Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 105. Льготы по уплате государственной пошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья освобождает от уплаты государственной пошлины организации за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются: (В редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 198-ФЗ)
пп.1 прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; (В редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 198-ФЗ)
пп.1.1 государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 198-ФЗ)
пп.2 истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
пп.3 авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия). (Подпункт введен — Федеральный закон от 10.07.2012 № 100-ФЗ)
Комментарий к статье 333.37 НК РФ
Фактически любой государственный или иной орган во исполнение возложенных на него действующим законодательством функций осуществляет действия, направленные на обеспечение государственных интересов (например, взимает налоговые платежи). В результате таких действий, осуществляемых прежде всего в отношении субъектов экономической деятельности (организаций, индивидуальных предпринимателей и т.д.), могут возникнуть административные споры. В данном случае государственный или иной орган, являющийся стороной в споре, выступает в защиту государственных интересов и, соответственно, в данных спорах не является плательщиком государственной пошлины.
Что касается льгот для общественных организаций инвалидов и инвалидов 1 и 2 группы, то они освобождены от государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн. рублей. В противном случае государственная пошлина уплачивается со скидкой согласно статьям 333.21 и 333.37 Кодекса. То есть при подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, эти плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн. рублей. В случае, если цена иска превышает 1 млн. рублей, то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. рублей.
В арбитражных спорах от уплаты госпошлины полностью освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
Категория граждан освобождённых от оплаты гос. пошлины?
Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.
Для освобождения от уплаты госпошлины судом освобождаемый должен представить доказательства, подтверждающие невысокий доход, например справку о доходах, документ о постановке на учет в качестве безработного, документы в отношении членов семьи или других лиц, находящихся на иждивении, и др. При освобождении от уплаты госпошлины суд выносит определение.3. К судебным постановлениям, упоминаемым в ч. 2 комментируемой статьи, относятся судебные приказы, решения, определения суда.
Закон принял внесения освободить определенные группы граждан от уплаты. Так как размер денежных средств находится под руководством кодекса РФ о налогах, то и лица, которым будет начислена льгота будут выбраны этой же мировой структурой. Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
Бесспорно, есть вариант рассрочки данного платежа, но можно в этом случае будет явно понятно, на сколько долго будет происходить данная процедура. И при возникновении такой ситуации как отсутствие средств на оплату, под угрозой разрешения в первую очередь окажется все судебное разбирательство. Именно подобные причины послужили некоторым изменениям в общих правилах.
Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физлиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать в зависимости от категории плательщика госпошлины и от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина. В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением может решаться вопрос о снижении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
В основном, преимущества в вопросе госпошлины могут разделяться на два вида:
- Когда идет предоставление конкретному человеку, подающему иск или судебный документ. Потому что в этом случае имеется возможность присвоить льготы по причине статуса, то есть, если имеется какая-то группа или особая помощь от государства.
- Зависит полностью от разновидности иска. Прерогатива будет установлена в соответствии с ситуацией судебного разбирательства, чтобы в будущем не случилось отказа от подачи в суд заявки из-за денежных затрат.
Кто освобождается от уплаты госпошлины в суд
Если хорошо подумать о будущем, то можно придти к выводу, что подобная необходимость платить госпошлину может превратиться в жесткую преграду для людей, которые в суде видят свой последний шанс на возврат законных оснований и прав. Бесспорно, есть вариант рассрочки данного платежа, но можно в этом случае будет явно понятно, на сколько долго будет происходить данная процедура. И при возникновении такой ситуации как отсутствие средств на оплату, под угрозой разрешения в первую очередь окажется все судебное разбирательство. Именно подобные причины послужили некоторым изменениям в общих правилах.
Дополнительная информация! Закон принял внесения освободить определенные группы граждан от уплаты. Так как размер денежных средств находится под руководством кодекса РФ о налогах, то и лица, которым будет начислена льгота будут выбраны этой же мировой структурой.
Подобное освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции получает такая группа граждан, как герой СССР и РФ, в том числе и ветеран, человек, получивший орден Славы, инвалид и участник войны и боев. В случае требования платежа за выполненные услуги, такие лица могут просто подтвердить статус, показав надлежащий документ.
Кто освобожден от госпошлины
Имеют ли инвалиды и пенсионеры право на льготы
Человек, вышедший на пенсию, сразу попадает под льготную категорию граждан. Поэтому если он решил подать исковое заявление в судебные органы, то система автоматически освобождает истца от обязательного платежа. Если льгота не предоставлена, то необходимо сразу разбираться в причинах отказа. Возможно, стоимость иска превышает установленную границу в 1 000 000 рублей. Тогда пенсионерам придётся заплатить госпошлину в размере, который определяется по методу, описанному в статье 333.19, в пункте 1, подпункте 1 Налогового Кодекса, за вычетом суммы пошлины, если бы иск имел стоимость меньше 1 000 000 рублей.
На таких же условиях, как и пенсионеры, освобождаются от платежа люди, получившие инвалидность I или II группы. А также это право имеют общественные организации инвалидов.
Каждый гражданин Российской Федерации должен не только помнить о своих обязанностях, но и всё знать о правах, чтобы в непредвиденной ситуации не попасть впросак и суметь защитить себя. Служители закона стремятся получить оплату за предоставленные услуги, не сильно заботясь о том, что человек может попадать под льготную категорию. Поэтому гражданину следует самому заявлять о своём праве на льготу.
Кто освобожден от уплаты
Нормативными актами устанавливаются особые ситуации, когда можно не платить взнос при подаче прошения в судебную инстанцию, для определенной категории граждан и при установленном типе дел. Указанные моменты регулируются Налоговым нормативным актом. Статья 333.35 НК прописывает список граждан, которые могут претендовать на освобождение от государственного взноса. К ним относятся:
- Герои Советского Союза или России, получают освобождение при подаче в любую судебную инстанцию.
- Ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, также бывшие пленные военных лагерей.
- Пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска
Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:
- заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
- организаций общественного типа;
- объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
- ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
- пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.
Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.
При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей. (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)
(Статья введена — Федеральный закон от 02.11.2004 № 127-ФЗ)
←статья 333.35 НК РФ статья 333.37 НК РФ→
Другой комментарий к статье 105 АПК РФ
Снова отсылочная статья к налоговому законодательству, а именно к ст. 333.17 НК РФ.
В п. 1 ст. 333.37 НК РФ закрепляется, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
Президиум ВАС РФ склоняется в своей практике к узкому толкованию подп. 1 п. 1 ст. 333.17 НК РФ и ограничивает освобождение от уплаты государственной пошлины органов власти случаями участия их в спорах, вытекающих из публичных правоотношений.
В одном из дел занят следующий подход: «наличие статуса государственного органа само по себе не является основанием для освобождения подразделения вневедомственной охраны от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, поскольку такой орган может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений как учреждение (статья 120 ГК РФ). Подразделения вневедомственной охраны по делам о взыскании причитающегося им по гражданско-правовым договорам, заключенным с собственниками объектов охраны, должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (статьи 1, 120 Гражданского кодекса). Взыскание причитающегося по гражданско-правовому договору также не представляет собой случая защиты государственных и (или) общественных интересов иным органом. Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании подпункта 1, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса» (Постановление от 21.09.2010 N 5658/10).
Лица, освобождённые от уплаты сбора
Порядок уплаты госпошлины и её размер закреплён в положениях действующего НК РФ. Этот же нормативный акт содержит в себе перечень лиц, которые освобождаются от необходимости его уплаты при подаче иска в суд (ст. ст. 333.35, 333.36 НК РФ).
Условно их можно разделить на три большие группы.
К первой относятся лица в соответствии с имеющимся статусом, который должен быть подтверждён наличием соответствующего удостоверения. Эта категория граждан освобождается от уплаты пошлин в абсолютно любом суде по любым делам. Так, от необходимости уплаты освобождены инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Герои СССР, орденоносцы, военнослужащие, реабилитированные лица, пребывавшие в заключении в концлагерях, беженцы.
Следующая группа лиц — в зависимости от целей судебного разбирательства. В этом случае не требуется никакого дополнительного представления бумаг. В зависимости от цели иска платить сбор не нужно если:
- взыскиваются алименты;
- защищаются права инвалида;
- решается вопрос о компенсации ущерба, причинённого в результате совершённого преступления;
- решается вопрос о компенсации за нанесённый вред здоровью, в том числе и по потере кормильца;
- решается вопрос по отсутствию в выплате заработной платы;
- рассматривается вопрос об отсутствии решения (действий) со стороны судебного органа;
- рассматривается административно дело;
- рассматривается частная жалоба;
- решается вопрос об усыновлении (удочерении);
- рассматривается вопрос, касающийся защиты прав детей.
Ходатайствовать об освобождении потребителя от уплаты госпошлины могут и малоимущие граждане. Суд, в зависимости от проблем, имеющихся у истца в материальном плане, может:
- предложить рассрочку по оплате;
- снизить размер платежа;
- предложить разбить платёж на несколько сумм.
Льготы при обращении в арбитражные суды
Арбитражные суды рассматривают дела, связанные со спорами предпринимателей и юридических лиц. Льготу в виде освобождения от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды, а также в Верховный Суд РФ по арбитражным делам имеют:
- прокуроры и иные государственные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов (пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ);
- государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков (пп. 2 п. 1 ст. 333.37 НК РФ);
- истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка (пп. 2 п. 1 ст. 333.37 НК РФ);
- авторы результата интеллектуальной деятельности по искам о принудительных лицензиях (пп. 3 п. 1 ст. 333.37 НК РФ);
- общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков при цене иска до 1 миллиона рублей (п. 2 и 3 ст. 333.37 НК РФ);
- истцы — инвалиды I и II группы при цене иска до 1 миллиона рублей (п. 2 и 3 ст. 333.37 НК РФ).
Освобождение от уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции зафиксировано в нескольких ситуациях:
- Выдача документов организациям, физическим лицам по делам о взыскании алиментов и уголовным делам.
- Во время предоставления апелляционных или кассационных жалоб о разводах.
- Поступление в суд заявлений по поводу отсрочки исполнения решения, изменения способа исполнения, пересмотра решения.
- Подача административного иска, заявки об обжаловании действий пристава-исполнителя.
- Подача в суд жалоб по уголовным делам.
- Вопросы применения законов о восстановлении в правах жертв политических репрессий.
- Подача заявлений о несогласии с отказом в оформлении прошения о признании лиц переселенцами и беженцами.
- Административное судопроизводство о госпитализации гражданина без согласия.
- Предоставление права автору применять результат умственной работы.
Не требуется вносить уплату госпошлины прокурорам, которые обращаются в суд по защите прав граждан, интересов РФ, субъектов. С подачей прошения о проверке приговора, который вступил в силу, постановления, определения, решения суда вносить сбор Уполномоченному лицу по правам человека не нужно.
Государственный сбор в суде общей юрисдикции не уплачивается в нескольких ситуациях:
- При выдаче документов физическим лицам и организациям по уголовному делу, либо взысканию алиментов.
- Во время подачи кассационных, а также апелляционных жалоб о разводах.
- При предоставлении жалоб по уголовным делам.
- При подаче административного иска, в том числе заявок на обжалование действий приставов.
- При поступлении в судебную инстанцию заявлений насчет отсрочки исполнения решения и др.
- При административном судопроизводстве о госпитализации физического лица без его согласия.
- При возобновлении прав для граждан, ставших жертвой политических репрессий.
Также госпошлина не уплачивается прокурорами, работающими над делами по защите прав граждан. Если за истца или ответчика выступает государственный орган и местная администрация, то госпошлина ими не оплачивается.
Госпошлина для казенного учреждения (Голов А.И.)
Дата размещения статьи: 17.08.2017
Казенное учреждение, согласно Бюджетному кодексу РФ, не только оказывает государственные (муниципальные) услуги, но и в определенных случаях исполняет государственные (муниципальные) функции, обеспечивая реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления.
Однако, исполняя государственные (муниципальные) функции, казенные учреждения порой сталкиваются с ситуацией, когда законодательство РФ ставит их в неравное положение с органами государственной власти (местного самоуправления). Например, при обращении в суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных им отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов.
Нормы и разъяснения
Налоговый кодекс РФ освобождает государственные органы и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, если они выступают в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ или арбитражными судами (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).
Однако в случае, если в арбитражный суд обращается казенное учреждение, исполняющее государственные (муниципальные) функции, то, как правило, суд отказывает в приеме исковых заявлений в связи с неуплатой казенным учреждением госпошлины на том основании, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого указания на освобождение казенных учреждений от ее уплаты. Даже в том случае, если они обращаются в суд за защитой публичных интересов.
Заметим, что понятие «публичный интерес» в законодательстве также отсутствует несмотря на то, что это понятие употребляется в различных нормативных правовых актах, например в статье 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ «Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц».
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 75 своего постановления от 23.06.2015 N 25 определил, что под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Между тем согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры и иные органы, которые обращаются в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Что же касается государственных органов, органов местного самоуправления, то они освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ и арбитражными судами, в любом случае, если выступают в качестве истцов или ответчиков (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), то есть не только в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Поэтому в случае, если казенное учреждение выступает в защиту государственных и (или) общественных интересов, то нужно руководствоваться подпунктом 1, а не пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Об этом было сказано, в частности, в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 (далее — Постановление N 46).
Напомним, что ВАС РФ был упразднен, но его разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов сохраняют свою силу до тех пор, пока соответствующие решения будут приняты Пленумом ВС РФ (п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).
Так, в пункте 32 Постановления N 46 разъяснено, что к органам, обращающимся в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 АПК РФ).
При этом под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, которые не входят в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняют публично-правовые функции. Например, таковыми являются ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС, ЦКБ РФ. Эти органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Пленум ВАС РФ также отметил, что государственное или муниципальное учреждение освобождается от уплаты госпошлины по делу в случае, если оно выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления), участвует в арбитражном процессе в связи с осуществлением этих функций и, соответственно, защищает государственные, общественные интересы.
В другом своем постановлении Пленум ВАС РФ разъяснял, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд в порядке статьи 53 АПК в защиту публичных интересов, реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации (пункт 12 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).
Руководствуясь в том числе данными разъяснениями Пленума ВАС РФ, Верховный Суд РФ, как это часто бывает, «взял на себя» разрешение сложившейся ситуации в связи с уплатой госпошлины казенными учреждениями. Так, в своем определении от 09.03.2017 N 304-ЭС16-16311 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что казенное учреждение не должно платить госпошлину при обращении в суд за защитой публичных интересов.
Данное определение ВС РФ вынес при рассмотрении кассационной жалобы по конкретному делу. Проследим, как развивались события, «заставившие» Верховный Суд РФ прийти к указанному выводу об уплате госпошлины казенным учреждением.
Выводы арбитражных судов
Краевое государственное казенное учреждение субъекта РФ (далее — КУ) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в связи с тем, что перевозка тяжеловесного груза повредила дорогу.
Расчет государственной пошлины и порядок её оплаты
После установления материальности или нематериальности исковых требований , определения цены иска по требованиям имущественного характера , возможно рассчитать размер государственной пошлины.
Государственная пошлина для суда при подаче иска , — это денежный сбор , взимаемый с истца в государственный бюджет за совершение юридически значимых действий ( рассмотрение дел в суде , совершение судом отдельных процессуальных действий ).
Оплатить госпошлину необходимо до подачи
иска в суд.
Наличнымиденежными средствами госпошлину заплатить непосредственно в суде невозможно , так как суд принимает собственно не саму госпошлину ( то есть деньги в определенное сумме) , а документ ( только подлинник), подтверждающий , что истец на специальный расчетный счет через кредитное учреждение оплатил сумму , соответствующую размеру госпошлины по иску, а так же указал в документе свои данные ( ф.и.о. , адрес) , а так же указал, что данная оплата , — и есть госпошлина для суда .
В зависимости от того , кем является истец ( физическим , юридическим лицом , или ПБОЮЛ), оплата госпошлины оформляется гражданином на специальном бланке для производства различных платежей ( обычно платеж осуществляется в отделении Сбербанка), а юридическое лицо производит оплату госпошлины платежным поручением по безналичному расчету. В любом случае документ об оплате госпошлины , прилагаемый к иску, должен быть первичным ( с подлинной печатью или штампом кредитного учреждения) и должен так же иметь отметку кредитного учреждения об оплате.( если юридическое лицо не может оплатить по безналичному расчету госпошлину ( арестован расчетный счет),то представитель юридического лица,в принципе,может сам оплатить госпошлину в Сбербанк и получить обычную квитанцию о приеме данного платежа.
Расчет госпошлины для судов общей юрисдикции указан в ст. 333.19 главы 25.3 части 2-й Налогового Кодекса РФ.
Алгоритм такого расчета достаточно прост.
Порядок и сроки уплаты госпошлины
Порядок и сроки уплаты госпошлины
определяются характером совершаемых юридически значимых действий.
Госпошлина уплачивается после совершения таких действий только в одном случае, когда организации и физические лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение принято не в их пользу и истец освобождается от ее уплаты. В этом случае плательщики уплачивают госпошлину в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Во всех остальных случаях госпошлина уплачивается до совершения юридически значимых действий: до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, до совершения нотариальных действий, до выдачи документов, их копий и дубликатов, до проставления апостиля.
Госпошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ. В случае если за совершением действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих право на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае, если среди таких лиц одно лицо (несколько лиц) освобождено от уплаты госпошлины, размер ее уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты. При этом оставшаяся часть суммы госпошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от ее уплаты.
Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт ее уплаты в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт ее уплаты в наличной форме подтверждается либо квитанцией банка, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок и основания для возврата или зачета уплаченной госпошлины
. Полный или частичный возврат производится в случаях:
- уплаты госпошлины в большем размере, чем это предусмотрено;
- возвращения заявления (жалобы, иного обращения) или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий. Если госпошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты госпошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об оплате;
- прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции (арбитражным судом);
- отказа лиц, уплативших госпошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения его в уполномоченный орган, совершающей это действие;
- отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда и въезда в РФ, проездного документа беженца.
Не подлежит возврату госпошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, если впоследствии не было совершено соответствующее действие.
Заявление о возврате госпошлины подается плательщиком в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые была уплачена госпошлина. К заявлению прилагаются подлинные платежные документы (если пошлина подлежит возврату в полном размере) или их копии (если пошлина подлежит частичному возврату).
Заявление о возврате госпошлины по делам, рассматриваемых в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению кроме указанных выше платежных документов прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для возврата госпошлины.