Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Условия для освобождения прописаны в п. 1 статьи 145 НК РФ. Получить его могут юридические лица и индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения. Главное для таких налогоплательщиков – не реализовывать подакцизные товары и иметь не более 2 млн руб. выручки без НДС за три предыдущих месяца. При этом учитывается только та выручка, которая подлежит налогообложению НДС. С 1-го числа месяца, который последует за трёхмесячным периодом, организация или ИП на ОСНО вправе применить освобождение.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
В налоговом кодексе предусмотрен отказ от НДС на общей системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в 2021 году. Получить освобождение можно в рамках 145 и 149 статей Кодекса.
145 статья предполагает полное освобождение от уплаты налога. Воспользоваться им можно при соблюдении условий по сумме выручки и продаже безакцизных товаров. В этом случае нужно уведомлять налоговую инспекцию.
В рамках 149 статьи от НДС освобождены некоторые виды операций, при этом направлять уведомление в ИФНС не нужно. Но перед использованием права стоит тщательно рассчитать – выгодно ли это для бизнеса, так как отказаться от освобождения можно лишь по истечении 12 месяцев.
С 1 января 2022 года освобождены от НДС все услуги общепита, оказываемые через рестораны, кафе, бары, столовые и другие объекты. Также под льготу попали услуги выездного обслуживания. А вот реализация в отделах кулинарии и заготовочная деятельность от НДС не освобождаются.
Существуют четыре требования, соблюдение которых является обязательным для освобождения от НДС:
- Основная деятельность — ОКВЭД класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков».
- Лимит выручки — до 2 миллиарда рублей в год.
- Численность работников — не более 1500 человек.
- Доля доходов от реализации услуг общепита — не менее 70% за предыдущий год.
Почему меня это должно волновать?
Если вы работаете в сфере общественного питания, то неважно, какую систему налогообложения вы применяете, отмена НДС в общепите может сэкономить вам налоги. А может и не сэкономить. Надо считать. Давайте разберемся, почему это так.
Какие системы налогообложения сейчас используются в общепите? Если не говорить про крупных игроков, которые вынужденно применяют общую систему, то их всего две — патент и УСН (доходы минус расходы). Есть, конечно, еще УСН (доходы) и НПД, но это скорей для домашней пекарни или чего-то в этом духе. Полноценный ресторан не может себе позволить считать налоги без учета расходов.
Поговорим про патент. Это идеальная система, если у вас не более 15 сотрудников, годовой оборот не превышает 60 миллионов рублей и вы работаете не в самом жадном регионе, который устанавливает адекватные ставки по ПСН.
Те, кто вписывается в эти условия, работают на патенте и горя не знают. Остальные же вынуждены идти на УСН (д-р). Там можно и сотрудников побольше нанимать (130 человек), и лимит по доходам выше (200 миллионов). Но у упрощенки есть одна противная особенность — меньше 1% от оборота налог быть не может. Т. е. если вы сработали в ноль (ничего не заработали), то из своего кармана придется заплатить 1% от всех входящих денег.
Особенности патента:
- Лимит по сотрудникам 15 человек.
- Лимит по доходам 60 миллионов.
- Есть ограничение на площадь заведения.
- Может стоить неадекватно дорого.
- Только для ИП.
Особенности УСН (д-р):
- Лимит по сотрудникам 130.
- Лимит по доходам 200 миллионов.
- Минимальный налог — 1% от оборота.
А теперь, зная все это, давайте посмотрим, какие налоги платятся на общей системе (ОСН). Это НДС и либо НДФЛ 13% (для ИП), либо налог на прибыль 20% (для организаций). Общепит попадает под освобождение от НДС, из этого делаем вывод:
В случае применения освобождения от НДС для общепита, налоговая нагрузка:
- Для ИП — 13% (от разницы между доходом и расходом).
- Для ООО — 20% (от разницы между доходом и расходом).
Условия для налогоплательщиков разных категорий
Воспользоваться льготным НДС могут как давно работающие компании и ИП, оказывающие услуги общепита, так и новые. Для налогоплательщиков каждой категории предусмотрены свои условия.
Для старичков упомянутый выше ФЗ №305 предусматривает ограничения по удельному весу доходов от общепита (70%+) и годовой выручке (до 2 млрд. рублей за 2021 год). Посчитали соответствующие показатели? Если компания не превысила лимит по выручке и выполнила условие по удельному весу доходов от общепита, льготный НДС подключится в 2022 автоматически. Обращаться в налоговую с заявлением об освобождении от налога не придется.
Для новичков, зарегистрированных в 2022, все проще. Они являются «освобожденцами» по умолчанию. Указанные выше лимиты таким компаниям и ИП необходимо будет проверять по итогам 2022 года, чтобы продолжить пользоваться льготой в 2023.
В 2024 перечень условий для льготного налогообложения дополнится. Новым условием станет размер выплат физлицам. Его привяжут к региональному среднеотраслевому показателю. Норма предусмотрена ст. 149 НК РФ.
Кто не сможет стать льготником
Под освобождение от НДС в общепите не попадает деятельность, связанная с заготовкой продукции, и деятельность кулинарных отделов в организациях, занимающихся розничной торговлей. Не предусмотрены льготы и для посредников любого рода.
На то, что посредники не являются «освобожденцами», обратил внимание налогоплательщиков Минфин. Согласно разъяснениям, изложенным в письме №03-07-11/94606 от 23.11.2021, для работы с льготным НДС индивидуальному предпринимателю или компании необходимо непосредственно оказывать услуги общепита. Все, что выходит за рамки этого вида деятельности, облагается НДС на общих основаниях (или не облагается, если имеет место работа на спецрежиме).
Рассмотрим ситуацию на примере. Компания занимается изготовлением и доставкой готовых обедов, работает на ОСНО. Для нее актуально освобождение от НДС, и с 2022 года она может воспользоваться льготой.
Компания не имеет собственной службы доставки, сотрудничает с курьерской службой. Последняя, хоть и доставляет готовые обеды, на освобождение от НДС рассчитывать не может. Деятельность курьерской службы не является оказанием услуг общепита. Причем не важно, какой договор (агентский, поручения или комиссии) заключен между производителем обедов и посредником. Согласно ст. 149 НК РФ, льготой по НДС в такой ситуации пользуется только производитель обедов (поставщик услуг общественного питания).
Реализация покупных товаров, включая продукты питания, через вендинговые автоматы тоже под льготное налогообложение не попадает. Давайте разберемся почему.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Начисление ндс в бюджетном учреждении в 1с в 2021
Условия примера 1: бюджетное (автономное) учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования базой данных сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 90 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора.
По истечении срока действия договора должностными лицами учреждения принято решение о списании объекта с учета по причине морального износа.
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
- Дебет 0 111 6I 352 Кредит 0 302 26 734 — принят к учету объект, в отношении которого у учреждения возникли неисключительные права.
- Дебет 0 302 26 834 Кредит 0 201 11 610, увеличение 18 (226 КОСГУ) — отражена оплата по договору на сумму 90 000,00 руб.
- Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 104 6I 452 — начислена 100% амортизация на объект, стоимость которого ниже 100 000,00 руб.
- Дебет 0 104 6I 452 Кредит 0 111 6I 452 — при принятии решения о списании объект списан с бухгалтерского учета.
В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .
Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:
Счет учета | Шаблон КПС |
101, 102,103,104, 105, 108
Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000 |
ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б |
111.40, 111.60 | ХХХХ 0000000000 000. |
201.00 | ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000 |
201.35 | ХХХХ 0000000000 000 |
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 | 0000 0000000000 000 |
209.81 | ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000 |
304.01 | 0000 0000000000 000 |
401.30 | 0000 0000000000 000 |
401.60 и корреспондирующий 401.20 | ХХХХ 0000000000 ХХХ |
В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.
Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.
На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».
Когда платить НДС в 2021 году: сроки
Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:
- реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.
В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.
Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:
1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);
2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.
Важная деталь: уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организации используют право на освобождение.
- Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).
Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика обязанности налогового агента. Если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.
ЭТО ВАЖНО
Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).
ПРИМЕР 1
Учреждение здравоохранения арендует помещение под бактериологическую лабораторию и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные платежи по договору аренды за счет субсидий составляют 59 000 руб.
Сумму НДС в данном случае можно определить расчетным методом:
59 000 руб. × 18 % / 118 % = 9000 руб.
В бухгалтерском учете это отразят следующие записи:
Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.302.24.730 — 50 000 руб. — отражены расходы учреждения по арендной плате;
Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.303.04.730 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, удержанная учреждением в качестве налогового агента.
Таким образом, учреждение по договору аренды удержало из доходов, уплачиваемых арендодателю, сумму НДС, которую обязано перечислить в бюджет. Сумма арендной платы без НДС перечисляется арендодателю (согласно условиям договора).
Учреждение должно составить счет-фактуру, который следует отразить в книге продаж.
В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.
Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.
На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».
Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.
С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2017.
Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органам��. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.
При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.
Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.
Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.
Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:
- «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
- «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.
Если образовательная организация, помимо операций, облагаемых НДС, проводит операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), надо организовать их раздельный учет. Таково требование пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Раздельный учет ведется:
— по стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых и освобожденных от налогообложения;
— по суммам входного НДС, включенного в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных для выполнения облагаемых и освобожденных от налогообложения операций (раздельный учет входного НДС).
Раздельный учет входного НДС необходим из-за того, что входной налог по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для выполнения облагаемых операций, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). А по операциям, освобожденным от налогообложения, входной НДС нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Конкретной методики ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому образовательная организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции.
Например, учет облагаемых и освобожденных от налогообложения операций можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Также можно использовать данные аналитического учета (таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.
Выбранный порядок ведения раздельного учета облагаемых и освобожденных от налогообложения операций нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Не вести раздельный учет входного НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Тогда входной НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Важно запомнить
В части налогового учета учреждение в обязательном порядке должно разработать учетную политику для целей налогообложения, закрепив в ней порядок ведения раздельного учета НДС и регистры, в которых фиксируются данные раздельного учета.
Освобождение от уплаты НДС при УСН
Статья 145 НК РФ разрешает применять освобождение от уплаты НДС при переходе с УСН на общую систему налогообложения. Правда есть условия. которые надо выполнить для получения освобождения (п. 6 ст. 145 НК).
Компания или ИП, которые сменили УСН на ОСНО, для получения освобождения сдают в инспекцию уведомление и выписку из книги учета доходов и расходов. Выписки составляют в произвольной форме. Вместо этого документа можно подать копию КУДИР, которую заверит руководитель организации и проставит печать (если вы ее используете).
В 2021 году упрощенка и патент поменяются, а вмененку отменят. Читайте ответы на частые вопросы, чтобы быстро сориентироваться в новых правилах. Смотрите на примере реального предпринимателя, который поделился с нами своими цифрами, как выбрать оптимальный налоговый режим.
Документы для уведомления
С 01.04.2019 действуют две новые формы уведомлений об использовании права на освобождение от НДС. Отдельную форму ввели для плательщиков ЕСХН и отдельную для всех остальных – тех, чья выручка не превысила 2 млн. рублей за три месяца.
Новые формы утверждены Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Приказ МНС от 04.07.2002 № БГ-3-03/342, содержащий старую форму уведомления, утратил силу.
Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):
- выписку из бухгалтерского баланса (для юридических лиц);
- выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП);
- выписку из книги продаж.
Копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур больше не нужны.