Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое профессиональная квалификация учителя, и как ее повысить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).
Действующие профстандарты педагогов
Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:
- Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
- Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
- Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
- Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
- Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).
Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.
Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.
Новая система взамен прежней
На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.
Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.
В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.
Новая система оценивания для учителей
Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.
- Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
- Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
- Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.
Квалификационные требования по должностям педагогических работников
В настоящее время внедряются еще несколько профстандартов для отдельных категорий преподавателей.
Педагог-психолог. Он выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школах, колледжах и вузах, а также в организациях допобразования. Также в его функции входит оказание психолого-педагогической помощи учащимся, у которых есть трудности в освоении программ. Претендент должен иметь высшее образование по профильному направлению.
Специалист в области воспитания:
- осуществляет социально-педагогическое и тьюторское сопровождение;
- организует воспитательный процесс и проводит соответствующую работу;
- занимается детскими объединениями и библиотечной деятельностью.
Виды квалификационных категорий учителя
Всего в настоящее время к педагогам применимы четыре вида статусов. Это:
- молодой специалист;
- соответствие занимаемой должности (СЗД);
- первая квалификационная категория;
- высшая квалификационная категория.
Какие документы собирать и куда отправлять
Чтобы повысить квалификацию, необходимо подать заявление в региональную комиссию. Сделать это можно лично, через почту с пометкой о вручении и в Интернете, чтобы сэкономить время.
При заполнении нужно указать, кем вы являетесь и на какую категорию претендуете. Например, «педагог-психолог», «высшая категория». При этом следующий профессиональный статус предоставляется в порядке очередности. Это значит, что педагог не может из молодого специалиста стать преподавателем высшей категории. Сначала ему придется получить первую. Заявление на пересмотр категории он может подать и лично, и удаленно, даже находясь в декретном отпуске.
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Звания «Почётный работник» и «Заслуженный учитель»
Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).
Кто может рассчитывать:
- воспитатели ДОУ;
- учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
- профессора вузов.
Как получить:
- иметь высшее образование;
- стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»;
- от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
- неоспоримые достижения в профессии.
Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:
- результативность освоения программы учениками;
Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.
- наличие публикаций;
Квалификационные требования к работникам профобразования
Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:
- работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
- организует учебно-производственный процесс;
- осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
- проводит профориентационные мероприятия.
Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.
Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:
- СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
- ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
- обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
- прохождение проверки знаний охраны труда.
Соответствие педагога профессиональному стандарту
Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.
Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.
Квалификационные требования
Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.
Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.
Распространенные ошибки по теме “Как выйти на досрочную пенсию педагогам в 2022 году”
Ошибка: Учитель общеобразовательной школы полагает, что в связи с проведением пенсионной реформы ему придется ждать возможности выйти на досрочную пенсию на протяжении 5 лет, хотя право на льготное пенсионное обеспечение возникло у него в 2022 году.
Для педагогов предусмотрен переходный период, предполагающий возможность выхода на досрочную пенсию всего на полгода позднее в случае, если право на нее у льготника возникло в 2022 году. В 2022 году речь будет идти уже о 1,5 лет ожидания. К 2024 году период ожидания достигнет 5 лет.
Ошибка: Педагог рассчитывает продолжать работать в сфере преподавательской деятельности после выхода на досрочную пенсию.
Выход на пенсию “по выслуге лет” предполагает отказ от дальнейшей работы преподавателем. Трудоустройство по другим специальностям допускается.
Список льготников пенсионеров.
Важен не только стаж льготной пенсии учителей, но и включение должности в перечень, предусмотренный законодательством. Полный список содержится в Постановлении № 781 от 29.10.2002.
Среди работников, которые могут досрочно оформить пособия, отмечают:
- директоров и их заместителей;
- учителей;
- воспитателей в детском саду;
- логопедов и дефектологов;
- социальных педагогов;
- старших преподавателей;
- педагогов внешкольных центров.
Для некоторых категорий имеются ограничения. Так, административные работники могут выйти на пенсию до положенного срока только при совмещении основной должности с педагогической нагрузкой от 6 часов.
Исключение составляют директора и завучи коррекционных школ, детских домов.
Педагоги кружковой и внешкольной работы, руководители детских объединений могут получить льготную пенсию, если на 1.01.2001 их стаж работы составляет не менее 16,8 лет.
Данный факт должен быть зафиксирован в трудовой книжке и приказах отдела кадров организации.
При расчете стажа педагогического работника учитываются следующие периоды:
- рабочее время, за которое были перечислены взносы в ПФР;
- время болезни, если подтверждено листом нетрудоспособности;
- отпуск;
- декрет до 6.10.1992.
Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж
Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж. При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.
Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.
По новому закону мы видим довольно запутанный механизм определения права на пенсию для учителей:
- можно выработать необходимую выслугу лет, но пенсию оформить будет еще нельзя (соответственно, придется работать дальше);
- оформить пенсию “по выслуге” учитель сможет только по истечении определенного количества лет (см. таблицу выше).
ГЛАВНОЕ: для оформления пенсии педагогам по новому закону с 2021 года необходимо:
- иметь педагогический стаж не менее 25 лет;
- накопить необходимые пенсионные баллы;
- с 1 января 2021 года необходимо выдержать период “отсрочки”.
Заработную плату персоналу по тарифу начисляют по правилам ст. 143–145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.
Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. Все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, заработную плату устанавливают на уровне не ниже МРОТ.
Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. В ЕТКС новая тарификационная сетка для педагогов не приводится. Оклады и ставки устанавливают региональные и местные власти локальными нормативными актами.