Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое федеральная собственность на землю и какие участки к ней относятся?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Есть категория граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное получение земли. Точные условия прописаны в статье 39.5 ЗК РФ. Здесь указано, кто из граждан может получить земельный участок, руководствуясь законами федерального уровня.
Кому доступен бесплатный земельный участок
Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.
Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.
Обратиться с заявлением о передаче арендованной муниципальной земли в собственность можно в специальный земельный отдел при местной администрации либо соответствующее отделение Министерства имущественных отношений.
Заявление должно содержать просьбу о передаче земельного объекта в собственность, а также основание для его передачи:
- Использование земельного участка на праве бессрочного владения длительное время;
- Долгосрочная аренда земельного объекта;
- Выкуп земли.
Перечень прилагаемых в обязательном порядке документов можно уточнить по месту подачи заявления. Чтобы в ответ на ваше прошение не последовал отказ, необходимо уделить особое внимание подготовке документации.
Для этого вам потребуется сначала провести работы по межеванию участка с установлением точных границ и его местоположения. Осуществление данного подготовительного этапа возможно на бесплатной основе путем привлечения государственного кадастрового инженера, однако в таком случае ожидание своей очереди может растянуться на несколько месяцев.
Чтобы ускорить процесс, обратитесь в коммерческую лицензированную организацию. Стоимость межевых работ в зависимости от региона страны варьирует в пределах от пяти до десяти тысяч рублей.
Организация работ по межеванию включает в себя:
- Осмотр земельного объекта с осуществлением необходимых замеров;
- Составление кадастрового плана и технического проекта (в документе в частности указываются сведения о наличии либо отсутствии коммуникационных линий, проходящих по территории земельного объекта);
- Расстановка межевых значков и определение координат участка на местности;
- Определение площади земельного объекта;
- Составление межевого плана на основании полученных сведений;
- Согласование границ участка заинтересованными лицами (подписание акта выполненных работ).
После проведенного комплекса работ владелец земли может получить готовый межевой план. С имеющимся на руках планом межевания владельцу земельного участка необходимо обратиться в Кадастровую палату для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет. Сделать это можно обратившись непосредственно в отделение Земельной кадастровой палаты либо через сайт Росреестра.
Обращаясь с заявлением о постановке на кадастровый учет, подготовьте следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность либо доверенность (если вместо владельца обращается его доверенное лицо);
- Межевой план на земельный объект;
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
Как правило, подобный набор документов является достаточным для обращения с последующей регистрацией. Взамен принятых документов вам выдадут справку.
На проверку и регистрацию обращения отводится около двух недель, после чего вы сможете получить на руки соответствующую выписку из государственного реестра, в которой вашему земельному объекту уже будет присвоен свой кадастровый номер.
Только поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть передан владельцу в собственность.
Далее с заявлением о передаче земли установленного образца следует обращаться в местную администрацию.
Приложение к заявлению включает следующие документы:
- Выписка из ЕГРН;
- Копия кадастрового плана;
- Квитанция об уплате госпошлины и ее копия;
- Часть стоимости земельного объекта, если передача осуществляется путем заключения сделки купли-продажи.
В случае положительного решения с владельцем земельного объекта администрация заключает договор передачи земли в собственность либо договор купли-продажи, если передача земли осуществляется на платной основе. Обязательным приложением к договору является акт приема-передачи земельного участка, содержащий полное описание и характеристики объекта.
Регистрация прав собственности
Имея на руках выписку из Кадастровой палаты, подтверждающую постановку земельного объекта на кадастровый учет, гражданин вправе зарегистрировать свою собственность.
Регистрация перехода права собственности от муниципалитета в пользу конкретного гражданина осуществляется органами Росреестра.
При этом необходимо совершить следующие действия:
- Написать заявление о регистрации права в соответствии с установленным образцом. В заявлении в обязательном порядке указываются данные заявителя, характеристики земельного объекта, включая вид разрешенного использования и кадастровый номер земельного участка. Если имеются наложенные на земельный объект ограничения, они также указываются в заявлении, например, сервитут (право использования участка земли иными лицами);
- Готовое свидетельство о праве собственности можно получить по истечении семидневного срока. В данном случае собственник получает выписку из ЕГРН, подтверждающую право на данный земельный объект.
Перевод земель других категорий в земли населенных пунктов
- Земли сельскохозяйственного назначения. Данный перевод возможен лишь в случае исключения. Одна из ситуаций, в которой может произойти смена категории — изменение и установка новых пределов городских и сельских населенных пунктов ( п.3 ч.1ст.7 N 172-ФЗ).
Основанием для перевода сельскохозяйственных земель в категорию населенных пунктов является также размещение на них объектов промышленного назначения. Но обязательным требованием для этого является соответствующий уровень их (земель) кадастровой стоимости, который не должен быть выше средней аналогичной стоимости по муниципальному району.
Исключение для размещения в таком случае составляют земли особо ценного назначения (п.4 ч.1 ст.7 N 172-ФЗ). Ситуация, когда разместить объекты здравоохранения, образования, коммунально-бытового и социального назначения не представляется возможным, кроме как на сельскохозяйственных землях, является еще одной причиной для перевода ( п.9 ч.1 ст.7 N 172-ФЗ).
В последних 2-х случаях превышение кадастровой стоимости на 50% и более среднего уровня цены ведет наложение запрета на перевод (ч.2 ст.7 N 172-ФЗ).
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее земли промышленности и иного специального назначения).
В случае, если такие земли были подвержены нарушениям, загрязнениям или на их территории построены здания, сооружения, предназначенные для сноса, то перевод в земли населенных пунктов разрешен только если есть утвержденный проект рекультивации таких земель.
Если в процессе какой-либо деятельности был нарушен почвенный слой, то нарушенные земли должны быть восстановлены согласно утвержденному проекту рекультивации. Лишь по ходатайству органов государственной власти и местного самоуправления, перевод в категорию населенных пунктов может быть осуществлен без выполнения этих условий (ч.2,3ст.9 N 172-ФЗ).
Во всех других случаях ограничений по смене категории не существует.
- Земли особо охраняемых территорий и объектов. Чтобы перевести такие земли необходимо заключение государственной экологической экспертизы о том, что их особая ценность утрачена и дальнейшее их использование по назначению невозможно (ч.1ст.10 N 172-ФЗ).
- Земли лесного фонда. Перевести данные земли в требуемую категорию возможно либо по причине изменения и установления новых пределов городских и сельских населенных пунктов, либо при необходимости разместить на них объекты государственного/муниципального значения, если другие варианты размещения отсутствуют (ч.2,3 ст.11 N 172-ФЗ).
Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов.
- Земли водного фонда.
Перевод возможен если изменяются и устанавливаются новые границы городских и сельских населенных пунктов, либо возникла необходимость разместить на них объекты государственного/муниципального значения, если другие варианты размещения отсутствуют (ч.2,3 ст.12 N 172-ФЗ). Прекращение существования или изменение местоположения водного объекта также открывает возможность для смены категории. Однако этому разрешению должен предшествовать положительный результат государственной экологической экспертизы (ч.4 ст.12 N 172-ФЗ).
- Земли запаса. Пользоваться такими землями разрешено только после перевода их в соответствующую категорию (ст.103 ЗК РФ). Для того, чтобы перевести земли запаса в категорию населенных пунктов, необходимо сформировать в установленном законодательством порядке данный участок земли, а после оформить на него акт о переводе (ст.13 N 172-ФЗ).
Изменение категории земельного участка, перевод земель
Специалисты Регионального центра правовой безопасности оказывают услуги по изменению категории земельного участка (участков), в частности по землям сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, а также по изменению земель лесного фонда в иные категории.
На сегодняшний день все земельные участки в Российской Федерации можно разделить в зависимости от их целевого назначения на категории. Есть сельскохозяйственные земли, населенных пунктов; земли промышленности, энергетики и транспорта; а также земли запаса, особо охраняемые территории; земли водного и лесного фонда. Чаще всего категория, к которой был отнесен земельный участок, определяется его историческим использованием. Информация же о целевом назначении земельного участка вносится в государственный реестр.
Как показывает практика, изменение земель особенно популярно при смене владельца земельного участка.
Допустим, Вы, как новый собственник, после оформления земельного участка хотите отвести его под застройку, хотя изначально земельный участок использовался только для ведения сельского хозяйства.
В этом случае у Вас может возникнуть потребность в переводе категории земельного участка или изменении вида его разрешенного использования – все зависит от ваших потребностей к постройке.
Или, например, у Вас в аренде находится земельный участок, который был Вам выдан для развития сельского хозяйства , а Вы хотите заняться на нем машиностроением, то Вам потребуется изменить категорию земельного участка из сельскохозяйственного назначения в промышленное.
Но самовольно изменить целевое назначение земель Вы не вправе. Для этого нужно получить разрешение от компетентных государственных или муниципальных органов власти.
Процедура же выдачи разрешения весьма непростая, и требует сбора внушительного списка документов и длительного согласования в различных инстанциях.
Так, например, при работе с землями лесного фонда в иную категорию разрешения потребуется от Территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и другие.
И только после прохождения всех инстанций перевод земель может быть одобрен Правительством РФ. Исходя из нашей практики, процесс перевода земель занимает не менее 6 месяцев , а в случае изменения категории земель лесного фонда – и того больше — от 7 месяцев.
В любом случае , такую сложную процедуру, как перевод земельных участков, нужно доверять только надежным специалистам, которые разберутся во всех тонкостях законодательства. Мы юридически грамотно поможем Вам изменить целевое назначение Вашего земельного участка, подготовим необходимые для перевода земель документы.
Ходатайство нужно составлять как в соответствие с требованиями федерального, так и местного законодательства.
В нем указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую; право собственности на земельный участок; адрес и площадь земельного участка.
- кадастровый паспорт земельного участка;
- документы о субъекте права (кто подает);
- документы, подтверждающие полномочия представителя;
- документы об объекте права (что регистрируем);
- согласие собственника на перевод земельного участка.
Помимо этого, земельный участок должен соответствовать ряду требований, предъявляемых действующим законодательством. В некоторых случаях перевод категории земель возможен только после проведения публичных слушаний.
Если по Вашему запросу о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, принято положительное решение, то местная администрация выносит соответствующее постановление, получив которое Вы сможете зарегистрировать земельный участок.
В Московской области, где объем строительства особенно высок, процедура перевода земель из одной категории в другую пользуется повышенным спросом .
Государственная собственность на землю
К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
Государственная собственность на землю имеет два уровня: федеральный, к которому относится собственность Российской Федерации, и региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.
При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки. На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования. К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ «Об обороне», ФЗ «О государственной границе» и др.
Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.
К сожалению, подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности. Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к неразграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно. В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов являются ничтожными и не порождают правовых последствий.
Права и обязанности собственников земельных участков
В соответствии с гражданским законодательством собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это три правомочия, которыми наделен каждый собственник.
ГК РФ наделяет собственника правом по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В том числе собственник наделяется правом отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Права собственников земельных участков на совершение сделок с принадлежащими им участками регулируются гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных земельным законодательством. Статья 40 ЗК РФ содержит открытый перечень прав собственников земельных участков:
1) собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О недрах» предоставление участков недр в частную собственность не предусматривается. Поэтому необходимо разграничивать понятия «участки недр» и «добытые полезные ископаемые». Если недра и их участки принадлежат на праве собственности исключительно государству (ст. 1.2 Закона «О недрах»), то добытые общераспространенные полезные ископаемые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц — собственников земельных участков. Собственники земельных участков вправе в соответствии со ст. 19 Закона «О недрах» по своему усмотрению в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров.
Порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 18 Закона «О недрах»).
Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы собственниками земельных участков только для своих нужд, например строительства. В случае же добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства о недрах.
Пресные подземные водные объекты могут быть использованы в порядке, установленном Водным кодексом и законодательством о недрах. Данная деятельность осуществляется путем устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с Водным кодексом без получения специального разрешения. Порядок осуществления работ по устройству бытовых колодцев и скважин определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
До августа 2008 г. Гражданским кодексом устанавливалось, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся на нем лес и растения. Земельный кодекс предусматривал право собственника земельного участка на многолетние насаждения, расположенные на нем. Однако в связи с введением в действие нового Лесного кодекса леса и многолетние насаждения были исключены из самостоятельных объектов недвижимости. Новый Лесной кодекс рассматривает землю, занятую лесом, как единый природный и имущественный объект. Таким образом, с августа 2008 г. частные собственники земельных участков оказались лишены права собственности на лес и многолетние насаждения, расположенные на них, независимо от их принадлежности к той или иной категории земель.
Вырубка лесных насаждений на таких участках теперь будет законна лишь на основании договора купли-продажи лесных насаждений в порядке исключения, если это будет разрешено законом субъекта РФ.
Также собственнику земельного участка принадлежит на праве собственности урожай дикорастущих и сеяных трав. Он имеет право косить их, пасти на них скот, использовать на корню и в скошенном виде в качестве корма для домашних животных, привлекать на свой участок дикую живность (без ущерба для своих соседей);
2) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием с соблюдением установленных архитектурно-планировочных, строительных, экологических, санитарно-гигиени��еских, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил, нормативов). Например, противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее 6 метров.
Возможность размещения строения на земельном участке специально указываться в правоустанавливающих документах не должна, за исключением случаев предоставления земельных участков для целей строительства. В этом последнем случае возведение на земельном участке строения или сооружения является обязанностью землепользователя в рамках разрешенного целевого назначения земельного участка. В случаях предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, возведение или невозведение строений или сооружений, соответствующих целевому назначению участка, является правом собственника земельного участка. Например, в случае, если земельный участок предоставляется для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, разрешенное использование данного участка предполагает (или по крайней мере не ограничивает) возможность осуществления жилищного или иного строительства, однако не обязывает собственника земли к этому, так как исходя из буквального толкования абзацев 1 — 3 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение жилого строения на садовом, огородном или дачном земельном участке является правом гражданина, которое может быть им как реализовано, так и не реализовано в процессе землепользования.
Особенности разделения земель и земельных участков на категории, виды земельных участков
Основа установления правового статуса земель – конкретное подразделение или классификация земель на основании определенного общего критерия, который установил законодатель, основываясь на целях правового регулирования общественных отношений относительно использования и охраны земель.
Сегодня в качестве ключевого и общего метода обозначения правового режима земель в РФ выступает разграничение земель на виды по признаку целевого назначения земли. Разделение земель на ряд категорий – один из ключевых принципов земельного законодательства, который установлен в ЗК РФ, п.1 ст.1, на основании которого правовой режим земель обозначают, в первую очередь, на основании их принадлежности к конкретной категории.
Разделение земли на ряд категорий – это традиционный для РФ метод контроля земельных отношений. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. начал классифицировать земли на основании целевого назначения. Данный документ уже тогда предусмотрел ряд земель сельскохозяйственного назначения и ряд городских земель. Для всего следующего законодательства СССР и России свойственно развитие данной классификации и соответствующий правовой контроль относительно использования и охраны земель всех категорий.
На основании ст.7 ЗК РФ в России по целевому назначению существует деление на ряд категорий:
- ряд земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение;
- ряд земель населенных пунктов;
- земли промышленной, энергетической, транспортной направленности, земли связи, СМИ, информатики, земли, которые обеспечивают космическую деятельность, земли обороны, безопасности и ряд земель другого специального предназначения;
- ряд земель объектов и территорий, которые имеют особую охрану;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Суть разделения на ряд категорий земель по целевому назначению заключается в том, что всем землям и земельным участкам России рядом уполномоченных органов власти присваивается целевое назначение, которое выступает в качестве основной цели эксплуатации этих земель или их предназначение общественного и государственного характера. Для целевого назначения земель важно соответствовать конкретной указанной выше категории земель. Исходя из этого, во время обозначения целевого назначения земельных участков или земель они получают соответствующую категорию.
Дом на муниципальной земле
На сегодняшний день использование земли для строительства – один из самых выгодных и привлекательных способов инвестирования. Поэтому неудивительно, что муниципальная земля под строительство чрезвычайно востребована, а торги муниципальной земли вызывают огромный интерес.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлен в Статье 30 ЗК РФ.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно через торги.
В статьях 30.1. и 30.2. ЗК РФ говорится об особенностях предоставления земельных участков для жилищного строительства и их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной (и государственной) собственности. В статье 36 ЗК РФ – о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Как федеральный земельный участок превратить в муниципальный
Нежилое здание школы является муниципальной собственностью и передано школе на праве оперативного управления.
Под зданием школы образован земельный участок, сформированный в границах здания. Площадь и границы земельного участка под зданием не позволяют полноценно эксплуатировать и обслуживать здание школы.
Для эксплуатации и обслуживания здания школы необходимо сформировать дополнительный земельный участок.
Дополнительный земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания здания школы находится в собственности Российской Федерации в составе земельного участка, переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению Российской академии наук.
Для нормального функционирования, эксплуатации и обслуживания здания школы, необходимо произвести предоставление соответствующего земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.
Для этого на наш взгляд необходимо обратить внимание на следующие моменты.
В-первую очередь, необходимо ли согласование передачи соответствующего земельного участка с УРАН.
В соответствии с нормой п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» дано разъяснение, что после введения в действие Земельного кодекса РФ лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Указанный вывод подтверждается также постановлениями Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 № 1744/11, от 18.05.2010 № 448/10 и от 18.05.2010 № 437/10.
В силу нормы ст. 552 Гражданского кодекса РФ и нормы п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ у собственника здания возникает право на земельный участок, необходимый для его использования.
Из нормы п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ следует, что собственник здания, расположенного на земельном участке, находящимся в государственной и муниципальной собственности, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка или приобретение его в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования им.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, либо на приобретение этого участка в аренду.
При таких обстоятельствах, распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации и предоставленном УРАН на праве постоянного (бессрочного) пользования, последней не может.
Таким образом, получение согласия УРАН на передачу соответствующего земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность не требуется.
Во-вторую очередь, необходимо определить процедуру передачи соответствующего земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствующем субъекте РФ, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63, на управление возложены полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральной землей, относящейся в силу норм статей 9, 29 Земельного кодекса РФ к федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 N 270 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 предусмотрен порядок передачи соответствующего земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.
Порядок передачи земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность на наш взгляд выглядит следующим образом.
Порядок предоставления земельного участка, необходимого школе для нормального функционирования, не должен нарушать единообразие в толковании и применении норм права, в том числе, отраженное в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 12955/11.
Выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ
Законная процедура передачи земли в пользование федеральных субъектов или муниципальных организаций предусматривает не только принятие решения или вынесение отказа в передаче участков земли. В случае успешного проведения процедуры в течение тридцати дней заявителю направляется решение для ознакомления.
Далее ответственный орган, который исполняет роль владельца земельных территорий, должен уведомить государственный фонд по развитию жилищного строительства о факте поступления заявления, а также о принятии какого-либо решения.
Следующим этапом является выполнение соответствующих кадастровых работ.
Если в государственном кадастровом реестре отсутствуют данные о местоположении границ территорий, то данный факт не является поводом для отказа о предоставлении участков.
Все необходимые кадастровые работы выполняются за счет финансовых активов местных бюджетов. Соответствующие работы необходимы для установления точных границ территорий, образования земель, а также государственной регистрации прав собственности муниципальных или федеральных субъектов на конкретный земельный участок.
Кaк cтaть coбcтвeнникoм apeндoвaннoй тeppитopии
B 2001 гoдy вcтyпил в cилy нoвый 3eмeльный кoдeкc PФ, coглacнo кoтopoмy гpaждaнe имeют пpaвo cтaть coбcтвeнникaми yчacткa, кoтopый нaxoдитcя в бeccpoчнoй или cpoчнoй apeндe. Ecли тeppитopия былa выдeлeнa coглacнo зaкoнoдaтeльcтвy CCCP и иcпoльзoвaнa пoд жилищнoe cтpoитeльcтвo, oфopмить пpaвo coбcтвeннocти мoжнo бecплaтнo. Bocпoльзoвaтьcя пpeимyщecтвoм мoжнo пpи ycлoвии, чтo вы:
📍 пocтpoили и cтaли coбcтвeнникoм дaчнoгo дoмa, гapaжa, бaни, xoзяйcтвeннoй пocтpoйки;
📍 пocтpoили, ввeли в экcплyaтaцию и cтaли coбcтвeнникoм чacтнoгo дoмa;
📍 являeтecь члeнoм caдoвoдчecкoгo кooпepaтивa.
Дo кoнцa 2020 гoдa члeны caдoвoдчecкиx тoвapищecтв и кooпepaтивoв мoгyт пpoйти пpoцeдypy oфopмлeния в yпpoщeннoм пopядкe.
Бecплaтнo пoлyчить yчacтoк имeют пpaвo cлeдyющиe кaтeгopии гpaждaн:
❗ инвaлиды;
❗ вeтepaны BOB;
❗ дeти-cиpoты;
❗ мнoгoдeтныe ceмьи;
❗ вoeнныe, oтcлyжившиe бoльшe 10 лeт;
❗ coтpyдники opгaнoв внyтpeнниx дeл, cтaж paбoты кoтopыx бoльшe 15 лeт;
❗ мoлoдыe cпeциaлиcты, кoтopыe зaдeйcтвoвaны в ceльcкoм xoзяйcтвe;
❗ дpyгиe кaтeгopии льгoтникoв.
3a нeзacтpoeнныe нaдeлы нeoбxoдимo oплaтить иx cpeднepынoчнyю cтoимocть.
Гдe oплaтить гocycлyги?
Пepeвecти дeньги в yплaтy гocyдapcтвeннoй пoшлины мoжнo yдoбным для ceбя cпocoбoм:
🔶 чepeз интepнeт — иcпoльзyйтe cпeциaльнyю фopмy нa oфициaльнoм caйтe ФНC: пpoйдитe пpeдвapитeльнyю peгиcтpaцию, ввeдитe пacпopтныe дaнныe, peквизиты пoлyчaтeля, выбepитe вид пoшлины и oплaтитe гocycлyги;
🔶 в кacce бaнкa — peквизиты yкaзaны в квитaнции, кoтopyю выдaют в opгaнax гocpeгиcтpaции;
🔶 c пoмoщью тepминaлa — нa ocнoвaнии квитaнции, пpoплaтy мoжнo пpoизвecти нaличными или пepeвoдoм c бaнкoвcкoй кapты;
🔶 c ближaйшeм пoчтoвoй oтдeлeнии.
Ecли вы oплaтили гocпoшлинy и пepeдyмaли oфopмлять yчacтoк в coбcтвeннocть, гocyдapcтвo вepнeт 50% oт внeceнныx cpeдcтв. Ecли пpи пepeвoдe cpeдcтв зa гocycлyги вы пepeплaтили, paзницy вepнyт в пoлнoм oбъeмe. Для этoгo нyжнo пoдaть зaявлeниe в opгaн peгиcтpaции.
Можно ли обжаловать отказ?
Отказ возможен в нескольких случаях. Среди них:
- наличие запрета или ограничения по закону;
- заявленный статус не позволяет осуществлять целевое назначение;
- экологическая экспертиза вынесла отрицательное решение, так как будет нанесен ущерб.
Дополнительно часто отказ производится по причине отсутствия права на обращения у лица, так как он не является собственником и не уполномочен на ведение таких процедур, или отсутствию необходимой документации, а также ошибок в ней.
Еще одним вариантом является увеличенный тип кадастровой стоимости, например, больше 50% средней цены по региону.
Отказ оформляется в письменном виде с указанием причины, после чего его отправляют в течение месяца заявителю.
Если заявитель не согласен с отказом, то он имеет право обратиться в судебную инстанцию. Для этого потребуется:
- получение акта в департаменте;
- исковое заявление с указанием требований и приложенных документов;
- ксерокопия акта, который был получен;
- копии всех документов, которые были направлены на рассмотрение, включая само ходатайство;
- бумаги, которые обосновывают нелигитимность решения;
- оплаченная госпошлина;
- сбор дополнительных бумаг и справок, которые могут иметь отношение к делу.
Все собранные документы вместе с заявлением передаются на рассмотрение.
После судебных заседаний выносится решение. Если оно вынесено в пользу истца, то можно подавать ходатайство повторно. К стандартному пакету документации прикладывается решение суда.
Если отказ произведен еще на этапе предоставления заявления в уполномоченный орган, то можно подавать повторно, устранив все указанные недочеты, например, недостаток документов.
Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа
Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ. Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия. Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.
Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.
При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.
Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу. На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки. Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.
Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.
Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность
Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.
Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.
Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.
Национализация — это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.
Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:
- государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
- законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
- принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
- возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.