Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как можно получить статус приемной семьи?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Граждане, желающие принять в семью под попечительство несовершеннолетнего или нескольких, оставшихся без родителей, имеют право на это, и после формулировки и подписания договора с ООП становятся приемными родителями. Ими могут стать не только состоящие в законном браке, но и одинокие граждане, не имеющие материальных проблем. Дети, передаваемые с помощью ООП в приемную семью, становятся приемными детьми. Сама семья с этого момента именуется приемной и пользуется соответствующими социальными правами и льготами данного института.
В чем отличие между опекунством и приёмной семьёй?
Множество людей думают, что определение понятия опекунство и приемная семья это одно и то же.
Но между ними существуют значительные различия, что указаны в таблице ниже:
Опекунство | Приемная семья |
---|---|
Неоднозначное заключение для получения выплат на ребенка. | Гарантия на получение ежемесячного социальных выплат каждый месяц. |
Серьёзные критерии в процессе назначения статуса опекуна. | Более лояльное отношение при оформлении приёмной семьи. |
Упрощенное предоставление необходимого списка документов. | Осложненный процесс предоставления документов, обусловленный подписанием договора. |
ООП имеет полное право запретить встречи дитя с роднёй. | Разрешаются встречи приёмного ребенка со своими родными и близкими родственниками. |
Приёмная семья имеет право официально оформить получение социальных выплат. Соответственно их размер зависим от количества приёмных детей.
Вид пособия | Сумма, выплачиваемого пособия на каждого ребёнка, рос. руб. |
---|---|
Единоразовая проплата | 13087.61 |
Пособие, выплачиваемое каждый месяц. | 40% от средней з\платы приемного родителя, за прошедшие последние 6 месяцев. |
Материальная компенсация. | Сумма потраченных активов на приёмного ребенка, подтвержденная чеками. |
Оплата пособия на ребенка, не достигнувшего10 лет, каждый месяц. | 7857.64 |
Оплата пособия на ребенка, по достижению 10 лет, каждый месяц. | 8756 |
Что такое приемная семья
За разъяснением, что такое приемная семья, необходимо обратиться к положениям ст. 152 Семейного кодекса РФ. Согласно ей, в качестве приемной семьи законодатель признает форму опеки или попечительства над ребенком, лишенным родительской заботы, осуществляемую по договору, заключенному приемными родителями или одним из них и органом опеки.
К отношениям, возникающим в рамках такой семьи, применяются правила, регулирующие отношения между опекунами и попечителями, где первыми выступают приемные родители, а вторыми – приемные дети. В силу этого приемный родитель по отношению к приемным детям реализует права и исполняет обязанности, установленные в отношении опекунов и подопечных семейным и гражданским законодательством.
Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется возмездностью возникающих отношений: за исполнение возложенных функций приемные родители, в отличие от усыновителей, получают вознаграждение. Такой правовой статус является главной отличительной чертой от традиционной опеки.
Проблемы приемных семей
Природа института приемной семьи такова, что в процессе ее создания и функционирования опекуны и подопечные могут сталкиваться со множеством проблем. Они могут носить правовой, экономический, социальный, психологический или любой другой характер, объединяясь в целые блоки. Возникающие проблемы приемных семей и пути их преодоления могут стать темой для целой научной диссертации, мы же попробуем рассмотреть основные из них.
По нашему мнению, одной из наиболее значимых проблем является недостаточность финансовой поддержки со стороны государства. Федеральный центр перекладывает все полномочия по этому поводу на субъекты федерации, в результате чего, несмотря на наличие льгот и пособий, множество приемных семей остро нуждается в дополнительной материальной поддержке.
Не менее часто встречающиеся проблемы приемной семьи касаются слабости систем государственных гарантий. Например, устройство детей в общеобразовательные и дошкольные учреждения осуществляется на общих основаниях, качество санаторного лечения оставляет желать лучшего, а очередь на получение социального жилья после совершеннолетия может стоять на месте на протяжении многих лет. Однако наиболее серьезными проблемами все же стоит считать психологические трудности и трудности в воспитании.
Общение с биологическими родителями, слабый контакт с приемными родителями, конфликты с членами семьи, трудности с идентификацией, разного рода страхи и психические расстройства – все это может создать огромные проблемы в воспитании приемных детей подросткового возраста и подопечных помладше.
Эти факторы могут усугубляться эмоциональными проблемами самих родителей, которым не удается наладить контакт с ребенком и установить с ним связь. И если первые блоки проблем как-либо самостоятельно решить не удастся, то трудности психологического характера можно преодолеть, но лишь в результате длительной работы вместе с педагогами, психологами и специалистами органов опеки.
Пример расчёта налогового вычета приёмным родителям
Супруги Марина и Сергей взяли на воспитание сироту, который имеет инвалидность по зрению. Сергей работает на фабрике и получает 25 000 рублей ежемесячно, а Марина является домохозяйкой и присматривает за приёмным ребёнком (он в семье один).
За воспитание ребёнка-инвалида Сергею полагается налоговый вычет в размере 6 тысяч рублей. Это означает, что НДФЛ будет начисляться только на следующую часть зарплаты: 25000 — 6000 = 19000 рублей.
НДФЛ уплачивается по ставке 13%, значит с заработной платы Сергея будут удерживать для осуществления платежей в ФНС РФ: 19000 х 0,13 = 2470 рублей.
- Если бы налогового вычета не было, НДФЛ уплачивали бы в следующем размере: 25000 х 0,13 = 3250 рублей.
Приёмная семья, благодаря налоговому вычету, сохранила 3250 — 2470 = 780 рублей.
Опекуны (попечители) получили равные права с усыновителями и на противоэпидемическую поддержку от государства.
Мера поддержки и начало выплат | Получатели | Размер | Период начисления |
Ежемесячная денежная выплата на ребенка от 3 до 7 лет с 1 июня 2022 г. |
Малообеспеченные семьи | 50% от прожиточного минимума на ребенка в регионе его проживания (в среднем по стране – 5 500 руб. в месяц) |
|
Опекуны и патронажные воспитатели обращаются за выплатой лично. Им следует посетить МФЦ или Пенсионный фонд — подать заявление через портал госуслуг не получится.
ВАЖНО!
Приемная семья в России: понятие, порядок и условия
В 2019 г. государство обязуется назначить приёмным семьям нижеперечисленные виды преференций, материальные пособия и льготы.
- Выплаты, равные 3 минимальным заработным платам за каждого принятого в семью ребёнка.
- Право на выдачу жилплощади в собственность родителей.
- Попечителям начисляется трудовой стаж за всё то время, что они ухаживали за маленьким ребёнком.
- Приобретение продуктов питания в специализированных бюджетных магазинах.
- Приёмная семья имеет право на начисление единовременной выплаты из областного бюджета. Размер выплат индивидуален для каждого региона РФ. Для 2019 г. сумма единовременного пособия составляет 17 479 р.
- После окончании школьного обучения усыновлённым ребёнком семье выплатят денежную компенсацию в размере 79 500 р. Если ребёнок дополнительно проходил обучение в специальном центре, то к основной сумме добавляется ещё 20 600 р.
Сумма финансовых субсидий определена законом правительства Москвы от 2005 г. под номером 376 ПП.
Региональная помощь – это существенный вклад в бюджет приёмной семьи, тем более, если она живёт в крупном областном центре страны – в таком, как Москва.
Дети, усыновлённые московскими семьями, обладают следующими правами.
- Ежемесячные выплаты в сумме 10 тыс. р., если приёмные родители будут систематически делать отчёты для органов опеки о потраченных средствах.
- Единоразовая компенсация, равная 30 тыс. р. Социальные службы решают для каждой ситуации индивидуально, куда будут направлены средства – на родительский счёт либо счёт самого приёмного ребёнка.
- За патронатного ребёнка – по 16 700 каждый месяц.
- За сироту, имеющего инвалидность – 28 400 р.
Важно! Помимо этого, за этими семьями сохраняются все виды поддержки, осуществляемые на государственном уровне.
Важных изменений, которые бы позволили повысить выплаты и пособия патронатным семьям, где воспитываются приёмные дети, в 2018-2019 г. не запланировано. Их размер будет меняться в среднем на 4% по плановой индексации.
Большую ответственность в патронатную поддержку данной категории граждан государство возложило на регионы, поручив им оказывать всяческое взаимодействие на местах, не лишая при этом федеральных выплат и социальных льгот.
Стоит учесть тот факт, что правительство оказывает поддержку приёмным семьям наравне с обычными. Патронатные семьи в 2018-2019 г. наделены теми же преимуществами, что и другие семьи по той причине, что заниматься воспитанием детей – это большая ответственность. Исходя из этого необходимо рассмотреть все возможности, которые предоставляют пособия для того, чтобы семьи могли принять правильное решение.
Минимальная ежемесячная выплата на 1 ребёнка равна 4 тыс. р. Данные условия будут применяться с 31 декабря 2018 г. по 31 декабря 2019 г. Невзирая на нестабильность экономического положения, на данную расходную статью государство уже запланировало бюджет, поэтому не стоит опасаться задержек по выплатам.
Важно! Также имеется информация о том, что пособия будут увеличены на 7%.
Денежных средств не всегда хватает на продукты и одежду. Поэтому для приёмных семей в 2018-2019 г. предусмотрены «натуральные» выплаты. Это позволяет обеспечить патронатные семьи всем необходимым.
При этом положены несколько вариантов льгот.
- Ребёнку до 3 лет – бесплатные медикаменты и консультирование лучших медицинских работников России.
- Ребёнку до 2 лет положены молочные продукты высшего качества. У маленьких деток быстро развивается опорно-двигательный аппарат, в связи с этим дефицит кальция необходимо регулярно восполнять. Для того чтобы дети росли здоровыми, им выделяются специальные молочные пайки.
- Как и во времена СССР, приёмным детям каждый год выделяют множество путёвок в разнообразные развлекательные или оздоровительные учреждения.
- Льготы на оплату коммунальных счетов – по законодательству семья может воспользоваться субсидией и уменьшить свои расходы за оплату ЖКХ.
- Бесплатное питание – у детей есть возможность в течение всего учебного года получать сбалансированное и бесплатное питание.
- При обучении в ВУЗе студенты могут рассчитывать на повышенную стипендию.
Если семья берёт под опеку ребёнка из детдома или дома малютки, то опекун может подавать заявление на приобретение сертификата на семейный капитал. Это возможно в случае, если в семье вместе с приемным ребенком будет минимум двое детей. Он не будет иметь никаких отличий с обычным, но для его оформления придётся собрать больше документов. Заявление будет рассмотрено в течение 5 рабочих дней.
Денежное пособие можно использовать только на указанные в законодательстве цели.
- На приобретение жилой площади.
- На улучшение жилищных условий.
- На получение образования для ребенка.
- На формирование пенсии матери и прочее.
Важно! Помимо этого, опекуны имеют право получать деньги в форме ежемесячных выплат. Но при этом деньги нужно будет фиксировать и подавать в социальные органы отчёты о тратах.
Фактически, приёмная семья является одним из вариантов размещения ребёнка, родители которого были в судебном порядке лишены родительских прав или осиротевшего ребёнка. Для формирования данных условий размещения специалисты территориального управления опеки создают соответствующие договор и акт.
В 2021 году статус приёмной семьи, согласно действующему законодательству Российской Федерации, регулируется положениями статей семейного кодекса РФ 152-155, а также сопровождается ФЗ под номером 48 (О попечительстве над сиротой).
Теперь, пришло время рассмотреть поэтапно, как взять ребёнка из детского дома и тем самым создать приёмную семью. Для этого необходимо:
- Передать установленный законодательством пакет документов в ближайший орган опеки.
- Подождать, пока сотрудники этой социальной организации проверят переданные бумаги. Для этого у них есть 3 дня. После этого они заносят данные в базу и проводят проверку жилищных условий лиц, выявивших своё желание создать приёмную семью.
- После этого заявитель ждёт 10 дней до вынесения органом опеки решения и в случае положительного ответа лица получают соответствующее направление в детские дома, где они смогут познакомиться с личным делом ребёнка и пообщаться с ним самим. Также, в этот период родители могут настоять на проведении дополнительного медицинского обследования ребёнка.
- Затем родители пишут заявление, подтверждая тем самым своё желание взять в семью ребёнка или нескольких детей.
- Следующим этапом оформления приёмной семьи выступает подготовка договора передачи в семью ребёнка и его подписание.
- Последним шагом в оформлении является начисление социальных выплат.
II. Порядок организации приемной семьи
6. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
7. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
К заявлению должны быть приложены:
- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
- документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
До сих пор в нашей стране, несмотря на усилия отдельных людей и государства, количество детей-сирот не снижается.
Ежедневно в дома ребенка поступают отказники из родильных домов, а в детские дома прибывают ребята, нахождение которых в родной семье опасно для жизни.
Государственное учреждение – временная мера, но никак не выход из бедственного положения маленького человека, от которого отвернулись самые близкие люди. Ребенок не может вырасти счастливым вне семьи, а значит, больше всего на свете ему нужны новые, любящие, родители.
В таких ситуациях единственной действенной мерой становится приемная семья. Речь идет о собирательном образе всех семей, которые осуществляют усыновление, берут под опеку, оформляют попечительство или прибегают к любой другой форме устройства ребенка в семью.
Предназначение приемной семьи
Она позволяет обеспечивать сирот и детей, которые лишились попечительства со стороны родителей, правом на воспитание в семье. Законодательное оформление подобные семьи получили только после принятия в РФ Семейного кодекса. В России была традиция брать в чужие семьи на воспитание детей-сирот. Эта форма именовалась патронатом. В ее основе был договор о передаче в чужую семью ребенка на добровольной основе. Патронатный воспитатель получал некое вознаграждение за выполнение обязательств, наложенных на него.
После 1917 года государственной поддержки семейный патронат не был удостоен, поэтому он перестал существовать. Во второй половине прошлого века появилась идея создания детских домов семейного вида.
Они обладали некоторыми признаками патроната. Современная правовая модель приемной семьи стала результатом синтеза традиций дореволюционной России в вопросах воспитания сирот. Приемная семья характеризуется всеми признаками лиц, которые объединены обязанностями и правами, предусмотренными семейным законодательством. При этом она считается самостоятельной формой семейного воспитания детей, которые остались без попечения родителей, а также сирот.
Основу ее составляют супруги, которые пожелали на воспитание взять чужих детей. В основном это лица, которые заботятся друг о друге, о близких людях, понимают ответственность за судьбу сирот. Основания прекращения договора о приемной семье указаны в Семейном кодексе РФ.
Те взаимоотношения, которые существуют между приемными родителями и детьми, в будущем становятся моделью семьи для такого ребенка. Именно поэтому так важно ответственно подбирать родителей для приемной семьи.
Понятие приемной семьи: что входит в термин?
Фактически, приёмная семья является одним из вариантов размещения ребёнка, родители которого были в судебном порядке лишены родительских прав или осиротевшего ребёнка. Для формирования данных условий размещения специалисты территориального управления опеки создают соответствующие договор и акт.
В 2020 году статус приёмной семьи, согласно действующему законодательству Российской Федерации, регулируется положениями статей семейного кодекса РФ 152-155, а также сопровождается ФЗ под номером 48 (О попечительстве над сиротой).
Таким образом, приёмными родителями сегодня могут стать как семейные пары, так и одинокие граждане, которые готовы взять на себя прямую ответственность по дальнейшему воспитанию ребёнка, который был вследствие определённых причин лишён опеки родных родителей. Согласно закону, такой ребёнок (который передаётся на попечение), именуется приёмным ребёнком.
Весной 2015 года Правительство приняло новый закон о приёмных семьях, который значительно упростил процедуру усыновления и ввёл понятие «профессиональной приёмной семьи», которое предполагает направление детей-сирот и детей, родители которых были лишены родительских прав на воспитание в семьи социальных работников. Но, об этом позже.
Счастливые приемные родители стараются разыскать кровных
Активные родители не только поддерживают друг друга, но вместе стараются решить, на первый взгляд, неразрешимые задачи. Так, рязанские приемные родители придумали проект по восстановлению родительских прав кровных родителей. Казало бы, при чем тут они?
— Если жизни ребенку не угрожает опасность, нужно использовать любой шанс спасти семью, — убежден Юрий Змейков. — Мы же видим, насколько важно ребенку общаться со своими кровными родителями. Мы сотрудничаем с реабилитационными и делаем все, чтобы дело не дошло до суда, и дети могли вернуться к кровным родителям.
Таких интересных и нужных проектов, отвечающих на жизненные запросы, в родительских объединениях рождается множество. По словам Армена Попова, автора портала «Усыновите.ру», одним из востребованных проектов стала программа «Университет коучинга приёмных родителей».
Проблемы приемных семей
Природа института приемной семьи такова, что в процессе ее создания и функционирования опекуны и подопечные могут сталкиваться со множеством проблем. Они могут носить правовой, экономический, социальный, психологический или любой другой характер, объединяясь в целые блоки. Возникающие проблемы приемных семей и пути их преодоления могут стать темой для целой научной диссертации, мы же попробуем рассмотреть основные из них.
По нашему мнению, одной из наиболее значимых проблем является недостаточность финансовой поддержки со стороны государства. Федеральный центр перекладывает все полномочия по этому поводу на субъекты федерации, в результате чего, несмотря на наличие льгот и пособий, множество приемных семей остро нуждается в дополнительной материальной поддержке.
Не менее часто встречающиеся проблемы приемной семьи касаются слабости систем государственных гарантий. Например, устройство детей в общеобразовательные и дошкольные учреждения осуществляется на общих основаниях, качество санаторного лечения оставляет желать лучшего, а очередь на получение социального жилья после совершеннолетия может стоять на месте на протяжении многих лет. Однако наиболее серьезными проблемами все же стоит считать психологические трудности и трудности в воспитании.
Общение с биологическими родителями, слабый контакт с приемными родителями, конфликты с членами семьи, трудности с идентификацией, разного рода страхи и психические расстройства – все это может создать огромные проблемы в воспитании приемных детей подросткового возраста и подопечных помладше.
Эти факторы могут усугубляться эмоциональными проблемами самих родителей, которым не удается наладить контакт с ребенком и установить с ним связь. И если первые блоки проблем как-либо самостоятельно решить не удастся, то трудности психологического характера можно преодолеть, но лишь в результате длительной работы вместе с педагогами, психологами и специалистами органов опеки.
Адаптация ребенка в приемной семье
Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно тяжело. Могут обостряться болезни, возникать неожиданные слезы и истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди») и даже агрессия. Все это закономерно и со временем обязательно пройдет при условии грамотности родителей и их искренней любви.
Адаптацию ребенка в приемной семье можно условно разделить на несколько этапов:
- Этап подготовки, когда ребенок только посещает новых родителей, приходит в гости до окончательного приема малыша в семью.
В этот период приемные родители стараются, чтобы ребенку было комфортно в доме, делают подарки, всячески его хвалят и подбадривают. Ребенок же пытается понравиться новым родителям. Очень важно не торопить события и не давить на ребенка, чтобы он называл родителей «мама» и «папа». - Этап кризиса, когда ребенок начинает вести себя совсем не так, как привыкли наблюдать приемные родители.
Процесс закономерен и его стоит рассматривать, как правильное развитие взаимоотношений. Если ребенок показывает новым родителям свои нехорошие стороны – это признак доверительных отношений. - Этап адаптации, когда ребенок начинает чувствовать себя в новой семье, как дома.
Меняется его внешность, поведение, малыш становится самостоятельным и более уверенным в себе. Следует помнить, что любое изменение в семье может нанести ребенку психологическую травму. - Этап стабилизации, когда семья окончательно становится семьей.
Приемный ребенок спокоен, хотя его могут тревожить воспоминания о прошлой жизни, и приемные родители удовлетворены состоянием своей семьи.
Советы будущим приемным родителям:
- Старайтесь не ориентироваться на мнение людей, которые сами не являются усыновителями: реального представления о детях-сиротах у них нет.
- Не стесняйтесь проводить необходимое медицинское и психологическое обследование ребенка до принятия решения. В любом случае, оно необходимо: нужно четкое понимать, что и как предстоит лечить.
- Не помешает все время помнить, что гены формируют темперамент, характер, отвечают за здоровье, но не за судьбу человека. Преступники и наркоманы – это результат воспитания и окружающего общества.
- Обращайтесь за помощью к психологам и юристам. Специалисты бесплатно консультируют в Центрах социальной помощи семье и детям.
- Не спешите. В случае сомнений, неуверенности или проблем в семье, ждите. Решайте свои вопросы и продолжайте общаться с другими приемными родителями.
- Если не можете «узнать» своего ребенка, воспользуйтесь обонянием. Запахи четко срабатывают на бессознательном уровне, подсказывая «мой человек» или нет.
- Не пытайтесь заранее нарисовать в воображении образ ребенка: все будет совсем не так, как вы ожидали. И даже не так, как вам рассказывали другие приемные родители – каждый случай индивидуален.
- У ребенка, оставшегося без родителей, в прошлом много тяжелого и плохого. Избавляться от этого груза он будет постепенно, с помощью новой семьи. Не торопите события – нужно время.
- Не ждите моментальной любви от приемного ребенка. Важно то, что вы уже изменили к лучшему жизнь маленького человека.
- Позвольте ребенку быть собой. Наблюдайте за его интересами, талантами и помогайте закрепить их. Разрешите малышу вырасти счастливым.
Концептуальные подходы к анализу процесса становления и развития института приемной семьи
В соответствии с общенаучным диалектическим методом восхождения от абстрактного к конкретному началом познавательной деятельности является накопление первичных объективно-конкретных знаний о реальном объекте. В настоящее время процесс исследования педагогической наукой приемной семьи (в узком педагогическом смысле) как особого института воспитания находится именно на этой исходной стадии познания. На теоретическом уровне необходимо изучить вопросы о педагогической характеристике рассматриваемой формы воспитания, о том, какие задачи и функции стоят перед приемной семьей, каков ее воспитательный потенциал. Только на базе полученных данных возможен следующий этап познания -восхождение к максимально всестороннему и полному знанию о приемной семье посредством проведения дальнейших педагогических разработок, направленных на совершенствование процесса воспитания приемных детей и разрешение педагогических проблем, возникающих в практике. На актуальность проведения таких исследований справедливо указывается в современной литературе: «Единичные опыты (функционирования приемных семей. — И.К.) не имеют методического обоснования и экспериментальных апробаций, а потому необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок на реальных детях, что абсолютно неприемлемо в воспитательном отношении» [59; с.4-5]. Для получения цельной характеристики педагогических объектов и явлений, проникновения в их сущность необходимы определенная методология и обоснованный подход к познанию исследуемых объектов. Научно-педагогическое изучение института приемной семьи должно строиться на основе приемов и принципов диалектической гносеологии с учетом специфики предмета исследования. Универсальное методологическое значение в познании любого явления общественной жизни имеет принцип историзма. Все явления имеют свою историю во времени. Согласно диалектике, объект не может быть правильно понят, если не принимать во внимание его изменения, движение, закономерности перехода из одного состояния в другое. Использование исторического метода в изучении приемной семьи педагогической наукой позволит выявить сущность этого института воспитания, установить причины его возникновения, определить основные этапы и направления его изменений в органической связи с порождавшими их условиями. Такой подход открывает возможность проследить преемственность существенных характеристик и функций, принципов деятельности института приемной семьи в различные периоды истории России, в том числе и в настоящее время. При этом важно установить не только истоки и предпосылки зарождения рассматриваемой формы воспитания в России, но и обозначить ее качественное своеобразие, педагогические особенности и специфику на различных стадиях ее становления, определить тенденции ее последующей эволюции. Активизировавшийся в последние годы поиск путей развития отечественной системы социальной защиты и помощи детям, оставшимся без попечения родителей, заставляет переосмысливать педагогические теории, концепции и опыт прошлого. В этой связи принципиальное значение имеют педагогическая характеристика положительных и отрицательных сторон института приемной семьи, анализ основных направлений, причин и средств его преобразований, достижений и просчетов в ее государственном регулировании. Современный институт приемной семьи есть результат исторического развития, воплощающий в себе разносторонние связи прошлого с настоящим, настоящего с будущим. Поэтому непосредственное обращение к современности не обеспечивает необходимой научно обоснованной базы для целенаправленной социальной практики и активного преобразования воспитательной работы. Только постижение накопленного опыта деятельности приемной семьи может стать основой для раскрытия педагогических особенностей данной формы воспитания, определения ее педагогического потенциала, разработки методических руководств по практической работе с современными приемными семьями и проведения дальнейших исследований, направленных на поиск условий совершенствования воспитательного процесса в приемной семье. Изложенными соображениями определяется значимость и целесообразность анализа процесса становления и развития приемной семьи, как формы воспитания детей, оставшихся без попечения, в России.
Педагогическая характеристика института приемной семьи в историческом контексте диктует необходимость воссоздания историко-педагогического процесса его появления и закономерностей дальнейшего развития. Исторический метод отражает объект в познании именно таким образом, каким он реально формировался во времени — со всеми перипетиями, зигзагами, попятными движениями, в конкретных и случайных формах его проявления. Но такое исследование не сводится к простой констатации процесса развития. Недостаточно лишь фиксировать отдельные факты, необходимо объяснить их сущность, взаимосвязи и изменения.
Диалектический принцип единства исторического и логического предполагает логический анализ целостного историко-педагогического процесса. Логический метод воспроизводит историю объекта в главном, основном, существенном, вскрывает закон развития объекта, обнаруживает необходимое в случайном, общее в отдельном и единичном, раскрывает логику движения и сцепления историко педагогических фактов и явлений, выявляет противоречия и причинно-следственные зависимости. Достижение названных целей позволит различить положительные и отрицательные оценки института приемной семьи. Однако оценка по этим параметрам должна строиться на самом тщательном учете конкретно-исторических условий существования рассматриваемого объекта. Для адекватной педагогической характеристики института приемной семьи на различных этапах его становления требуется учитывать реальные социальные, экономические, культурные, политические, правовые, религиозные, идеологические факторы в соответствующий период, уровень сознания, понятия и представления времени. То, что в одних условиях носило прогрессивный характер, в других условиях может оцениваться негативно. Следует руководствоваться известным философским постулатом о том, что «исторические заслуги судятся не потому, что не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своим предшественниками» [109; с. 178].