6. Централизованное снабжение материальными ценностями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «6. Централизованное снабжение материальными ценностями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коммерческие организации тоже стремятся централизовать бухгалтерию. Об этом говорит статистика, всё чаще в России появляются общие центры обслуживания (ОЦО) — отдельные сервисные организации, которые ведут бухгалтерию нескольких подразделений или филиалов одной крупной компании.

Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ

Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.

Согласно ч. 1-3 ст. 25 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» можно выделить базовую и расширенную централизацию.

В первом случае уполномоченный орган решает только организационные вопросы по торгам. Полномочия по обоснованию, расчету НМЦК, определению существенных условий договора и его заключению оставляет за собой непосредственный покупатель.

В качестве примера можно привести Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области № 2822 от 21.12.2015. Уполномоченным органом в данном случае является МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ). На него возложены обязанности по согласованию с заказчиками планов и планов-графиков, а также выбор метода, по которому определяется поставщик. Кроме того, ЦПТ занимается формированием и публикацией в ЕИС уведомлений о проведении процедур, организацией заседаний комитета, обеспечением конфиденциальности заявок и хранением тендерной документации.

Все оставшиеся обязанности возлагаются на покупателя, начиная от формирования планов и проведения торгов и заканчивая выполнением договора. При централизованных закупках служба организации-покупателя, которая ответственна за договорную работу, загружена полностью. Также, помимо прочего, заказчик обязан проводить согласование определенных действий с уполномоченным органом. Несомненным преимуществом в данном случае считается обязательное консультирование заказчика при организации торгов. Профессиональная и своевременная помощь – то, что делает централизацию на самом деле выгодной покупателю.

Тем не менее обязанности могут распределяться иначе. Расширенная централизация предполагает, что на уполномоченный орган возлагаются почти все обязанности по проведению торгов: составление планов, выполнение договора, приемка товаров, обеспечение оплаты.

Общий центр обслуживания, или Аналог в бизнес-структурах

Модель взаимодействия со стороны напоминает аутсорсинг. Но это не совсем так, потому что часто главный офис компании полностью контролирует деятельность ОЦО. В случае с аутсорсингом такое невозможно.

Как и централизованная бухгалтерия, ОЦО решает две ключевые проблемы:

  • противоречия в действиях специалистов на местах, разные методологии ведения учёта, отчётности и других операций;
  • высокие финансовые расходы на деятельность разрозненных бухгалтерий в филиалах и подразделениях.

Благодаря ОЦО в холдингах повышаются качество и прозрачность учёта, формируются единые принципы работы. Становится меньше ошибок в документах и фактов искажения данных, выше контроль за хозяйственными операциями и движениями средств.

Выстроить максимально эффективное взаимодействие с централизованной бухгалтерией — одна из важнейших задач в бизнесе. Без цифровизации представить такую модель очень сложно. Именно поэтому компании охотно используют для этого специализированное ПО.

Участники централизованного снабжения

Участниками централизованных поставок являются:

1) поставщик – организация, осуществляющая поставку материальных ценностей;
2) заказчик – учреждение (государственный орган), наделенное полномочиями по заключению договора (государственного контракта) с поставщиком;
3) грузополучатель – учреждение, которому непосредственно поступают материальные ценности.

В денежных расчетах, связанных с централизованным снабжением, участвуют заказчик и поставщик. Грузополучатель при этом лишь принимает материальные ценности.

При осуществлении централизованных закупок за счет средств бюджета (субсидий, предоставленных из бюджета) заказчики, за исключением автономных учреждений, обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Использование централизованных закупок существенно экономит время и силы заказчика на выбор поставщика и организацию торгов. Кроме того, в зависимости от степени централизации, заказчик может быть полностью или частично избавлен от необходимости составления документов и ведения документооборота с поставщиком.

Поскольку уполномоченным органом по централизации может быть выбран только орган, обладающий высокой квалификацией в указанной области, заказчику не придётся беспокоиться за правильность проведения каждого отдельного этапа торгов.

Однако, помимо плюсов есть и минусы — это увеличенный срок процедуры, поиска поставщика и получения заказчиком необходимых ему ТРУ.

В связи с этим возникает необходимость тщательного планирования централизованных закупок для того, чтобы нужды организации были удовлетворены вовремя.

Теория и практика централизации закупок в регионах

Для начала работы специализированной закупочной инстанции, которая будет ответственна за централизацию, необходимо подписать соответствующее соглашение на уровне региона или муниципалитета. Именно в этом документе будет определена модель работы уполномоченной инстанции и взаимодействия ее с заказчиками, а также спектр передаваемых полномочий.

В соглашении указываются также обязанности, которые будет выполнять центр. В документе должны присутствовать следующие аспекты:

  1. Кто и как выбирает поставщиков товаров и услуг. Например, в Калининградской области заказчики вправе выбрать исполнителей самостоятельно при закупках на сумму до 500 тыс. р.
  2. Кто формирует закупочные комиссии. Уполномоченная инстанция может задействовать в них представителей заказчика либо не делать этого.
  3. В интересах каких заказчиков будет работать центр. Например, в Саратове действия центра распространяются практически на всех заказчиков по 44-ФЗ: региональные органы власти, бюджетные и казенные учреждения. А в других регионах полномочия центра распространяются на ограниченный круг заказчиков.
  4. Отрасли, в который закупки проводятся централизованно. Например, лекарства закупаются в РФ через Минздрав на основании поступившей сводной заявки-потребности (согласно Приказу №357 от 1996 года). Также через центр покупают и отечественное ПО по Постановлению Правительства №658 от 2018 года. Контролирует такие закупки Минкомсвязи, а контролирует казначейство.
  1. 3. Порядок учета материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению
  2. 3. Порядок учета материальных ценностей, оплаченных по централизованному снабжению
  3. 2. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета операций с материальными ценностями, полученными по централизованному снабжению
  4. Санкционирование расходов бюджетов. Централизованное снабжение бюджетных учреждений.
  5. 2. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета операций с материальными ценностями, оплаченными по централизованному снабжению
  6. 1. Оплаченные по централизованному снабжению материальные ценности, учитываемые учреждением за балансом
  7. 1. Полученные по централизованному снабжению материальные ценности, учитываемые учреждением за балансом
  8. 3. Порядок учета операций по поступлению денежных средств на счета учреждения
  9. 2.1. Группировка операций с денежными средствами по счетам бухгалтерского учета бюджетного учреждения
  10. 5.3.1. Перенос бюджетными учреждениями остатков по счетам бухгалтерского учета при переходе на План счетов бюджетных учреждений с Плана счетов бюджетногоучета

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Читайте также:  Зачем нужен СНИЛС и как его получить?

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемую форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовую форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

Статьей 26 закона 44-ФЗ определяется значение термина «централизация закупок в контрактной системе». Суть данного понятия заключается в том, что один специально уполномоченный орган имеет право на приобретение товаров, работ или услуг, которые необходимы нескольким государственным заказчикам.

Право на передачу полномочий по закупке имеют некоторые категории организаций-покупателей:

  • Государственные органы власти и органы местного самоуправления.
  • Администрации городов и районов.
  • Казенные и бюджетные организации – и государственные, и муниципальные.

Такой способ проведения торгов имеет следующие задачи:

  1. Снижение стоимости продукции, которую необходимо приобрести, благодаря большему объему закупаемого товара. В качестве примера можно привести приобретение продуктов питания сразу для всех школ города вместо проведения тендера для каждой отдельно. Так цена окажется ниже, что и подтверждает выгодность централизованных муниципальных закупок.
  2. Освобождение заказчика от сложных организационных процедур. Те же школы избавляются от необходимости самостоятельно оформлять закупочную документацию. Стоит отметить, что зачастую тендерами занимается один специальный орган также по этой причине.

базовая и расширенная. Первая предполагает, что центр с тендерами по административным работам. Остальные полномочия по расчету

, по созданию требований контракта и др берет на себя заказчик.

В качестве уполномоченного органа по согласованию с покупателями планов и планов-графиков и выбора поставщика осуществляет МКУ “Центр проведения торгов”. Данный орган выполняет работу по формированию и публикации в ЕИС извещений о проведенных процедурах, он занимается организацией заседаний комиссии, к тому же отвечают за обеспечение защиты конфиденциальности имеющихся заявок и хранит документы для тендеров.

В полномочия центра будут входить действия по консультации покупателя при процедуре проведения тендеров. Особенно, централизация будет более полезна, когда данную помощь будут предоставлять специалисты с опытом. а главное вовремя.

Бывают случаи, когда центр берет на себя почти все обязанности, от планирования до победы и исполнения контракта.

Хотите принять участие в централизованной закупке, но не знаете как это сделать?

Обратитесь к нам и мы окажем комплексное сопровождение на всех этапах!

Обратиться

В самом начале уполномоченный орган должен принять решение о разработке или же по наделению центра полномочиями. Также необходимо учесть момент при котором в данном решении будут прописываться обязанности центра. В связи с этим потребуется принять решение о том, как будет выбираться поставщик

Каким образом будут создаваться комиссии по закупка. Со стороны уполномоченного органа может следовать привлечение заказчиков данные комиссии или же этого не делать.

Определиться с тем, с кем будет сотрудничать центр. Существует особое агентство по централизации закупок, которое может возложить на себя работу по проведению тендеров почти для каждого из заказчиков. Или же уполномоченный орган имеет возможность оказывать услуги выборочно, для нескольких покупателей.

В какой именно отрасли возможно проводить централизованные тендеры. Например, через центр происходит процесс по приобретению отечественного программного обеспечения или же лекарственный средства.

Как происходит проверка при централизованных закупках не сказано и в 44 ФЗ нет информации об этом. Стоит отметить, что отвечать за возложенные полномочия, которые не передавались в центр будет отвечать контрактная служба. Об этом гласит ч 5 ст 38.

Проверки в этом случае осуществляются на общих основаниях, но необходимо учесть, что полномочия у покупателя и уполномоченного органа будет отличаться, за это и будет нестись ответственность.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.

Основными целями данной системы будут являться следующие:

  • Первая цель заключается в уменьшении стоимости покупаемых товаров и услуг, с помощью большего объема. Преимущество данного способа заключается в приобретении продукции сразу на несколько детских садов района. При наличии ситуации, когда детский сад проводил тендер, то в данном случае стоимость за единицу продукции была значительно больше.

  • Вторая цель заключается в разгрузке заказчиков в области проведения процедур. В основном тендерами занимается выбранный уполномоченный орган, тем самым детские сады освобождаются от сложных процедур.

Схема реализации снабжения состоит из таких этапов:

  1. Подача подведомственными структурами в снабженческий орган заявок на плановый расход материалов в будущем периоде с детализацией по видам активов и обоснованием необходимости заявленного количества ценностей.
  2. Составление плана закупок и истребование финансирования под него головным распорядителем.
  3. Поиск и выбор поставщиков организацией, выполняющей роль заказчика.
  4. Согласование деталей сотрудничества между заказчиком и поставщиком, подписание договора поставки.
  5. Доставка и отгрузка товаров грузополучателю.
  6. Оплата распределителем суммы по договору.

Система документооборота требует оформлять договор, сопроводительные бланки к нему, извещения формы 0504805. Извещение составляется в двух экземплярах. Каждый новый бланк заполняемого документа формы 0504805 должен быть зарегистрирован в специальном журнале. Правила оформления закреплены в Приказе №52н от 30 марта 2015 г. Возможны два способа составления этого документа:

  1. Извещение формируется заказчиком. Грузополучатель на базе отраженной в форме информации производит проверку ценностей при их поступлении и заполняет свою часть бланка. Второй экземпляр со всеми заполненными реквизитами направляется заказчику для оповещения его о приходовании активов в полном объеме (или сообщает о неполной комплектации, обнаружении брака).
  2. Грузополучатель создает извещение и отправляет все экземпляры вышестоящей инстанции, являющейся заказчиком по договору поставки. Заказчик проверяет документы, заполняет вторую часть извещения и возвращает один из бланков получателю материалов.

Что собой представляют централизованные и децентрализованные закупки по нормам 44-ФЗ?

Кроме того, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292 утвержден Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Однако, несмотря на, казалось бы, предоставленные заказчикам возможности эффективного размещения закупок посредством использования института совместных торгов, значительная часть муниципальных заказчиков не пользовалась активно такой возможностью.

Одной из возможных причин тому, явилось недостаточное правовое регулирование порядка проведения совместных закупок и механизмов реализации таких норм.

Перед многими заказчиками возникал вопрос относительно того, что соглашения о проведении совместных закупок и порядок заключения контракта с победителем такой закупки помимо №94-ФЗ регулировался так же нормами Гражданского Кодекса РФ и иными федеральными законами, а в случаях оборонного заказа и дополнительно иными подзаконными актами.

Читайте также:  Прожиточный минимум с 1 января 2023 года в России и по регионам

Полт Кузинс, Ричард Ламминг, Бен Лоусон, Брайн Сквир. Стратегическое управление цепочками поставок. – М.: Дело и сервис, 2010. – С. 302.

Что такое централизованные закупки

Централизованные закупки – это способ проведения торгов, который предполагает определение подрядчика не непосредственно заказчиком, а специализированной компанией, которой передается ряд полномочий от государственного или муниципального заказчика.

Централизованные закупки применяются, когда для определенной группы заказчиков (включая органы государственной власти, муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения) необходимо закупать однотипные товары, услуги и работы.

Порядок проведения централизованных закупок регламентируется ст. 26 44-ФЗ. Для того чтобы проводить торги в данной форме, необходимо создать государственный или муниципальный орган, который возьмет на себя полномочия по определению поставщика для группы заказчиков.

Имущество заказчиков, которые предполагают закупать товары и услуги в централизованной форме по 44-ФЗ, должно располагаться на одном уровне российских субъектов: федеральном, региональном или муниципальном.

Полномочия заказчика в части определения поставщика могут быть делегированы в разных объемах. Согласно ч. 1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган может стать ответственным за выбор подрядчика по госзаказу, определение условий контракта, начальной максимальной цены. Тогда как подписание госконтракта останется за заказчиками.

По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены. Кроме действий по отбору контрагента, уполномоченным органом могут реализовываться: планирование закупки, выбор подрядчика, заключение с ним контракта и его исполнение.

При формировании тендерной комиссии и проведении закупочных мероприятий допускается участие представителей заказчиков.

Таким образом, централизация по 44-ФЗ может быть представлена в базовой и расширенной форме.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Сочетание моделей закупок

На практике централизованные и децентрализованные модели закупок в регионах редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются между собой. Принцип разделения закупок по модели их исполнения в разных регионах может отличаться.

Например, сложные закупки в виде конкурса и аукциона передаются в центр, тогда как запросы предложений, котировок и закупки у единственного поставщика проводятся по упрощенной схеме децентрализовано. В частности, в Новодвинске в централизованном формате проводятся все закупки, кроме запроса котировок. Запрос котировок проводится силами заказчика. А в Волгоградской области централизованно проводят только отбор поставщиков, подрядчиков и исполнителей через аукцион в электронной форме при цене до 250 тыс. р. и запросы котировок.

В других регионах в качестве принципа разделения учитывают цену контракта. Например, в Санкт-Петербурге в центр перенаправляются закупки с НМЦК свыше 50 млн р.

Встречается также форма вертикальной централизации, когда один уровень власти закупается для нужд другого уровня власти. Например, в республике Чувашия органы местного самоуправления закупаются для муниципальных нужд.

Централизация в регионе может действовать только в отдельных отраслях. Например, в республике Хакасия централизованно закупаются лекарства и изделия медицинского назначения в сфере здравоохранения. В Челябинской области также действует централизация в отрасли здравоохранения при закупках товаров, работ и услуг через конкурс с ценой более 500 тыс. р.

Таким образом, в рамках 44-ФЗ действуют две крупные модели организации закупок: централизованная и децентрализованная. Понятие централизованных закупок введено в контрактную систему в ст. 26 44-ФЗ. По законодательству различают базовую и расширенную централизацию. В первом случае центру передаются только административные функции, во втором варианте централизованный орган получает широкие полномочия, включая планирование, проведение закупки, приемку работы и ее оплату. Централизация позволяет заказчикам достигнуть дополнительной экономии и снимает с них рутинную административную работу.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ СНАБЖЕНИЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Для того чтобы внедрить модель централизации в закупочную отрасль, заказчику необходимо принять решение о создании центра и наделении его ряда полномочий. Такой документ называется соглашением о проведении закупок. В указанное соглашение включаются и обязанности, которые передаются центру. В данном документе необходимо остановиться на следующих аспектах:

  1. Кто и каким образом будет выбирать поставщика. Например, здесь можно установить различие по признаку НМЦК. Так, в Калининградской области заказчики могут самостоятельно провести закупку, стоимость которой находится в пределах 500 тыс. р.
  2. Процедура формирования комиссии по закупкам. Так, центр может привлекать представителей заказчика в работу комиссии или не привлекать его.
  3. Отрасль проведения тендеров в централизованной форме. Например, отечественное ПО закупают централизованно через Минкомсвязи (на основании Постановления Правительства №658 от 2018 года).
  4. Для каких заказчиков будет работать центр. Например, некоторые центры производят закупки для всех исполнительных органов власти и региональных бюджетных учреждений (как в Саратове), другие работают с ограниченным кругом заказчиков (например, в г. Кушва центр работает с четырьмя конкретными госзаказчиками).

В соглашении о проведении централизованных закупок необходимо разграничить сферу ответственности заказчика и центра. В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как проводятся проверки при централизации закупок, следовательно, они осуществляются в штатном режиме. Контрактная служба несет ответственность в пределах тех полномочий, которые сохранились за ней и не были переданы центру по ч. 5 ст. 38 44-ФЗ.

Децентрализованная форма закупки является стандартной для контрактной системы. Большая часть закупок по 44-ФЗ осуществляется именно децентрализованно. При децентрализованной системе закупок заказчики сами приобретают необходимые товары, работы и услуги, минуя посреднические центры.

Для работы в контрактной системе в организации-заказчике необходимо назначить конкурсного управляющего или сформировать закупочную комиссию (в зависимости от годового объема закупок).

Как провести централизованные закупки: пошаговая инструкция

Л.Ю.Симонова,
редактор-эксперт
журнала «Бюджетный учет»

Централизованные поставки

Централизованные поставки применяются во многих учреждениях. Это может быть снабжение больниц лекарственными средствами и оборудованием, образовательных учреждений пособиями и оборудованием, филиалов учреждений материальными запасами и т.д.

Чтобы разъяснить ряд вопросов, возникающих при организации централизованных поставок, в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н (далее — Инструкция N 162н) внесен раздел 6 «О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями», в котором приведен порядок отражения бухгалтерских операций.

В процессе централизованных закупок, как правило, участвуют три стороны: заказчик, грузополучатель, поставщик.

Заказчиком является получатель бюджетных средств, уполномоченный на заключение государственного или муниципального контракта на централизованную поставку. Он же производит расчеты с поставщиками по централизованному снабжению (поставкам). При процедуре централизованного снабжения поставщик в первичных учетных документах должен обязательно отразить дополнительные реквизиты:

полное наименование государственного (муниципального) заказчика;

наименование учреждения (грузополучателя);

реквизиты государственного (муниципального) контракта, договора, по которому осуществляется централизованная поставка.

Одним из обязательных документов, которые нужно оформить при централизованных поставках, является Извещение (ф.0504805). Его оформляют и учреждение-заказчик (далее — Заказчик) и учреждение-грузополучатель (далее — Грузополучатель).

В случае формирования документа Заказчиком Грузополучатель при получении Извещения (ф.0504805) в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей следит за их прибытием и сообщает Заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр документа. Если в срок, достаточный для транспортировки, материальные ценности не поступили в адрес Грузополучателя, он должен известить об этом Заказчика для принятия мер к розыску и доставке их адресату.

Читайте также:  Обучение в Корее: образование для местных и иностранцев

В рамках формирования учетной политики и согласно условиям государственного (муниципального) контракта на поставку учреждение-грузополучатель вправе при получении имущества от поставщика оформить Извещение в двух экземплярах с направлением их учреждению-заказчику. При этом учреждение-заказчик оформляет Извещение в своей части и направляет его учреждению-грузополучателю.

Заказчик

Процедура централизованного снабжения отражается в учете и Заказчика и Грузополучателя.

В случае если условиями договора на поставку материальных ценностей предусмотрено перечисление аванса, то Заказчик, выполнив указанную операцию, делает следующие записи:

Дебет 1 206 31 560, 1 206 32 560, 1 206 34 560

«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств», «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению нематериальных активов», «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»

Кредит 1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению нематериальных активов», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»

— перечислен аванс поставщику согласно договору.

В зависимости от условий контракта, заключенного с поставщиком, груз может быть доставлен в адрес Заказчика и в дальнейшем распределен им в пользу подведомственных учреждений или напрямую Грузополучателю. На основании полученных от поставщика первичных документов (счетов, накладных и др.), подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке материальных ценностей Грузополучателю и (или) Извещения от Грузополучателя с приложением документов, подтверждающих поставку, Заказчик отражает хозяйственные операции следующими записями:

— по договору, предусматривающему исполнение централизованной поставки в пользу Грузополучателя:

Дебет 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340

«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов», «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кредит 1 302 31 730, 1 302 32 730, 1 302 34 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

— поставлены материальные ценности подведомственному Грузополучателю;

— по договору, предусматривающему исполнение централизованной поставки в пользу Заказчика с дальнейшей передачей приобретенного имущества в рамках централизованного снабжения в пользу Грузополучателя:

Дебет 1 106 11 310, 1 106 31 310, 1 106 32 320, 1 106 34 340

«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 1 302 31 730, 1 302 32 730, 1 302 34 730

До получения от подведомственного учреждения подтверждения о получении материальных ценностей, оплаченных и отгруженных в его адрес, вышестоящее учреждение учитывает их на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению». При получении соответствующего подтверждения стоимость указанных ценностей списывают с данного счета.

Аналитический учет по данному счету ведут в книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке. Учет ведут по каждому учреждению-грузополучателю.

При возврате тары поставщику бюджетное учреждение на сумму стоимости возвратной тары производит запись:

Дебет 130404340 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»

Кредит 110505440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

Вышестоящее учреждение (заказчик) по этим операциям производит следующие записи.

Централизованное снабжение материальных ценностей может происходить за счет:

— Общий фонд,

— Других поступлений специального фонда,

— Собственных поступлений специального фонда.

Кроме того централизованные поставки может осуществлять бюджетное учреждение или хозрасчетная.

От этого зависит отражения в учете этих операций.

Однако во всех случаях взаимоотношения между главным распорядителем бюджетных средств, учреждением — заказчиком и учреждением — закупщиком, а также имеющей статус хозрасчетной организации, регулируются соглашением о централизованной поставке или другим ведомственным документом по этому вопросу.

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

— Дт 1 501 13 226;

— Кт 1 502 11 226.

— Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

— 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;

— 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;

— 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;

— 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

— Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

— 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;

— 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

соответствие планам закупок;

проверка комплектности документов;

наличие в документах необходимых сведений;

соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

Соглашение о проведении

Для начала работы специализированной закупочной инстанции, которая будет ответственна за централизацию, необходимо подписать соответствующее соглашение на уровне региона или муниципалитета. Именно в этом документе будет определена модель работы уполномоченной инстанции и взаимодействия ее с заказчиками, а также спектр передаваемых полномочий.

В соглашении указываются также обязанности, которые будет выполнять центр. В документе должны присутствовать следующие аспекты:

  1. Кто и как выбирает поставщиков товаров и услуг. Например, в Калининградской области заказчики вправе выбрать исполнителей самостоятельно при закупках на сумму до 500 тыс. р.
  2. Кто формирует закупочные комиссии. Уполномоченная инстанция может задействовать в них представителей заказчика либо не делать этого.
  3. В интересах каких заказчиков будет работать центр. Например, в Саратове действия центра распространяются практически на всех заказчиков по 44-ФЗ: региональные органы власти, бюджетные и казенные учреждения. А в других регионах полномочия центра распространяются на ограниченный круг заказчиков.
  4. Отрасли, в который закупки проводятся централизованно. Например, лекарства закупаются в РФ через Минздрав на основании поступившей сводной заявки-потребности (согласно Приказу №357 от 1996 года). Также через центр покупают и отечественное ПО по Постановлению Правительства №658 от 2018 года. Контролирует такие закупки Минкомсвязи, а контролирует казначейство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *