Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.

Какое наказание грозит правонарушителю

Нецелевое расходование денег государства наказывается в зависимости от тяжести совершенного злодеяния. Если его квалифицировали как «небольшой тяжести», то преступник может получить одно из наказаний (либо несколько):

  • штраф в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей или лишение дохода в течение 1-2 лет;
  • принудительные работы максимум на два года, с лишением права на работу в определенных сферах деятельности и на некоторых должностях, либо без этого лишения;
  • арест не более, чем на шесть месяцев;
  • тюремное заключение на два года (или меньше) с лишением права на определенные виды деятельности, если суд сочтет это дополнение необходимым.

Виды нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование возможно в следующих случаях:

  1. Незапланированные расходы. Данный пункт является формальным и состоит в точном соответствии произведенных затрат утвержденному вначале года бюджетному плану.
  2. Преждевременная оплата. Любые затраты должны иметь обоснование. В части заключенного по итогам тендера государственного контракта следует обратить внимание на сроки оплаты за работы или услуги. В этой части государственная структура не вправе производить оплату в нарушение оговоренного графика. Это в полной мере распространяется на оплату не оказанных услуг и неполученного товара. В этой связи также не допускается заключение и последующее исполнение государственного контракта на условиях предоплаты.
  3. Чрезмерная оплата. Государственный или муниципальный орган приоритетно должен избирать поставщика с наименьшим ценовым предложением. При таких обстоятельствах, обязательным условием конкурса на поставку товара должна быть именно цена договора. Заключение и оплата работ, стоимость которых превышает среднерыночную может свидетельствовать о нецелевом и необоснованном расходовании бюджетных средств.
  4. Оплата неуполномоченному лицу. Даже после реального получения работ (услуг) государственной структуре следует крайне внимательно проводить оплату полученного. Оплатить счет необходимо исключительно правомочному законному кредитору. В данной части актуален вопрос о принятии договора цессии и произведении оплаты новому кредитору. Подобный договор нуждается в тщательной проверке, поскольку в случае его ничтожности возможно инициирование вопроса о нецелевом расходовании бюджетных средств. Кроме того, этот же пункт распространяется на оплату услуг компании, которая неспособна их оказать. Например, нецелевой может быть признана оплата за юридическую помощь строительной фирме.
  5. Приобретение не профильных товаров. Ввиду того, что каждый государственный орган имеет цель и задачи своей роботы, приобретение каких-либо товаров / работ / услуг должно в полной мере соотносится с такими целями. В этой связи следует отметить, что в данном случае нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при запланированных тратах на ненужные товары.
Читайте также:  Московская область: Куда звонить, если отключили свет?

Вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств рассматривается в каждом случае самостоятельно. Поэтому приведенный перечень ситуаций очевидно не является окончательным.

Законодательство четко разделяет виды нецелевого расходования бюджетных средств. Среди основных:

  • Незапланированные траты. Все транзакции должны осуществляться в рамках бюджетного плана, утверждаемого в начале каждого года;
  • Преждевременная оплата. Перевод денег должен иметь определенные документальные, фактические обоснования. Например, в договоре, заключенным с подрядчиком по итогам тендера, указывается, когда, в каком размере, форме, осуществляется оплата за поставленные отвары, оказанные услуги. Ни один чиновник не вправе нарушить правила, прописанные в контакте, например, перевести предоплату.
  • Чрезмерная оплата. Согласно законодательству, при выборе контрагента чиновники должны выбирать компанию с лучшим ценовым предложением. Если в результате проверки выявляется факт покупки товаров услуг по ценам, превышающим среднерыночные, в отношении чиновника, допустившего нарушение, будет возбуждено уголовное дело;
  • Оплата ненадлежащему лицу. Перевод денег должен осуществляться исключительно правомочному кредитору. Например, нельзя платить за коммунальные услуги подрядчику, не способному их оказать (например, оплата за дизайнерские услуги строительной компании).
  • Покупка непрофильных товаров. Каждая государственная структура действует в рамках полномочий, направленных на решение определенных задач. Все производимые тендерные закупки должны выполняться в соответствии с основной деятельностью, иначе они могут быть расценены, как нецелевое использование бюджета.

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Наказания уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет

При отсутствии крупного размера уголовная ответственность исключается, а будет административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ.

Объективная сторона – формальный состав. Обязательный признак – деяние – нецелевое расходование бюджетных средств. Расходование бюджетных средств – это процедура финансирования, осуществляющаяся путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц. Необходимым условием списания бюджетных денежных средств со счета является подтверждение бюджетного обязательства, которое осуществляется органом, использующим бюджет.

Федеральное казначейство и финансовые органы S РФ и МС после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, подтвержденных сметой доходов или расходов бюджетных учреждений и доведением лимитом бюджетных средств. Подтверждение осуществляется в форме разрешений. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определяемых в следующих документах:

— Утвержденный бюджет соответствующего уровня

Читайте также:  Новая декларация по УСН с 2023 года. Что опять поменялось? Что нужно знать?

— Бюджетная роспись

— Уведомление о бюджетных ассигнованиях

— Смета доходов

— Иной документ, являющийся основным для получения бюджетных средств (пример: уведомление о лимитах бюджетных обязательств).

Примером нецелевого расходования бюджетных средств является финансирование расходов, не включенных в смету «Расходов и доходов». Финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов, и.т.п. Преступление окончено с момента списания бюджетных средств со счета.

S – должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. У должностного лица распорядителя бюджетных средств возможна ответственность по ст.285 УК РФ.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Административная и уголовная ответственность

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ответственность по КоАП и УК РФ. Административная ответственность наступает по статье 15.14 КоАП РФ. Возможны следующие меры пресечения:

  • штраф в размере 20-50 тысяч рублей (для физлиц);
  • обязанность возместить от 5 до 25% от суммы, полученной из госбюджета неправомерным путем (для юрлиц).

В качестве дополнительного наказания применяется лишение возможности занимать определенные должности сроком до трех лет.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование средств наступает по статье 285.1 УК РФ. Здесь возможны следующие меры пресечения:

  • штраф в размере 100-300 тысяч рублей;
  • штраф в размере дохода осужденного за период до 24 месяцев;
  • до двух лет принудительных работ;
  • до полугода ареста;
  • до трех лет лишения свободы.

В большинстве случаев проворовавшегося чиновника снимают с должности. Затем ему назначается сумма штрафа, зависящая от нанесенного ущерба.

Выявлять факт неправомерного использования бюджетных средств – это задача Счетной Палаты и Российского финансового надзора. Осуществляя проверку, сотрудники уполномоченного органа выполняют такие действия:

  1. Изучение финансовых документов, подтверждающих расходы. Речь идет об учредительных бумагах, плане финансово-хозяйственной деятельности и т. д.
  2. Устный и письменный опрос лиц, ответственных за расходование бюджетных средств. Чаще всего к ответственности привлекается директор, главный бухгалтер, штатные сотрудники.
  3. Проведение инвентаризации. Проверке подлежит бюджетное имущество, средства компании.

Проверка позволяет выявить как ошибки, так и намеренные изменения цифр. В зависимости от тяжести проступка, должностное лицо может получить одно из следующих наказаний:

  • устное предупреждение;
  • выговор;
  • отстранение от должности;
  • увольнение;
  • обязанность возместить ущерб.

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера. Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса. Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.
Читайте также:  Трудовой договор С ИНОСТРАННЫМ гражданином

Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой — позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

  1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
  2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
  3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
  4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

  1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

Рассмотрим эти две ситуации подробнее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *