Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как добиться направления на ремонт к официальному дилеру по ОСАГО после ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
Особенности ремонта по ОСАГО в 2022 году
По новым правилам, в 2022 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.
При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.
Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.
Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.
Нововведения 2022 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.
Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:
- Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
- обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
- страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
- выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
- Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.
Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.
Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.
Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком
Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.
Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется
Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.
Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.
Что делать при покупке автомобиля?
Если вы только хотите купить автомобиль и сохранить все гарантийные обязательства, то попросите у дилерского центра список всех СТО. После этого подберите тот вариант организации, которая, в последующем, предоставит возможность обслуживания на выбранной СТО. Если в страховой компании нет договора, то попытайтесь договориться либо о направлении именно на эту станцию, либо о компенсации в денежном формате. Если же вы приобретаете уже подержанный автомобиль, то попросите все чековые квитанции на приобретаемые и устанавливаемые запчасти. Если вы приобретаете дорогой автомобиль, то тогда проанализируйте, сможете ли вы погасить своими средствами разницу во время восстановления.
Как видно, новые изменения в законе принесли лишь ряд недопонимания со стороны постоянных клиентов. И для честных людей они стали некой проблемой, потому что при превышении суммы погашения человек должен доплачивать определенную сумму из своих собственных финансовых средств. Но, чтобы воспользоваться законом и правами, стоит лишь детально изучить представленную информацию и найти несколько серьезных лазеек.
При каких условиях положена страховая выплата по ОСАГО
Перечислим несколько условий, при которых возможно получить денежную компенсацию вместо ремонта:
- Автомобиль уже не подлежит восстановлению – произошла полная гибель транспортного средства. Либо нанесённый ущерб превышает 400 000 рублей;
- В аварии пострадали люди (нанесён вред здоровью или жизни);
- Пострадавший в аварии является инвалидом I или II группы. В этом случае пострадавший имеет право выбрать: получить денежную выплату или ремонт автомобиля.
Расскажем о важных правилах, которые помогут без проблем получить компенсацию:
Фиксируйте все обстоятельства произошедшего и соблюдайте правила поведения после аварийной ситуации. Забудьте об эмоциях и скрупулёзно соберите все детали происшествия, снимите всё на телефон.
Составьте европротокол в случае, когда оба участника ДТП согласны с тем, кто виноват в аварии, и сумма ущерба не превышает 400 000 рублей. Либо, если европротокол вам не подходит, вызовите ГИБДД.
Прежде, чем обратиться в страховую компанию, проверьте, все ли документы, необходимые для страховой выплаты по ОСАГО, у вас есть. К таким документам относятся:
- Документы, фиксирующие объёмы и характер повреждения автомобиля;
- Медицинские документы, если в аварии пострадали люди. Обязательно собирайте все выписки, назначения, чеки на лечение. Важно сохранить документы, связанные с затратами как на лечение, и в период восстановления.
Как получить направление на ремонт по ОСАГО
Необходимо получить направление, чтобы уже по нему был произведён ремонт автомобиля по ОСАГО. Выдача направления на ремонт возможна после рассмотрения соответствующего заявления, его пишет владелец автомобиля, а затем направляет в страховую компанию. Когда страховой случай не подошел под имеющиеся положения закона, страховка предоставляется в виде ремонта транспортного средства.
При этом направление на ремонт по ОСАГО действует на протяжении 30-ти дней — за этот срок машина уже должна быть отремонтирована.
Чтобы получить направление на ремонт по ОСАГО, водитель должен:
- Оповестить страховую компанию о случившемся ДТП.
- Собрать пакет документов, в состав которого входят страховой договор и сам полис, ПТС, квитанции об оплате эвакуатора, экспертизы и стоянки, паспорт, копии протокола и постановления ГИБДД и извещение о ДТП.
- Составить заявление на выплату страховой суммы и подать его в страховую компанию.
- Предоставить автомобиль на осмотр страховщику (это нужно сделать в течение 5-ти дней с даты подачи заявления о страховом возмещении ).
- Машина осматривается страховой компанией, также она может быть направлена на независимую экспертизу.
Когда все необходимые документы уже получены, выяснены обстоятельства происшествия и произведена оценка, автомобиль осмотрен и проведена соответствующая экспертиза, в страховой компании выдают официальное направление на ремонт. В правилах ОСАГО для этого определены конкретные сроки: 20 или 30 дней.
Направление включает в себя следующий состав данных:
- сведения о потерпевшем;
- реквизиты полиса, страхового договора;
- данные о транспортном средстве;
- сумма доплаты за проведение ремонта;
- срок выполнения ремонта автомобиля;
- название СТО, где будет осуществляться ремонт, а также ее адрес, реквизиты.
Как работали старые правила
До 2021 года порядок возмещения был проще. После совершения ДТП участники обращались в страховую компанию и после рассмотрения представленных документов, владелец пострадавшего авто, не являющийся виновником аварии, получал наличными или на карточку денежные средства, которые мог расходовать по своему усмотрению.
Конфликтов между страхователями и страховщиками также было немало. СК старались занизить суммы возмещения, а владельцы авто по ОСАГО настаивали на других суммах, необходимых для ремонта. Широко распространилась практика передачи требований по возмещению третьим лицам, которые выплачивали автолюбителям определенные суммы. Благодаря сильным юристам или сговору с сотрудниками СК эти лица получали максимальные платежи.
Для защиты своих интересов и исключения посредников, страховщики инициировали новый порядок возмещения по ОСАГО.
В чем преимущества ремонта перед компенсацией?
Можно выделить следующие основные преимущества инициирования ремонта машины вместо получения денежной компенсации от страховой компании:
- Если сумма ущерба — в пределах 400 000 рублей, то у владельца поврежденной машины не будет вообще никаких расходов на организацию ремонта (кроме, возможно, издержек на транспортировку автомобиля на СТО — поскольку в законе однозначно не указано, что страховая компания должна производить такую транспортировку за свой счет).
При денежной схеме компенсации часто бывает, что владелец автомобиля оказывается не у дел: страховая рассчитывает неадекватно низкую стоимость выплаты. Как следствие — за приведение автомобиля в функциональное состояние человеку приходится доплачивать самому, и порой довольно существенно. Разумеется, все издержки впоследствии можно попробовать взыскать через суд, но тут нет никаких гарантий. А в случае с ремонтом по ОСАГО хотя бы будет гарантия того, что автомобиль сможет ездить — в то время как даже такой сценарий при денежной компенсации не всегда может наблюдаться.
- Предполагается, что детали на автомобиль при ремонте по ОСАГО будут ставиться новые. Их номинальная стоимость, скорее всего, будет существенно выше той, что соответствовала бы цене деталей с учетом их износа — в рамках схемы с денежной компенсацией ущерба.
При этом закон допускает (хотя и не предписывает рассматривать в качестве правила) сценарий, при котором страховщик, пострадавшая сторона и СТО договариваются о том, что на автомобиль будут установлены подержанные детали. Разумеется, такой подход не должен быть навязан страховщиком: владелец ТС может настоять на использовании одних лишь новых деталей. Однако, страховщик вправе аргументировать целесообразность использования подержанных запчастей тем, что без их использования сумма ущерба превысит 400 000 рублей, а если их поставить, то вполне можно уложиться в предельную величину возмещения.
- Страховая компания берет на себя все основные организационные моменты: собственнику в общем случае не нужно тратить время на личное участие в процедуре возмещения ущерба (исключая те действия, которые объективно потребуют его присутствия — например, при подаче заявления на ремонт или при подписании акта приемки автомобиля после ремонта).
Разумеется, пострадавшей стороне может потребоваться приложить определенные усилия к тому, чтобы доказать свою правоту в спорных ситуациях — которые в потенциале могут появляться не реже, чем при денежной схеме возмещения ущерба. Однако, при соответствующей схеме объем подобных усилий, скорее всего, будет аналогичным. Поэтому, в части общей экономии времени сценарий с ремонтом все-таки имеет преимущество.
- Законом и договором довольно жестко регламентированы сроки осуществления ремонта.
При их нарушении на обязанную сторону накладываются финансовые санкции — представленные, прежде всего, неустойкой. Кроме того, предусмотренные законом меры воздействия на страховщика может оказать и регулятор — Центробанк. Также у владельца ТС есть все правовые основания для обеспечения приемлемого качества ремонта поврежденной машины.
Вместе с тем, можно выделить и ряд недостатков процедуры ремонта — как способа возмещения ущерба по ОСАГО:
- Отсутствие четко прописанного в законе механизма контроля над действиями страховщика и аффилированного с ним СТО.
Результаты их взаимодействия могут устраивать каждую из указанных сторон, но совершенно не устраивать собственника ТС — как в части организационных вопросов, так и в части выполнения обязательств по фактическому восстановлению автомобиля.
- Отсутствие прописанных в законе ограничений на навязывание страховщиком или СТО различных дополнительных условий договора с пострадавшим лицом.
Например — на включение в договор пунктов о согласии безусловно доплатить за ремонт. Или — пунктов о согласии использовать при ремонте машины любые детали, когда-либо бывшие в употреблении. Страховщик или СТО в принципе могут навязать потерпевшему лицу какие угодно услуги — даже если они не имеют прямого отношения к договору на проведение ремонта по ОСАГО. Но, нужно отметить, что эти услуги вполне могут оказаться полезны — и не слишком обременительны в финансовом плане (например, услуги по специальной диагностике ТС на СТО — в целях выявления различных неисправностей, не обусловленных участием машины в ДТП).
Можно ли получить деньги на самостоятельный ремонт
Несмотря на приоритет восстановительного ремонта, законодательство содержит перечень исключительных случаев, когда он заменяется денежной выплатой. Прописаны они в п. 16.1 ст. 12. ФЗ №40, и включают в себя:
- высокую степень повреждения автомобиля, при которой он не подлежит восстановлению;
- превышение стоимости ремонта над максимальной суммой возмещения (в 2022 году это 400 тыс. рублей);
- гибель потерпевшего (деньги получит семья);
- причинение тяжелого урона здоровью;
- наличие у потерпевшего группы инвалидности (в такой ситуации предоставляется выбор формы возмещения);
- предварительное заключение со страховщиком соглашения о возмещении убытков денежной компенсацией.
Компенсация за задержку
Если страхования компания или СТО нарушили обозначенные периоды, водители могут требовать не только компенсацию, но и пеню за неустойку. Она начисляется с учетом страховой суммы и количества дней, которые были просрочены. При расчете неустойки по ремонту используется ставка в 0,5%. Для получения неустойки водителям необходимо составить претензионную бумагу в CK. Если страховщик не возместил средства в период 10 дней, то следует составлять иск в суд и готовить документы. В судебном разбирательстве можно добиваться не только неустойки. Разрешается требовать расходы на судебные издержки.
Для физических лиц существует ограничение по пени. Оно не может превышать сумму, выделенную на ремонт автомобиля. Если страховая оценила работы в 250 тысяч рублей, то независимо от количества дней просрочки максимальная выплата по пене будет достигать аналогично 250 тысяч. Есть дополнительный повод обратиться в суд – штраф за несоблюдение сроков. Истцы могут получить средства в объеме 50% от невыплаченного ущерба. Естественно, в таких ситуациях лучше воспользоваться поддержкой опытных юристов, которые помогут в полной мере компенсировать все затраты на дело.
Когда увеличение этого периода законно?
Есть единственный случай, когда указанные выше 30 рабочих дней могут быть затянуты с согласия самого потерпевшего в ДТП автовладельца. Это ситуация, когда вы дали согласие – причём письменное, либо на увеличение срока проведения ремонта, либо на отсрочку начала его течения.
Например, страховая компания выдала направление, но в автосервисе сетуют на то, что на вашу модель автомобиля запасные части или детали идут очень долго. В этом случае вы можете договориться со страховщиком о том, что поставите машину на ремонт только тогда, когда придут компоненты для восстановления машины. Либо вовсе можете не знать о том, что срок ещё даже не начался, потому что вам просто подсунули это соглашение или же на самом направлении, которое вы подписывали, были пункты о согласии на затягивание ремонта, которые вы просто проигнорировали и поставили свою подпись.
Что такое европротокол
Современное автострахование подразумевает предоставление не только полиса ОСАГО, но также и специальных бланков, которые позволяют самостоятельно зафиксировать дорожно-транспортное происшествие. Новый законопроект, принятый Правительством РФ, гласит, что вызывать на место ДТП сотрудников ДПС, требуется только в тех случаях, когда оценочная сумма причинённого ущерба превышает 50 тысяч рублей. Если при столкновении произошли несерьёзные повреждения, то автовладельцы могут самостоятельно разрешить спор в более короткие сроки времени.
Суть европротокола в том, что участники происшествия, самостоятельно оформляют ситуацию, составляют схему, а также делают снимки. Всё это впоследствии пострадавшая сторона передаёт через своего страховщика для возмещения компенсации либо проведения ремонта на СТО страховой компании виновника ситуации. Принятие этих поправок существенно разгрузило работу инспекторов ДПС, а также позволило гражданам не тратить драгоценное время на длительное ожидание правоохранительных органов на месте происшествия.
Предельный ущерб для заполнения европротокола, составляет 50 тысяч рублей, однако не всегда удаётся водителям самостоятельно оценить нанесённые повреждения, из-за чего в случае серьёзной аварии, рекомендуется вызвать работников ДПС.