Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальный педагог — чтобы подружились индивидуум и социум». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данная специальность многофункциональна: человек должен разбираться в юриспруденции, правах человека, психологии, педагогике, дефектологии. Специалист сотрудничает с полицией, органами опеки, судами, учителями и родителями проблемных детей. Воспитанниками являются трудные дети, инвалиды, сироты, беженцы.
Сотрудник создает благоприятные условия для развития учеников, способствует их успеваемости, защищает права подрастающего поколения в обществе или семье. Социальный педагог добивается к себе доверительное отношение ребенка, выясняет, в чем заключается его проблема в поведении, депрессия, замкнутость или гиперактивность. Специалист проводит индивидуальную воспитательную и разъяснительную работу, помогает преодолеть психологический барьер, реализовать права, наладить отношения с коллективом и родителями.
Основные задачи социального педагога:
- Психологическая поддержка.
- Защита прав человека.
- Воспитательная и коррекционная работа с детьми с девиантным поведением.
- Изучение окружающей среды ребенка, его жизни и семьи.
- Распознавание отклонений.
- Социально-педагогическая помощь сиротам и инвалидам.
- Помощь в получении социальных выплат.
- Профориентационная работа с воспитанниками.
- Создание благоприятных условий для школьника в жизни или учебе.
- Предотвращение усугубления проблем детей.
- Организация культурной деятельности.
Особенности профессии
Многие дети подвергаются домашнему насилию и травле, они пребывают в состоянии постоянного стресса, проживают в ужасающих условиях, не получают полноценное питание, необходимый набор вещей и т. д. Эти ребята в перспективе могут страдать от поведенческих нарушений, что влечет за собой рост детской преступности. Всестороннюю помощь им оказывают представители органов социальной защиты населения.
Социальный педагог – один из таких специалистов, деятельность которого в первую очередь направлена на психологическую реабилитацию и юридическую помощь. Он общается с ребенком, определяет фронт работ и разрабатывает план мероприятий, направленных на:
- психологическую стабилизацию;
- развитие навыков, необходимых для жизни в социуме;
- корректирование поведенческих проблем;
- выявление талантов;
- защиту прав и свобод;
- организацию культурно-досуговой деятельности;
- обеспечение медицинской помощи в случае необходимости;
- профориентацию, позволяющую его подопечным найти свое призвание;
- трудоустройство.
Социальные педагоги умеют завоевывать расположение, подбирать слова и методы, которые помогают добраться до сути любой проблемы. Они применяют тестирование, анималотерапию, арт-терапию, психолого-педагогическую коррекцию и т. д. Социальные педагоги сталкиваются с приступами агрессии, отрицанием, угрозами. В сфере их интересов находятся дети с ограниченными возможностями, сироты, ребята из неблагополучных семей, жертвы буллинга или те, кто попал в сложную ситуацию.
В соответствии с проф стандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:
а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:
высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
При этом:
требования к опыту практической работы не предъявляются:
к педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Почему для получения дополнительного профессионального образования выбирают АБиУС?
- Качественные программы обучения, разработанные действующими профессионалами отрасли;
- Программы содержат только профильные дисциплины, что даёт возможность приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности.
- Программы подготовлены с учётом требований действующих профстандартов.
- Поступление без вступительных испытаний;
- Простая и понятная система дистанционного обучения;
- Взаимодействие по всем вопросам обучения с личным куратором;
- Доступная стоимость обучения (скидки, акции, рассрочка).
- Бесплатная отправка документов по почте России.
Работа социального педагога является сложной, требующей больших эмоциональных и физических нагрузок. Это достаточно востребованная профессия, однако найти свободную вакансию сложно в связи с большим количеством специалистов в данной сфере. Данная специальность не подразумевает карьерного роста.
Социальный педагог – это сложная, но востребованная профессия, требующая от сотрудника терпения и самоотдачи. Чтобы работать в данной сфере, необходимо получить высшее профильное образование. Основными задачами социального педагога являются оказание психологической помощи детям из неблагополучных семей, а также детям, имеющим проблемы с поведением, проведение социально-педагогической работы по адаптации воспитанников, преодоление психологического барьера и т.д. Специалист работает с детьми, их родителями, учителями, представителями полиции, органов опеки и пр., помогая создать максимально комфортные условия для подопечных.
Плюсы работы социального педагога — возможность помочь детям социализироваться и преодолеть бедственное положение. Это уважаемая, общественно значимая профессия, позволяющая при значительном стаже получать надбавки и льготы. Другие ее преимущества:
- интересная работа, связанная с постоянным движением, коммуникацией с разными слоями населения;
- возможность совмещать работу с другими занятиями (при наличии соответствующего образования) — можно заниматься психологическими консультациями, общественной, писательской деятельностью, вести онлайн-блог и монетизировать его и т.д.;
- достаточно простое трудоустройство благодаря востребованности профессии во всех регионах.
У работы социального педагога есть ряд минусов. Это профессия, связанная с постоянными психологическими нагрузками, моральным и физическим напряжением. График работы часто ненормированный, специалисту иногда приходится сталкиваться с агрессией со стороны воспитанников, их родителей. Другие опасности специальности — риск эмоционального «выгорания», перегрузок.
- Для родителей
- Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
- В чем суть работы
- Особенности работы
- Условия работы
- Требования к образованию
- Зарплата
- Ведущие профессиональные ценности социального педагога
- Принципы профессиональной деятельности социального педагога
Зачастую это документы, подтверждающие, что кандидат соответствует должности по своей квалификации. Также могут попросить:
- Медицинскую книжка, если должность требует от кандидата определённых показателей физического и психологического здоровья, а также, если должность связана с едой (официант, повар и т.д.).
- Водительское удостоверение.
- Иногородний соискатель представляет регистрацию по месту временного проживания.
- При устройстве соискателя, имеющего инвалидность, необходимо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии.
- Свидетельство о распределении (для молодых специалистов)
Также потенциальный работник оформляет и предъявляет нанимателю:
- заявление о приёме на работу;
Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:
Преимущества:
- Творческая работа.
- Систематическое развитие педагога.
- Возможность подрабатывать репетиторством.
- График работы. Зачастую учителя работают лишь в первой половине дня.
- Отпуск 2 месяца.
- Возможность карьерного роста.
Недостатки:
- Маленький оклад.
- Профессия связана с нервным напряжением. Из-за этого у учителей часто возникают проблемы со здоровьем.
- Строгий дресс-код. Учитель является примером для подражания учениками. Поэтому педагог вынужден на работу одеваться строго и в деловом стиле.
Для сравнения приведём видео о работе в школе США. Система образования в США кардинально отличается от нашей.
Описание ситуации | Правильное применение законодательных норм к рассматриваемой ситуации |
Наниматель отказался брать на работу учителем женщину. Единственная причина — ее мужу по решению суда запрещено заниматься педагогической деятельностью | Данная причина не может служить основанием для отказа в трудоустройстве женщины. Отказ в данной ситуации необоснованный, т. к. на нее основание ст. 331 ТК РФ (по части привлечения к уголовной ответственности) не распространяется, а применяется только по отношению к мужу Примечательно, все основания сообразно ст. 331 ТК РФ при трудоустройстве действуют только в отношении тех лиц, к которым они непосредственно относятся. Речь идет о недееспособности, наличии судимости, заболеваний, при которых нельзя допускать педагога к работе, и пр. При этом родственников они не касаются |
Замечание 1
Истоки возникновения социальной педагогики неразрывно связаны с этнографическими, историко-культурными традициями обычаями народа, предопределены социально-экономическим развитием государства, базируются на нравственно-этических и религиозных представлениях о человеческих ценностях и человеке.
Реальная социальная деятельность по оказанию помощи обездоленным имеет глубокие исторические корни. На протяжении развития человеческой цивилизации разные общества сталкивалось с проблемой отношения к людям, которые не могут обеспечить свое существование самостоятельно: старикам, детям, инвалидам, лицам, имеющим физические или психические отклонения.
Отношение к людям, требующим особой помощи общества на разных этапах развития государств было разным: от физического уничтожения до полной интеграции в общество. Все определялось характерной аксиологической позицией данного общества — системой значимых, предпочитаемых, устойчивых, имеющих ценность представлений для членов общества.
Может ли студент педагогического вуза работать в школе учителем
Начиная с 8.06.2020 г. студенты-старшекурсники, обучающиеся на педагогов по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», имеют право вести преподавательскую деятельность в школах при условии успешного прохождения промежуточной аттестации за три последние года учёбы или больше. Это зафиксировано в соответствующем федеральном законе, подписанном Президентом РФ, и поправках в федеральный закон «Об образовании в РФ».
Для студента работать учителем в школе — прекрасный шанс влиться в профессию в самом комфортном режиме и обрести реальные практические навыки. Благодаря новому закону талантливая молодёжь сможет очень рано, ещё в процессе получения образования, стать частью педагогической среды. Это можно делать постепенно: начать с нескольких уроков по одному конкретному предмету под наблюдением опытных коллег и наставников — уже состоявшихся школьных учителей.
Такой старт педагогической карьеры — действительно уникальная возможность и для самих студентов с большим потенциалом развития, и для школ.
Льготная пенсия для педагогов (последние новости)
Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.
), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет.
Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.
Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:
- Не менее 25 лет педстажа (согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). В качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно установленному списку должностей и учреждений.
- Минимально необходимого количества пенсионных баллов (ИПК), установленных ч. 3 ст. 8 вышеуказанного закона. Например, в 2021 году нужно было 21 балл, а в 2022 году — уже 23,4 и т.д. с ежегодным увеличением на 2,4 балла до тех пор, пока в 2025 году закрепится окончательное значение — 30 баллов.
С проведением пенсионной реформы с 2019 года требования к стажу по профессии корректироваться не будут, но после завершения переходного периода стать пенсионером учителям можно будет только через 5 лет после выработки необходимого стажа. Вводиться новое условие будет постепенно — с ежегодным увеличением периода отсрочки (см. таблицу).
Социальный педагог — специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)(3).
В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.
Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.
В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:
социально-педагогические службы образовательных учреждений в (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, школах — интернатов, детских домах, средних специальных учебных заведений, вузов);
социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).
Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).
По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:
социальный педагог по работе с семьей;
социальный педагог — руководитель детских объединений и организаций;
социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности и др.
В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».
Я работаю в Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Архангельской Области «Вычегодская специальная коррекционная общеобразовательная школа- интернат» с 1992 года воспитателем, а социальным педагогом стала работать с 2004 года.
2. – Почему Вы выбрали эту профессию?
Когда я пришла работать сюда в школу, то впервые близко столкнулась с детьми-сиротами. Тогда я решила получить специальность «социальный педагог». Мне нравится помогать детям, оказыватьпосильную им помощь, защищать их интересы.
3. – Довольны ли Вы своим выбором?
Да, довольна.Я работаю с детьми в тех случаях, когда обычный подход к ним невозможен или неэффективен, веду индивидуальную воспитательную работу, посещаю семьи трудных детей .
4. – Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
Чтобы освоить профессию социальный педагог нужно много читать законов и уметь их применять их на практике. Обязательно должно быть высшее педагогическое образование, если работаешь в школе. Я закончила Поморский государственный университет им. Ломоносова по специальности « специалист по специальной работе с семьёй и детьми».
5. – Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
Да, здесь нужны особые навыки и качества: умение работать с документами; человек должен быть ответственным, собранным, пунктуальным, честным, постоянно заниматься самообразованием.
6. – С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
Трудности в работе по соблюдению прав детей, оставшихся без попечения родителей в плане защиты их имущественных интересах (т.е. своевременная выплата элементов родителями). К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят.
7. – Что самое интересное в Вашей работе?
Я испытываю удовлетворение от того что приношу пользу людям, и когда удаётся реально помочь ребёнку стать на путь исправления и, в итоге, вырасти полноценным членом общества.
8. – Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
Моя профессия позволяет раскрыть творческие способности: я пишу социальные проекты для получения грантов, которые реализую в своей работе. Провожу много внеклассных мероприятий для создания психологически комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
9. – Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
Нет, моя детская мечта не сбылась. Я закончила музыкальную школуи хотела быть учителем по классу «баян». Единственное, что получилось – это работа с детьми.
10. – Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
Профессия «Социальный педагог» важна, потому что она позволяет защищать интересы детей оставшихся без попечения родителей. Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков, взаимодействует с органами милиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки.
11. – Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
Мой заработок можно отнести как «средний прожиточный минимум». Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.
12. – Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
Я бы предложила эту профессию людям, у которых хорошая память, есть стремления к саморазвитию, самообразованию, желание помогать людям. Человек должен обладать умением принимать нестандартные решения, быть коммуникабельным, иметь организаторские способности.
13. – О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас.
Хочу сказать, что не получится отработать день и уйти с работы, забыв о ней. В голове постоянно «крутятся» мысли о проделанных и предстоящих делах, бывает, что приходится прерывать отпуск, либо в выходной день прийти на работу.
Итоги собеседования с учителем при приеме на работу
По окончании собеседования подведите его итоги. Оцените:
- уровень общей подготовки и квалификации;
- опыт работы;
- рекомендации;
- профессиональные знания и навыки;
- соответствие вакантной должности;
- готовность педагога заниматься с учащимися чем-то интересным, кроме предмета;
- готовность брать внеурочную нагрузку;
- личные черты характера;
- общее впечатление, которое произвел собеседник.
Сообщение кандидату о своем положительном решении можно сделать по телефону. Но, если Вы звоните на работу, не забудьте, что ему может быть неудобно обсуждать в данный момент Ваше предложение.
Поэтому необходимо спросить:
- может ли собеседник сейчас разговаривать на данную тему,
- также уточните, сохранил ли Ваш собеседник интерес к данной должности, т. к. за время Вашего размышления ему могли предложить другое место работы.
Если же оба ответа будут утвердительны, можно смело обговаривать сроки выхода на новую работу.
Как получить педагогическое образование
Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.
Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.
- Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
- Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
- Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
- Прохождение профессиональной переподготовки.
На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.
Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.
Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.