Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нововведения по транспортному налогу в 2023 году для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Что будет, если не заплатить транспортный налог
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Как сделать правильный выбор
Выбор системы НО не может быть случайным. Учитываются основные хозяйственные и организационные факторы, непосредственно влияющие на процесс производства:
- что организуется — юрлицо или ИП;
- какой конкретной деятельностью будет заниматься КФХ;
- сколько работников в КФХ;
- основные контрагенты КФХ, их налоговые режимы и особенности;
- стоимость активов КФХ;
- влияние сезонности производства на объем получаемого дохода;
- особенности налогообложения в регионах, возможность использования льготной ставки налога для сельхозпроизводителей;
- необходимость и возможность подтверждать расходы документально.
Здесь необходимы некоторые пояснения. Правовой статус фермерских хозяйств в России таков, что они могут существовать в форме юрлица и без нее. ФЗ-74 от 11/06/03 определяет КФХ как семейное объединение, занимающееся сельскохозяйственной деятельностью и работающее без образования юрлица.
ГК РФ предусматриваетв связи с этим уже две возможности:
- без образования юрлица (ст. 23 п. 5);
- с образованием юрлица (ст. 86.1).
Какая продукция относится законодателем к сельскохозяйственной, можно узнать из правительственного постановления №458 от 25/07/06, а виды, соответствующие возможным видам деятельности фермерского хозяйства, содержит справочник ОКВЭД (р. А). Речь идет не только о производстве соответствующей продукции, но и ее продаже, переработке, хранении, перевозке.
Членами КФХ могут быть члены одной семьи или нескольких, связанных родственными узами (не более трех семей). Имеется возможность привлекать посторонних лиц, не более 5 человек. Создать КФХ может и один человек. Глава КФХ имеет статус индивидуального предпринимателя.
Особенности налогообложения подсобных хозяйств
Личные подсобные хозяйства граждан (ЛПХ) предназначены для обеспечения сельскохозяйственной продукцией владельца хозяйства – физического лица, а также членов его семьи, проживающих совместно с ним на территории ЛПХ.
Владельцу подсобного хозяйства необходимо уплачивать два вида налогов:
- Земельный налог;
- Имущественный налог.
Доходы от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве, не подлежат налогообложению, согласно п. 13 ст. 217 НК РФ, при следующих обстоятельствах:
Площадь земельного надела для ЛПХ не превышает 50 соток;
- Владелец ЛПХ не использует труд наёмных работников;
- Владелец ЛПХ имеет документ о регистрации подсобного хозяйства.
Налог на выкупленный транспорт
В проекте изменений в Налоговый кодекс также прописаны детали по оплате налога за транспорт, который был взят в аренду или лизинг, а затем – выкуплен у старого владельца, но до сих пор не зарегистрирован в ГАИ.
Отметим, что право собственности на автомобиль, являющийся предметом лизинга, переходит к лизингополучателю с даты исполнения им в полном объеме обязанностей по договору лизинга и оформляется актом передачи права собственности на предмет лизинга.
Предположим, физлицо по договору, заключенному в 2018 году, взяло у организации-лизингодателя легковой автомобиль в лизинг с правом выкупа. Договор лизинга исполнен в 2021 году, право собственности на автомобиль перешло к физлицу, но новый владелец не обратился в ГАИ за регистрацией за собой транспортного средства. В таком случае в 2021 и 2022 году плательщиком транспортного налога признавалась организация, ранее бывшая лизингодателем, а в 2023-м году платить придется физлицу-собственнику.
Льгота по транспортному налогу для глав кфх
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2010 г. N ЯК-07-3/281@
ГАРАНТ:
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФНС России, настоящее письмо является обязательным для применения налоговыми органами
Вопрос: Об отдельных вопросах налогообложения крестьянско-фермерских хозяйств.
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем (далее — сельхозпроизводитель) в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 1 Закона N 74-ФЗ, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Для сельхозпроизводителей нормами НК РФ предусмотрен специальный налоговый режим — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — далее ЕСХН) (п. 1 ст. 346.1, п. 1 ст. 346.2 НК РФ). Переход на уплату ЕСХН является правом организации или индивидуального предпринимателя, в том числе фермерского хозяйства, являющегося сельхозпроизводителем, и осуществляется в добровольном порядке (п.п. 2, 5 ст. 346.1 НК РФ). Смотрите также письмо ФНС России от 30.09.2010 N ЯК-07-3/281@.
В целях применения ЕСХН фермерское хозяйство признается сельхозпроизводителем, если оно производит сельскохозяйственную продукцию, осуществляет ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализует эту продукцию. При этом должно соблюдаться условие, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) фермерского хозяйства доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (п. 3 ст. 346.2 НК РФ). Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458.
Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ при применении ЕСХН фермерское хозяйство, созданное в качестве юридического лица, освобождается от уплаты следующих налогов*(1):
— налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);
— налога на имущество организаций.
Если фермерское хозяйство создано без образования юридического лица, то глава фермерского хозяйства освобождается от уплаты:
— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением НДФЛ, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);
— налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).
Фермерское хозяйство, являющееся плательщиком ЕСХН, не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ) (письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-07-11/118).
Иные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками ЕСХН в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ (письма Минфина России от 12.10.2010 N 03-11-06/1/24, от 10.02.2009 N 03-11-09/44). Также плательщики ЕСХН не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов (п. 4 ст. 346.1 НК РФ).
ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке (6%) процентная доля налоговой базы, которая определяется как денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6, ст. 346.8, п. 1 ст. 346.9 НК РФ).
Не вправе переходить на уплату ЕСХН лишь организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в п. 6 ст. 346.2 НК РФ, а именно:
— занимающиеся производством подакцизных товаров;
— организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
— казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Кто платит транспортный налог?
В соответствии с нормами art.8 Закона о местных налогах и сборах (далее – Закон), транспортный налог взимается за:
- Грузовые автомобили с максимально допустимой массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн.
- Грузовые автомобили с максимально допустимой массой, равной или превышающей 12 тонн.
- Седельные и балластные тягачи, приспособленные для использования совместно с полуприцепом или прицепом с максимальной полной массой автопоезда от 3,5 тонн до 12 тонн.
- Обозначенные в предыдущем пункте тягачи с максимальной общей массой состава транспортных средств, равной или превышающей 12 тонн.
- Прицепы и полуприцепы, которые вместе с автотранспортным средством имеют разрешенную общую массу от 7 тонн до 12 тонн, за исключением связанных исключительно с сельскохозяйственной деятельностью, осуществляемой плательщиком сельскохозяйственного налога.
- Прицепы и полуприцепы, указанные в п.5, которые вместе с автомобилем имеют максимально допустимую массу, равную или превышающую 12 тонн.
- Автобусы.
Пункты 1 – 6 специально разнесены по массе, так как для каждой из этих категорий свои особенности уплаты налога на ТС – к этому мы еще вернемся далее.
Плательщиками налога на транспортные средства, на которые распространяется налоговое обязательство, являются физические и юридические лица – собственники вышеуказанных транспортных средств (art.9 Закона).
Владельцами ТС, а, следовательно, и налогоплательщиками транспортного налога, также являются:
- организационные единицы, не являющиеся юридическими лицами, для которых зарегистрировано транспортное средство;
- зарегистрированные владельцы транспортных средств на территории Польши по поручению иностранного физического или юридического лица польскому юридическому лицу.
Как рассчитать транспортный налог для юридических лиц
Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц регламентируется ст. 363 НК РФ. В отличие от физлиц, у которых нет необходимости рассчитывать размер транспортного налога самостоятельность, на организации такая обязанность возложена. Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2023 году производится для каждого ТС путём отнесения его к соответствующей категории и умножения значения ставки на величину налоговой базы.
Еще одно отличие порядка исчисления налога для физ- и юрлиц заключается в том, что размер налога для юрлиц определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Физлица оплачивают транспортный налог единовременным платежом.
При расчёте налога для легковых автомобилей применяются повышающие коэффициент Кп (ч. 2 ст. 362 НК РФ):
- 1,1 при стоимости машины от 3 млн до 5 млн руб и возрасте до 3 лет;
- 2,0 при стоимости машины от 5 млн до 10 млн руб и возрасте до 5 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 10 млн до 15 млн руб и возрасте до 10 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 15 млн руб и возрасте до 20 лет.
В общем случае формула расчета транспортного налога для одного ТС выглядит следующим образом:
Сн = Нс х Нб х Кв х Кп – Нл – Ап, где
- Сн – сумма налога к уплате;
- Нс – налоговая ставка;
- Нб – налоговая база, выраженная в л.с. или других единицах измерения;
- Кв – коэффициент владения (рассчитывается по числу месяцев, в течение которых ТС находилось во владении юрлица в налоговом периоде);
- Кп – повышающий коэффициент;
- Нл – размер налоговых льгот;
- Ап – сумма авансовых платежей.
Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах
1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:
- налог — не позднее 1 марта следующего года;
- авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.
2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.
3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.
1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.
2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.
А.Е. Крайнев, налоговый юрист
Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.
Где:
- Москва;
- Московская область;
- Татарстан;
- Калужская область.
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.
Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.
Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.
Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Параметр | Традиционная упрощенка | Новый проект |
Ставка |
6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов 8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата |
8% от доходов, 20% от доходов минус расходы |
Минимальные отчисления | 1% | 3% |
Штат | До 130 чел. | До 5 чел. |
НДФЛ |
13% 15% (ведет бухгалтерия) |
— |
Доходный максимум | 200 млн руб. | 60 млн руб. |
Льготы от регионов | Есть | Нет |
Расходы | Закрытый перечень | Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ |
Как можно уменьшить взносы | При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор | Снижается торговый сбор |
Рассмотрим два примера.
Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
Особенности уплаты земельного налога КФХ
Одним из основных пунктов затрат для фермерских хозяйств будет регулярная налоговая отчетность в отношении земельного участка. Всего выделяют два основных вида земельного налога для крестьянско-фермерских хозяйств: налог, уплачиваемый после покупки участка, и налог для КФХ.
Первый тип налога предусматривает предоставление определенных льгот при покупке земли учредителем фермерского хозяйства. Такая льгота составляет 13 % в сравнении с условиями приобретения участка для частного использования или строительства. Налог на приобретение земли фермер уплачивает единожды – непосредственно при ее покупке, но внесен может быть не сразу, а в течение первого года использования надела. При продаже земли на протяжении этого периода уплата налога на приобретение не потребуется.
Еще одна возможность, предоставляемая учредителям фермерских хозяйств государством и дающая им определенное преимущество – льготный коридор. Так называют период времени длительностью 5 лет, в течение которых в отношении уплаты налога на землю действует минимальная налоговая ставка. Фермер может использовать эту возможность максимально эффективно, обратившись к ней не сразу при открытии хозяйства, а чуть позже, когда предприятие войдет в фазу активной работы и даже после того как первая партия продукции будет произведена. Чтобы добиться такого результата, учредитель бизнеса может зарегистрировать предприятие как фермерское хозяйство только тогда, когда продукция будет готова к выпуску.
Льготный налог на землю для КФХ, в том числе порядок его уплаты и размер ставки, контролируется муниципальными и федеральными органами. При этом законодательство предусматривает единые нормы в отношении уплаты такого налога. К примеру, существует несколько ограничений в отношении размера налоговой ставки. По действующему законодательству, стандартный размер ставки для КФХ – 15 процентов от кадастровой стоимости участка. В некоторых случаях налоговая ставка для фермерского хозяйства не может быть выше, чем 0,3 процента его кадастровой стоимости. К этой категории в первую очередь относятся участки, причисленные землям сельхозназначения, перечни которых есть в региональных администрациях. Это же правило касается и земель, которые находятся в зоне, используемой для выпуска сельхозпродукции, а также наделы непосредственно в населенных пунктах, имеющих такое же предназначение.
Одна из важных норм, устанавливаемая законом, касается тех случаев, когда земельный налог может не уплачиваться частными лицами или организациями. Поскольку налогообложению подлежат те наделы, которые используются фермерами для получения прибыли, участки, эксплуатируемые на безвозмездной основе, могут не облагаться данным видом налога. Поэтому учредителям и главам КФХ следует знать, что осуществлять эти выплаты они могут только с того момента, когда предприятие начнет реализацию произведенной продукции.
Если глава КФХ применяет общую систему налогообложения, то он уплачивает:
- НДФЛ;
- НДС;
- земельный налог, если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, нет льгот по этому налогу;
- транспортный налог.
Порядок уплаты НДФЛ имеет некоторые особенности.
НДФЛ с доходов членов КФХ
С доходов, полученных членами КФХ от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.
По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.
Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
НДФЛ с доходов главы КФХ как предпринимателя
Поскольку глава КФХ является членом КФХ, то он тоже может использовать льготу по НДФЛ. То есть не платить этот налог с доходов от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ. Это возможно при условии, что такой льготой он пользуется впервые.
По истечении пяти лет глава КФХ платит НДФЛ с таких доходов в общем порядке, как и любой другой предприниматель.
С доходов, которые не являются доходами от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, глава КФХ платит НДФЛ также на общих основаниях. При этом есть исключения.
Не включайте в налоговую базу по НДФЛ:
- бюджетные субсидии;
- бюджетные гранты, полученные на создание и развитие КФХ, бытовое обустройство начинающего фермера, развитие семейной животноводческой фермы.
Это следует из статьи 207, пунктов 14, 14.1, 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
Кто может применять ЕСХН
Существует несколько категорий налогоплательщиков, которые могут применять ЕСХН.
Во-первых, организации и ИП, которые непосредственно производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Доход от такой деятельности, а также от оказания услуг сельхозпроизводителям должен составлять не менее 70 процентов от всех их доходов. К сельскохозяйственной продукции относят продукцию животноводства сельского и лесного растениеводства.
Полный список можно найти в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.
Во-вторых,компании и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, в частности, услуги:
- по подготовке полей;
- по посеву и выращиванию зерновых и плодовых культур;
- по обрезке фруктовых деревьев;
- по перегонке и выпасу скота и так далее.
Доля доходов от такой деятельности также должна составлять не менее 70% от общего дохода.
В-третьих, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе животноводческие, снабженческие, растениеводческие и другие. К ним также применяют правило о доходе.
В-четвертых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыболовецкие артели, осуществляющие рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Доля от продажи улова и рыбной продукции собственного производства должна составлять 70 процентов и более.
В-пятых,рыбохозяйственные организации и ИП, удовлетворяющие требованиям, установленным для рыболовецких артелей. Кроме того, их среднесписочная численность не должна превышать 300 работников.
Не могут применять спецрежим:
- компании и ИП, производящие подакцизные товары (исключение — подакцизный виноград, вино, виноматериалы собственного производства);
- бюджетные, автономные и казенные учреждения;
- компании, организующие и проводящие азартные игры.