Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление схемы ДТП в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.
Правила составления документа
Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:
- место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
- ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
- дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
- дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
- расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
- направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.
Требования к участникам ДТП, предъявляемые правилами дорожного движения
Вы попали в ДТП — что делать? На этот вопрос отвечает ПДД. Также рекомендуем ознакомиться с административным регламентом МВД. Хотя он предназначен для сотрудников ведомства, знать его крайне полезно и простым смертным — как минимум, чтобы оценить законность действий сотрудников ГИБДД и понимать логику процедуры оформления.
Еще до оформления — до того, как прибудет инспектор — вы обязаны произвести ряд действий. Первое, что нужно сделать — это заглушить мотор автомобиля и поставить машину на ручной тормоз. С этого момента не перемещайт ни сам транспорт, ни какие-либо другие предметы, имеющие отношение к аварии.
Затем включите “аварийку” и установите знак аварийной остановки. Это нужно делать, чтобы предупредить других участников дорожного движения об опасности, поэтому знаки выставляются на таком расстоянии от места ДТП, чтобы водители успели сбавить скорость и объехать участок. В населенных пунктах это минимум 15 метров от места аварии, за городом — 30 метров.
С этого момента порядок действий будет зависеть от обстоятельств аварии, а конкретно от того, в каком порядке она должна быть оформлена: в полном или упрощенном. Если совпали все условия, позволяющие оформить ДТП в упрощенной форме без вызова представителей органов власти (по европротоколу), вы должны сделать фото или видео место аварии так, чтобы было понятно, что произошло, а затем отъехать.
А вот отъезжать в случаях, когда вы обязаны вызвать инспектора ГИБДД, можно только при наличии веских причин (если, например, иначе невозможно организовать объезд для других машин).
Иначе вы рискуете быть привлеченным к административной ответственности за оставление места ДТП. Это серьезный проступок, карающийся административным арестом или лишением водительского удостоверения на срок от года до полутора. Спокойно отъехать вы сможете только после оформления ДТП инспектором или по европротоколу.
Отдельный вопрос — пострадавшие. Если они есть, то после того как включены и установлены аварийные опознавательные элементы, нужно оказать людям первую медицинскую помощь и вызвать скорую. Может случиться такое, что состояние пострадавшего не позволяет ждать — в этом случае следует отправить его в больницу на попутном транспорте.
Если же это невозможно, вам придется доставить его туда самостоятельно. Обязательно предупредите об этом сотрудников полиции (вызвать их можно по номеру 112). В больнице вам нужно будет предъявить паспорт, назвать госномер своей машины, после чего незамедлительно вернуться на место аварии.
Заключение: ключевые правила оформления ДТП
Последствия ДТП бывают разными. Это не только повреждение транспорта, но и здоровья. Соответственно, законодательство предусматривает разные степени ответственности для участников дорожного инцидента.
Кроме того, стоит обратить внимание, что немного изменилась процедура оформления ДТП с ГИБДД, теперь справка о дорожном происшествии не выдается.
Не стоит забывать о грамотной правовой поддержки, которая поможет заинтересованной стороне восстановить свои права в соответствии с нормативно-правовым регулированием и предписаниями.
При этом, рекомендуем придерживаться такой последовательности действий.
- Не оставлять места ДТП, до тех пор, пока не станут все последствия совершенной аварии. Проследите за тем, чтобы были включены аварийные огни. Нелишним будет выставить специальный знак в форме треугольника, который должен иметь в своем распоряжении каждый из водителей.
- Убедитесь в наличии пострадавших среди пассажиров водителя, пешеходов, гражданах, находившихся в других транспортных средствах. Обязательны первая медицинская помощь, вызов врачебного экипажа.
- Проследите за правильностью оформления всех материалов по инциденту, что поможет в дальнейшем отстоять собственные права.
Есть также несколько рекомендаций относительно того, что делать не рекомендуется. Даже если есть устные договоренности со вторым участником аварии, покидать место ДТП не следует до приезда ГИБДД, представителей страховой компании.
Споры патрулем органов правопорядка также могут усугубить ситуацию. Поэтому вести необходимо себя сдержанно и толерантно к представителям власти, другим участникам происшествия.
Основной вывод по сказанному всему в материале можно сделать один. Правильные действия при ДТП помогут отстоять собственные права, а также важно изучить законодательство и советы опытных коллег.
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2022 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Последствия неправильной прорисовки
Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.
Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.
Преимущества схемы ДТП
К большому сожалению, дорожно-транспортные происшествия и аварии на сегодняшний день – далеко не редкость. Несмотря на постоянный технический прогресс, количество аварий на данный момент только растет. Стоит понимать, что ДТП сильно мешают движению автомобильного потока, особенно в крупных городах. Любая, даже самая небольшая авария с минимальным количеством повреждений способна спровоцировать сильнейший затор на дороге и громадные пробки. Как можно решить эту проблему?
Ранее практически из-за любого ДТП необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД и решать все вместе с ними. Однако эта система доставляет множество неудобств, как жертвам аварии, так и остальным участникам дорожного процесса. Простое решение в этом случае — предоставление возможности водителям решать проблему самостоятельно, а, стало быть, быстро. Поможет в этом специальная схема ДТП. Что она собой представляет?
Предъявляемые требования
В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.
Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.
Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.
Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:
- Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
- Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
- Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
- Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
- Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
- Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
- Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
- Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.
Требования к составлению схемы ДТП в 2020 году
Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.
Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2020 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2020 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна
На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.
Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.
Опротестовать изображение можно, если:
- информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
- схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
- рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).
Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.
Обычно исправление схемы происходит путем:
- восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
- опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).
Закон о составлении схематического плана аварии
Необходимость составления схемы ДТП в 2021 году упоминается в пункте 273 Административного регламента исполнения МВД РФ функции по осуществлению надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения. Нормативно-правовой акт регламентирует перечень действий, которые обязаны предпринять сотрудники Госавтоинспекции для фиксации происшествия. Оформление схемы ДТП выполняется в соответствии с пунктами 280-282 Приказа МВД №664.
Возможность составления документа участниками аварии в действующем законодательстве не фиксируется. Однако потребность в оформлении схемы ДТП в 2021 году возникает при заполнении бланка европротокола. Возможности его применения регламентирует статья 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО. Это делает возможным самостоятельное составление схемы ДТП, но только в случае, если присутствуют условия, позволяющие применить европротокол в 2021 году.
Неопределенный виновник ДТП
Разработанный в Госдуме проект поправок к закону об ОСАГО предлагает поднять порог выплат до 100 тыс. рублей. Вносятся поправки к заполнению европротокола, решению вопроса о виновности автовладельцев. Предлагается в извещение вносить свое видение события, если разногласия по виновности не удалось разрешить на месте. Использование разрабатываемого программного обеспечения позволит мгновенно передать информацию своему страховщику. Современный способ передачи сведений позволит специалистам точно установить виновного, оценить размер компенсации.
Нововведение снимет большинство проблем по оформлению европротокола. Незначительные аварии можно будет фиксировать с помощью системы ЭРА-ГЛОНАСС, передавать картинку мгновенно по спутниковой связи. Информация станет доступна при нажатии определенной кнопки, участникам не придется спорить о происшествии. Разработка нового подхода и внедрение на дорогах снимет нагрузку на СК и позволит рассчитывать на справедливые решения. Данные будут приниматься судом в случае исков и служить неоспоримым доказательством правоты истца по дорожному столкновению двух автомобилей.