Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить права в 2023 году. Все цены и изменения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.
Что нужно знать о практическом экзамене
Например, параллельная парковка теперь называется в регламенте «постановкой транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом» и должна выполняться на дорогах с небольшим трафиком, где есть размеченные для парковки места. Если такие условия отсутствуют, то упражнение выполняют на учебной площадке.
Изменения в проведении экзамена ГИБДД
Изменения в правилах сдачи экзамена в гибдд за 2022 год, в основном, коснулись практической части процедуры. Отменили практику на закрытом участке, как части экзаменационного испытания. Демонстрировать навыки нужно будет прямо в городе. Это необходимо, чтобы максимально приблизиться к реальным условиям на дороге. Учитывая статус новичков, некоторые маневры и действия водители должны будут продемонстрировать на малоактивных участках дороги, где движение не интенсивное.
Такие правила сдачи экзамена в гибдд помогут правильнее оценить, насколько претендент готов выезжать на улицы, и сможет ли он ориентироваться. Понятно, что новая специфика испытаний немного их изменит. Например, экзаменатор точно не попросит продемонстрировать задний ход на трассе с активным движением. Если есть необходимость увидеть технически сложные элементы, их будут требовать показать исключительно на закрытой площадке. Например, это касается параллельной парковки, разворотов в месте, где пространство ограничено и т.п.
Новая система штрафов на экзамене по вождению
Сдача экзамена в гибдд подразумевает оценки, система которых была переработана согласно новым правилам. Изменилась степень оценки ошибок, с учетом их влияния на безопасность. Экзамен сразу прекратят, если претендент на получение прав не пристегнет ремень безопасности или позволит себе во время движения пользоваться телефоном. Понятно, что оценка будет минимальной.
Балльную систему сохранили, хотя изменение должно было коснуться и этого момента. Впрочем, баллы сохранили ввиду их удобства. Получите 1 балл, если ехать слишком медленно без существенной необходимости. Такой же штраф грозит при резком старте, просрочке в подаче поворотного сигнала, неправильной оценке дорожной обстановки.
Получите штраф в два балла, если откат назад проходил без контроля стояночного или рабочего тормоза. Также оштрафуют, если затормозить без желания избежать ДТП, за игнорирование заднего зеркала.
Новые правила гласят, что штраф в три балла ждет тех, кто двигается со скоростью, не учитывая ни дорожных условий, ни погоды. А также, если не снизить скорость или не остановился, когда того требовала ситуация.
Экзамен могут досрочно прекратить и поставить отметку о несдаче из-за грубых нарушений. Согласно новым правилам сдачи экзамена, такими считаются проезд на красный свет, перестройка на встречную полосу, нарушения при обгоне, повороте и развороте, превышение скорости и т.п. Провал экзамена неизбежен, если в его ходе наберете хотя бы 5 штрафных баллов.
Оценка маневров экзаменатором будет проходить поэтапно. То есть, в отдельности обратят внимание на каждый элемент и задачу, чтобы максимально объективно сделать выводы. Чем больше правильно выполненных элементов и меньше ошибок, тем больше шансов претендента доказать знания ПДД.
Предстоящие нововведения в учебную программу автошкол
Начинающим водителям не хватает практического опыта, что и считается основной проблемой аварий. Поэтому принято решение увеличить количество часов вождения, а также планируется выезд на дороги с интенсивным движением.
Изменения коснутся следующих моментов:
-
формирование навыков и умений быстро принимать решения — способность учитывать действия других водителей;
-
вождение на площадке 18 часов, в городе 38 часов — привыкание к условиям интенсивного движения;
-
обучение рискам — чтобы начинающие водители осознавали возможные опасности на дороге;
-
проведение занятий на скоростных трассах — ранее считалось, что автомагистрали небезопасны, сейчас — что нехорошо оказаться на них без опыта вождения — актуально только в регионах, где есть автомагистрали;
-
сокращение времени на переподготовку при получении категории В при наличии А, А1 и М — всего 50 часов вместо 134;
-
увеличение практики вождения в городских условиях — большая часть ДТП происходит в черте города;
-
появление в программе пункта про беспилотные транспортные средства — в законодательстве пока не прописано ничего про автомобили с высокой степенью автоматизации.
Как получить медицинскую справку для обучения в автошколе?
Согласно порядку проведения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, утвержденному приказом Министерства здравоохранения № 344н от 15.06.2015, каждый водитель обязан пройти медицинский осмотр и получить заключение врача о допуске к управлению транспортом.
Такое заключение (справку) вы сможете получить в бесплатном или частном медицинском учреждении, которое имеет соответствующую государственную лицензию об оказании медицинских услуг. Только при наличии такой лицензии у медицинской организации ваше заключение будет считаться действительным.
Для получения медицинской справки вам необходимо пройти терапевта, офтальмолога, психиатра и нарколога. Медицинское заключение будет действительно в течение 12 месяцев с момента его непосредственной выдачи. Медицинскую справку ученики делают в процессе обучения перед выходом на вождение, примерно через две недели после начала занятий по теории.
Практика: начинаем с автодрома
После того как ученик будет иметь общие представления об автомобиле и ПДД, он переходит на следующий этап обучения в автошколе – к занятиям практикой на автодроме. Нет, это не значит, что на этом занятия теорией заканчиваются. Просто они будут идти параллельно с практикой до конца обучения в школе.
Идеально, когда у учебного заведения есть свой, качественно оборудованный автодром. Убедиться в его наличии и проверить оснащенность необходимо до того как обучаться в автошколе. В некоторых организациях такие автодромы представляют собою настоящие мини-городки с разметкой, знаками и даже работающими светофорами. Это идеальный вариант для отработки всех основных навыков вождения. Однако всему этому можно научиться и в городе. На автодроме же должен присутствовать минимум оборудования, необходимый для отработки упражнений.
Первое, чему учат в автошколе на практических занятиях, это как правильно сесть в автомобиль, что нужно сделать перед запуском двигателя, как смотреть в зеркала, как завести двигатель, для чего нужны педали и рычаг коробки передач, что присутствует на панели приборов, как тронуться с места и так далее.
Затем начинается отработка начальных навыков вождения, старта и остановки, поворотов, переключения скоростей (на механике). И только когда курсант будет более-менее уверенно держаться за рулем, приступают к важному пункту программы обучения вождению: отработке упражнений.
Что такое внутренний экзамен в автошколе?
Внутренний экзамен в автошколе – это итоговая проверка в автошколе накопленных учеником всех его знаний за время обучения. После удачной сдачи вам будет выдано свидетельство о том, что вы официально закончили обучение в автошколе и успешно сдали экзамен.
Если говорить объективно, обычно, на внутреннем экзамене в автошколе в 2022 году предъявляют более жесткие требования к ученику, который проходит проверку. На экзамене ГИБДД с вас будут требовать меньше, но здесь играет роль моральная сторона: в автошколе вы будете проходить зачет рядом с уже знакомыми для вас людьми и экзаменаторами, что может значительно снизить общий уровень вашего стресса и волнения. Когда же вы пытаетесь сдать при сотрудниках ГИБДД, то, конечно, вы будете волноваться значительно сильнее, так как, во-первых, – в качестве экзаменаторов буду незнакомые вам люди, а во-вторых – это всё-таки представители власти.
Важно понимать, что автошколы проводят свои зачеты в основном по единственной причине – отсеять плохо подготовленных людей, чтобы они прошли дополнительную подготовку и были полностью готовы к экзамену в ГИБДД.
После внутреннего экзамена в автошколе, что идет дальше?
После успешной сдачи внутреннего экзамена автошколы, сотрудники учреждения должны самостоятельно направить вас на экзамен в ГИБДД, назначить дату, место и время, затем сообщить.
Бывают ситуации, когда ученик по каким-либо обстоятельствам пропустил экзамен в ГИБДД по назначенной дате автошколы, тогда существует возможность подать заявление самостоятельно. Для его подачи необходимо отнести нужные бумаги и документы в МРЭО, после чего ожидать ответа:
- Заявление установленного образца.
- Паспорт гражданина Российской Федерации с регистрацией.
- Медицинская справка.
- Свидетельство об успешном окончании автошколы.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Сколько учиться на права категории «А» (мотоцикл)
Базовая программа подготовки водителей категории А состоит из 134 часов теории (изучение правил дорожного движения) и 18 часов практики. Теоретическая часть курса совпадает с курсом категории В, поэтому имеет смысл предлагать оба курса одновременно. Если у вас уже есть права категории В, некоторые автошколы разрешают пропустить теоретический курс.
Обратите внимание, что это не освобождает вас от сдачи теоретического экзамена: сначала вы должны сдать экзамен в автошколе, а затем отправиться в ГИБДД. Другими словами, если вы на 100% уверены в своих знаниях, вы можете пропустить теоретический курс.
Вы также можете получить свидетельство о прохождении обучения в автошколе, если у автошколы есть соответствующая лицензия. На практике не все автошколы с лицензией класса А имеют собственный парк автомобилей и инструкторов, поэтому инструкторы должны работать с автошколой. Машина должна быть официально зарегистрирована, а инструктор должен иметь лицензию класса А и быть сотрудником школы.
Кто может получить водительские права
Для реализации целей обеспечить безопасность дорожного движения, ст. 26 ФЗ № 196, действующего в последней редакции от 30.07.2019, определены условия получения удостоверения, подтверждающего право управлять транспортным средством.
Внимание акцентируется, прежде всего, на отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья лиц, которые могут быть допущены к сдаче экзаменов после прохождения профессиональной подготовки водителей.
Вторым критерием допуска к экзаменам является возраст.
Для наглядности приведем таблицу, со скольки лет можно получить права разных категорий:
Минимальный возраст | Категории ТС | Подкатегории ТС |
16 лет | «M» | «A1» |
18 лет | «A», «B», «C» | «B1», «C1» |
19 лет (для лиц, проходящих воинскую службу) | «D» | «D1» |
21 год | «D», «Tm», «Tb» | «D1» |
В этой главе разберем как и чему учат в автошколах при подготовке водителей. Теоретические знания ПДД являются базовой и первым этапом обучения, следующая стадии – овладение навыкам вождения на практике.
Преподаватели автошколы должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, отвечающую требованиям квалификационных справочников, профессиональных стандартов.
Освоение навыков вождения проходит под руководством рядом находящегося в машине обучающего, имеющего при себе:
- документ, подтверждающий право на обучение;
- водительское удостоверение на право управлять транспортом соответствующей категории (подкатегории).
Прежде чем допустить ученика к практическим занятиям вождения:
- тщательно изучают правила дорожного движения, обозначение знаков, разметки;
- особое внимание уделяют основам безопасности дорожного движения, необходимости соблюдения определенной дистанции между автомобилями, приемлемого скоростного режима для населенных пунктов и трассы, в осложненных погодных условиях (на мокром асфальте, в гололед, при плохой видимости и так далее);
- обучают правилам оказания первой медицинской помощи, которая может понадобиться пострадавшим в ДТП до приезда скорой помощи;
- в общих чертах дают представление об устройстве автотранспорта;
- проводят занятия, посвященные основам безопасной перевозки грузов и пассажиров, ответственности за допущенные нарушения виновных.
На первом практическом занятии по вождению инструктор обучит, как правильно завести машину, тронуться с места, суть работы сцепления и тормоза, зачем нужны передачи.
Имея представление о том, как запустить двигатель, необходимости обзора в боковые зеркала и заднего вида, для чего предназначены педали и панель приборов, начинают отрабатывать непосредственно навыки вождения.
После этого переходят к отработке упражнений, которые понадобиться не только для успешной сдачи экзаменов на права, но найдут практическое применение:
- при самостоятельной езде по городу;
- при необходимости припарковать автомобиль или заехать задним ходом в гараж;
- в случае остановки машины на наклонном участке – умению тронуться с места без отката назад.
Причины внедрения изменений
Статистические данные уверенно говорят о том, что в последнее время количество аварийных ситуаций с участием неопытных водителей заметно возросло. Количество аварий, произошедших по вине водителей со стажем до 2 лет, только за 2019 год выросло на 10 тысяч происшествий, что составило 1,1% от общего числа ДТП. При этом общее количество аварий за год упало на 2,2%.
Одновременно с этим выросло общее число проведенных экзаменов. Суммарно за 2019 год увеличилось количество экзаменуемых на 5%, однако до сдачи вождения доходили не все. В частности теорию с первого раза сдавали лишь 38% обучающихся, а вождение в городе сразу же «поддавалось» только 29 процентам водителей. Очевидно, что большинству обучающихся приходилось сдавать экзамены повторно.
Как выбрать хорошую автошколу в Москве?
Выбрать автошколу в Москве не так просто – одни предлагают удобный график занятий, другие отличаются удобным расположением филиалов, а третьи подкупают опытным преподавательским составом. При этом у вас, как у будущего ученика, также есть свои требования к процессу и результату обучения. Значение имеет категория, которую вы хотите видеть в своем водительском удостоверении, удобный для вас график занятий и длительность курса в целом. Также играет роль цена курса обучения и автомобили, которые используются для практических занятий.
При выборе автошколы в Москве, помните о главной цели – после окончания курса обучения вы должны стать водителем, который может уверенно выезжать на дорогу. Сдача экзамена – это важный этап, но вам необходимо стремиться к получению долговременных навыков. Именно поэтому стоит обратить особое внимание на преподавателей определенной автошколы в Москве, а также отзывы и оценки от тех, кто уже прошел обучение в определенном филиале.
Преимущества онлайн обучения
- Вы не подстраиваетесь под расписание уроков в том филиале, который вам наиболее удобен. Обучаться можно в любой школе вождения – даже если она расположена на другом конце города.
- Обычно цена курса в таком формате на порядок ниже штатного обучения в оффлайн классе. Таким образом вы сможете значительно сэкономить без ущерба для качества полученных знаний и навыков.
- Вы не тратите время на дорогу в автошколу. В среднем это около 10 часов ежемесячно, которые вы можете потратить с большей пользой.
- Если вы не поняли определенный момент во время урока, то его можно прослушать повторно в записи. При штатном обучении такая возможность обычно отсутствует.
- Вы не тратите деньги на свод правил ПДД и другие методические материалы. Они доступны абсолютно бесплатно в вашем личном кабинете.
Оформление вычета в ФНС
Для того, чтобы получить компенсацию через ФНС нужно:
- Приготовить документы:
- паспорт;
- справку-2 НДФЛ, декларацию 3-НДФЛ (оба документа — за год, в котором заявитель платил за обучение);
- копию контракта с автошколой на оказание услуг по обучению вождению;
- копию лицензии автошколы (либо иных документов, удостоверяющих оказание заведением образовательных услуг);
- заявление на вычет в установленной структуре (форму данного документа можно попросить непосредственно в ФНС у специалистов).
Если оплачивалась учеба ребенка, брата или сестры заявителя, то также потребуются:
- копия документа, который удостоверяет родство заявителя с учащимися (например, свидетельство о рождении ребенка);
- копию справки на фирменном бланке автошколы или иного документа, удостоверяющего обучение родственника в учреждении).
Стоит отметить, что практически всегда в автошколе обучение очное, и сведения об этом указываются в договоре с данным образовательным учреждением. Если это так, то дополнительных документов, подтверждающих очное обучение, не потребуется.
- Направить указанные документы налоговикам — в любой день в течение 3 лет, следующих за тем годом, в котором заявителем была оплачена учеба.
Нововведения 2022 года: что меняется в тесте по теории
Однако такие показатели никак не сказываются на дорожной обстановке – количество аварий с участием водителей-новичков практически не падает. Целью дальнейших изменений является снижение аварийности на дорогах. Количество аварий и особенно смертность в результате ДТП в России по-прежнему остаются высокими относительно благополучных стран.
Первая часть нововведений вступила в силу с 1 января 2020 года. Гораздо больший «пакет» изменений должен был вступить в силу с октября 2020 года. Однако из-за пандемии внедрение нововведений было перенесено на апрель 2021 года.
Большинство экспертов отметило изменение практической части экзамена – «город» и «упражнения на площадке» теперь будут сдаваться одновременно в городских условиях. Будут отменены установленные маршруты, также будет введена процедура внесения протеста на результаты экзамена. Уточнены в новых рекомендациях и сроки пересдачи испытаний.
В числе прочих изменения коснулись и теоретической части экзамена. Если сейчас в первую очередь проверяются знания ПДД, то с октября будет расширен круг вопросов, на которые необходимо ответить. Выпускнику придется продемонстрировать знания по безопасности управления ТС, первой медицинской помощи и психологии.
Справка
Первоначально планировалось, что количество вопросов в билете будет увеличено до 50. Вопросы имели бы разную «стоимость», нужно было бы набрать минимум 65 баллов из 75 возможных. Однако подобное предложение ГИБДД было отвергнуто, поэтому по предварительным оценкам система тестирования останется прежней.
Пока что нельзя сказать, как скажутся нововведения. Большая зарегулированность должна сказаться положительно – чем меньше человеческий фактор, тем меньше вероятности столкнуться с коррупцией. Нововведения в тематике вопросов также можно приветствовать – многие выпускники знают лишь сами ПДД и никак не ориентируются в остальных вопросах, имеющих большое значение на дороге. Однако предыдущие реформы в области проведения экзаменов ГИБДД существенно не сказались на дорожной обстановке. Как сложится в этом случае – покажет статистика автопроисшествий в последующие годы.