Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на игорный бизнес: практика судов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.
Владелец игорного бизнеса платит налог по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Тогда же предоставляется и налоговая декларация.
Если опоздать с отчетностью, то налоговая начислит от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по декларации, но не меньше 1000 рублей.
Задержка налогового платежа грозит взысканием пени. Она рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день.
Если задержали платеж и забыли об отчетности, штраф будет в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога.
Ответственность нерадивых плательщиков
Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:
- просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
- задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
- нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
- неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.
К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.
Статья 370 НК РФ сообщает, что плательщик налога должен предоставить соответствующий документ за прошедший период по месту регистрации объектов налогообложения.
Статья 80 Кодекса РФ предусматривает подачу декларации через законного или уполномоченного представителя, лично, в электронной форме через интернет или по почте с описью вложения.
20-е число следующего за отчетным месяца – это последний период подачи отчетности. Но в случае, если последний день срока – нерабочий, он переносится на следующий рабочий день.
Если налогоплательщик обнаружил допущенные ошибки, то в таком случае нужно отправить новую декларацию с внесёнными изменениями. А на титульном листе необходимо указать, что отчет имеет корректировки.
Как осуществить расчет игорного налога
Сумму налога на игорный бизнес необходимо рассчитывать ежемесячно по причине того, что налоговым периодом является месяц.
Алгоритм расчета налога вы найдете здесь.
Однако исчисляя налог на игорный бизнес, необходимо учесть следующие нюансы:
- Если игорный объект зарегистрировали после 15-го числа или, наоборот, сняли с учета до указанной даты, то считать налог на игорный бизнес нужно с учетом коэффициента ½.
- Если игровой стол состоит более чем из одного поля, то также необходимо применить коэффициент равный количеству таких полей.
Рассмотрим на примере, как подсчитать сумму налога на игорный бизнес с учетом конкретных показателей.
Раздел 3.1 «Изменение количества игровых столов за налоговый период»
Прежде чем переходить к заполнению разд. 3.1, организации, имеющей игровые столы, нужно определиться с количеством игровых полей на каждом из них. Если их число различно, то следует подготовить столько бланков, сколько имеется видов игровых столов с разным количеством полей.
ООО «Империя» имеет столы с одним и двумя игровыми полями, следовательно, бухгалтеру нужно будет заполнить отдельно два листа разд. 3.1. Для того чтобы не перепутать листы, в верхней строке 010 нужно сразу указать количество полей на игровых столах (1 и 2 соответственно). Далее в строке 020 отражается количество игровых столов, зарегистрированных в налоговой инспекции на начало налогового периода — март 2006 г.: 5 столов с одним игровым полем и 3 стола с двумя игровыми полями. Для указания всех изменений количества объектов налогообложения в разд. 3.1 предусмотрены строки 030 — 060. В них отражаются:
- по строке 030 — количество игровых столов, которые зарегистрированы до 15-го числа налогового периода (2 стола с одним игровым полем);
- по строке 040 — количество игровых столов, которые сняты с регистрации во второй половине налогового периода (1 стол с одним игровым полем);
- по строке 050 — количество игровых столов, которые зарегистрированы после 15-го числа налогового периода (1 стол с одним игровым полем и 2 стола с двумя игровыми полями);
- по строке 060 — количество игровых столов, которые сняты с регистрации в первой половине налогового периода (1 стол с двумя игровыми полями).
Раздел 2 «Расчет налога на игорный бизнес»
Порядок заполнения данного раздела несколько отличается от оформления предыдущих листов декларации. Это объясняется тем, что по игровым столам показатели берутся из листов разд. 2.1, в отношении остальных объектов графы 4, 5, 6 заполняются по данным разд. 3.
По строке 010 во всех графах указываются установленные ставки налога по всем объектам налогообложения. Заметьте, для всех ставок налога предусмотрена только одна строка. Для игровых автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор этого достаточно, так как при расчете налога с этих объектов применяется одна налоговая ставка. С игровыми столами ситуация иная — к ним применяются две ставки: установленная законом субъекта РФ и увеличенная кратно количеству игровых полей. Какую из них указывать в строке 010?
Инструкция по заполнению декларации не дает ответа на этот вопрос. В ней определен порядок заполнения только граф 4, 5, 6 данной строки 010, о графе 3, в которой отражается информация по игровым столам, не сказано ни слова. Хотя далее в Инструкции упомянуты минимальные налоговые ставки, в случае если законом субъекта РФ не установлены другие. Это дает основание утверждать, что нужно указать ставку налога, которая установлена для игрового стола с одним игровым полем. К такому выводу также можно прийти, если сравнить формулировку показателя строки 010 разд. 2 с расшифровкой показателей строк 020. В них говорится о ставке налога на игорный бизнес без учета положений абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ. А это и есть ставка налога по игровому столу с одним игровым полем, установленная законом субъекта РФ (в нашем примере 125 000 руб.). Налогоплательщик, который укажет другую, увеличенную налоговую ставку (250 000 руб.), немного потеряет, так как показатель данной строки разд. 2 по игровым столам является справочным и в расчете игорного налога не участвует.
Далее целесообразно завершить заполнение графы 3, в которой указывается информация по игровым столам. Для этого нужно суммировать соответствующие показатели по игровым столам с различным количеством игровых полей, указанных в разд. 2.1, и перенести их в строки 020 — 070 настоящего раздела. Например, количество налогооблагаемых объектов, указанных в строке 040 листов разд. 2.1, составляет 8 и 5 игровых столов с одним и двумя игровыми полями соответственно. Следовательно, их сумму — 13 нужно отразить по строке 020 графы 3 расчета всей суммы игорного налога. В аналогичной последовательности суммируются остальные показатели листов разд. 2.1. В итоге сумма налога по игровым столам составит 1 812 500 руб. (937 500 + 875 000), что соответствует рассчитанной выше сумме налога за март 2006 г.
Объекты налогообложения
К таковым в игорном бизнесе, согласно ст. 366 НК РФ, относятся:
- игровой стол — специально оборудованное место с 2 и более полями для проведения азартных сессий, в которых владелец заведения или его представители выступают как игрок, наблюдатель или организатор;
- игровой автомат — оборудование, установленное владельцем игорного заведения, эксплуатируемое для проведения азартных сессий без непосредственного участия организаторской стороны;
- процессинговый центр — отделение игорного учреждения, в котором учитывают и фиксируют ставки и результаты игр;
- процессинговый центр интерактивных ставок БК или ТОТО;
- пункты приема ставок — выделенное место для заключения пари и фиксирования информации о ставках, результатах игр и суммах выигрышей.
При наличии игровых столов с несколькими полями (2 и более) каждое рассматривается как индивидуальный объект, что приводит к увеличению налогов. Та же система применяется в отношении игровых автоматов и комплексов, предназначенных для нескольких игроков.
Все объекты в обязательном порядке должны пройти регистрацию в налоговых органах региона. Ее проводят по заявлению владельца казино или пункта приема ставок либо его официального представителя с последующей выдачей свидетельства, разрешающего игорную деятельность. Для налогоплательщиков установлены сроки подачи заявления: минимум за 5 дней до открытия объектов или их установки.
Налог на игорный бизнес
Глава 29 «Налог на игорный бизнес» НК РФ введена в действие Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 182-ФЗ с I января 2004 г. Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам, обязателен к уплате на территории тех субъектов РФ, где принят соответствующий региональный закон.
При введении налога на игорный бизнес региональные власти обязаны руководствоваться нормами НК РФ.
При этом регионам предоставлено право устанавливать ставки налога (в пределах, установленных НК РФ), определять порядок и сроки уплаты налога, а также формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес.
На территории Санкт-Петербурга этот налог взимается в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 г. № 623-94 (ред. от 16 февраля 2011 г.) «О налоге на игорный бизнес в Санкт- Петербурге» (принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 22 октября 2003 г.).
Первый этап внедрения системы налогообложения в России, начавшийся в 1990 г., не предполагал специальной концепции налогообложения игорного бизнеса.
Налог взимался в рамках Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций по ставке 90% и зачислялся в бюджеты субъектов Федерации. В 1998 году был принят Федеральный закон от 31 июля 1998 г.
№ 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который в корне изменил подход к налогообложению игорного бизнеса, впервые определив специфику этого вида деятельности и соответствующие этому принципы налогообложения.
Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г.
№ 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что на территории РФ создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов РФ: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов РФ).
При изучении налога на игорный бизнес рекомендуется сначала изучить понятия, характерные для сферы этой деятельности: игорный бизнес, организатор игорного заведения, азартная игра, пари, игровой стол, поле, игровой автомат, касса тотализатора, букмекерская контора. Эти сведения можно почерпнуть в ст. 364 НК РФ.
Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Плательщиками данного налога по нормам ст. 365 НК РФ признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Кроме того, существуют определенные условия для тех, кто собирается заниматься игровым бизнесом.
- 1. Налогоплательщик обязан поставить на учет и зарегистрировать в налоговом органе по месту установки объекта каждый объект не позднее чем за два рабочих дня до его установки и получить свидетельство о регистрации (приказ Минфина России от 24 января 2005 г. № 7н), а также зарегистрировать любое изменение количества объектов.
- 2. Регистрация производится путем подачи заявления налогоплательщиком лично или через представителя либо почтой.
- 3. Налоговые органы в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления обязаны выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
- 4. Порядок постановки на учет плательщиков налога на игорный бизнес утвержден приказом Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 55н.
С 1 января 2012 г. перечень объектов обложения налогом на игорный бизнес существенно изменен. К ним теперь относятся:
- • игровой стол;
- • игровой автомат;
- • процессинговый центр тотализатора;
- • процессинговый центр букмекерской конторы;
- • пункт приема ставок тотализатора;
- • пункт приема ставок букмекерской конторы.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия). Форма заявления о регистрации объектов налогообложения утверждена приказом Минфина России от 24 января 2005 г. № 8н.
Налоговая база определяется по каждому объекту налогообложения отдельно. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы по каждому объекту и соответствующей ставки налога.
Налог подлежит уплате с момента осуществления лицензируемой деятельности в области игорного бизнеса. Порядок исчисления налога также разъяснен в письме ФНС России от 18 мая 2006 г. № ГВ-6- 02/515@.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Ставки налога указаны в ст. 369 НК РФ и в Законе Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 г. № 623-94 (табл. 4.3).
Порядок уплаты налога следующий: ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, представляется налоговая декларация с учетом изменений количества объектов.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налог уплачивается в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов не позднее срока подачи декларации. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по ка��дому объекту налогообложения, и ставки налога, предусмотренной для этих объектов.
- Уплата налога при наличии у организации обособленного подразделения происходит по месту его нахождения.
- Таблица 4.3
- Действующие ставки налога на игорный бизнес
Налоговая база рассчитывается по каждому объекту отдельно. Размер ставок зависит от принятых решений субъектов РФ, на территории которых взимается данный налог.
Ставки налога на игорный бизнес
Объект налогообложения | Нижний предел ставки, руб. | Верхний предел ставки, руб. |
Игорный стол | 25 000 | 125 000 |
Игровой автомат | 1 500 | 7 500 |
Процессинговый центр тотализатора или букмекерской конторы | 25 000 | 125 000 |
Пункт приема ставок | 5 000 | 7 000 |
Регионы РФ вправе самостоятельно устанавливать размер налоговых ставок в указанных пределах. В случае, если данные критерии не определены, налогоплательщики при расчете используют минимальные ставки.
Объекты налогообложения
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются (п. 1 ст. 356 НК):
– игровые столы;
– игровые автоматы;
– кассы тотализаторов;
– кассы букмекерских контор;
– положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), а именно разница между общей суммой денежных средств (электронных денег), переданных (перечисленных, переведенных) для участия в азартной игре организатору азартной игры, и общей суммой выплаченных (перечисленных, переведенных) организатором азартных игр денежных средств (электронных денег) участникам азартных игр, включающей стоимость переданного им участникам азартных игр в качестве выигрыша иного имущества.
Общее количество объектов налогообложения каждого вида подлежит до их установки (использования) обязательной регистрации в налоговых органах по месту постановки на учет с выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения (далее – свидетельство) по письменному заявлению плательщика (п. 2 ст. 356 НК).
В свидетельстве указываются количество объектов налогообложения каждого вида и их местонахождение. Форма свидетельства утверждается Министерством по налогам и сборам.
Заверенная налоговым органом копия свидетельства должна храниться по месту нахождения объектов налогообложения, указанных в этом свидетельстве.
Запрещается нахождение в игорном заведении объектов налогообложения:
– не принадлежащих плательщику на праве собственности (хозяйственного ведения);
– не зарегистрированных в налоговых органах.
Незарегистрированные объекты налогообложения могут находиться в игорном заведении в течение тридцати дней после получения уведомления об аннулировании свидетельства.
Объекты налогообложения считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства.
В п. 2 ст. 356 НК перечислен:
– перечень документов для регистрации объектов налогообложения в налоговый орган,
– сроки выдачи свидетельства либо письменного информирования об отказе в регистрации с указанием причин отказа;
– основания для отказа в регистрации объектов налогообложения;
– случаи аннулирования свидетельства.
Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах на единицу объекта налогообложения:
– 7854 бел. руб. – на игровой стол;
– 264 бел. руб. – на игровой автомат;
– 2475 бел. руб. – на кассу тотализатора;
– 1650 бел. руб. – на кассу букмекерской конторы.
Ставка налога на игорный бизнес по такому объекту налогообложения, как положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), составляет 4% (ч. 6 п. 1 ст. 358 НК).
Обращаем Ваше внимание, что при наличии у игрового стола более одного игрового поля ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей.
Законодательством предусмотрено уменьшение ставки налога на игорный бизнес на 50% в следующих случаях (ч. 2 и 3 п. 1 ст. 358 НК):
– использование игрового стола, подключенного к СККС;
– нахождение на учете в СККС игрового автомата, кассы букмекерской конторы, кассы тотализатора, игрового стола в налоговом периоде менее 15 календарных дней.