Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что разрешали замужним женщинам в СССР и запрещали незамужним». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 1970-х гoдaх прoизвoдитeльнocть трудa в CCCР нeуклoннo cнижaлacь. C 1976 пo 1980 гoд, кaк пoкaзывaют пoдcчeты coврeмeнных экoнoмиcтoв, рocт мaтeриaльнoгo прoизвoдcтвa в cтрaнe cocтaвлял вceгo пo 1% в гoд (oфициaльнo – пo 4,3%). Этo былo мeньшe, чeм в нaчaлe брeжнeвcкoгo прaвлeния.
Согласно хронике «Московской Хельсинкской группы» (неправительственной правозащитной организации, созданной в СССР в 1976 году), представители власти оказывали постоянное давление на многих известных диссидентов, угрожая им наказанием по статье 209. В частности, когда писателей Владимира Войновича и Георгия Владимова исключили из творческого союза, их регулярно вызывали в КГБ и требовали отчёта о средствах к существованию. При этом литераторы не имели возможности трудоустроиться по специальности — благодаря негласному запрету, исходящему от тех же охранителей режима. В итоге Владимов под угрозой судебного процесса в 1983 году выехал в ФРГ, а Войнович, написавший открытое письмо председателю КГБ Юрию Андропову, в 1980 году был выслан из СССР и лишён советского гражданства. В общей сложности с 1961-го по 1965 год за тунеядство было выслано 37 тысяч советских граждан, притом что общее число обвиняемых составило 520 тысяч. Но власти областей, в которые осуществлялась высылка, буквально засыпали центральные инстанции жалобами: для тунеядцев у них не имелось ни работы, ни жилья. После чего, начиная с 1965 года, лиц, попавших под действие указа, стали в основном привлекать к труду по месту жительства.
В дальнейшем наказание за тунеядство неоднократно ужесточалось (до двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима), а позже снова становилось более мягким (до полугода исправительных работ). Окончательно действие указа об усилении борьбы с тунеядством и соответствующей ему статьи 209 УК было отменено в апреле 1991 года, когда Верховный совет РСФСР принял закон №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в тексте которого имелось прямое указание: «Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности».
В aвгуcтe 1983 гoдa ЦК КПCC и Coвeт миниcтрoв издaли знaкoвoe пocтaнoвлeниe «Oб укрeплeнии coциaлиcтичecкoй трудoвoй диcциплины». Чуть рaнee былo принятo eщe нecкoлькo пoдoбных дoкумeнтoв.
Милицeйcкиe нaряды coвмecтнo c нaрoдными дружинникaми нaчaли в рaбoчee врeмя рaзыcкивaть прoгульщикoв и «тунeядцeв» в унивeрмaгaх, кaфe, других мecтaх прoвeдeния дocугa, a тo и прocтo нa улицe. Зaглядывaли дaжe в бaни и цeркви. В кинoтeaтрaх внeзaпнo прeрывaли ceaнcы, прoвeряли у зритeлeй дoкумeнты и зaдaвaли вoпрocы – пoчeму oни нe нa рaбoтe?
Мeжду тeм, у грaждaн были впoлнe рaциoнaльныe причины ухoдить c рaбoты – чтoбы уcпeть днём приoбрecти дeфицитныe тoвaры, кoтoрыe кaк рaз в этo врeмя «выбрacывaлиcь» нa пoлки мaгaзинoв. В ocoбeннocти этo былo хaрaктeрнo для жeнcких кoллeктивoв.[C-BLOCK]
Мaccoвыe oблaвы имeли тaкжe нeзaплaнирoвaнныe пocлeдcтвия – «пoд рaздaчу», нaпримeр, пoпaли шкoльники, прoгуливaющиe урoки, тaк чтo дирeктoрaм шкoл прихoдилocь oбъяcнятьcя пeрeд прaвooхрaнитeльными oргaнaми зa cвoих пoдoпeчных.
Oднoврeмeннo вeлacь «aнтитунeядcкaя» прoпaгaндa в прecce, кoтoрую пoпрocту никтo нe читaл – cлишкoм oбecцeнилocь пeчaтнoe cлoвo зa гoды бecкoнeчных пoвтoрeний шaблoнных кoммуниcтичecких лoзунгoв.
Формально советские власти допускали деятельность одиночек-кустарей и даже их кооперацию, но на практике такие люди всегда рисковали. Их то и дело преследовали при очередных кампаниях борьбы с нетрудовыми доходами, хотя на самом деле такие «цеховики» очень даже работали – в отличие от миллионов советских специалистов, просиживавших штаны в бесчисленных учреждениях.
А «свободные художники» решали проблему с указом двумя путями. Во-первых, это бесконечное обучение: академические отпуска, второе высшее образование (право на которое было очень трудно заслужить), отчисления с восстановлениями… Во-вторых, это работа в тех местах, где не было никакой идеологической составляющей, а в идеале еще и контроля. Именно Указ от 04.05. создал «поколение дворников и сторожей»: шутили, что в СССР трудно найти представителя этих профессий без высшего гуманитарного образования.
Также в Указе упоминалось о наказании за бродяжничество: об этом надо сказать особо, ибо оно принципиально отличается от так называемого тунеядства. В рыночном обществе в принципе невозможно наказывать человека за то, что он живет как хочет; более того, следует даже приветствовать тех, кто не занимает дефицитные рабочие места, снижая тем самым конкуренцию на рынке труда.
А вот бродяжничество не одобряется практически в любом государстве: да, бывают честные бродяги, но чаще всего они несут с собой антисанитарию, воровство, асоциальное поведение. В современной России нет уголовного наказания за бродяжничество, но есть – за вовлечение в него несовершеннолетних (ст. 151 УК РФ). Наказание там – до шести лет лишения свободы, но есть потрясающая оговорка 2003 года, фактически легализующая детское нищенство: «Действие настоящей статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства».
Кого могли привлечь к ответственности за паразитический образ жизни
Кто же попадал под определение «тунеядец»? Да кто угодно!
Это была не только борьба с теневым рынком труда, но и надежный способ одним махом избавиться от всех, кто не желал встраиваться в советскую систему ценностей, не был управляемым и удобным советской власти.
Вот только некоторые категории:
- Граждане, сдающие в аренду свое жилье или его часть, а также другую собственность: например, автомобили. Те, кто сейчас попадают под определение «самозанятые», то есть все, кто зарабатывал деньги не на госпредприятиях, а частным образом. Сюда входил самый широкий круг лиц, от частных портных до помощников по хозяйству, от репетиторов до риелторов.
- Частные торговцы и «доставалы», умевшие раздобыть для своей клиентуры то, чего не было в открытой продаже: от одежды и импортной косметики до мебели и бытовой техники. А также все, кто занимался продажей и перепродажей чего угодно. Их называли фарцовщиками и спекулянтами.
В эту категорию попадали даже те, кто продавал результаты своего труда, например, сельскохозяйственную продукцию, произведения прикладного искусства или самодельные грампластинки. Владельцы подпольных микрофабричек выпускали их на рентгеновских пленках, поэтому они вошли в историю как «пластинки на костях».
- Бродяги и нищие. К ним причисляли не только тех, кто реально не имел определенного места жительства и занимался попрошайничеством, но и тех, кто, например, нанимался на сезонные работы, в том числе сельскохозяйственные, а остальную часть года жил на заработки от своего труда.
- Картежники и другие игроки. Эта категория была не столь многочисленной. Они виртуозно играли в азартные игры на деньги. Среди относительно честных игроков была львиная доля карточных и прочих шулеров, которые часто работали небольшими компаниями. Действовали в курортных местечках, в поездах, иногда – в гостиницах или на вокзалах.
- Гадалки, предсказатели и маги. Как правило, гадалки принимали клиентуру у себя дома. На чем только они не гадали! На картах, кофейной гуще, на воске и так далее. В более поздний период, примерно в начале 80-х в их ряды влились разномастные экстрасенсы, которые не только прозревали будущее, но и «лечили», «чистили карму», а также оказывали влияние на судьбу.
- Проститутки и сутенеры. Как известно, наличие проституции в СССР долгое время не признавалось, поэтому все, кто был задействован в этом бизнесе, от самих ночных бабочек до сутенеров и содержательниц подпольных борделей, привлекались к уголовной ответственности по другим статьям, чаще всего, по статье о тунеядстве.
От Бродского до Перельмана
То же самое происходило и с композиторами, писателями, поэтами. Любого, кого советская идеологическая система опознавала как «чуждого» и «инакомыслящего», могло ждать преследование за тунеядство и антиобщественный образ жизни. Зарабатывать творчеством можно было, лишь оформившись на работу в издательство, театр, на киностудию или в другую организацию.
Широко известно, что один из гениальных поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский был обвинен в тунеядстве, арестован и 13 марта 1964 года приговорен к пяти годам принудительных работ в Коношском районе Архангельской области. Он пробыл в заключении полтора года. Срок ему сократили благодаря мощной поддержке писателей и поэтов всего мира.
Позже Бродский рассказывал в своих интервью: «…это был чистый Роберт Фрост или наш Клюев: север, холод, деревня, земля». Впоследствии он так скажет о произошедшем: «Мне повезло во всех отношениях. Другим людям доставалось гораздо больше, приходилось гораздо тяжелее, чем мне».
В последние годы власти так или иначе пытаются вернуться в рассмотрению явления «тунеядства». Правда, сейчас под тунеядцем понимается человек, ведущий откровенно асоциальный образ жизни. В СССР трактовка данного понятия была очень обширной.
Так, в 2013 году была выдвинута инициатива вернуть старый закон о тунеядстве, вернуть ответственность за «отлынивание от работы». С таким предложением выступило законодательное собрание Самарской области. К счастью, одобрения такого законопроекта на государственном уровне не произошло.
Однако определенное желание поставить занятых свободным трудом под контроль государства прослеживается, например, в законе о самозанятых, вступившем в действие с 2019 года. В этом случае правительство в первую очередь, разумеется, интересуют отчисления со сторонних доходов. Но с другой стороны, разве не в этом была причина преследования и советских «бездельников»? Ведь налоги с перепродажи вещей, личных подсобных хозяйств также не платились. Правда, радует уже тот факт, что сейчас не пытаются эти виды деятельности запретить. Пока речь идет лишь об исполнении каждым своей налоговой обязанности – но это уже не внушает оптимизма.
Гнать самогон без цели сбыта в наши дни не запрещено. А при советской власти это, невинное по нашим меркам занятие, было чревато крупными неприятностями. Статья 158 УК РСФСР за изготовление и хранение без цели сбыта самогона или самогонного аппарата грозила исправительными работами до шести месяцев или штрафом до 100 рублей. Если речь шла об изготовлении самогона с целью сбыта, то можно было сесть на срок до трех лет или отделаться штрафом до 300 рублей. Законы об отделении церкви от государства и школы от церкви Гражданам СССР верить в Бога не возбранялось, но жизнь религиозных общин строго регламентировалась.
Так, статья 142 УК РСФСР «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» запрещала принудительный сбор в пользу религиозных организаций и служителей культа, изготовление и распространение сообщений, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о культах и т.п. Наказание за это преступление – исправительные работы сроком до одного года и штраф до 50 рублей. Впрочем, верующие, живущие при храмах, принявшие постриг и занимающиеся трудничеством при монастырях, чаще карались за попрошайничество и тунеядство.
Теперь же давайте рассмотрим 3 случая из судебной практики, откуда попытаемся получить более наглядное представление, какая же участь могла ждать советских тунеядцев.
Случай № 1
Подсудимый: гражданин М.
Состав преступления: Нигде не работал в в 1970-1971 годах. Ранее неоднократно получал предостережения от правоохранительных органов и направления на работу. Однако от выхода на работу уклонялся.
О подсудимом: М. – алкоголик, на момент ареста жил у бабушки в селе Курлек. Кормился за ее счет. Выпивал, когда угощали друзья или знакомые.
Приговор: По результатам назначенной наркологической экспертизы был признан хроническим алкоголиком. Согласно статьи 62 УК РСФСР направлен на принудительное лечение в период отбывания наказания.
Случай № 2
Подсудимый: гражданин А.
Состав преступления: Нигде не работал 8 месяцев в течение 1977 года, а в 1978 году не работал вовсе. Дважды получал предупреждения об уголовной ответственности по статье 209, однако на работу не устроился.
О подсудимом: А. – алкоголик, ведущий паразитический образ жизни. Беспартийный, холостой, имеющий 6 классов образования. Вымогал деньги на выпивку у матери и бабушки.
Приговор: Лишение свободы сроком на 1 год и 6 месяцев в ИТК строгого режима, принудительное лечение алкогольной зависимости в период отбывания наказания.
Случай № 3
Подсудимый: И.
Состав преступления: Нигде не работал в течение четырех месяцев. Предостережения об ответственности от органов правопорядка игнорировал.
О подсудимом: И. – алкоголик, живущий за счет средств родственников.
Приговор: 1 год лишения свободы в ИТК строгого режима, принудительное лечение от алкоголизма в период отбывания наказания.
ТОЛЬКО АЛКОГОЛИКИ? А КАК ЖЕ ОСТАЛЬНЫЕ?
К сожалению мы смогли рассказать вам только о трех судебных прецедентах, где все подсудимые страдали от пьянства. А как же боролись с остальными тунеядцами? Тут дело обстояло не сильно сложно. Теневикам, преступникам и прочим элементам, не работающим официально, 209-ю статью УК давали прицепом к их основной статье.
Например: поймали с поличным, скажем, фарцовщика и судили по основной статье 154 (как спекулянта) и «бонусом» добавляли ту самую, «тунеядческую», 209-ю.
ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО ЗАТЕВАЛОСЬ?
Занятые изучением данного вопроса историки придерживаются разных точек зрения, но доминирующими остаются две. Первая – выведение человека из «теневого сектора», пресечение его нетрудовых доходов. Ведь живет же на что-то гражданин, который официально числится безработным. Вторая – борьба с лицами, не соответствующими «образу советского человека», его высоким моральным принципам и т.д. и т.п… В первую очередь это касалось тех же самых стиляг, а позже и других неформалов. Кстати, даже знаменитый на весь Союз фронтмен группы «Кино», Виктор Цой, был вынужден устроиться на работу кочегаром, дабы избежать санкций, предусмотренный 209-й статьей УК
В Белоруссии нашли способ наказывать тунеядцев рублём
В последние годы введение ответственности за тунеядство активно обсуждалось в Белоруссии. Как и в России, там столкнулись с проблемой несоответствия старых советских норм, с помощью которых преследовали тунеядцев, экономическим реалиям капитализма.
Белорусске юристы, однако, нашли выход. В соответствии со статьёй 56 Конституции Белоруссии граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Решено было ввести ответственность не за тунеядство как таковое, а за уклонение от финансирования госрасходов.
2 апреля 2015 года Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому установлена обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин.
Размер базовой величины в Белоруссии с 1 января 2015 года составляет 180 000 белорусских рублей. По текущему курсу, 20 базовых величин равняются примерно 12 600 российским рублям — именно такую сумму предстоит уплатить гражданам Белоруссии, попавшим под действие новой нормы.
Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.
Гнать самогон без цели сбыта в наши дни не запрещено. А при советской власти это, невинное по нашим меркам занятие, было чревато крупными неприятностями. Статья 158 УК РСФСР за изготовление и хранение без цели сбыта самогона или самогонного аппарата грозила исправительными работами до шести месяцев или штрафом до 100 рублей. Если речь шла об изготовлении самогона с целью сбыта, то можно было сесть на срок до трех лет или отделаться штрафом до 300 рублей. Законы об отделении церкви от государства и школы от церкви Гражданам СССР верить в Бога не возбранялось, но жизнь религиозных общин строго регламентировалась. Так, статья 142 УК РСФСР «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» запрещала принудительный сбор в пользу религиозных организаций и служителей культа, изготовление и распространение сообщений, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о культах и т.п. Наказание за это преступление – исправительные работы сроком до одного года и штраф до 50 рублей. Впрочем, верующие, живущие при храмах, принявшие постриг и занимающиеся трудничеством при монастырях, чаще карались за попрошайничество и тунеядство.
Уголовная ответственность за мужеложство была введена в СССР лишь в 1934 году. Мужеложство относилось к преступлениям против личности и каралось лишением свободы до пяти лет. При отягчающих вину обстоятельствах, например, при сношении с несовершеннолетним или с применением насилия, срок увеличивался до восьми лет. В 20-х годах наша страна шла по пути гей-толерантности. Сразу после революции соответствующая статья царского законодательства была упразднена. В 1926 году СССР посетил по приглашению советского правительства основатель Всемирной лиги сексуальных реформ Магнус Хиршфельд. И когда в 1928 году в Копенгагене проходил конгресс «Institut für Sexualwissenschaft», СССР был объявлен участниками конгресса образцом сексуальной терпимости. Статью вернули в 1934 году по инициативе Генриха Ягоды, который в служебной записке в Кремль сообщал о раскрытии целой сети подпольных притонов, где педерасты устраивали свои оргии: «Педерасты занимались вербовкой и развращением совершенно здоровой молодежи. Закона, по которому можно было бы преследовать педерастов в уголовном порядке, у нас нет. Полагал бы необходимым издать соответствующий закон об уголовной ответственности за педерастию». Статья УК РСФСР 121 «Мужеложство» была отменена только в 1993 году.
В советское время, как часто слышат сегодня молодые люди, все были равны, нищих не было, все работали добросовестно, а уж о такой пакости, как гомосексуализм и прочие извращения никто и не слыхивал! Однако, стоит взглянуть в уголовный кодекс СССР, как станет ясно, что далеко не все так однозначно. УК СССР способен поразить современных россиян очень необычными статьями.
Аплодисменты рабочих рук
Указ об усилении борьбы с тунеядством и введение в Уголовный кодекс РСФСР соответствующей статьи 209 стали для властей надёжным рычагом давления на представителей современного искусства. Официально не работать могли только члены творческих союзов, куда принимали самых благонадёжных. Самодеятельным артистам, не прошедшим тарификацию и не имеющим концертной ставки, приходилось трудоустраиваться на стороне, чтобы не вступить в конфликт с законом. К примеру, в 1970-х годах уже получившие всесоюзную известность рок-исполнители официально работали отнюдь не по любимой специальности. Виктор Цой был кочегаром, Михаил (Майк) Науменко — сторожем, Александр Башлачёв — оператором котельной, Юрий Шевчук — дворником, Константин Кинчев — грузчиком, Пётр Мамонов — лифтёром и т.д. Главным тунеядцем своего времени стал будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. 23-летний поэт не занимался политической деятельностью и до поры был известен лишь узкому кругу литераторов. На его судьбу повлиял нестандартный поступок: он помогал своему другу переправить рукопись последнего на Запад, о чём стало известно сотрудникам КГБ. С Бродским расправились с помощью указа об усилении борьбы с тунеядцами. 29 ноября 1963 года газета «Вечерний Ленинград» опубликовала статью «Окололитературный трутень», подписанную Я. Лернером (отставным капитаном КГБ), М. Медведевым и А. Иониным. Авторы клеймили Бродского за «паразитический образ жизни» — поскольку поэт не был официально трудоустроен, не состоял в Союзе писателей и жил на нерегулярные литературные гонорары. Через несколько месяцев та же газета напечатала подборку писем читателей с настоятельными просьбами покарать тунеядца. В январе 1964 года Бродского арестовали и приговорили к максимально возможному наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. В советских газетах писали: «Постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками». Бродского сослали в деревню Норинская Архангельской области, где он трудился в местном совхозе. Благодаря заступничеству ряда известных писателей срок его ссылки сократили до полутора лет. После возвращения в Ленинград поэт по рекомендации Корнея Чуковского был принят в комитет переводчиков при Союзе писателей, это позволило избежать дальнейших обвинений в тунеядстве.
Когда будет введен налог на тунеядство в России?
Новостные ленты массово приводят слова вице-премьера Российской Федерации Ольги Голодец о том, что вопрос о возможном введении в следующем году налога на тунеядство обсуждается на уровне Совета Федерации. Точной информации о том, будет ли налог на тунеядство и в какие сроки, в настоящее время нет. Законопроект по данному вопросу не разработан. Однако пример соседней Беларуси показывает, что такой вариант развития событий вполне жизнеспособен, если не в 2021 году, то в не слишком отдаленном будущем. Как известно, на данный момент происходит детальное изучение опыта в данном вопросе соседней страны. Поэтому имеет смысл знать, в чем может заключаться данный законопроект. Есть информация, что в течение последующих нескольких лет будет проведена масштабная работа, одним из этапов которой станет определение числа неработающих граждан, которые пользуются социальными привилегиями.
Как наказывали в Советском Союзе за паразитический образ жизни? Платили ли штраф за тунеядство или меры наказания были гораздо серьёзнее?
Денежными выплатами «бездельники» не отделывались. Наказание, назначаемое за такое преступление, менялось несколько раз в течение действия всего закона. СССР, как считается, предупреждал сначала тунеядцев о том, что они должны найти работу, иначе к ним будут применены серьёзные санкции. Если же «паразит» отказывался, то он отправлялся на год в тюрьму или же получал исправительные работы на этот же срок. В случае если гражданин страны уже отбывал наказание за тунеядство, а теперь попался на рецидиве, то он отправлялся в места не столь отдалённые уже на два года, без права на исправительные работы. Единственное, что могло помочь тунеядцу, — вмешательство авторитетных друзей.
В более поздней редакции Уголовного кодекса закон о тунеядстве присоединил к себе также лиц без определённого места жительства и попрошаек. Меры наказания для них были те же, что и для бездельников. Если же бродяга попадался во второй раз, то ему грозило уже лишение свободы на срок от года до трёх.
Когда будет введен налог на тунеядство в России?
Новостные ленты массово приводят слова вице-премьера Российской Федерации Ольги Голодец о том, что вопрос о возможном введении в следующем году налога на тунеядство обсуждается на уровне Совета Федерации. Точной информации о том, будет ли налог на тунеядство и в какие сроки, в настоящее время нет. Законопроект по данному вопросу не разработан. Однако пример соседней Беларуси показывает, что такой вариант развития событий вполне жизнеспособен, если не в 2022 году, то в не слишком отдаленном будущем. Как известно, на данный момент происходит детальное изучение опыта в данном вопросе соседней страны. Поэтому имеет смысл знать, в чем может заключаться данный законопроект. Есть информация, что в течение последующих нескольких лет будет проведена масштабная работа, одним из этапов которой станет определение числа неработающих граждан, которые пользуются социальными привилегиями.
Вернут ли наказание за тунеядство
Лиц трудоспособного возраста, уклоняющихся от работы, российские законодатели хотят принуждать к труду. Тема возрождения наказания за тунеядство вновь зазвучала среди российских парламентариев. Члены Законодательного собрания Петербурга намерены внести в Госдуму законопроект, который введёт наказание для россиян, уклоняющихся от работы в течение более чем 6 месяцев, пишут «Известия».
Ханна Арендт. «Опыты понимания, 1930-1954. Становление, изгнание и тоталитаризм» (2022) Арендт X. Опыты понимания, 1930-1954. Становление, изгнание и тоталитаризм / пер. с англ. Е. Бондал, А. Васильевой, А. Григорьева, С. Моисеева.… Профессор МГУ Владислав Смирнов. «Тоталитарное сознание» Владислав Павлович Смирнов (род. 1929) — советский и российский историк, специалист по истории Франции. Заслуженный профессор Московского…