Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сгорел или снесли: как снять недвижимость с кадастрового учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
Необходимые документы
Первым шагом для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости станет сбор документов. В Росреестре пояснили, что необходимы:
- заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности, а если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
- судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Как снять участок с кадастрового учета
Снять земельный участок с кадастрового учета вправе Росреестр. Когда владелец обращается в уполномоченный орган по поводу раздела или объединения земель, исходный участок, который делят либо объединяют, снимается с КУ вместе с постановкой на КУ вновь образованных земель. Раздел, объединение или преобразование ЗУ обязательно сопровождается подготовкой межевого плана, который является основанием для снятия первоначального участка с КУ. А межевание, в свою очередь, выполняют специальные кадастровые компании.
Снять участок с КУ можно в регистрирующем органе населенного пункта, который является ближайшим к месту расположения ЗУ. Это можно сделать, в частности, в кадастровой палате либо в многофункциональном центре (МФЦ). Правоспособность обоих учреждений равнозначна.
Снятие участка с кадастрового учета, так же, как и его постановка осуществляется регистраторами Росреестра, при наличии на то законных оснований. Регистраторы руководствуются федеральным законодательством, а также действуют в строгом соответствии с Приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 г. № 943 «О порядке ведения ЕГРН», который содержит перечень оснований и порядок действий при снятии участка с кадастрового учета.
Участок снят с кадастрового учета – это означает, что его кадастровый номер аннулирован, соответственно сведения о границах и площади не отражаются в едином реестре. Однако в архиве остается информация о том, каков был земельный участок ранее (его кадастровый номер, координаты и т.д.). Эти сведения носят информативный характер.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Как снять дом с кадастрового учёта, если его снесли или он сгорел
Постройки перестают существовать в силу разных причин: изменяются их характеристики, делаются пристройки, достраиваются этажи.
Когда изменяются или утрачиваются характеристики здания, его снимают с кадастра. Вопросы постановки и снятия с учёта недвижимости регулирует Федеральный закон №218. Например, на участке стоял старый гараж.
Новый владелец решил его снести и построить на старом месте дом.
По закону, чтобы получить разрешение на строительство нового здания, собственнику необходимо снять с учёта прежнее строение – в данном случае, гараж.
В принятой практике ветхие, аварийные здания или их элементы перед сносом или демонтажом снимаются с балансового учёта, кадастра. Сначала владельцы недвижимости обращаются в кадастровые органы при местном Росреестре или в офис многофункционального центра. Обязательный список выглядит так:
- Заявление стандартной формы, по образцу с сайта Росреестра или на стойках в учреждениях кадастра.
- Гражданский паспорт
- Документы о праве владения
- Обязательный акт обследования здания с подтверждением, что оно перестало существовать
Можно сначала обратиться в геодезическую фирму для составления акта, а специалисты подскажут, как правильно заполнить заявление.
Какие документы потребуются для снятия с регистрации
Для того чтобы инициировать процедуру, соискатель должен предоставить ряд документов. В частности, в регистрационную инстанцию следует подать заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка, бланк которого имеет установленную законом форму. В нем нужно указать:
- персональные данные заявителя;
- присвоенный кадастровый номер;
- предпочтительный способ получения выписки: на бумажном носителе, в электронном виде и так далее;
- дату составления;
- перечень документов, приложенных к заявлению.
В комплект документов входит:
- свидетельство о праве собственности заявителя на данный объект;
- акт, подтверждающий права на распоряжение этой землей;
- выписка, подтверждающая наличие обременения на участок.
Как грамотно снять строение с учёта?
При снятии с учёта всякого объекта недвижимости принято подавать составленное заявление и пакет с требуемой документацией. Обязательное условие — наличие акта обследования. После принятия одобрительного решения строение снимают с учёта, а хозяину выдают справку в форме выписки из государственного реестра.
Стоит рассмотреть подробно все этапы дела. Наиболее затратной по времени частью считается подготовка акта обследования. Документ напоминает технический план, является его упрощённым видом. Составлять подобные справки могут только аттестованные кадастровые инженеры. Сделать работу самостоятельно и сэкономить на услугах не выйдет. Работник должен обязательно приехать на точку.
Специалист сверяет реальное состояние строения с тем, что указано в российском реестре по недвижимости. После обследования компетентный профессионал оформляет акт в электронной форме, заверяет полученный документ виртуальной печатью. Акт обследования считается основанием для снятия строения с государственного учёта.
После получения документа хозяин обращается в органы по кадастру. При подаче владелец прилагает правоустанавливающую документацию с заявлением.
Если Вы считаете, что Ваша ситуация подходит под исключение, то обязательно проконсультируйтесь у наших специалистов. Мы поможем найти самое оптимальное решение!
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости
Если назначение земельного участка «индивидуальный жилой дом», «садовый дом», то воспользуйтесь следующим порядком подготовки документов.
- После того как здание фактически ликвидировано, нужно подготовить акт обследования.
Документы для заказа акта у кадастрового инженера:
- Свидетельство на землю (выписка из ЕГРН).
- Свидетельство на строение (выписка из ЕГРН).
- Заявление произвольной формы о том, что здание снесено вами на добровольной основе.
- Если объект уничтожен под действием форс-мажорных обстоятельств, понадобится справка от органов местной власти или пожарной службы о результатах пожара.
- Сдайте электронную версию акта в МФЦ вместе с заявлением о сносе ОКС. Заявление напечатает сотрудник МФЦ. Госпошлина не нужна, при себе иметь правовой документ на уничтоженный объект и паспорт. Подать документы в Росреестр может только собственник или представитель с нотариальной доверенностью.
- Через 10 дней будет готово уведомление, подтверждающее снятие с кадастрового учета объекта недвижимости.
Снесенный или разрушенный объект недвижимости: как правильно оформить?
Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно так же могут обветшать и разрушиться.
Нередко встречается ситуация, когда владелец сам принимает решение ликвидировать недвижимое имущество, которое утрачивает свое функциональное назначение или по каким-то другим причинам перестаёт устраивать его.
Согласно российскому законодательству, гибель или уничтожение имущества служат основанием для прекращения права собственности на него (п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ).
Однако прекращение права собственности на объект недвижимости в такой ситуации не происходит автоматически.
Это значит, что, несмотря на фактическое прекращение существования объекта, он будет числиться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до момента прекращения записи о праве собственности и снятия с кадастрового учета.
Так каким образом действовать, чтобы в максимально короткие сроки «избавиться» от прав на несуществующий объект недвижимости?
Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) – это специализированный ресурс, являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), где собрана информация об имуществе, которое признано законом недвижимым, на всей территории страны, а также о границах различных территориальных единиц.
Кадастровый учет – это внесение специально уполномоченными органами необходимых сведений в кадастр, которые позволяют однозначно идентифицировать объект, подлежащий учету.
Недвижимое имущество – это участки землепользования и все, что прочно и неразделимо связано с ними.
В кадастр заносится информация о следующих видах имущества:
- участках землепользования;
- капитальных строениях;
- различных типах сооружений;
- помещениях, имеющих отдельный юридический статус;
- объектах, строительство которых не завершено.
Зачем мне снимать объект недвижимости с кадастрового учета?
В указанных случаях объект недвижимости перестает существовать, и собственник либо ставит образовавшийся участок на новый кадастровый учет, либо оставляет все как есть. При этом регистрация права на новый участок и постановка его на кадастровый учет происходят в многофункциональных центрах или Росреестре одновременно со снятием с учета старого объекта и фиксированием перехода прав на этот участок или дом на другое лицо.
Собственник участка заполняет единую форму в МФЦ или органе регистрации прав и прикладывает акт обследования объекта, подготовленный кадастровым инженером. Когда Росреестр сам может снять земельный участок с учета? Если сведения о земельном участке были внесены в ЕГРН до 1 марта 2008 года и в них отсутствует информация о его собственнике, Росреестр снимает данный участок с учета.
Под кадастровым учетом имеется в виду внесение уполномоченными органами необходимых данных в кадастр, что позволяет в дальнейшем идентифицировать объект недвижимости, который будет подлежать дальнейшему учету.
Причинами, по которым недвижимое имущество может приобретать статус снятого с учета или аннулированного, могут быть следующие:
- Когда объект прекращает свое существование в результате его уничтожения от стихийных бедствий.
- Его демонтаж согласно законодательству.
- Когда происходит изменение характеристик, считающихся уникальными, в результате чего юридический статус объекта не может существовать в прежнем виде.
В каких случаях происходит снятие участка земли с кадастрового учета
- Вся недвижимость, на которую представляются данные в ГКН, до момента ее регистрации собственниками в ЕГРП имеет статус «временной». Важно! Если право владения, собственности, иное обременение или право на вновь образуемую недвижимость не будет оформлено и зарегистрировано в течение пяти лет, то кадастровое управление автоматически устанавливает статус земельного участка «снят с учета» и исключает его из ГКН.
- До истечения пятилетнего срока собственник, представивший документы для кадастрового оформления земельного участка, имеет возможность обратиться с заявлением об исключении его из ГКН.
- В соответствии со ст. 24 указанного закона зарегистрированный в государственном кадастре объект недвижимости снимается с учета в случае его преобразования и прекращения существования. Это происходит в течение трех дней после регистрации имущественных прав на вновь образованные из него земельные участки и поступления сведений из регистрационной палаты в кадастровую.
- Статус «снят с учета» земельный участок может получить по решению суда.
Причины снятия земельного участка с учета в кадастровом реестре:
- Изменение границ надела;
- Расширение участка;
- Деление его на части;
- Ошибки в кадастре – участок зарегистрирован дважды либо накладывается на другой участок большей площади;
- Данный надел не позволяет сделать межевание соседнего надела;
- Другие основания.
Для присвоения статуса «снят с учета» земельному участку в кадастровую палату направляются следующие документы:
- Заявление, написанное по установленному образцу или на бланке организации;
- Копию свидетельства о регистрации в ЕГРП права собственности на земельный участок;
- Кадастровые документы: присвоенный номер и паспорт.
Важно! Для снятия с учета в кадастровом реестре земельного участка, на него не должно быть наложено каких-либо ограничений или зарегистрированных дополнительных прав собственности.
Лично собственник или лицо, действующее от его имени по нотариальной доверенности, обращается в кадастровую палату, прилагая необходимые документы. В заявлении указывается основание снятия с учета участка земли, а также количество необходимых копий решения.
Пакет документов может быть направлен по почте с вложенной описью и с обязательным уведомлением о вручении, где фиксируется дата и время получения документов адресатом.
Аннулирование земельного участка со статусом временный
Процедура аннулирования земельного участка происходит согласно законам Российской Федерации, которые имеют срок не более 2-х лет. По истечении этого срока аннулирование происходит без желания или согласия владельца. Также аннулирование может произойти из-за того, что земельный участок поставили позже марта месяца 2008 года. Все документы до этого года считаются законными, даже если процедура постановки на кадастровый учет произошла на месяц раньше срока, он считается законным.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
-
8
— все регионы РФ.