Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит камеральная налоговая проверка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Форма подачи документов
По закону налогоплательщик должен передать ФНС копии документов: инспектор имеет право запросить подлинник только для ознакомления. В бумажной форме документы можно передавать лично, через доверенное лицо, заказным письмом с учетом следующих правил:
-
разные документы объединяют в подшивку (не более 150 листов в одном томе), если в одном документе более 150 листов, то его оставляют как есть, то есть не делят на тома;
-
каждую копию нужно заверить;
-
подшивка не должна мешать считыванию информации, то есть, нельзя затруднять доступ к реквизитам, датам, данным и пр.;
-
листы подшивки нумеруют, первый лист всегда начинается с единицы;
-
при прошивке концы нити выводят на оборотную сторону последнего листа, а в месте скрепления крепят бумажную наклейку с заверительной надписью;
-
заверительная надпись обязательно содержит должность, ФИО заверяющего лица, дату, количество листов (цифрой и прописью).
Как оспорить результат камеральной проверки
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Завершающая стадия камеральной налоговой проверки
Если налогоплательщик уделил достаточное внимание подготовке отчетности для ФНС, то фискальные органы примут ваши документы без каких-либо нареканий.
Это означает, что основания для проведения углубленной камеральной налоговой проверки отсутствуют. Следовательно, именно на этом этапе камеральная проверка в данном случае и заканчивается.
Налоговые органы в такой ситуации не составляют акта проверки, у них отсутствует обязательство уведомлять налогоплательщиков о ее завершении. Единственным исключением будет камеральная проверка по НДС, планируемому к возмещению.
Если же фискальные органы сомневаются в правильности или достоверности предоставленной документации (или у них возникли дополнительные вопросы), то это является основанием для проведения углубленной камеральной налоговой проверки.
Дальнейшие действия ФСН зависят от причин ее проведения. Иногда этот процесс осуществляется по формальным признакам — например, налогоплательщик заявляет льготы по НДС, предоставляет дополнительные разъясняющие документы и т.д.
В таком случае фискальные органы могут запрашивать у вас дополнительные пояснения, обращаться в банк для получения данных по расчетному счету. Делается это для того, чтобы убедиться в правильности и достоверности предоставленной информации или же выявить нарушения.
При обнаружении в ходе камеральной налоговой проверки ошибок, неточностей ФСН уведомляет об этом налогоплательщика и просит подтвердить заявленную информацию или предоставить корректную отчетность.
Если же причиной углубленной камеральной налоговой проверки были чисто технические ошибки, то фискальные органы попросят вернуться с пояснениями или внести корректировки.
Этапы камеральной налоговой проверки
Ниже опишем каждый этап проведения данной проверки:
- Вы сдаете декларацию в инспекцию.
- Данные из отчетности регистрируются в системе налоговой инспекции. Показатели отчета проходят автоматизированный контроль, проходят сверку контрольных соотношений.
- Если ошибки не выявлены, нарушений и противоречий нет – нет оснований для более детального изучения декларации. Считайте, что камеральная налоговая проверка завершена. Акт не составляется, решение не выносится.
- Если обнаружены противоречия, выявлены ошибки, инспектор направит вам требование, в котором попросит предоставить пояснения, информацию, подтверждающие документы или внести соответствующие исправления и направить корректировочный отчет.
- По результатам предоставленного пояснения (ответа) на требование, у инспектора не возникают вопросы – камералка завершена. Если, нет, то составляется акт (статья 100 Налогового Кодекса Российской Федерации). Данный акт направляется налогоплательщику.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Сроки проведения камеральных налоговых проверок
Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца.
По ряду налоговых деклараций устанавливается сокращенный срок проведения камеральных проверок. В частности, в отношении декларации по НДС такой срок составляет 2 месяца с момента подачи декларации. Данный срок, если ИФНС выявит в декларации какие-либо несоответствия и ошибки, может быть продлен до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если же речь идет о налоговой декларации по НДС, которую представляет иностранная организация, поставленная на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, срок камеральной проверки увеличивается до 6 месяцев.
Срок, отводимый на проведение проверки, отсчитывается со дня представления в ИФНС налоговой декларации/расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Представление дополнительных документов
Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. В частности, документы могут быть затребованы в случаях:
- в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
- при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).
Актом камеральной налоговой проверки оформляются результаты
Если в результате мероприятий выяснится, что компания нарушала действующее законодательство, а именно:
- Не уплачивала налоги;
- Занижала расходы;
- Необоснованно оформляла вычет;
- Несвоевременно предоставляла декларации и так далее.
Во всех этих случаях будет составлен акт проверки. На его составление отводится десять рабочих дней, подписывается он всеми проверяющими, а также тем человеком или представителем компании, в отношении которой осуществлялась проверка.
Акт содержит такие данные:
- Дату и нумерацию;
- Указание должностей и инициалов специалистов, которые осуществляли проверку;
- Наименование компании, которую проверяли;
- Дату начала и окончания проверки;
- Перечень всех мероприятий, которые проводились;
- Все выявленные правонарушения или ошибки;
- Итоги проверки;
- Рекомендации по устранению всех нарушений;
- Мера ответственности для виновных лиц.
Результат и возражения
Субъект хозяйствования, в отношении которого проводилась КНП, при несогласии с фактами, указанными в акте и с решением проверяющего, вправе его обжаловать. Разрешается:
- обратиться с жалобой в вышестоящий орган ФНС. Можно представить изложенные в письменном виде возражения по всему акту КНП в целом либо по отдельным его положениям. Кроме того плательщик налогов может вместе с данным возражением направить на рассмотрение в соответствующий налоговый орган также заверенные копии (либо оригиналы) документов. Они должны подтверждать, что возражения обоснованы;
- обращаться в арбитражный суд в случае несогласия с решением вышестоящего органа.
Камеральная налоговая проверка проводится с целью:
- Контроля за соблюдением НК РФ.
- Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
- Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
- Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
- Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
- Проверка правомерного использования льгот и вычетов.
Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:
- Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
- Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
- Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
- Выявление искаженной информации в отчетных документах.
- Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
- Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.
ФНС требует разъяснений: нюансы
ФНС может потребовать от налогоплательщика письменных разъяснений, если:
- В предоставленных декларациях есть ошибки или несоответствия сведений тем, что отражены в источниках ФНС.
- В предоставленных отчетных документах приведены некорректные расчеты.
- Комплектность предоставленных в ФНС отчетных документов не соблюдена налогоплательщиком.
В указанных случаях Налоговая служба вправе запросить у налогоплательщика дополнительные разъяснения и документы.
Требование предоставить разъяснения по факту проведения камеральной проверки налогоплательщика ФНС, как правило, отражает в специальном документе, которое передается проверяемому лицу:
- лично под расписку;
- по почте;
- через интернет (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке).
Как только налогоплательщик получит требования от ФНС — у него будет 5 дней на подготовку содержательного ответа по ними или же осуществления необходимых действий (например, предоставления в ведомство недостающих отчетных документов). Ответ ФНС может быть составлен в свободной форме и дополнен теми или иными документами, подтверждающими правомерность позиции налогоплательщика.
Стоит отметить, что никаких практических санкций за непредоставление в ФНС ответа по требованиям касательно разъяснений законодательством России не предусмотрено. Однако, выполнить просьбу налоговиков крайне желательно с точки зрения:
- избежания необоснованных доначислений по декларациям;
- избежания возможных санкций за непредоставление документов;
- сохранения лояльности ФНС в части взаимодействия по другим декларациям и расчетам.
Акт проверки камеральной проверки
При составлении акта камеральной проверки проверяющий должен соблюдать определенные требования:
- Акт составляется в двух экземплярах и обязательно содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;
- Акт подписывается налоговым инспектором, который проводил проверку и сам налогоплательщик, то есть, кто сдавал налоговую отчетность или расчет;
- Акт составляется в течение 10 дней с момента окончания проверки, в итоге которой были выявлены нарушения;
- Экземпляр налогоплательщика должен быть вручен налогоплательщику в течение 5 дней с момента его составления или его представителю.
Акт камеральной проверки состоит из таких частей как:
- Общая часть, где указываются данные самой налоговой, данные налогоплательщика;
- Описательная часть, то есть, прописываются все установленные факты нарушения;
- Итоговая часть, где налоговый инспектор подводить итог по выявленным правонарушениям, предложения по их устранению и ссылается на статьи, согласно которым прописывается ответственность да выявленное правонарушение в налоговом законодательстве.
Особенности камеральной налоговой проверки по НДФЛ
Одна из особенностей НДФЛ заключается в том, что он перечисляется работодателем, а не самим физическим лицом.
Как правило, особенности налоговой деятельности работника, изучаемой камеральной проверкой, руководителя волновать не должны. Тем не менее, это не всегда так. Не исключено, что данное физическое лицо получало какие-либо вычеты по месту своей работы. Соответственно, в связи с этим комиссия, осуществляющая камеральную налоговую проверку, будет иметь вопросы уже к самой организации.
В перспективе такая ситуация может привести к тому, что камеральная налоговая проверка будет предпринята уже в отношении самой организации, что приведёт к дальнейшей выездной проверке и создаст предприятию массу трудностей, если выявит какие-либо нарушения или подозрительные особенности.
Застраховаться от подобных ситуаций можно. Для этого рекомендуется в процессе камеральной налоговой проверки грамотно организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу.
Какие же особенности и процедуры помогут избежать претензий от камеральной налоговой проверки по налоговой деятельности предприятия? В первую очередь следует обратить внимание на внутреннюю документацию. Порядок получения налоговых вычетов должен быть строго регламентирован. Среди прочего, необходимо учесть, что заявление на такой вычет не является разовым и должно предоставляться налогоплательщиком каждый раз. В противном случае камеральная налоговая проверка будет иметь претензии к организации.
Чтобы избежать претензий от комиссии, участвующей в камеральной налоговой проверке, требуется иметь единый шаблон таких заявлений, содержащий ссылку на соответствующую статью Налогового кодекса, предусматривающую запрашиваемый вычет.
Не лишним будет требовать копии документов, подтверждающих право на такой вычет, на случай камеральной налоговой проверки.
Не стоит игнорировать и ещё одну особенность внутренней деятельности организации. Речь о реестре, где будут учитываться все налоговые вычеты, которые были предоставлены сотрудникам. Это сделает налоговые операции прозрачными для камеральной налоговой проверки, а также послужит хорошим аргументом в защиту организации, в том случае если комиссия обвинит её в занижении показателей по НДФЛ.
Нарушения по камеральным проверкам
Как мы уже ранее говорили, при обнаружении нарушений в рамках камеральной проверки, налоговый инспектор вправе требовать пояснений и исправлений ошибок.
Пояснения подаются письменно в свободной форме или в виде уточненной декларации. Срок подачи пояснений равен 5 рабочим дням.
Уточненные декларации подаются в форме идентичной изначальной декларации.
В ситуации, когда налогоплательщик сам обнаружил ошибку, он может подать уточненную декларацию не дожидаясь требования от налоговой службы.
Если в результате составления уточненной декларации сумма налога увеличилась, недоимку необходимо оплатить до ее подачи в ИФНС.