Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иностранные работодатели в РФ: новые требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.
Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов
В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:
- кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
- лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.
ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.
Например:
- ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
- практической отмены банковской тайны в российских банках;
- контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
- постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
- участия граждан РФ в иностранных организациях;
- налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
- иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.
При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.
Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.
В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.
Налоговый и валютный резидент – определение по Закону РФ
Налоговый резидент физлицо — это человек с любым гражданством, который проживает на территории РФ минимум 183 дня в течение 12 месяцев. В России этот период совпадает с календарным годом и заканчивается 31 декабря в 00 часов 00 минут.
Налоговый нерезидент физ лицо – это гражданин, срок пребывания на территории РФ которого менее 183 дней в течение одного отчетного периода, равного 12 месяцам.
Налоговый резидент юр лицо – это организация, соответствующая одному из критериев:
- российское юридическое лицо, зарегистрированное по законам РФ;
- иностранная организация, признанная налоговым резидентом РФ в соответствии с международными договорами по налогообложению;
- иностранные компании, центр управления которыми расположен в Российской Федерации.
Какие налоги платят налоговые резиденты и нерезиденты РФ
Из самого определения становится понятно, что налоговый резидент Российской Федерации обязан подавать декларацию на прибыль и платить налоги по Законам РФ. Однако мало кто понимает, что, потеряв статус налогового резидента РФ, обязательства по налогам в некоторых случаях сохраняются.
НДФЛ для резидентов на прибыль от источников за рубежом и в РФ начисляются по следующей схеме:
- 13% на доход до 5 млн. рублей.
- 15% или 650 тысяч рублей на прибыль, которая за год превышает 5 млн. рублей.
НДФЛ для нерезидентов РФ начисляется только с доходов от источников, расположенных на территории России. При этом налоговые вычеты для нерезидентов НЕ положены:
- 30% – ставка для всех видов дохода с источником в России;
- 15% – на дивиденды от российских компаний.
Физические лица: нерезиденты и резиденты
Запланировав инвестиционные операции на территории РФ (приобретение или продажу недвижимости, ценных бумаг или других активов), необходимо понимать, что они влекут за собой налоговые последствия. Каким образом определяется статус резидента в России?
-
Резидент – физическое лицо (далее – ФЛ), находящееся в РФ на протяжении не менее 183-ех дней в течение любого непрерывного периода в 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
- Нерезидент – физическое лицо, не являющееся резидентом РФ и получающее доход от источников в Российской Федерации.
Доначисление НДФЛ нерезидентам
Утрата статуса налогового резидента влечет не только повышение ставки НДФЛ на будущее время, но и перерасчет в сторону увеличения уже уплаченных за текущий календарный год сумм НДФЛ. И если работодатель платил НДФЛ за своего работника с начала года по ставке 13%, то при утрате налогового резидентства работодатель должен доначислить и доплатить за работника налог с начала года по ставке 30%.
Дело в том, что НДФЛ рассчитывают на дату получения дохода нарастающим итогом с начала календарного года с зачетом ранее удержанных сумм (п. 2 ст. 226 НК РФ). Поэтому если работник был за границей более 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд, то работодатель должен пересчитать НДФЛ с начала года по повышенной ставке и удержать/перечислить в бюджет с такого работника недоплаченный НДФЛ.
Порядок постановки на учет
Так, постановка на учет осуществляется в зависимости от ситуации в налоговых органах по месту нахождения филиала/представительства, по месту регистрации имущества или открытия банковского счета. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ осуществляется в соответствии с поданным представителем такой компании заявлением.
Формы таких заявлений для каждой отдельной категории лиц, подлежащих учету, утверждены приказом ФНС N ММВ-7-6/80@ от 13.02.2012.
В случаях, когда компания не является инвестором, заявление должно будет также отвечать особенностям, утв. приказом Минфина № 117н от 30.09.2010. Согласно п. 4 таких особенностей, вместе с заявлением обычно подается пакет документов, включающий в себя:
- свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра по месту регистрации;
- учредительные документы, в частности, учредительный договор или устав хозяйственного общества;
- решение о назначении исполнительного органа управления;
- справку из налогового органа в стране регистрации о присвоении идентифицирующего налогоплательщика номера;
- документы, подтверждающие аккредитацию, если это филиал/представительство;
- документ, подтверждающий право на использование недр – в соответствии с деятельностью компании;
- доверенность, если регистрационный учет будет проходить представитель.
В зависимости от особенностей компании пакет документов может отличаться. Все вышеуказанные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык и должны быть легализованы апостилем.
Налоги для иностранной компании
Налоги в России для иностранных фирм имеют ряд различий в зависимости от формы организации зарубежного бизнеса. Различия по большей части касаются налоговых ставок, а также исполнения обязанностей налогоплательщика.
Если деятельность ИК реализована через постоянное представительство, оно является самостоятельным плательщиком подоходного налога.
Налог с доходов нерезидентов юр. лиц без образования представительства, если они не связаны с ее коммерческой деятельностью, в свою очередь, взимается партнерами-резидентами РФ.
Но, помимо налога на прибыль, ИК обязана уплачивать ряд других налоговых платежей, в которые входят:
- налог на добавленную стоимость;
- налог на имущество предприятия;
- страховые взносы;
- налог на землю;
- транспортный налог.
Как определить налогового резидента
В российском законодательстве нет требования обязательного выполнения определенных правил, чтобы определить налогового резидента. Если физическое или юридическое лицо соответствует критериям, то его статус необходимо подтвердить следующими документами:
- справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
- удостоверение личности (паспорт);
- отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
- данные миграционных карт;
- контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
- заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.
Как встать на учет в налоговой инспекции
Стать плательщиком налогов на территории России не составит больших трудностей. Сделать это можно лично самому представителю, через почту или телекоммуникационные сети. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ проводится после предоставления в инспекцию нескольких заполненных форм и заверенных копий:
- Заявление (приказ Минфина от 30.09.2010 № 117н).
- Учредительные документы и справка о подтверждении юридического статуса.
- Решение о создании представительства или контракт, на основании которого иностранное юрлицо намерено работать в России.
- Подтверждение аккредитации в РФ.
- Доверенность на представителя.
По завершении процедуры компания получит подтверждающее свидетельство. В отличие от отечественных налогоплательщиков, иностранцам присваивают код иностранной организации (КИО).
Особенности налогообложения нерезидентов РФ
На основании положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.
К сожалению, вопрос с какого момента следует отсчитывать 183 дня для выяснения статуса налогового резидента РФ на данный момент, является спорным. Разъяснения Минфина РФ и ФНС РФ противоречивы. На данный момент существуют две позиции по этому вопросу:
Первая позиция:
Статус налогового резидента определяется на момент получения дохода. Для расчета берутся 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода. При этом неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом. (п. 2 ст. 207 НК РФ, Письма Минфина России от 26.04.2012 N 03-04-06/6-123, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169, от 25.05.2011 N 03-04-06/6-122, УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871).
Согласно этой позиции, если доход от иностранного пенсионного фонда перечислен физическому лицу 17 апреля 2017 года, то для определения статуса налогового резидента РФ следует брать для расчета период с 16 апреля 2016 по 17 апреля включительно. Если лицо в течение этого периода находилось за пределами РФ более 183 дней, то такой доход не будет подлежать в РФ налогообложению и декларированию.
Вторая позиция:
Статус налогового резидента РФ устанавливается по итогам налогового периода (календарного года). В этом случае, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года. (Письма Минфина РФ от 18.04.2007 N 01-СШ/19, от 13 июля 2016 г N ОА-3-17/3228@.)
Если следовать данной позиции, то окончательный статус физлица устанавливается по окончании 2017 года. Если на 31 декабря 2017 года физлицо будет фактически находиться на территории РФ более 183 дней, то оно будет признано резидентом РФ.
С нашей точки зрения, первая позиция более соответствует правовым нормам и имеет большую правоприменительную практику. Но, во избежание судебных разбирательств и налоговых санкций, для окончательного разъяснения данного вопроса, крайне рекомендуем обратиться к налоговому консультанту либо сделать официальный запрос в ФНС РФ.
Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ (предпринимательская деятельность на территории РФ, доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, доходы от сдачи такого имущества и проч.), обязаны уплачивать НДФЛ на территории РФ.
Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, уплачивают налог по ставке 30% от всей суммы дохода – п.3 ст.224 НК РФ. Уменьшить налоговую базу на сумму имущественных вычетов нельзя, вычеты применяются только для расчета налоговой базы при применении ставки в 13% — п.1 ст. 224 НК РФ.
Юридическое лицо в РФ: как определить статус – резидент или нерезидент
Такое отличие сказывается и на правах и обязанностях резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Например, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета ( банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Отсюда делаем вывод относительно ставки налога на доходы физических лиц: гражданин РФ, который не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд находится вне РФ, является налоговым нерезидентом и должен платить НДФЛ в размере 30% со всех доходов ( по общему правилу) ( пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ).
- Основной ставкой налогообложения для налоговых резидентов страны является 13%. Однако, это относится к зарплате и большинству обычных доходов.
- Но есть и исключения. Например, если физическое лицо получает выигрыш, например, в лотерею или выгоду по тому или иному займу, то ставка налогообложения для резидентов уже составит 30%.
- Если речь идёт об иностранных гражданах, которые, согласно законодательству, являются налоговыми резидентами, то их налогообложение такое же, как и у граждан России. При этом требуется подтверждение соответствующего статуса.
- Статус резидента состоит в том, что человек проживает на территории страны не менее 183 суток на протяжении последних двенадцати месяцев. Как мы видим, этот статус может измениться в течение одного месяца.
- Если речь идёт не о проживании, а о командировках военных или госслужащих на любой срок за пределы РФ, то это не нарушает их статуса в качестве резидента.
- Все остальные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства являются нерезидентами.
И снова о налоге на прибыль
УФНС по г. Москве поясняет: если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает сертификатом, подтверждающим нерезидентство иностранной организации, то на основании ст. 310 НК РФ она обязана произвести удержание налога у источника выплаты (Письмо от 23 января 2006 г. N 20-12/3476).
Статья 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов предусматривает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Применительно к наложению штрафа на налогового агента в рассматриваемой ситуации сошлемся на Постановление ВАС РФ от 6 февраля 2007 г. N 13225/06, согласно которому условием для применения ответственности по ст. 123 НК РФ является наличие у иностранного налогоплательщика обязанности по уплате налога на территории Российской Федерации через налогового агента.
ВАС рассмотрел спорную ситуацию: налоговый орган оштрафовал по ст. 123 НК РФ российскую фирму, которая выплачивала доходы организациям — резидентам Кипра, Украины и Великобритании (с этими странами действуют договоры об избежании двойного налогообложения). На момент выплаты дохода российская компания не имела сертификатов постоянного местопребывания на своих контрагентов, однако у нее были сертификаты, датированные предыдущим годом, а затем — до начала налоговой проверки, хотя и после выплаты дохода — ей были представлены сертификаты, подтверждающие, что местопребывание названных иностранных лиц в году выплаты доходов не изменилось.
Двойное налогообложение доходов физических лиц: что изменится с 2016 года
Проблема двойного налогообложения доходов может коснуться как налоговых резидентов РФ, так и лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Действующая редакция статьи 232 НК РФ не отвечает на все вопросы, которые возникают в таких ситуациях. Приведем несколько примеров.
Налоговые резиденты (то есть физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) платят НДФЛ не только с доходов, полученных от источников в РФ, но и с доходов, полученных за пределами РФ.
Это предусмотрено статьей 209 НК РФ. Может случиться так, что налог с полученного за границей дохода нужно заплатить дважды (за рубежом и в России).
Соответственно, возникают вопросы: можно ли зачесть налог, уплаченный за рубежом, в счет уплаты НДФЛ в России и какова процедура зачета налога?
Налоговые нерезиденты (то есть физические лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) могут получать в России различные доходы. Например, вознаграждения от российских организаций.
Бухгалтер такой компании может столкнуться, в том числе, с такими вопросами: можно ли применить пониженную ставку НДФЛ к доходам нерезидента, если это предусмотрено международным договором, и нужно ли получать разрешение на применение пониженной ставки в налоговой инспекции?
Законодатели сочли, что положения статьи 232 НК РФ требуют уточнений, и изложили ее в новой редакции, которая начет действовать с 2016 года. В ней установлены порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за пределами РФ, и особенности удержания НДФЛ с доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами.
Как определяется статус налогового нерезидента?
В Налоговом кодексе фигурирует такое определение:
Налоговый резидент — физическое лицо, которое находится в России более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Некоторые интерпретируют это так: 12 месяцев — календарный год с 1 января по 31 декабря.
Однако в ФНС пояснили изданию, что для определения статуса налогового резидента надо отложить от необходимой даты 12 месяцев и посчитать, сколько дней в этом периоде человек был за пределами РФ.
Например, определим резидентство для гражданина РФ на 30 сентября 2022 года. Человек уехал из России 1 марта 2022 года и с тех пор не возвращался. Откладываем 12 месяцев и получаем период с октября 2021 по сентябрь 2022. Сейчас надо посчитать, сколько календарных дней человек отсутствовал в РФ. Получается больше 183, соответственно, на октябрь 2022 года статус гражданина — налоговый нерезидент.