Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на игорный — законодательство и судебные прецеденты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определения понятий, установленных подпунктами 1 — 6 пункта 1 статьи 366 НК РФ, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 244-ФЗ).
Правовое регулирование игорного бизнеса
Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.
Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).
Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.
Регистрация объектов налогообложения
Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.
ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.
Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.
Ответственность нерадивых плательщиков
Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:
- просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
- задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
- нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
- неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.
К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Налог на игорный бизнес с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 29 «Налог на игорный бизнес») и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес выступают организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Игорным бизнесом признается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Объектами налогообложения являются:
– игровой стол;
– игровой автомат;
– касса тотализатора;
– касса букмекерской конторы.
Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, указанных в ст. 369 НК (табл. 16.2).
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается в гл. 26.1 НК и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:
– налога на прибыль организаций;
– налога на имущество организаций;
– ЕСН.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:
– НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
– налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
– ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость:
– подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
– уплачиваемого в соответствии при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Иные налоги и сборы уплачиваются, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК и вводится в действие законами субъектов РФ.
С августа 1998 г. до 1 января 2003 г. ЕНВД для определенных видов деятельности относили к региональным налогам.
В настоящее время система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности рассматривается в качестве одного из видов специального налогового режима и урегулирована в гл. 26.3 НК.
Система налогообложения в виде ЕНВД отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством о налогах и сборах.
Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
– налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
– налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
– ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
– НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
– налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);
– ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов производятся налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.
НП. НДФЛ. Налог на игорный бизнес (элементы)
Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками признаются:1)российские организации;2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
- Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются:
- • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
- • для иностранных организаций, — свое исчисление.
- Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая
- налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
- Налоговые ставки различаются в зависимости от вида налогообложения (ст. 284 НК РФ):
- общая ставка для российских организаций, а также по доходам иностранных организаций, не связанным с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представителъство,- 20% (применяется в том случае, если доходы не подлежат налогообложению по иным ставкам);
- Налоговая ставка, установленная в размере 20%, распределяется в следующем порядке:
- • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
- • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
- Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Порядок исчисления налога и уплаты налога (ст. 286 НК РФ). Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентпая доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется:
1) по общему правилу налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа (налога) исходя из ставки налога и прибьmи, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода;
2) налоговым агентом, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода представяять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговыедекларации (налоговые расчеты) по итогам отчетного периодане позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующегоотчетного периода; по итогам налогового периода — не позднее28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В целях исчисления налога на прибьmь налогоплательщики обязаны вести налоговый учет. Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
НДФЛ. Налогоплательщиками признаются физические лица:
1) налоговые резиденты Российской Федерации – физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
2) лица, не явл. налоговыми резидентами (налоговые нерезиденты), но получающие доходы от источников в РФ.
- Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц является доход.
- • По виду дохода: 1) доход в денежной форме;2) доход в натуральной форме:3) доход в виде материальной выгоды.
- • По происхождению дохода:
- 1) доходы от источников в Российской Федерации;
- 2) доходы от источников за пределами Российской Федерации.
- Объект налогообложения дифференцируется в зависимости от категорий налогоплательщиков:
- • для налоговых резидентов- доход от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации;
- • для налоговых нерезидентов — от источников в Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются НК РФ в зависимости от статуса физического лица как налогоплательщика и от вида полученного дохода. Их размер может составлять 9, 13, 15 и 30%. Общая ставка составляет 13%;
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%,налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.
- Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговые вычеты не применяются.
- Налоговые вычеты — налоговые льготы: 1)стандартные; 2) социальные; 3) имущественные; 4) профессиональные.
- Порядок расчета и уплаты налога. Предусмотрено два способа расчета и уплаты налога:
- 1) у источника выплат. Этот способ в основном применяется при уплате налогов с заработной платы, где работодатели физического лица выступают налоговыми агентами;
Расчет налога на игорный бизнес
Отчитываться за деятельность по проведению азартных игр требуется ежемесячно. Организации обязаны самостоятельно исчислять налог и декларировать его.
Осуществлять уплату и отчитываться по налогу требуется ежемесячно не позднее 20 числа следующего налогового периода. Расчет платежа производится отдельно по каждому объекту. Общий полученный результат суммируется. При расчете используются ставки, действующие в регионе использования объектов налогообложения.
Пример. Организация осуществляет деятельность в Санкт-Петербурге по приему ставок. Среди объектов налогообложения ―2 пункта приема ставок букмекерской конторой и 2 процессинговых центра. Действующие ставки по данным объектам на территории Санкт-Петербурга равны 125 000 рублям за каждый. Требуется рассчитать сумму ежемесячного налога.
Решение. Для того чтобы узнать необходимую для ежемесячного перечисления сумму налога, ставку 125 000 рублей за единицу объекта умножают на количество самих объектов. В данном случае их число равно 4. То есть, по итогам месяца необходимо перечислить в бюджет 125 000*4=500 000 рублей.
На практике нередко встречаются ситуации, когда число объектов налогообложения меняется в течение одного расчетного периода (месяца). В таких случаях применяется 1/2 размера ставки по отношению к таким объектам при выполнении следующих условий:
- объект выбыл до 15 числа текущего месяца;
- объект установлен после 15 числа.
Льготы при расчете данного налога не предусмотрены.
Сколько нужно платить
Налоговые ставки на игорный бизнес регулируются статьей 369 НК РФ. Суммы варьируются от вида игровой деятельности:
-
за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 рублей;
-
за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
-
за один процессинговый центр тотализатора — от 25 000 до 125 000 рублей;
-
за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей;
-
за один пункт приема ставок тотализатора — от 5000 до 7000 рублей;
-
за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5000 до 7000 рублей.
Пример исчисления налога
Посмотрим на примере, как начислить налог по организации, занимающейся игорной деятельностью в Краснодарском крае. Предположим, у компании в собственности имеются 4 стола с одним полем для игр, 1 стол с 2 полями, 30 автоматов для игры и 3 букмекерские точки для приема ставок. В этом случае сумма налога на игорный бизнес исчисляется ежемесячно так (Закон Краснодарского края № 611-КЗ от 20.10.03 г.):
- Столы с 1 полем для игр – 4 х 250 000 руб. = 1 000 000 руб.
- Столы с 2 полями – 1 х 2 х 250 000 руб. = 500 000 руб.
- Автоматы для игры – 30 х 7500 руб. = 225 000 руб.
- Точки букмекерских контор – 3 х 7000 руб. = 21 000 руб.
- Итого сумма налога ежемесячно = 1 000 000 руб. + 500 000 руб. + 225 000 руб. + 21 000 руб. = 1 746 000 руб.
3.1 Совершенствование нормативно-
3.2Совершенствование нормативно-правового регулирования порядка исчисления величины налоговой обязанности при налогообложении игорного бизнеса……………………………………………………………
3.3Совершенствование нормативно-правового регулирования порядка обеспечения уплаты налога на игорный бизнес……………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Налог на игорный бизнес в 2021 году
Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:
- за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
- за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
- за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
- за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.
Порядок исчисления стандартен: налоговая база умножается на ставку. Нужно сначала определить количество объектов налогообложения по каждому типу отдельно, а затем умножить полученные результаты на ставку, установленную в данном регионе для таких атрибутов азартных игр. Полученные суммы складываются, образуя окончательный размер налогового платежа.
Все декларации на стадии камеральной налоговой проверки анализируются на выполнение утвержденных контрольных соотношений: логических и арифметических алгоритмов. Контрольные соотношения делятся на внутренние и междокументальные.
- Внутридокументальные контрольные соотношения — это проверка арифметических вычислений налогоплательщика при определении налоговой базы, суммы исчисленного налога, правильности применения налоговых ставок.
- Междокументальные сводятся к сопоставлению количества объектов налогообложения, указанных в декларации, и в информационном ресурсе «Журнал регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес», который ведется на основании представленных заявлений о регистрации (регистрации изменений) объектов налогообложения и выданных свидетельств.
^К началу страницы
Федеральная налоговая служба формирует открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Реестр лицензий ведется на электронных носителях, основанием для внесения соответствующей записи в реестр лицензий является решение, принятое Федеральной налоговой службой в установленном законом порядке.
Запись в реестр лицензий вносится в день принятия решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, выдаче дубликата лицензии, вынесении предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, о назначении проверки лицензиата, либо в день получения сведений о прекращении деятельности, либо в день вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
^К началу страницы
Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте до 31 декабря текущего календарного года. Этот план формируется на основе проектов, представленных органами федерального и регионального государственного надзора.
^К началу страницы
Проверка технического состояния игрового оборудования — это контроль состояния оборудования на соответствие его установленным нормам. Она может проводиться на плановой и внеплановой основе.
В случае обращения или жалобы посетителей игорных домов на некорректную или «недекларированную» работу оборудования, на нарушение права потенциального выигрыша, может быть назначена внеплановая проверка техсостояния игрового оборудования.
Такая проверка назначается и проводится должностными лицами налоговых органов в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой проверки. Распоряжение выносит территориальный налоговый орган, в котором состоит на налоговом учете организатор азартных игр.
В ходе такой проверки устанавливается:
- наличие Декларации о соответствии игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому автомату;
- проверяется соответствие данных игровых автоматов данным, указанным в Декларации, копий сертификатов, подтверждающих результаты экспертизы игровых программ, для установления отсутствия в них недекларированных возможностей по изменению технически заложенного процента денежного выигрыша;
- также проверяется значение технически заложенного среднего процента выигрыша, установленного в каждой игровой программе. Посредством сравнения значения процента, выведенного на экран меню настройки игрового автомата, со значением технически заложенного процента выигрыша, указанного в Декларации.
По итогам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах.