Все об оценке профессиональных рисков на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все об оценке профессиональных рисков на 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

СОУТ, как мы знаем, проводится 1 раз в 5 лет. Периодичность оценки профессиональных рисков устанавливается работодателем самостоятельно, но оптимальной периодичностью считается проведение раз в полгода или раз в год.

Периодичность проведения оценки профессиональных рисков

Как правило, в оперативном порядке риски пересматриваются при возникших несчастных случаях, авариях и инцидентах, изменениях в технологическом оборудовании, технологических процессах, улучшениях условий труда работников.

Справка. Вертикально-интегрированные организации, соответствующие международным стандартам по безопасности, строго регламентируют в своих положениях сроки ежегодного пересмотра рисков.

Чтобы наглядно представить карту оценки профессиональных рисков рассмотрим карту по матричному методу такой простой профессии, как воспитатель. На ней мы можем увидеть строки по численности работников на данном рабочем месте, выполняемые воспитателем в процессе своей трудовой деятельности работы, места выполнения работ и какие нештатные (аварийные) ситуации могут возникнуть. На основании этих аспектов далее определяются источники опасности.

Почему обращаются в Центр экспертизы условий труда «СОТАРМ»?

  • Выполняем работы под ключ.
  • Минимально вовлекаем заказчика в процесс.
  • Даем гарантию на результат своей работы.
  • Предоставляем необходимые документы по организации работ по оценке профрисков:
    • Положение о системе управления профессиональными рисками в организации.
    • Приказ о создании комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков.
    • График идентификации опасностей и оценки рисков в организации.
    • Анкеты для выявления опасностей.
    • Перечень опасностей.
    • Перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями.
    • Карты идентификации опасностей и оценки рисков.
    • Карты оценки рисков.

Мнение Департамента социального развития Правительства

Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.

Как выбрать меры по управлению рисками?

При разработке мер управления профрисками рекомендуется рассматривать риски с учётом их значимости (приоритетности), а также эффективности представленных защитных мер. Это может быть:

  1. Исключение опасной и вредной работы (процедуры, сырья, материалов, оборудования и т.д.).
  2. Замена опасной работы (процедуры, сырья, материалов, оборудования.
  3. Реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников.
  4. Реализация административных методов.
  5. Использование средств индивидуальной защиты.
Читайте также:  Статья 56 УПК РФ. Свидетель (действующая редакция)

Универсальных рекомендаций по выбору конкретных мер по управлению рисками нет, так как этот процесс индивидуален и зависит от специфики организации. Например, в одном случае можно снизить риск с помощью покупки дополнительного страхующего оборудования, изменения эргономики рабочего места или изменения технологии; в другом случае окажется, что сам технологический процесс можно убрать из цепочки и устранить риск полностью. Такие решения принимаются специалистом по охране труда совместно с коллегами из других департаментов.

От того, насколько долго присутствует риск при выполнении работы (краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный риск) зависит уровень сотрудников, которых нужно привлекать к принятию решения о мерах по управлению риском:

  • стратегический уровень (высшее руководство);
  • операционный уровень (уровень структурного подразделения);
  • тактический уровень (сам работник или его непосредственный руководитель).

Кто и когда проводит оценку профессиональных рисков

1) Работодатель может провести оценку профессиональных рисков самостоятельно или поручив эту задачу ответственному по охране труда. Они:

  • формируют реестр опасностей;
  • разрабатывают план по снижению профессиональных рисков

2) Можно заключить договор со сторонними специалистами. Оценку профрисков на платной основе можно заказать в организации, специализирующейся на охране труда.

Оценка профессиональных рисков может быть плановой и внеплановой.

Плановая оценка проводится по графику работодателя, внеплановая — при любых изменениях условий труда или несчастном случае. Изменения могут быть:

  • внутренними — применение нового оборудования, появление новых структур на предприятии и т.д.;
  • внешними — например, принятие новых законов, развитие технологий.

Этапы проведения Оценки профессиональных рисков

1) Создание комиссии.

«В комиссию лучше включать руководителей, имеющих непосредственное отношение к производственным процесса (главный инженер, главный технолог, руководители подразделений). Конечно же в комиссии будет Специалист по охране труда, промышленной безопасности. В составе комиссии должно быть не менее 3 участников.»

2) Разработка Положения об управлении и оценке рисков (пункты 33 и 36, Приказа Минтруда №438н).

«В Положении должна быть прописана вся процедура проведения оценки и управления рисками.»

3) Идентификация опасностей (пункты 34-35, Приказа Минтруда №438н).

Для определения можно использовать опросники или чек-листы. На этом этапе нам нужно привлечь руководителей подразделений и самих работников, так как специалист по ОТ не может в полной мере знать обо всех рисках на рабочих местах. В свою очередь Специалист по ОТ может использовать информацию по СОУТ, а также по причинам и обстоятельствам, которые ранее приводили к несчастным случаям, микроповреждениям.

4) Расчет уровня рисков по выявленным опасностям (пункты 37, Приказа Минтруда № 438н). В зависимости от выбранной методики оценки рисков, производим расчет уровня рисков. Перед расчетом нужно определить шкалы оценки, они могут быть различными: шкала вероятности, шкала тяжести, шкала оценки значимости.

5) Оформление карт идентификации опасностей и оценки рисков. Для того, чтобы задокументировать расчет уровней рисков необходимо заполнить Карту рисков. В карте будет указан окончательно выявленный уровень риска по конкретной должности/рабочему месту/подразделению. Карта рисков в дальнейшем и будет подтверждением того, что вы провели оценку профрисков.

Важно! Обязательно будет необходимо ознакомить работников с существующими профрисками и их уровнями, это требование новой статьи ТК РФ 216.2.

6) Управление рисками (пункты 36, Приказа Минтруда № 438н).

Недостаточно просто оценить риски необходимо их корректировать и управлять, для этого составляют план мероприятий.

Что нужно отразить в Плане мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков?

  • Выявленную опасность;
  • Мероприятие по уменьшению уровня риска (например, применение дополнительных средств индивидуальной/коллективной защиты, улучшение условий работы и тд.)
  • Сроки выполнения мероприятий
  • Ответственные лица

7) Ознакомление работников с рисками. Ознакомить работников нужно с разработанным Положением об управлении и оценке рисков и Картами идентификации опасностей и оценки рисков – это необходимо сделать для всех работников в организации, а также ознакомлять всех вновь поступающих на работу).

Важно! Информация об оценке профессиональных рисков должна присутствовать во всех программах обучения по охране труда (инструктажи, обучение по охране труда и при проверке знаний).

8) Повторная переоценка рисков (пункты 38(д) Приказа Минтруда № 438н).

Срок переоценки рисков работодатель устанавливает самостоятельно, поэтому они должны быть прописаны в Положении.

  • Для умеренного (приемлемого) риска переоценка раз в 3 года.
  • Для высокого риска переоценка раз в год.

Общий алгоритм для оценки профессиональных рисков

В предыдущие годы руководство в обязательном порядке проводило специальную оценку условий труда (СОУТ) для разных категорий сотрудников и рабочих мест, результаты которой сохраняли актуальность в течение пяти лет. На основании экспертной оценки при наличии негативных факторов рабочей среды сотруднику полагались определенные льготы: доплаты, дополнительные дни отпуска, ранняя пенсия и т. д. В трудовой книжке делались соответствующие записи.

С 2021 года руководство, законодатель ввел обязательство не только выявить все вредные и опасные факторы, но и оценить вероятность того, что они повлияют на здоровье человека. Работник должен быть проинформирован, что устраивается на должность с высокой степенью профессионального риска, чтобы иметь возможность не подвергать себя опасности и подыскать какое-то другое место работы. Важным моментом является, что законодатель не разъяснил как правильно проводить оценку рисков, хотя это требование закреплено в статье 209 ТК РФ. Поэтому разберем общий практический алгоритм оценки рисков.

Пакет необходимых документов

Кроме того, необходимо разработать пакет локальных нормативных актов, которые подвергаются проверке соответствующими органами исполнительной власти. Список необходимых документов:

  • Положение по оценке и управлению профессиональными рисками;
  • Перечень (реестр) опасностей;
  • Документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня рисков;
  • Приказ о создании комиссии по оценке профессионального рисков;
  • Документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску — карты оценки профессиональных рисков;
  • Документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков;
  • План мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков.

Оценка профессиональных рисков

Для проведения оценки можно использовать любую методику, которая указана в ГОСТ или международных стандартах. Допускается применение любой другой методики отечественных или зарубежных авторов. Работодатель вправе сам выбирать способ оценки ПР, исходя из специфики производственной деятельности.

Для оценки можно взять:

  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011. Его официальное действие закончилось в марте 2020 года, но отмена документа не означает, что работодатель не может использовать одну из 31 описанных методик;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

При оценке ПР нужно соблюдать ряд обязательных условий:

  • учитывать прошлую, актуальную и планируемую деятельность предприятия;
  • учитывать степень потенциального ущерба, которая пропорционально возрастает с увеличением работников, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку в тесном взаимодействии с сотрудниками, занятыми на «опасных» местах, потому что они лучше других владеют информацией о потенциальной опасности;
  • учитывать все возможные отклонения от штатной ситуации.

Несколько слов о норме пожарной безопасности

Нормативная база, регулирующая вопрос проведения пожарного аудита, достаточно обширна и не позволяет ее детально рассмотреть в рамках одной статьи. Поэтому ограничимся лишь списком основных документов:

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ — статьи 2.4, 3.11 и 20.4;
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» — статьи 1 и 6.1;
  • Федеральный закон 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — статья 144;
  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390;
  • «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 года №304;
  • «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года №272;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденная приказом МЧС России от 30 июня 2009 года №382;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», утвержденная приказом МЧС РФ от 10 июля 2009 года №404.

Пожарный аудит проводится на основании договора между собственниками или иными законными владельцами объекта защиты и экспертной организацией, для которой деятельность в области оценки пожарного риска, согласно учредительным документам, является основной, а аттестованные эксперты которой состоят в штате на основном месте работы. Недопустимо, чтобы одна и та же организация одновременно привлекалась как для пожарного аудита, так и для оказания прочих услуг в области пожарной безопасности.

На заметку

Эксперт в области оценки пожарного риска несет административную ответственность в соответствии с частью 9 статьи 20.4 КоАП РФ за выдачу или подписание заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска. При этом размер наказания может быть назначен в виде штрафа размером 15 000–20 000 рублей либо в форме дисквалификации сроком от года до трех лет. Поэтому просить у экспертов положительное заключение, если объект не соответствует требованиям пожарной безопасности, по меньшей мере, не этично.

Важно понимать различия между:

  1. расчетом по оценке пожарного риска;
  2. независимой оценкой пожарного риска (НОР).

Расчет пожарного риска — это инструмент (услуга), который нужно грамотно применять для оптимизации расходов, но в самом расчете без дополнительных мероприятий или согласования с МЧС большого смысла нет. Расчет пожарного риска как часть комплекса противопожарных мероприятий освобождает от страхов перед внеплановыми проверками.

Независимая оценка пожарного риска как форма подтверждения соответствия объекта обязательным требованиям ПБ предполагает устранение выявленных нарушений согласно установленному графику. Положительное заключение НОР может «спасти» только от плановых проверок, но при этом его нельзя назвать эффективным против внеплановых.

Предположим, что в результате проведения независимой оценки пожарного риска было выдано условно положительное заключение с графиком устранения нарушений (такое заключение должно обязательно регистрироваться в МЧС). Тем временем «в дверь стучится» внеплановая проверка. Итог — штраф или приостановка деятельности на 90 дней, поскольку все те же нарушения, что были перечислены в условно положительном заключении, выявило МЧС.

Перечень опасностей включает

  • механические опасности;
  • электрические опасности;
  • термические опасности;
  • опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности;
  • опасности из-за недостатка кислорода в воздухе;
  • опасности, связанные с воздействием химического фактора;
  • опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;
  • опасности, связанные с воздействием биологического фактора;
  • опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса;
  • опасности, связанные с воздействием шума;
  • опасности, связанные с воздействием вибрации;
  • опасности, связанные с воздействием световой среды;
  • опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений;
  • опасности, связанные с воздействием животных;
  • опасности, связанные с воздействием насекомых;
  • опасности, связанные с воздействием растений;
  • опасность утонуть;
  • опасность расположения рабочего места;
  • опасности, связанные с организационными недостатками;
  • опасности пожара;
  • опасности обрушения;
  • опасности транспорта;
  • опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов;
  • опасности насилия;
  • опасности взрыва;
  • опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты.

Метод оценки профессиональных рисков ИБТ

Данный метод разработан российской автономной некоммерческой организацией (АНО) «Институт безопасности труда», отсюда и название метода.

Метод ИБТ основан на концепции риска, содержащейся в ISO 31000-2019, что позволяет производить оценку рисков даже в том случае, если на предприятии не происходило опасных событий и позволяет разрабатывать обоснованные предупреждающие меры.

В методе ИБТ риски оцениваются через определение вероятности наступления редкого опасного события. Он позволяет учитывать особенности проявления вредных производственных факторов (ВПФ) и опасных производственных факторов (ОПФ), результативность принятых защитных мер, а также производить оценку таких факторов и мер на основании результатов СОУТ.

Читайте также:  За какой долг по алиментам могут посадить неплательщика

При оценке рисков, обусловленных ВПФ метод ИБТ учитывает рекомендации Руководства Р 2.2.1766-03. «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников». При этом уровень рисков от ВПФ существенно ниже, чем от ОПФ.

Данный метод является количественным и объективным, не зависит от мнения экспертов и специалистов ОТ, поэтому полностью исключает субъективность при оценке риска на конкретном рабочем месте или в отдельном подразделении.

Метод ИБТ использован в стандарте ГОСТ Р 12.0.011-2017 «Методы оценки и расчета профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта».

К плюсам данного метода относится следующее:

  • оцениваемый риск, вид и размер ущерба или вреда будут однозначно связаны с конкретной опасностью;
  • оценка вероятности наступления опасных событий ориентирована на будущее, а не на прошлое, как в иных методах;
  • имеется возможность объективно объединить риски от опасностей на отдельном рабочем месте и риски на рабочем месте в подразделении;
  • при оценке рисков учитываются существующие защитные меры;
  • вероятность наступления опасности определятся через результативность защитных мер;
  • при оценке риска на рабочих местах исключается субъективная оценка вероятности наступления и степени тяжести от несчастных случаев или профессиональных заболеваний;
  • обеспечивается объективная сравнительная оценка различных рабочих мест и подразделений по уровню риска; результаты оценки рисков могут быть проверены и выявлены ошибки в такой оценке;
  • оценка результативности планируемых по данному методу защитных мер будет объективной и позволит снизить риски после применения дополнительных мер защиты.

Для чего нужна оценка профессиональных рисков

Каждый сотрудник имеет право знать, каким рискам и опасностям он подвергается на рабочем месте. Оценка рисков введена на предприятиях для выявления степени риска и опасности, сопряженной с выполнением трудовых обязанностей, и установления масштаба последствий. Управление ими позволяет предотвратить несчастные случаи и сократить их количество.

Цель данной процедуры – получить исчерпывающую информацию о рисках и опасностях, которым подвергаются сотрудники во время выполнения трудовых обязанностей. Их выявляют во время проведения мероприятий по охране труда. Когда предприятие располагает такой информацией, оно способно своевременно принять меры и реализовать все мероприятия по предотвращению несчастных случаев и возможных рисков для работника. В результате вероятность получения травм или летального исхода сводится к минимуму, а организация не несет административного (ст. 5.27.1 КоАП) или уголовного наказания (ст. 143 УК РФ). Так, например, для должностных лиц предусмотрен штраф до 5 тысяч рублей, для юридических – до 80 тысяч рублей.

Работодатели обязаны выявлять все возможные опасности, а также оценивать и снижать уровень профессиональных рисков. Это регламентируется на законодательном уровне, в частности, Приказом Минтруда РФ № 438н «Об утверждении Типового положение о системе управления охраной труда» от 19.08.2016г.

Оценка рисков должна быть внедрена во всех организациях, независимо от размера, формы собственности и численности штата. Поэтому процедура оценки и управления рисками обязательна для каждого предприятия. Это регламентирует Приказ Министерства труда РФ от 19.08.2016г. №438н и Приказ Роструда №77 от 21.03.2019г.

Какие локальные документы нужно утвердить в организации по итогам проведения оценки профрисков и как работать с полученными итогами?

Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

Как работодателю провести оценку рисков

Существует два способа оценить профессиональные риски на предприятии:

  1. Привлечь внешних экспертов из специализированной компании.
  2. Провести оценку рисков силами компании. Но провести полноценную оценку силами одного специалиста по охране труда будет крайне сложно. Необходимо создать комиссию, в которую будут входить не только инструкторы по охране труда, но еще и специалисты по противопожарной безопасности, промышленной безопасности, специалисты по техническим и технологическим процессам, инженеры, представители профсоюза. Состав комиссии может меняться в зависимости от специфики предприятия.

Итак, создание оценочной комиссии — первый этап в процедуре оценки рисков.

На втором этапе составьте план оценки рисков, которому будет следовать комиссии во время оценочной работы. Возможно, придется разделить весь объем работы на части, например по структурным подразделениям, зданиям, технологическим процессам.

Составьте график проведения оценки: начните с наиболее опасных и сложных участков работы. Определяют их с помощью документации по охране труда, проверок контролирующих органов, статистике по несчастным случаям, травматизму и т. д.

На этом же этапе комиссия может прийти к выводу о необходимости полного или частичного привлечения сторонних специалистов.

Третий этап — выбор оценочной методики. На законодательном уровне не содержится требования о проведении оценки профессиональных рисков конкретным методом. Поэтому работодатели сами выбирают или разрабатывают методику оценки, например:

  • Обход и визуальный осмотр рабочих мест, возможно, дадут ответы на поставленные вопросы.
  • Опрос (анкетирование, интервью) сотрудников. Персонал хорошо знает свои рабочие места и сможет обозначить потенциально опасные моменты в своей работе.
  • Фото- и видеосъемка.
  • Изучение и анализ статистических данных по профзаболеваниям, производственным травмам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *