующие требования к перевозке, в том числе к транспортному средству и документам.
Международные соглашения
Сейчас действуют несколько документов международного уровня, которые регулируют процесс транспортировки опасных грузов:
-
Оранжевая книга ООН;
-
Базельская конвенция;
-
Правила транспортировки радиоактивных веществ, разработанные Международным агентством атомной энергетики;
-
Конвенция гражданской ответственности за нанесённый ущерб в ситуациях, связанных с перевозкой опасного груза;
-
Соглашение о межгосударственных перевозках разрядного и опасного груза, используемого странами СНГ.
Чтобы осуществлять грузоперевозки опасных веществ, необходимо получить специальное разрешение в Ространснадзоре. Форма документа едина, но предусматривает два варианта перевозок:
-
Однократный. Разрешение дается только на одну грузоперевозку, которая проводится согласно маршруту и специфике перевозимых товаров.
-
Многократная. Выдается для совершения нескольких одинаковых доставок. Обязательное условие – соблюдение единых качественных и количественных характеристик, а также одинакового маршрута. Действует в течение 6 месяцев.
Если схема доставки или категория товара меняются, то перевозчик обязан получить другое разрешение.
В заявлении необходимо указать следующую информацию:
-
Полное наименование компании, которая будет заниматься перевозкой опасного груза.
-
Контакты и адрес фактического расположения компании.
-
Класс опасности согласно международным стандартам.
-
Характеристики груза (габариты, вес, тип упаковки).
-
Тип транспортного средства.
-
Контакты отправителя и получателя груза.
-
Подтверждение указанной категории товара.
-
Договор между владельцем груза и транспортной компанией.
-
Товарно-транспортная накладная (3 копии).
-
Документ о проведении специального инструктажа касательно особенности перевозки опасных грузов.
- Допуск к осуществлению международных грузоперевозок.
Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение
Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:
- Провести инструктаж водителей;
- Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
- Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;
Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.
Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:
- Характеристики опасных веществ;
- Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
- Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
- Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
- Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.
ДОПОГ изменения с 2018 года
Тем не менее краткий обзор изменений две тысячи семнадцатого года, которые касаются правил перевозки различного рода опасных грузов автомобильным транспортом, мы все же приведем.
Во-первых, существенным образом возросло количество государств, которые являются участниками Европейского соглашения о дорожной перевозке различного рода опасных грузов. Так, например девятнадцатого октября две тысячи шестнадцатого года в этот список была включена Грузия. С этой даты на соответствующие органы данного государства были возложены обязательства, которые предусмотрены Европейским соглашением о дорожной перевозке различного рода опасных грузов.
Во-вторых, статус опасных грузов получили транспортные средства, которые перевозятся с находящимся в их баках топливом или же с находящимся в их баллонах газами. Однако в своем подавляющем большинстве правила перевозки транспортных средств автомобильным транспортом остались неизменными.
В-третьих, изменения коснулись положений о перевозки различного рода топлива в топливных баках.
Добровольная отчетность организаций. Расчет косвенных выбросов ПГ
Стоит отметить, что расчет парниковых газов по методическим указаниям приказа Минприроды РФ от 30.06.2015 № 300 содержит лишь информацию о прямых выбросах ПГ компании. Иными словами, сюда включены лишь выбросы ПГ от собственных источников организации.
Фактический объем выбросов организации оказывается на деле гораздо больше: кроме прямых выбросов у компании есть и косвенные, связанные со стадиями создания продукции и цепочками поставок.
Для обозначения диапазона процессов, которые вошли в оценку и расчет выбросов парниковых газов, используют понятие охват (scope).
- Прямые выбросы ПГ (Scope 1) — выбросы ПГ от собственных источников организации (т.е. от источников, которые принадлежат или контролируются организацией)
- Косвенные энергетические выбросы ПГ (Scope 2) — выбросы ПГ, связанные с потреблением организацией энергии из внешних источников;
- Прочие косвенные выбросы ПГ (Scope 3) — все остальные выбросы ПГ, которые так или иначе связаны с осуществлением организацией хозяйственной и иной деятельности.
Хлор имеет обозначение Cl и в естественных условиях является ядовитым газом желтой окраски с зеленым оттенком, резко пахнет и имеет сладко-металлический привкус. Согласно ДОПОГ классифицируется как опасное вещество 2 класса.
№ 00Н -1О17 К0Д: 2T0C — Сжиженный газ ядовитый, окисляющий, разъедающий.
- Перевозка хлора осуществляется в баллонах защитного цвета с зеленой полоской, а так же в контейнерах.
- Транспортировка жидкого хлора контейнерами возможна только при расположении этих контейнеров в один ряд с их жесткой фиксацией.
- Перемещение пустой тары из под хлора тоже является транзитом груза повышенной опасности и подчиняется правилам транспортировки баллонов.
- Перевозка хлора автомобильным транспортом совместно с другими горючими веществами категорически запрещена.
- Перевозка жидкого хлора выполняется газовозами.
- Цистерны, необходимые для перевозки хлора имеют двухслойное усиленное строение.
ДОСТАВКА ГАЗА В БАЛЛОНАХ
Наполненные газом баллоны представляют собой взрывоопасные предметы, которые могут нести угрозу жизни людей и окружающей среде, а значит доставка газа в баллонах является перевозкой опасных грузов. Согласно правилам перевозки опасных грузов перевозка баллонов с газом обязана выполняться специализированным автотранспортом, а управлять им может только человек, прошедший обучение и получивший свидетельство ДОПОГ на водителя.
Доставка газа в баллонах зависит от типа газа, так как для каждого есть свои правила перевозки, например не допускается перевозка газовых баллонов с кислородом и пропаном в одном транспортном средстве. Доставка газовых баллонов пустых — это то же опасная перевозка. Общие правила для перевозки газовых баллонов выглядят так:
- Перевозка баллонов с газом автотранспортом обязана выполняться на автомобилях с рессорами лежа в том случае, когда между сосудами наличествуют прокладки.
- Демпферами могут быть либо бруски из дерева с отверстиями под емкости, либо кольца из резины или веревки, толщина более 25 мм, которые имеют функцию препятствовать соударению баллонов.
- Баллоны должны располагаться вентилями направленными в одну сторону.
- Допускается доставка газа в баллонах стоя, если они находятся в специальных транспортировочных контейнерах или связках, имеют прокладки либо присутствует ограждение, препятствующее их падению или контакту между собой.
- В процессе доставки газовых баллонов следует избегать их внешнего нагрева.
- В каждом правиле бывают исключения, так и ДОПОГ определяет максимальное количество баллонов, транспортировка которых не считает опасной перевозкой.
- Каждому газу соответствует определенная окраска баллона и надпись на нем. Ниже приведены требуемые соответсвия:
Требования к таре при морской перевозке
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:
- Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
- Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
- Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.
Согласование маршрута транспортировки ОГ
В некоторых ситуациях перед согласованием маршрута необходимо получить разрешение ДОПОГ на перевозку опасного груза. Это необходимо сделать в следующих случаях:
- транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
- маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
- перевозимый груз является особо опасным.
В таких случаях чаще всего должно назначаться сопровождение, решение о котором принимается Ространснадзором.
Для перевозки всех опасных грузов, кроме грузов классом опасности 9, необходимо согласование маршрута транспортировки с отделением ГИБДД пункта отправки данного груза. Для согласования необходимо соблюдать определенны правила при планировании маршрута перевозки:
- маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
- транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
- в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.
Маршрут должен быть подготовлен в 3-х экземплярах (для водителя, для компании, для ГИБДД).
2.5.1. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.
2.5.2. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:
— сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;
— инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей;
— внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;
— наблюдение за погрузкой и креплением груза;
— соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;
— организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;
— сдача грузов по прибытии на место назначения.
2.13.1. Организации — грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.
2.13.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.
2.13.3. В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.
2.13.4. В случае дорожно — транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.
2.13.5. Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).
2.13.6. Действия аварийной бригады на месте происшествия аварии или инцидента включают:
— обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;
— оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
— обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;
— проведение дезактивации, дезинфекции;
— обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты;
— оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.
Для каких веществ нужен допуск на транспортировку
Список таких веществ собран в «Перечне допустимых опасных грузов для перевозки в России». Список можно найти как Приложение №7.3 к Приказу Минтранса №73 от 08.08.1995 года.
С подробной классификацией можно ознакомиться в нормативном документе ГОСТе 19433-88. Деление зависит от безопасности груза, его упаковки, условий хранения и транспортировки, надежности и так далее. Самым опасным считается 1 класс, а 9 класс опасности – самый «безопасный» из списка.
Законодательно определены девять категорий:
Класс | Что относится |
Девятый | Иные потенциально опасные вещества |
Восьмой | Едкие и коррозийные вещества |
Седьмой | Радиоактивные материалы |
Шестой | Ядовитые и инфекционные вещества |
Пятый | Окисляющие вещества, органические пероксиды |
Четвертый | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся (аммиачная селитра, битум, трансформаторного масла) |
Третий | Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, дизельное масло, керосин, клей, мазут) |
Второй | Газы в твердой или жидкой форме (кислородные баллоны) |
Первый | Взрывчатые материалы |
Перевозка осуществляется с учетом класса и подкласса, для чего создана специальная таблица. Основная группа содержит в себе перечень веществ, которые однотипны по виду опасности.
Второстепенная группа содержит вещества, объединенные на основании двух и более видов опасности.
Очень многие химические вещества могут вступать в реакцию друг с другом с выделением токсичных газов и тепла. Поэтому, на борту судна важно безопасно разместить груз, с тем, чтобы избежать возможного смешения опасных грузов и их паров. Глава VII СОЛАС 74 требует, чтобы грузы, химически несовместимые, были изолированы друг от друга. По требованию этого правила, грузы должны быть расположены таким образом, чтобы исключить их взаимодействие в случае разлива, россыпи или повреждения упаковки. На практике такое разделение груза достигается размещением его в разных грузовых помещениях или отсеках, а также расположением грузов на некотором расстоянии друг от друга.
Кодекс предусматривает 4 стандартных вида сегрегации:
- Away from — на удалении
- Separated from — отдельно от
- Separated by a complete compartment or hold from — отдельно, через целое помещение или трюм.
- Separated longitudinally by an inverting complete compartment or hold from – отдельно, на удалении, через целое помещение или трюм.
Но размещение упаковочных мест на сухогрузе, отличается от их размещения на контейнеровозах или судах Ро-Ро. Поэтому Кодекс ( в разделе 15) дает следующие рекомендации по разделению грузов:
- Разделение упаковочных мест
- Разделение контейнеров на борту контейнеровозов
- Разделение трейлеров на борту судов Ро-Ро
- Разделение груза на лихтерах и лихтеровозах.
- Разделение опасных грузов в паковке и перевозимых навалом.
Тип сегрегации грузов зависит от того, на каких судах осуществляется их перевозка и каким образом осуществляется подготовка грузовых мест. Если Кодекс предусматривает любой тип сегрегации для грузов, то не следует размещать их в одном контейнере или трейлере. Исключение составляют грузы, которые требуют сегрегации «AWAY FROM», и их перевозка в одном транспортном месте одобрена компетентной органнизацией.
Рассмотрим пример:
Фрахтователь требует погрузить в один контейнер ETHYL CHLOROACETATE (UN1181), токсичную жидкость класса 6.1, выделяющую горючие пары (вторичная опасность класса 3), и ALUMINIUM CARBIDE (UN1394), который классифицируется как 4.3 ( опасность при контакте с водой). Поскольку фрахтователь – человек грамотный, он проверил требования по сегрегации данных грузов по таблице 15.1 Кодекса. В ячейке таблицы на пересечении
Классов опасности стоит «Х», на индивидуальных страницах Кодекса для данных грузов нет никаких специфических требований по их сегрегации. Все в порядке?
Да, используя таблицу 15.1 и используя для входа в неё основной класс опасности для каждого груза, мы найдем в месте пересечения знак «Х» — не требуется сегрегации.
Если же проверить требования по сегрегации, используя вторичный класс опасности первого груза (3) и класс опасности второго груза 4.3, то в ячейке таблицы будет указано «1» — ну удалении друг от друга.
И как указывалось выше «…ПОГРУЗКА ТАКИХ ГРУЗОВ В ОДИН КОНТЕЙНЕР МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНА ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
Так что для нашего случая, погрузка вышеуказанных грузов в один контейнер ЗАПРЕЩЕНА.