Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России с 1 января подорожает тюнинг. Кому придется заплатить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автором документа выступило правительство. В пояснительной записке к закону уточняется, что повышение пошлин обеспечит федеральный бюджет дополнительным доходом. Власти оценивают эту сумму в 700 млн руб. ежегодно.
Нарушителей станет больше
По словам представителя Национального союза автомобилистов (НАС) Антона Шапарина, сложность процедуры и ее стоимость и сейчас отпугивает многих водителей, которые иногда просто не регистрируют внесенные в конструкцию автомобиля изменения. Эксперт заявил, что сейчас в стране число переоборудованных автомобилей исчисляется миллионами. При этом официально зарегистрировали тюнинг не больше 20% из их владельцев. После увеличения госпошлины, по мнению эксперта, таких случаев станет еще больше. Шапарин напомнил, что это грозит водителям целым рядом проблем.
Так, согласно ст. 12.5 КоАП водителя могут оштрафовать на 500 руб. Во второй раз после остановки инспекторов ГИБДД автомобилиста ожидает приостановка регистрации транспортного средства, если он не сертифицирует переделку. Также незаконный тюнинг может стать причиной отказа в государственном регистрационном учете и выдаче диагностической карты при прохождении техосмотра.
Что относится к внесению изменений в конструкцию ТС
Под изменением конструкции ТС подразумевается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного ТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на уровень обеспечения безопасности дорожного движения.
Любая попытка установить на свое авто не предусмотренное заводом изготовителем оборудование или агрегат потребует соответствующего оформления.
Приведем несколько распространенных примеров.
Что считается изменением в конструкции
Закон не запрещает изменение конструкции авто. В ПДД сказано, что за безопасность ТС в этом случае отвечает владелец. Замена лампочки освещения багажника на нестандартную ни на что не повлияет. С другой стороны, на автомобиль нельзя устанавливать все без разбора.
Требования к ТС на территории Таможенного союза отражены в Техническом регламенте ТС 018/2011, редактировавшемся последний раз в 2021 году. В ПДД дан список неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация машины. Любое несоответствие тюнингованного авто требованиям безопасности будет расценено сотрудниками Госавтоинспекции как нарушение согласно Приказу МВД No1240 от 07.12.2000 г.
При этом есть и разрешенные доработки, которые важно узаконить, то есть зарегистрировать. К таким относятся модификации:
- массовых и габаритных параметров;
- силовой установки;
- трансмиссии, управления, топливной и тормозной систем;
- приборов внешнего освещения;
- посадочных кресел;
- кузова автомобиля.
К этому перечню также относится монтаж ГБО.
Регистрация всегда обязательна, если автомобиль изготовлен из частей и оборудования, которое:
- несертифицировано;
- не соответствует установленным нормативам.
Ответственность за незарегистрированные изменения
За отказ от регистрации конструктивных изменений собственник машины будет наказан, как за вождение неисправного ТС. Это административное правонарушение. Все предусмотренные за него виды наказания представлены в ст. 12.5 КоАП.
Самое меньшее – это предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Такой вариант возможен, если изменения в конструкции несущественно влияют на безопасность ТС. Это установка фаркопа, “кенгурятника”, замена дисков и прочая, в нашем понимании, мелочь. За доработанную тормозную систему, рулевое управление указанный штраф будет наложен без предупреждения.
За нестандартные фары головного света можно лишиться прав на полгода-год. А за устройства подачи спецсигналов или имитацию цветографических схем оперативных служб – на полтора. За тюнинг под такси предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.
⛔ Новые дорожные знаки
После вступления в силу поправок в ПДД, на дорогах появятся новые дорожные знаки:
- «Движение автобусов запрещено» – будет означать запрет на движение автобусов, за исключением следующих по маршруту общественного транспорта и школьных. Изображение на знаке – автобус в красном круге.
- «Зарядка электромобилей» – в местах, где можно будет зарядить электромобиль, появится табличка с изображением электрического шнура и вилки.
- «Лица, использующие для передвижения СИМ (средства индивидуальной мобильности)» – данный знак будет ограничивать или запрещать перемещение СИМ на конкретных участках дороги и прежде всего это касается электросамокатов. Изображение на знаке – стилизованный человек на самокате.
- Платная парковка – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение монет.
- Парковка для инвалидов – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение инвалида-колясочника.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
Покупать тягово-сцепное устройство необходимо только у проверенных продавцов. Фаркоп обязательно должно иметь сертификат соответствия. Учитываются такие моменты, как:
- совместимость фаркопа и модели автомобиля (информация отражена в документации к устройству);
- способ крепления оборудования на кузове машины (этот момент лучше уточнить в том сервисном центре, где планируется монтаж изделия);
- характеристики ТСУ, в том числе масса, габариты, конструктивные особенности;
- соответствие свойств тягово-сцепного устройства государственным требованиям.
При выборе ТСУ необходимо обратить внимание на то, чтобы деталь не перекрывала госномер автомобиля и не создавала помех другим участникам дорожного движения.
В некоторых случаях в 2023 году монтаж фаркопа запрещен.
- На устройство нет документов.
- Оборудование закреплено на кузове не по инструкции, посредством самодельных болтов или сварки. Фиксация оборудования должна происходить только согласно инструкции и с помощью специальных крепежей.
- ТСУ излишне выходит за пределы автомобильного бампера. Следующие позади машины рискуют столкнуться с торчащими деталями.
В каких случаях не надо оформлять разрешение?
В проекте обозначены случаи, когда оформлять разрешение не требуется. Как и сейчас, это возможно, если автопроизводитель сам сертифицирует ряд дополнительного оборудования и вносит его в Одобрение типа транспортного средства (ОТТС — по запросу его может предоставить официальный дилер), и если именно эти узлы и детали будут установлены на автомобиль, то предварительно посещать службу Технадзора ГИБДД и получать разрешения на доработку своего транспорта не нужно. При этом сторонние компоненты, не внесенные в ОТТС, но сертифицированные для конкретной модели автомобиля, тоже можно установить, минуя посещение этой инстанции, однако для дальнейшей экспертизы в лаборатории автовладельцу необходимо будет предоставить соответствующие бумаги (они должны прилагаться к деталям и узлам).
Но в любом случае в документах на машину придется проставить соответствующие отметки о внесенных изменениях.
Ответственность за незарегистрированные изменения
За отказ от регистрации конструктивных изменений собственник машины будет наказан, как за вождение неисправного ТС. Это административное правонарушение. Все предусмотренные за него виды наказания представлены в ст. 12.5 КоАП.
Самое меньшее – это предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Такой вариант возможен, если изменения в конструкции несущественно влияют на безопасность ТС. Это установка фаркопа, “кенгурятника”, замена дисков и прочая, в нашем понимании, мелочь. За доработанную тормозную систему, рулевое управление указанный штраф будет наложен без предупреждения.
За нестандартные фары головного света можно лишиться прав на полгода-год. А за устройства подачи спецсигналов или имитацию цветографических схем оперативных служб – на полтора. За тюнинг под такси предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.
Ошибки в употреблении
Не путайте ОТТС и СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Документ второго типа подтверждает, что конструкция конкретного автомобиля отвечает всем необходимым требованиям техрегламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств». СБКТС необходимо для регистрации любого подержанного авто, которое было импортировано в Россию или другую страну ЕАЭС. В этом ключевая разница этих двух документов. СБКТС необходимо для ввоза в страну гражданами транспортных средств для собственных нужд, а также для «местных» авто несерийного производства либо с изменённой конструкцией, а ОТТС — для целой партии авто.
Изменения в конструкции транспортного средства |
Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства |
Метод проверки |
Применяемое оборудование1) |
Основание для признания несоответствия |
5 Установка на автомобили (в т. ч. в салоне легкового автомобиля) и прицепы специального несъемного оборудования, в отношении которо-го была проведена оценка соответствия в составе типа ТС |
5.3 Несъемное оборудование должно быть надежно закреплено стандартными крепежными деталями |
Экспертиза конструкции |
— |
Оборудование не закреплено или закреплено ненадежно |
5.4 Специальное оборудование, установленное в салоне легкового автомобиля, автобуса не должно иметь травмоопасных выступов (должно соответствовать [5]) |
Экспертиза конструкции |
Специальное оборудование, установленное в салоне легкового автомобиля, автобуса имеет травмоопасные выступы (не соответствует [5]) |
||
5.5 В легковом автомобиле специальное оборудование не должно устанавливаться в зоне размещения органов управления и не должно загораживать заднее окно |
Экспертиза конструкции |
В легковом автомобиле специальное оборудование установлено в зоне размещения органов управления и/или загораживает заднее окно |
||
5.6 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должно соответствовать [3] |
В соответствии с ГОСТ 33670—2015 (пункт А.8 приложения А) |
Рулетка |
Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3] |
|
6 Установка взамен бортов на грузовые бортовые автомобили и бортовые двухосные прицепы коников |
6.1 Габаритная ширина ТС не должна превышать 2,55 м, а высота — 4,0 м |
Линейные измерения |
Рулетка |
Габаритная ширина превышает 2,55 м. Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м. Габаритная высота превышает 4,0 м |
6.2 Коники должны быть надежно закреплены стандартными крепежными деталями |
Экспертиза конструкции |
— |
Коники не закреплены или закреплены ненадежно |
Новые правила для СИМ
Какие ограничения ввели для электросамокатов?
С 1 марта 2023 года электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и аналогичные им устройства получат статус средства индивидуальной мобильности (сокращённо — СИМ). Максимально разрешённая скорость для них составит 25 км/ч. При этом если водитель СИМ создаёт помехи для пешеходов, он обязан спешиться или снизить скорость. Пешеход имеет перед ним приоритет.
Водителям СИМ запрещено:
— управлять транспортным средством не держась за руль хотя бы одной рукой;
— возить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине;
— перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
— перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на трассах, имеющих более одной полосы для движения (кроме случаев, когда из правой полосы можно повернуть налево, и за исключением дорог в велосипедных зонах);
— буксировать СИМ или буксироваться ими самому. Буксировать можно будет только специальные прицепы для СИМ;
— ездить в зоне действия знака «Движение пешеходов запрещено».
Нужны ли водительские права для СИМ?
Согласно нормам, для управления СИМ не понадобятся водительские права. Однако инспекторы могут направлять водителей на медосвидетельствование в случае подозрения на алкогольное опьянение. Поэтому ездить на электросамокатах и других СИМ пьяным будет нельзя.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
Если фаркоп уже установлен на автомобиле
При покупке б/у автомобиля с уже установленным на него фаркопом необходимо убедиться, что на тягово-сцепное устройство есть сертификат соответствия. Также среди документов должно быть подтверждение, разрешающее монтаж на этой модели машины. Если какой-то из документов отсутствует, следует запросить его у производителя фаркопа.
Если ТСУ установлено незаконно и не зарегистрировано, необходимо в ближайшее время посетить отделение ГИБДД и официально оформить устройство. Перед визитом к инспектору нужно проверить полную комплектность требуемой документации.
При покупке нового автомобиля с тягово-сцепным устройством в 2023 году рекомендуется сразу уточнить у продавца законность установки буксирующего оборудования. В будущем это позволит избежать массы вопросов со стороны Госавтоинспекторов.
В какой-то степени запрет на возможность переоборудования своего личного автомобиля кому-то может показаться несправедливым. Почему нельзя что-то поменять в машине, купленной за собственные деньги? Разберёмся, действительно ли так нужно ограничивать людей в возможности вносить конструктивные изменения в собственные авто.
С одной стороны, людей можно понять. Купил машину, она твоя, делай, что хочешь. Но, с другой, оправдана ли будет такая вседозволенность? Представьте, сколько нерадивых «кулибиных» живёт в нашей стране. Какое неимоверное количество аварийных ситуаций могут создать неправильно переоборудованные транспортные средства. После страшной аварии, когда погибнут люди, кому будет дело до того, что виновник ДТП где-то ошибся во время «тюнинга» своего автомобиля. Последствия уже не исправишь.
Автомобиль нужно воспринимать как источник повышенной опасности. Поэтому любые действия, которые могут увеличить риск возникновения аварии нужно пресекать.
За какой тюнинг аннулируют регистрацию автомобиля
Машину снимут с учета, если водитель не устранил изменения в конструкции или не зарегистрировал их. Это касается внешнего вида, мощности и вида топлива, на котором машина едет. Это прописано в п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации транспортных средств.
Например, по ПТС машина — Лада Веста синего цвета с двигателем 1,6 л, а по факту — красная «Веста пикап» с пятилитровым двигателем от BMW. Или хозяин ставит огромный динамик и газовый баллон, которые закрывают обзор заднего окна.
На месте номера снимать не будут, но снимут машину с учета. Вот как это происходит на практике:
Александр Торвард, автоюрист «Дорогахелп»
Если инспектор остановил машину и объяснил причину остановки тем, что на автомобиле стоят нестандартные конструкции типа лебедки или заниженной подвески, скорее всего, он выпишет штраф. Кроме этого напишет предписание об устранении или регистрации новых механизмов. Информация о предписании попадет в базу ГИБДД. Если за 10 дней водитель ничего не поменяет, регистрацию аннулируют — обяжут сдать СТС и номера.