Ответственность судей: необходимость нормативной регламентации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность судей: необходимость нормативной регламентации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Привлечение судей к уголовной или гражданской ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей является достаточно редким и применяется в самых исключительных случаях. Основным же способом контроля общества за деятельностью судейского корпуса является привлечение судьи к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность судей

В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей» разъяснено, что порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.

В соответствии со ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, т.е. виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения данного закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей [1] , что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

  • 1) замечания;
  • 2) предупреждения;
  • 3) досрочного прекращения полномочий судьи [2] .

Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 при определении соразмерности примененной к судье меры дисциплинарной ответственности тяжести совершенного им дисциплинарного проступка суд должен учитывать характер этого проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины судьи, совершившего дисциплинарный проступок, степень нарушения его виновным действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также данные, характеризующие личность судьи, и его профессиональную деятельность (морально-нравственные качества судьи, обстоятельства, связанные с его семейной жизнью, стаж работы в должности судьи, принятие ранее мер, направленных па предотвращение совершения им нарушений, и т.п.).

Оценивая степень влияния допущенного судьей нарушения, предъявляемых к нему требований на авторитет судебной власти и репутацию самого судьи, суду также следует учитывать, что в соответствии с Бангалорскими принципами поведения судей [3] беспристрастность, честность, компетентность и добросовестность при исполнении обязанностей судьи имеют первостепенное значение для поддержания независимости судебной власти (п. 1.6); следование высоким стандартам поведения в ходе судебного заседания и вне стен суда способствует поддержанию и росту у общества, коллег и участвующих в судопроизводстве сторон уверенности в беспристрастности как самого судьи, так и судебной власти в целом (п. 2.2).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. №13 указано, что дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью согласно п. 3 ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием виновного действия (бездействия) судьи.

Привлечение судьи к ответственности

После прекращения своих полномочий судья не привлекается к ответственности за свои решения, принятые при осуществлении правосудия. Если приговором суда установлена вина судьи в случаях злоупотребления судебной властью или вынесения заведомо несправедливого решения, тогда судья может быть привлечен к ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен только в соответствии с федеральным законом. Уголовное дело возбуждается в специальном порядке. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимает председатель следственного комитета РФ. Если необходимость принятия такого решения существует председатель СКР обращается с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в Конституционный Суд РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в квалификационную коллегию судей субъекта в зависимости от того, какую должность занимает судья.

Замечание 4

Вышеперечисленные органы в течение 10 дней должны принять решение с мотивировкой по вопросу о даче согласия.

Если судья привлекается к административной ответственности, порядок принятия решения по этому вопросу тоже установлен. Решение принимается по представлению Генерального прокурора РФ в судебную коллегию Верховного суда РФ, в судебную коллегию субъекта. Решение коллегией принимается также в течение 10 дней.

Решение об избрании в отношении судьи меры пресечения заключение под стражу принимается в соответствии с ходатайством председателя СК России. Председатель СК ходатайствует в судебную коллегию Верховного Суда РФ или субъекта. Решение Конституционного суда и других инстанций о даче согласия на избрание меры пресечения должно быть принято в течение 5 дней после поступления представления.

Если в отношении судьи осуществляются оперативно-розыскные действия или действия следственного характера, которые ограничивают гражданские права судьи, нарушают его неприкосновенность, должно быть решение судебной коллегии Верховного Суда РФ или субъектов.

После того, как уголовное дело возбуждено, оперативно-розыскные и следственные мероприятия в отношении судьи производятся в порядке, который установлен УПК и ФЗ об оперативно-розыскной деятельности.

Дисциплинарная ответственность судей в российском законодательстве не рассматривалась. Однако международно-правовые акты предусматривают такую ответственность в случаях, связанных с халатностью, поведением, не соответствующим занимаемой должности. Институт дисциплинарной ответственности стал развиваться и в современной России.

Проступок дисциплинарного характера определен как нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики.

Вывод 1

Судья имеет своей обязанностью строго соблюдать Конституцию РФ и законы. При исполнении своих обязанностей и вне работы избегать всего, что умаляет авторитет судебной власти, судьи. Ничто не должно вызывать сомнения в объективности, беспристрастности, и справедливости судьи. Судья должен быть высокопрофессиональным и обладать особыми морально-этическими качествами. Поэтому свои гражданские права судья должен реализовывать таким образом, чтобы не умалять чести и достоинства судебной власти.

Кодекс судейской этики говорит о том, что судья должен руководствоваться нормами и законами РФ, а также общепринятыми нормами морали и нравственности и неукоснительно следовать присяге судьи. Дисциплинарным наказанием может быть предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи, так как это не просто нарушение профессиональных норм, но и общепринятых. Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что к судьям предъявлены особые требования, которые соответствуют их высокому статусу носителей государственной власти. Честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, независимость судей дает гарантии эффективного восстановления прав, утверждая в обществе уверенность в справедливости суда и неотвратимости наказания. Конституционный Суд РФ посчитал, что наложение на судью дисциплинарного взыскания не противоречит Конституции, поскольку данная мера применяется за совершение такого проступка, который порочит честь и достоинство судьи или вовсе несовместим со статусом судьи. Также Конституционный суд отметил, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку без грубых нарушений при применении норм права.

Правовой статус судьи – это элемент конституционно-правового регулирования, а судебная власть и судья – элементы публично-правовой системы. Учреждение суда – это властный институт, где осуществляется правосудие. Государство обязано обеспечить организацию и деятельность судебных органов и их эффективное функционирование.

К вопросу о дисциплинарной ответственности судей за нарушение единообразия судебной практики

Вернуться к опубликованному 14.02.2020 года на портале закон.ру очень интересному и содержательному интервью Александра Верещагина с Артемом Карапетовым и Юлием Таем относительно формального и фактического статуса правовых позиций Верховного Суда РФ, их прецедентного или квазипрецедентного значения в контексте единообразия судебной практики, меня подстегнуло высказанное спустя два месяца в юридической прессе предложение о введении дисциплинарной ответственности судьи за нарушение такого единообразия, весьма вероятно в качестве альтернативного варианта тщетных надежд на процессуальную революцию.

В апрельской статье «Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение единства судебной практики»[1] аналитик Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, эксперт НИИ Корпоративного и проектного управления С.И. Луценко предлагает закрепить механизм дисциплинарной ответственности судьи за нарушение единства судебной практики.

Свое предложение С.И. Луценко основывает на следующем тезисе:

«В основу любого судебного акта должно быть положено требование единообразия правоприменительной практики – в противном случае девальвируется сущность такого института, как суд. Суды обязаны мотивировать свои решения с применением устоявшейся судебной практики, отражающей принцип, связанный с надлежащим отправлением правосудия».

Безотносительно споров о том, является ли судебная практика «в форме выражаемых высшими судебными инстанциями правовых позиций в качестве источника российского права»[2] или нет, необходимо признать, что до настоящего времени норма, которая бы прямо закрепляла обязательность разъяснений Верховного Суда для судов нижестоящих инстанций, отсутствует.

Так, обязательность разъяснений судебной практики Верховного Суда РФ закреплена только самим Верховным Судом, но не законодателем, который последовательно и аккуратно избегает темы общеобязательности разъяснений судебной практики, а тем более придания им силы нормативно-правового акта, хотя некоторые юристы признают, что все предпосылки для этого сложились.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» указано, что «суду также следует (лишь) учитывать постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле».

Действительно, на судей возложена обязанность систематически изучать правоприменительную практику, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека (статья 5 Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016).

Добросовестное исполнение этой обязанности само по себе не порождает неизбежность ссылок суда в итоговом акте по делу на результаты обобщения судебной практики, доводимые в различных формах до нижестоящих судов Верховным Судом РФ.

Отставка и прекращение полномочий

Отставка — это не наказание, а основание выхода на пенсию. У слуги закона сохраняются все льготы и полномочия, он также остается неприкосновенным и считается принадлежным к сообществу судей.

В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • участие в любых выборах в качестве кандидата;
  • приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.

Предлагаем ознакомиться: Субсидиарная ответственность директора муп при банкротстве

Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.

Читайте также:  Сгорел или снесли: как снять недвижимость с кадастрового учета

Это может произойти по следующим причинам:

  1. Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
  2. Признание человека судом без вести пропавшим.
  3. Заведение в отношении лица уголовного дела.
  4. Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.
  5. Истечение срока полномочия, если он предусмотрен договором.
  6. Приобретение недееспособности.
  7. Смерть.
  8. Отказ от перехода на другое место работы, если прежнее упразднено.
  9. Обвинительный приговор, который вступил в силу.

Приостановление полномочий судьи и отставка судьи

Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

  1. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  2. возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  3. участие судьи в качестве кандидата в выборах и т.д.

Из приведенной нормы в п. 1 и п. 2 следует, что федеральный законодатель признает основаниями приостановления полномочий отставки судьи такие объективно существующие обстоятельства, которые не позволяют соблюдать высокие требования, предъявляемые к судье статьей 3 Закона о статусе судей.

Пример возбуждения уголовного дела против судьи арбитражного суда

Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин в июле 2021 года возбудил уголовное дело против действующего судьи Арбитражного суда Алтайского края Алексея Городова. Он подозревается в неоднократных случаях получения взяток.

  • В 2010 году, по данным следствия, судья потребовал от участника процесса продать ему иномарку по существенно заниженной цене, а именно — за 360 тыс. рублей. За это он обязался принять решение о введении процедуры наблюдения в отношении одной из фирм, а также оказывать в будущем общее покровительство при рассмотрении арбитражных дел. Кроме того, по данным следствия, в разное время с 2016 по 2021 год судья получал через посредников денежные средства в размере от 500 тыс. до 2,5 млн рублей за вынесение им решений в пользу заинтересованных в этом лиц, сообщили в СК.

Городов стал не первым судьей Арбитражного суда Алтайского края, которого обвиняют в коррупции. Ранее ВККС давала согласие на возбуждение уголовного дела в отношении двух его коллег — Владислава Колесникова и Руслана Тэрри, которые зарабатывали на решении споров с ФНС. Тэрри в итоге получил 7 лет колонии, Колесников приговорен к такому же сроку со штрафом в 8 млн рублей.

Лишение судьи статуса за поведение вне процесса

Так, в 2014 году Председатель Арбитражного суда Самарской области Плешков Д.В. по причине алкогольного опьянения был отстранен от полета командиром воздушного судна.

По сообщению одного из агентов службы перронного обслуживания, «8 июня 2014 г. с рейса UT-437 произошло снятие пассажира по фамилии Плешков. После окончания посадки пассажиров эконом- и бизнес-классов, в 21:46, прибыл микроавтобус, доставивший пассажира по классу «ЗОЛД». После открытия двери микроавтобуса стало понятно, что пассажир Плешков не в состоянии самостоятельно покинуть салон микроавтобуса. С помощью грузчика ЗОЛД Плешков Д.В. все же вышел из автобуса, едва стояв на ногах. Сотрудник службы авиационной безопасности (САБ), … обратил … внимание на состояние пассажира и на знаки, подаваемые старшим бортпроводником, стоявшим у двери воздушного судна, о том, что пассажира на борт вести не следует.

После получения указания командира воздушного судна об отказе пассажиру в перевозке началось составление акта. Тем временем Плешкова Д.В. вернули обратно в микроавтобус и довели до него информацию о причине отказа в его перевозке. Пассажир на это ничего не отвечал, вел себя спокойно». По свидетельству очевидцев «у пассажира Плешкова имелись явные признаки алкогольного опьянения: опухшее лицо, потрепанная одежда, он стоял неуверенно, шатался, была нарушена координация движений. В связи с этим командир воздушного судна принял решение данного пассажира от полета отстранить».

Конституционная ответственность судей в Российской Федерации: ее субъекты, основания и санкции

Традиционное деление юридической ответственности на четыре вида: уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную — является неполным, поскольку не учитывает современных политико-правовых реалий, связанных с повышением ответственности государства, его органов и должностных лиц за обеспечение в обществе надлежащего правопорядка, добросовестное исполнение иных своих функций.

Юридическая ответственность как одно из основных средств организации должного исполнения предписаний правовых актов, пресечения и предупреждена ния нежелательного, с точки зрения закона, поведения субъектов общественных отношений является категорией, свойственной всем отраслям права, включая и конституционное.

Как один из видов юридической ответственности конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, отличающими юридическую ответственность от иных социальных явлений. Как любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая основана на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражается в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.

Используя принуждение, государство не только воздействует на правонарушителей, но и осуществляет меры, направленные на предупреждение правонарушений. Государственное и общественное осуждение в виде угрозы применения или непосредственного использования принудительных мер (в основном организационного, реже — личного характера) состоит в лишении властных полномочий, утрате юридической силы акта, переформировании (роспуске) государственного органа или приостановлении его работы, прекращении полномочий должностного лица и т.д. Следовательно, конституционно-правовой ответственности присущи элементы кары как претерпевания неблагоприятных для правонарушителя последствий за нарушение норм конституционного права. Кара всегда имеет государственно-властную, принудительную природу. Однако в конституционно-правовой ответственности кара имеет свои особенности, отличающие ее от кары в других видах юридической ответственности. Так, предусмотренные за конституционно-правовые деликты конституционно-правовые санкции не совпадают с уголовными наказаниями за преступления и административными взысканиями, установленными за административные правонарушения. Если, например, уголовное наказание заключается в лишениях личного и имущественного свойства, то правовые последствия реализации конституционно-правовой ответственности имеют иной характер. Применение мер конституционно-правовой ответственности не влечет судимости. Конституционно-правовые санкции применяются широким кругом уполномоченных органов и лиц: органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления и должностными лицами. Уголовные наказания применяются исключительно судом. Меры конституционной ответственности могут применяться органами и должностными лицами в отношении неподчиненных им субъектов конституционного деликта, что отличает их от дисциплинарных мер, которые применяются к работникам в порядке подчиненности вышестоящим органам и должностным лицам.

Вместе с тем, конституционно-правовая ответственность — это не только кара за нарушение правовых норм, здесь приоритетной является правовосстанови-тельная функция ответственности.

Но если в гражданском праве реституция выражается в восстановлении в

Л прежнем правовом, имущественном положении, компенсации понесенных убытков, то в конституционном праве правовосстановительная функция связана с устранением нарушений закона и принятием мер по обеспечению нормальной деятельности государственного аппарата, должностных лиц, осуществлению конституционных прав, свобод граждан и обеспечению исполнения ими конституционных обязанностей.

Конституционная ответственность не строится только на запрете определенного поведения, напротив, сама призывает к активному поведению для достижения общественно полезных целей.

Основанием конституционно-правовой ответственности является совершение субъектом конституционно-правового деликта, то есть конституционного правонарушения, с важнейшими его условиями: объективной противоправностью и виной.

Наличие вины является необходимым элементом основания конституционно-правовой ответственности. Однако такие психологические формы вины, как умысел и неосторожность имеют определенную специфику. Так, недобросовестное отношение должностного лица к реализации своего статуса, неумышленно допустившего в своей деятельности очевидные нарушения (как например, отсутствие контроля; дача указаний, противоречащих установленным правилам; невыполнение требований, предъявляемых к деятельности должностного лица) следует рассматривать как неосторожность.

Противоправность выражается в нарушении или неисполнении конституционно-правовых норм. Являясь отрицательным явлением в государственной и общественной жизни, такое правонарушение, тем не менее, не влечет за собой тяжких последствий, которые могут нанести серьезный ущерб конституционному строю. Деяние, повлекшее такие последствия, рассматривается как преступление.

Различные виды юридической ответственности, будучи направленными на охрану Конституции, не обретают свойств и признаков конституционной ответственности. Упоминание той или иной меры юридической ответственности в Конституции означает лишь то, что она имеет особое значение и не противоречит t Конституции. Од��ако при этом она не изменяет свою отраслевую природу.

Этические требования к судьям

Помимо квалификационных качеств (образование, стаж) судья обязан соответствовать определенным профессиональным стандартам, соблюдать этику судей. Какой бы пост в иерархии судей он не занимал, он должен соответствовать следующим параметрам:

  • Быть честным. Судья не может и не имеет права принимать деньги и подарки от участников судебного процесса, игнорировать факты или пытаться их утаить. Он должен выносить решения, основываясь на правде и законе, а не на основе своих корыстных целей.
  • Судья должен быть беспристрастным. У него не должно быть заинтересованности или предпочтения какой-либо из выступающих в суде сторон. Если возникнет ситуация, когда он должен будет судить гражданина, который является его родственником, то судья обязан передать это дело другому лицу.
  • Быть законопослушным. Он не должен иметь судимости не только до вступления в должность, но и после. Так как он занимает высокий пост и является воплощением закона и правосудия, требования к судье как к блюстителю порядка очень высоки. Если он хотя бы раз нарушит закон, это будет ему стоить всей карьеры.
  • Постоянно учиться. Судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне. Для того чтобы выносить решения в соответствии с действующим законодательством, судья должен знать и уметь использовать в своей деятельности законы, постановления, акты. А для этого он должен постоянно читать специальную литературу, кодексы, юридические газеты и журналы.
  • Не заниматься предпринимательской и политической деятельностью. Судья не может участвовать в каких-либо общественных и политических движениях или партиях.
  • Не иметь счетов и собственности за рубежом. Этот пункт также касается наличия гражданства за рубежом или двойного гражданства, которое может вызвать подозрение в честности судьи, что недопустимо.

Помимо профессиональной этики, судья должен соблюдать правила и нормы общечеловеческой морали. Все судьи обязаны соблюдать законы и подчиняться указам президента и правительства. Более подробно, каким должен быть судья, можно узнать из Этики судей и Закона «О статусе судей в РФ».

Обязанности судей в суде

Судья отправляет правосудие в соответствии с принятыми в РФ законами и Конституцией. Помимо основных полномочий, рассмотрения дел и вынесения решений, в обязанности судьи в суде входят следующие функции:

  • Организует работу суда.
  • Проводит мероприятия по дополнительному обучению судей своего уровня или нижестоящих инстанций. Эту работу он обязан выполнять в свободное от основной работы время.
  • На основе принятых правил устанавливать порядок и расписание работы внутри суда и контролировать выполнение поставленных задач.
  • Распределять права и обязанности заместителей и судей в соответствии с законами.
  • Подготавливать документы перед судебным процессом.
  • Руководить всеми процессами и участниками суда. Поддерживать порядок, чтобы обе стороны процесса могли предоставить подготовленные ими материалы.
  • Информировать другие судебные инстанции о своей работе. Особенно это касается судей, занимающих посты в высших судебных инстанциях.
  • Организовывать процесс рассмотрения дела.

В случае если он не может исполнять должностные обязанности судьи и по каким-либо причинам использовать свои полномочия, он должен поручить эту работу одному из своих заместителей.

Практика привлечения судей к уголовной ответственности

Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.

Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).

Читайте также:  Тонкости расторжения трудового договора по соглашению сторон

Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.

Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.

Порядок отбора кандидатов в судьи и формирование судейского корпуса

Судейский корпус российской судебной системы включает судей федеральных судов и судей судов субъектов РФ.

Штатную численность судейского корпуса Российской Федерации законодатель определяет на каждый год в законе о федеральном бюджете (кроме численности судей Конституционного Суда РФ).

Справка: штатная численность судейского корпуса РФ на 1 января 2017 г. составляла:

  • Судьи Конституционного Суда РФ — 19 (ст. 4 ФКЗ ««О Конституционном Суде Российской Федерации»).
  • Судьи Верховного Суда РФ — 170 (п. 1 ст. 3 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).
  • Судьи судов общей юрисдикции (без мировых судей) — 25 549.
  • Судьи военных судов — 877.
  • Мировые судьи — 7552 тыс. (ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»).
  • Судьи системы арбитражных судов РФ — 4 319.

Требования к гражданину, претендующему на должность судьи соответствующего суда 1 Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет Судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет

Схема 14. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи (ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в РФ»)

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  1. имеющий высшее юридическое образование
  2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям
  3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства
  4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным
  5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств
  6. не имеющий иных заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи

Судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет

Судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе (схема 14). Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей1.

Квалификационная коллегия судей после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

Претендент на судейскую должность помимо заявления в квалификационную коллегию судей должен представить и другие документы по установленному перечню. В перечень входят, в частности, характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, установленной приложениями к Закону о статусе судей.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных претендентом документов и сведений. При этом она вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие компетентные органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через 2 месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экз��мена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым

Законом о статусе судей, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей (п. 9 ст. 5 Закона РФ о статусе судей). Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи Председателю Верховного Суда РФ.

Для отбора претендентов на судейские должности указом Президента РФ создана Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов (далее — Кадровая комиссия).

Кадровая комиссия на своих заседаниях, которые проводятся, как правило, один раз в месяц, рассматривает каждую кандидатуру на судейскую должность и формирует мнение о возможности или невозможности назначения данного конкретного человека на судейскую должность.

Президент РФ назначает (наделяет судейскими полномочиями) по результатам рассмотрения представления на кандидата на Кадровой комиссии.

Назначая судью, Президент РФ тем не менее не имеет права лишить его судейских полномочий. Это может сделать только соответствующая квалификационная коллегия судей, которая в свое время дала этому гражданину рекомендацию на занятие должности, и при наличии строго определенных законом оснований. Это одна из гарантий независимости судьи.

Процедура назначения судей и руководителей высших судов (Конституционного Суда, Верховного Суда) отличается от описанной тем, что по законодательству РФ правом наделять граждан судейскими полномочиями в высшие суды обладает не Президент РФ, а Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Судьи приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе Российской Федерации. Судьи Верховного Суда РФ приносят присягу судьи на собраниях судей этих судов. Судьи Конституционного Суда РФ приносят присягу судьи в порядке, установленном Советом Федерации, на заседании Совета Федерации.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а лицо, ранее приносившее присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит профессиональную переподготовку в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде с сохранением на этот период заработной платы (ст. 20.1 Закона о статусе судей). Общая продолжительность профессиональной переподготовки судьи не может превышать 6 месяцев. Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в стаж работы в должности судьи. По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается квалификационный класс.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком, но установлен предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет (ст. 11 Закона о статусе судей в РФ). На Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ установленный законодательством предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется (ст. 12 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, ст. 12 ФКЗ о Верховном Суде РФ). Предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ и председателя арбитражного суда округа — 76 лет (ч. 4 ст. 12 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, ч. 2.1 ст. 13 ФКЗ о Верховном Суде РФ, п. 2 ст. 8 ФКЗ об арбитражных судах в РФ).

М��ровой судья назначается (избирается) на должность в первый раз на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет; при повторном назначении (избрании) — на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на 5 лет (ст. 7 ФЗ о мировых судьях в РФ).

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Полномочия судьи федерального суда прекращаются: в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи, на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Права и свободы судьи, как гражданина, замещающего государственную должность РФ, ограничиваются ФЗ «О статусе судей в РФ».

Судья не вправе: замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании; открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу; использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи; принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций (ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей в РФ).

Читайте также:  Правила отпуска: как вы должны отдыхать по закону

Основной объем указанных выше ограничений закон распространяет и на период пребывания судьи в отставке. Закон также запрещает судье в отставке занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом РФ «О статусе судей в РФ», нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи (ст. 4).1

Кодекс судейской этики — акт судейского сообщества, который устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях, положениях законодательства Российской Федерации, международных стандартах в сфере правосудия и поведения судей (ст. 1 Кодекса судейской этики).

Кодекс судейской этики установил не только обязанности судьи при осуществлении правосудия и правила поведения судьи при исполнении иных служебных обязанностей, но и правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации, во внеслужебной деятельности.

Порядок продвижения по службе, присвоения квалификационных классов определен Законом РФ «О статусе судей в РФ».

Ква��ификационная аттестация судьи — оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексом судейской этики (ст. 20.2 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).

По результатам квалификационной аттестации судьям присваиваются высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый квалификационные классы (ст. 22.2 Закона о статусе судей в РФ). Табл. 6.

Таблица 6. Квалификационные классы судей
Квалификационный класс Кому присваивается Кем присваивается Срок пребывания в квалификационном классе
Высший и первый Председателю, заместителям Председателя и судьям Верховного Суда РФ ВККС РФ В высшем квалификационном классе не устанавливается. В первом классе — 4 года.
первый, второй, третий, четвертый и пятый председателям, заместителям председателей, судьям кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным правам ВККС РФ В первом — четвертом квалификационных классах — 4 года. В пятом квалификационном классе — 3 года.
пятый, шестой и седьмой председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов ККС субъекта РФ В пятом и шестом квалификационных классах — 3 года. В седьмом квалификационном классе — 2 года.
седьмой, восьмой и девятый мировым судьям ККС субъекта РФ В седьмом — девятом квалификационных классах — 2 года.
Срок пребывания судьи в первом, пятом и седьмом квалификационных классах не устанавливается, если он является предельным по замещаемой должности.

Статус присяжных и арбитражных заседателей

Одной из форм народовластия является участие граждан в отправлении правосудия. Законодательство предусматривает привлечение граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе в РФ»).

Конкретные формы участия заседателя в осуществлении правосудия и гарантии независимости заседателя в рамках его полномочий в судебном процессе изучаются в соответствующих курсах арбитражного и уголовного процесса.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации (ст. 1 ФЗ о присяжных заседателях).

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также — арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (ст. 1 ФЗ об арбитражных заседателях).

Статус присяжных и арбитражных заседателей регулируется целым рядом федеральных законов, в том числе: Арбитражным процессуальным кодексом РФ; Уголовно-процессуальным кодексом РФ; ФКЗ «О судебной системе в РФ»; Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральным законом от 30 мая 2001 г. № 70- ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»; Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (табл. 8).

Присяжные заседатели → участвуют в осуществлении правосудия в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее — суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

В верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде по ходатайству обвиняемого при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 30 УПК РФ, участвует коллегия из 8 присяжных заседателей, в районном суде, гарнизонном военном суде — коллегия из 6 присяжных заседателей (ч. 2.1 ст. 30 УПК РФ).

Присяжный заседатель — гражданин, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванный в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела (табл. 8).

Таблица 8. Требования к гражданину — кандидату в присяжные заседатели
Граждане, которые могут быть присяжными заседателями Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении уголовного дела.
Граждане, которые не могут быть присяжными заседателями
  • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

Говоря о том, как привлечь судью к уголовной ответственности, для начала нужно понять, кто вправе принимать такие решения. В ФЗ приведена следующая классификация:

  • сотрудники Конституционного суда могут быть привлечены к ответственности только главой СК РФ с согласия самого судебного органа;
  • уголовная ответственность судей РФ, работающих в судах общей юрисдикции, а также Верховном суде, возможна, если дело возбуждено СК РФ с согласия высшей квалификационной коллегии;
  • в отношении сотрудников суда любой другой инстанции, уголовное дело возбуждается при совместном решении председателя СК и квалификационной коллегии региона, где ведет свою деятельность подозреваемый.

Возвращаясь к вышеуказанным правкам, внесенным в ФЗ, нужно отметить, что был изменен порядок привлечения к ответственности судей, работающих в ВС. Раньше, право на это имела исключительно квалифицированная коллегия.

Кто может стать судьей?

Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией “магистр”. У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.

Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:

  • работник Конституционного Суда – возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
  • судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
  • судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
  • работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.

В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.

Предъявляемые требования

3 статья закона гласит о том, что судья должен исполнять ряд требования, без которых неосуществима его профессиональная деятельность. Кроме того, он обязан соблюдать все законы РФ. Судей, не исполняющих нормы закона, ждет привлечение к ответственности. Помимо соблюдения закона, выдвигается еще ряд требований:

  • член суда обязан следовать должностным обязанностям таким образом, чтобы не умолять авторитет судебной власти. Простыми словами он должен принимать взвешенные решения, которые удовлетворят общественность. В то же время он не должен идти у нее на поводу. Из этого вытекает второй пункт;
  • сотрудник суда обязан взвешенно подходить к решению любой задачи. Специалист такого уровня не должен являться экспертом абсолютно во всех сферах жизнедеятельности современного общества. В связи с этим он имеет право на получение помощи со стороны специалистов узкоспециализированных областей. Все мнения также принимаются к сведению, но итоговое решение выносится им, исключительно на свое усмотрение.

Наряду с правами, имеется определенный список ограничений. Судья не вправе:

  • занимать какие-либо другие должности;
  • состоять в какой-либо политической партии;
  • выражать свое отношение к какой-либо политической силе;
  • заниматься ведением бизнеса;
  • разглашать закрытую информацию, в том числе с закрытых слушаний.

Наступает ли уголовная ответственность судей за нарушение вышеуказанных требований? Закон говорит о том, что нет. За подобные действия предусмотрена дисциплинарная ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *