Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные инструкции медицинских специалистов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На практике не редко возникает вопрос: должен ли единоличный исполнительный орган и фактический руководитель медицинской организации иметь медицинское образование и профессионально разбираться в вопросах основной деятельности клиники или же ему достаточно быть способным администратором и разбираться непрофильных областях.
1.1. Заместитель главного врача по медицинской части относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется главному врачу.
1.2. На должность заместителя главного врача по медицинской части принимается лицо, имеющее высшее медицинское образование, послевузовскую подготовку и стаж работы по специальности не менее [значение] лет.
1.3. Заместитель главного врача по медицинской части должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
— правила внутреннего трудового распорядка учреждения и служебную документацию, регламентирующую его деятельность;
— организацию хозяйственной и финансовой деятельности учреждений здравоохранения;
— основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;
— статистику состояния здоровья населения;
— критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;
— организацию экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы;
— теоретические основы, принципы и методы диспансеризации;
— порядок составления графиков работы и расстановки медицинского персонала;
— теоретические основы и организации здравоохранения;
— организацию социальной и медицинской реабилитации;
— теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы;
— организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;
— медицинскую этику;
— психологию профессионального общения;
— основы педагогики;
— основы экономики, организации труда и управления;
— основы трудового законодательства;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.
В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.
Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации
Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.
Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.
В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.
Упоминание о должности уполномоченного по качеству в «Методических рекомендациях «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений», утвержденных Руководителем Росздравнадзора от 01.08.2008 г., имеет рекомендательный характер для аптек в учреждениях здравоохранения в части обеспечения качества лекарственных препаратов.
Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации
Осуществление обобщенной трудовой функции «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» — это одна из обобщенных трудовых функций, которая не вызывает сомнения в привлечении кадров с немедицинским образованием, но и она предполагает знание не только общих подходов к планированию деятельности организации, анализу финансово-хозяйственной деятельности, но и знание специфической, характерной только для здравоохранения, системы обязательного медицинского страхования, правил оказания платных медицинских услуг, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006, особенностей государственных закупок (указание в конкурсной документации лекарственных препаратов не по их торговым наименованиям, а по международным непатентованным наименованиям и т.д.).
При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.
Основные обязанности главной медицинской сестры
В зависимости от специфики лечебно-профилактического учреждения обязанности главной медицинской сестры могут быть разнообразными. Однако есть главные, общие для руководителей сестринской службы любого ЛПУ:
1. Работа со средним и младшим медицинским персоналом:
- рациональная организация труда сотрудников ЛПУ, расстановка персонала для решения задач подразделения
- отслеживание актуальности сертификации и аккредитации специалистов среднего звена, своевременное направление на обучение по переподготовке и повышению квалификации
- внедрение в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала
- оценка наличия документов, содержащих информацию о допуске сотрудников к медицинской деятельности
2. Выписка, получение, распределение, безопасное хранение медицинских препаратов, в том числе сильнодействующих и наркотических, перевязочных материалов, учёт их расхода
3. Контролирующая деятельность по следующим аспектам:
- работа среднего и младшего медицинского персонала по приему и выписке пациентов
- организация транспортировки пациентов внутри отделений медицинской организации, при вызовах скорой медицинской помощи
- выполнение средним медицинским персоналом врачебных назначений, квалифицированного ухода за пациентами
Другие обязанности главной медицинской сестры
Другие функциональные обязанности главной медицинской сестры, требующие внимания и рекомендуемые к включению в должностную инструкцию:
- обеспечение приемлемых условий труда для подчинённого медицинского персонала организации, в частности, предусмотренных, ТК РФ, коллективным договором и другими локальными документами
- проведение собеседования с претендентами на должности среднего и младшего медперсонала
- ознакомление вновь трудоустроенного персонала с локальными актами ЛПУ, внутренним трудовым распорядком, инструкциями по охране труда, пожарной инструкцией, должностной инструкцией сотрудника
- контроль соблюдения безопасных условий труда подчинённым медперсоналом, участие в работе комиссии по проведению СОУТ (специальной оценки условий труда), участие в работы системы охраны труда
- организация и проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля, организация и проведение профилактических санитарных мероприятий
- внедрение новых технологий организации трудового процесса, стандартизация работы медицинских сестёр
- социальная защита сотрудников, регулярный анализ на соответствие наименованию номенклатуры и списков для награждения, досрочной пенсии сотрудников
- контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в медицинской организации
- обучение подчинённых сотрудников действиям в чрезвычайных и аварийных ситуациях, контроль обучения оказания доврачебной помощи пациентам медицинскими сёстрами
- контроль выдачи медицинскому персоналу средств индивидуальной защиты, рабочей одежды (униформы) и обуви
- участие в организации периодических медицинских осмотров сотрудников медучреждения
- отстранение от работы сотрудников, не прошедших своевременно медицинский осмотр
- отстранение от работы сотрудников, находящихся в состоянии опьянения
- работа с лояльностью среднего и младшего медицинского персонала, повышение мотивации сотрудников
Эксперт КМП имеет право:
- получать для проведения экспертизы КМП необходимую медицинскую документацию;
- получать поступающие в учреждение нормативно-правовые и методические документы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе;
- запрашивать и получать от руководителей учреждения и его структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач и функций;
- осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений учреждения по вопросам экспертизы КМП, о результатах проверок докладывать руководству учреждения;
- давать предложения по персональному составу группы экспертов КМП учреждения;
- ходатайствовать о привлечении к экспертизе КМП экспертов другого клинического профиля;
- требовать от других экспертов КМП соблюдения требований действующих нормативно-правовых актов, порядка и сроков выполнения работ, правил оформления установленной документации;
- при работе в группе экспертов КМП излагать в экспертном заключении особое мнение, отличающееся от мнения других экспертов;
- получать и передавать во временное пользование другим экспертам КМП медицинские карты и иную медицинскую документацию для проведения экспертизы КМП;
- ходатайствовать об отводе эксперта КМП;
- инициировать проведение экспертизы КМП по отдельным случаям, тематических экспертиз КМП, метаэкспертизы КМП;
- представлять результаты проведенной экспертизы КМП на заседаниях врачебной комиссии, комиссии по изучению летальных исходов;
- вносить руководству учреждения предложения по совершенствованию экспертизы КМП, включая:
- проекты локальных нормативно-правовых актов и инструктивных документов, регулирующих порядок проведения и использования результатов экспертизы КМП;
- предложения по материальному и моральному стимулированию врачей, иных сотрудников, структурных подразделений учреждения по результатам экспертизы КМП;
- предложения по материальному стимулированию врачей и иных сотрудников, обеспечивающих проведение экспертизы КМП;
- участвовать в общеучрежденческих совещаниях и иных мероприятиях при рассмотрении вопросов экспертизы КМП;
- проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
- повышать свою квалификацию.
Эксперт КМП пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Руководитель отдела КМП несет ответственность за:
- своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
- организацию работы отдела, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений, поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов по своему профилю деятельности;
- рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
- состояние трудовой и исполнительской дисциплины в отделе, выполнение его работниками своих функциональных обязанностей;
- ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;
- предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
- сохранность врачебной, служебной и иной охраняемой законом тайны;
- соблюдение работниками отдела правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;
- готовность отдела к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативных правовых актов руководитель отдела КМП может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Организация взаимодействия сестринского и врачебного персонала
2.
Анализ взаимодействия сестринского и врачебного персонала на примере хирургического отделения Мурманской городской больницы В работе с кадрами хирургического отделения Мурманской городской больницы важное значение имеет грамотная расстановка кадров, выделение лидеров и делегирование им части полномочий, что способствует карьерному и профессиональному росту медицинского персонала, использование новых подходов в оценке и организации работы медицинских сестёр позволяет повысить качество сестринской помощи. Безусловно, контролирующие функции осуществляются и руководителями лечебно-профилактического учреждения, и заведующими отделениями. Таким образом, работа сестринского и врачебного персонала по обеспечению лечебно-охранительного режима во многом осуществляется совместно.
Для управления сестринским персоналом введена должность заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом и разработана его должностная инструкция. Заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом имеет высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», квалификация «менеджер», сертификат по специальности «Управление сестринской деятельностью» и высшую квалификационную категорию. В МГБ сохранена должность главной медицинской сестры, которую занимает специалист с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело», квалификация «менеджер».
Руководство в отделениях МГБ осуществляют 18 старших медицинских сестер. В своей работе они также руководствуются должностными инструкциями (Приложение 3). Средний возраст старших медицинских сестер — 42 года.
По своим функциональным обязанностям они непосредственно подчиняются главной медицинской сестре МГБ.
Повышенный уровень подготовки по специальности «Организация сестринского дела» имеют 66,7% старших медсестер, высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», квалификация «менеджер» — 5,5%.
В течение 2008 г. были подготовлены 2 старшие медицинские сестры на базе медицинского факультета Российского государственного университета им.
И.Канта леджа. Разработанная в больнице модель управления позволила повысить квалификацию сотрудников: 55,5% старших медсестер имеют высшую квалификационную категорию, 38,9% — первую.
В больнице работают 185 специалистов со средним медицинским образованием, 13 медсестер (6,5%) имеют повышенный уровень подготовки, 6 специалистов (3%) — высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело». Сертификат специалиста получили 74% медсестер.
За период с 2007 по 2009 г. увеличился приток молодых кадров: на работу приняли 28 специалистов, выпускников медицинского факультета Российского государственного университета им.
И.Канта. Снизилось количество уволившихся сотрудников. Большинство специалистов имеют стаж работы более 20 лет. Между заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом и главной медицинской сестрой МГБ разделены функциональные обязанности и определена ответственность каждого специалиста за выполняемый объем работы.
Врач-методист имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями
Приложение 4. Должностная инструкция врача-методиста городского организационно-методического отдела (центра)
к распоряжению Комитета
Должностная инструкция
врача-методиста городского организационно-методического
отдела (центра)
1. Общие положения
1.1. Врач-методист городского организационно-методического отдела (центра) (далее — Отдела) назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя базового учреждения по представлению заведующего Отделом.
1.2. Врач-методист осуществляет работу под непосредственным руководством заведующего Отделом.
1.3. Врач-методист должен знать руководящие документы, определяющие организацию лечебно-профилактической помощи населению (Законодательство РФ, приказы, инструкции, методические рекомендации, указания Минздрава РФ, Комитета по здравоохранению и др.), методические основы организации статистического учета и сбора информации в здравоохранении, статистического анализа материалов; основы трудового законодательства; основы делопроизводства; порядок оформления отчетной документации, требования к ведению медицинской документации в учреждениях здравоохранения.
1.4. На должность врача-методиста назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование, квалификационную категорию по специальности профиля Отдела или организации здравоохранения и опыт практической работы не менее трех лет.
2.1. Выполняет порученные задания качественно и своевременно.
2.2. Представляет руководителю Отдела индивидуальные планы работы и отчеты по их выполнению.
2.3. Проводит анализ эффективности функционирования учреждений здравоохранения, системы обязательного и добровольного медицинского страхования.
2.4. Готовит аналитические обзоры, доклады, информационные материалы на основе официальных статистических данных, результатов научно-практических работ.
2.5. Принимает участие в комиссиях по проверке государственных учреждений здравоохранения, готовит предложения по составу комиссий, срокам проведения проверок.
2.6. Разрабатывает и представляет руководству Отдела предложения, направленные на улучшение качества медицинского обслуживания населения Санкт-Петербурга.
2.7. Организовывает и проводит занятия по изучению и внедрению передового опыта работы по оказанию медицинской помощи населению.
2.8. Разрабатывает и внедряет инструктивно-методические материалы по профилю работы Отдела.
2.9. Готовит предложения при составлении перспективных планов развития отдельных служб системы здравоохранения, прогнозов и экспертных оценок.
2.10. Принимает участие в организации и проведении совещаний, конференций, съездов.
2.11. Обеспечивает методическое руководство организацией медицинского обслуживания населения путем внедрения инструктивно-методических материалов, проверки деятельности учреждений здравоохранения, подготовки предложений для принятия решений.
2.12. Организует работу по санитарно-гигиеническому просвещению населения.
2.13. Обеспечивает надлежащую сохранность служебной документации, соблюдение порядка при работе с документами для служебного пользования.
2.14. Подготавливает к печати материалы по данным аналитических исследований, результатам научно-практической работы.
2.15. Выполняет другие поручения заведующего Отделом.
Врач-методист имеет право:
3.1. Получать у заведующего Отделом медицинские отчеты, другие материалы и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.2. Вносить предложения заведующему Отделом по совершенствованию деятельности государственных учреждений здравоохранения на основе анализа материалов и результатов проверок.
3.3. Являться руководителем функциональной группы Отдела.
3.4. Систематически работать над повышением своей квалификации.
3.5. Замещать заведующего Отделом в случае его временного отсутствия (отпуск, командировка и т.д.).
Врач-методист несет ответственность:
4.1. За качественное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей.
4.2. За соблюдение правил внутреннего распорядка дня, противопожарных правил, правил техники безопасности.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заместитель главного врача по кадрам имеет право:
1. отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ему работниками;
2. участвовать в подборе и расстановке кадров в учреждении;
3. вносить предложения руководству учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников учреждения по своей деятельности;
4. вносить предложения по развитию и совершенствованию кадровой работы в учреждении;
5. запрашивать у руководства, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
6. принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются кадровые вопросы;
7. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
8. повышать свою квалификацию.
Заместитель главного врача по кадрам пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Врач-методист несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017г. №768н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Организация клинико-экспертной работы в ЛПУ
Клинико-экспертная работа (КЭР) в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) осуществляется в следующих целях:
Правила учета, оценки и анализа КЭР регламентированы приказом Минздрава России от 21.05.2002 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» и методическими рекомендациями N 2002/140 «учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений», разработанными в соответствии с вышеуказанным приказом (утверждены Минздравом России 20.12.2002 за N 2510/224-03-34).
Предпосылками для введения нового учета КЭР по форме N 035/У-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы в ЛПУ» явились:
Учетная форма N 035/У-02 является типовой:
С введением новых законов и подзаконных актов число экспертиз, проводимых в ЛПУ из года в год возрастает. Например, в МУ «Торжокская центральная районная больница» клинико-экспертная комиссия (КЭК) в год проводит более 11600 экспертиз (в среднем около 1000 в месяц).
Значительный рост объемов КЭР привел к росту числа учетных и отчетных документов, заполнение которых занимает основное время специалистов КЭК. В этом случае при ручном способе обработки информации на оценку дефектуры, системный анализ качества лечебно-диагностического процесса, разработку управленческих решений времени просто не остается, поэтому для оптимизации работы требуется внедрение автоматизированных технологий. Об обязательной их разработке и внедрении в практику работы ЛПУ указано и в приказе Минздрава России от 21.05.2002 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях».
В исполнение данного приказа МУ «Торжокская центральная районная больница» разработала программный модуль «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность» в виде автоматизированного рабочего места (АРМ) для заместителя главного врача по КЭР и интегрировала его в ранее действовавший комплекс «Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС» (рис. 1).
Проектирование программного модуля «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность» начали с разработки 3 (по видам экспертиз) протоколов:
При вводе протокола в АРМ «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность» получаем следующие выходные документы:
Экспертные случаи, разбираемые непосредственно КЭК, составляют незначительную долю от числа всех случаев временной нетрудоспособности. Автоматизированную экспертизу остальных случаев временной нетрудоспособности зам. главного врача по КЭР осуществляет по выходным таблицам программных модулей «Поликлиника», «Журнал учета больничных листков» и «Стационар» (рис. 1).
В этих программных модулях используется стандарт длительности лечения согласно Методическим рекомендациям Минздрава России от 21.08.2000 «Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах».
В электронный справочник диагнозов по МКБ-10 были введены стандарты числа дней пребывания на листке нетрудоспособности (далее ЛН) по каждой нозологической форме с учетом степени тяжести течения заболевания. ЭВМ осуществляет для эксперта выборку тех случаев временной утраты трудоспособности, в которых имелись отклонения от стандарта. При этом эксперт может осуществлять выборку в произвольной заданности как в абсолютных цифрах (днях), так и в процентах. В первом режиме ЭВМ отбирает те случаи, период длительности лечения которых превышал (или был занижен) значения стандарта на N число дней. Во втором режиме отбираются те случаи, период длительности лечения которых превышал (или был занижен) значения стандарта на N число процентов.
При вводе протокола в АРМ «Клинико-экспертная работа. Учет и отчетность» получаем следующие отчетные формы:
Персонифицированный учет, контроль и экспертизу дополнительного лекарственного обеспечения (всех льготных рецептов) для федеральных, региональных и муниципальных льготников осуществляется информационным блоком «Льготный рецепт» (рис. 1)
Единое программное обеспечение (для ЛПУ и аптечной организации) реализует требования приказа Федерального фонда ОМС от 30.12.2004 N 91 «Об организации информационного взаимодействия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан» и позволяет аптечному пункту и поликлинике получить всю необходимую учетно-отчетную и финансовую информацию и провести экспертизу. При этом осуществляется контроль перечисленных ниже позиций:
Утратил силу в связи с изданием приказа ФОМС от 02.11.2006 N 146.
Во-первых, осуществляется контроль за обоснованностью выписки лекарств и их соответствием: диагнозу обращения; курсовой дозе; стоимости; лекарственному формуляру на нозологию; утвержденному перечню лекарственных средств; дополнительному перечню (индивидуальным назначениям лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии).
Во-вторых, ведется учет выписки льготных рецептов. ЭВМ предупреждает, если рецепты выписаны на умерших и выбывших пациентов; на лиц, не состоящих в регистре; по дублю амбулаторной карты; по ксерокопированным рецептам; на лиц, срок действия льгот которых истек (дети до 3 лет, инфаркт миокарда до 6 месяцев и т.д.).
В-третьих, ЭВМ отслеживает и контролирует, на какие суммы пациент получил лекарственные препараты; число выписанных пациентам рецептов в разрезе каждой льготной категории; проводит сравнительный анализ цен по аптечным учреждениям, отпускающим медикаменты по льготному рецепту; осуществляет выборку тех рецептов, в которых наименование выписанного лекарственного средства в поликлинике, не соответствовало препарату, отпущенному в аптеке.
В-четвертых, программа позволяет отследить дублированный ввод льготных рецептов с одним и тем же номером, при предъявлении рецепта в различные аптечные учреждения города; по диапазону номеров рецептурных бланков установить попытку учета «виртуальных» рецептов (т.е. ввод в базу данных несуществующих рецептов); осуществить выборку тех пациентов, лечение которых при оказании амбулаторной помощи крайне дорого (врач-эксперт предложит лечение таким пациентам в условиях стационара как менее затратное).