Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как начисляются налоги?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.
Вид налога |
Срок оплаты |
Налог на вклады |
до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году) |
НДФЛ |
до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году) |
Налог с выигрышей |
до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году) |
Налог на имущество |
до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году) |
Земельный налог |
до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году) |
Транспортный налог |
до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году) |
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв
Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:
- oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
- выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
- пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
- зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
- yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).
Сроки оплаты таможенных сборов
Срок уплаты сборов за оформление ввозимых товаров регламентируется 329 статьёй Таможенного кодекса России. При импорте грузов через таможню РФ оплату требуется вносить в течение 15 дней с того момента, как в таможенные органы были предоставлены декларации и сами товары (либо с момента, как был завершён внутренний транзит).
Важно! Сроки подачи таможенных деклараций и внесения платежей могут отличаться, поскольку принятие документов о декларировании не является завершением срока уплаты пошлины.
ТК РФ регламентированы сроки уплаты и в других случаях: изменение таможенного режима, нецелевое использование условно выпущенного товара, нарушение требований таможенного оформления, применение особых таможенных процедур.
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов. Он установлен в НК РФ (часть вторая). Данный налог по своей классификации не может быть отнесен к какой-либо одной категории налогов. Исходя из существующих в настоящее время условий взимания, НДС является смешанным, многообъектным налогом.
Вместе с тем, бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей, в связи с чем данный налог относят к разряду косвенных. Однако при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, налогообложении строительства, выполненного хозяйственным способом, и в некоторых других случаях НДС приобретает признаки прямого налога.
Государственная пошлина
Под государственной пошлиной понимается установленный Законом РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. (в редакции от 31 декабря 1995 г.)1 обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Порядок применения Закона «О государственной пошлине» разъясняется в инструкции Государственной налоговой службы РФ от 15 мая 1996г. № 42. Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства и юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
При ввозе товаров на таможенную территорию России в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке (ст. 150-152 и 160 НК РФ):
1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме;
2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию России налоговая база определяется как сумма:
• таможенной стоимости этих товаров;
• подлежащей уплате таможенной пошлины;
• подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
При ввозе на таможенную территорию России продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
По каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию России, налоговая база определяется отдельно.
В случае если в соответствии с международным договором России отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию России товаров, налоговая база определяется как сумма:
• стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ;
• подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).
При вывозе товаров с таможенной территории России налогообложение производится в следующем порядке:
1) при вывозе товаров с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается. Этот порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров;
2) при вывозе товаров за пределы таможенной территории России в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию России суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
3) при вывозе товаров с таможенной территории России в соответствии с иными таможенными режимами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.
А) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
Б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории России для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России;
В) товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений России или законодательства России;
Г) валюта России, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ;
Д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством, и т.д.
При ввозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию России или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.
При изменении таможенного режима пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима.
При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин и налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
Сроки уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории России, определяются Таможенным кодексом РФ.
Налоги на имущество физических лиц установлены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
Объектами налогообложения по налогам на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Зачисляются налоги в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.
Функции налога и сбора
Функции налога и сбора являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.
Функции налога — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет принцип законности установления налогов. Согласно ст. 17 НК РФ каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Таким образом, налог становится правовой категорией и приобретает свойства правовых регуляторов. Но не следует забывать, что в основе налога как правовой категории, юридического факта, на основании которого возникают правовые отношения, лежат общественные экономические отношения. Функции налогов комплексно отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т.е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.
В функциях налогов проявляются специфические свойства налогового права, присущие ему как подотрасли финансового права. Функции налогов разнообразны, но каждая характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и именно такого, без которого общество на данном этапе исторического развития обойтись не может (аккумулирование денежных средств в публичную собственность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, регулирование экономических процессов и т.д.).
Налоги, сборы и их признаки разъяснены достаточно подробно. Теперь можно без труда разобраться с государственной пошлиной и понять, к какому виду платежа она относится.
По факту это платеж, установленный российским законодательством. Он взимается на всей территории России в одном и том же размере за совершение действий юридического характера или за выдачу определенного документа при обращении в арбитражные и мировые суды, суды общей юрисдикции и иные организации с целью совершения определенных действий:
- нотариального характера;
- приобретения гражданства;
- въезда и выезда из РФ.
Обязательна пошлина при регистрации:
- лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- актов гражданского состояния;
- прав собственности;
- транспорта;
- юридических лиц;
- политических партий;
- средств массовой информации.
Также на законодательном уровне определена оплата этого взноса:
- за использования некоторых слов государственного значения при присвоении наименования организации;
- при получении разрешения на перемещение через границу опасных отходов;
- за выдачу разрешения на ввоз и вывоз культурных ценностей, редких животных и растений.
Все вышеперечисленное однозначно определяет госпошлину. Налог это или сбор, становится понятно сразу после того, как выясняется, что взимается она за оказание услуги или проведение действия со стороны государственных органов различных уровней. Назначение платежа говорит о том, что пошлина – это сбор.
Подтверждением этого являются и характеристики такого рода взноса, а именно: необязательность, отсутствие необходимости расчета и принуждения к оплате. Помимо этого, взамен на потраченные деньги субъект получает документ или необходимую ему регистрацию.
Налог на игорный бизнес с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 29 «Налог на игорный бизнес») и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес выступают организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Игорным бизнесом признается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Объектами налогообложения являются:
– игровой стол;
– игровой автомат;
– касса тотализатора;
– касса букмекерской конторы.
Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, указанных в ст. 369 НК (табл. 16.2).
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
– земельные участки, изъятые из оборота;
– некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);
– земельные участки из состава земель лесного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:
– осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;
– осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– муниципальных образований.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки не могут превышать:
– 0,3 % в отношении земельных участков:
– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
– приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
– 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.
Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.
Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нах��ждения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налоговое право Российской Федерации
Налоговое право является подотраслью финансового права. Налоговое право и налоги являются взаимосвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности налогового права и налоговых правоотношений, необходимо определить понятие налога и выделить его признаки.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Само понятие уже содержит основные юридические признаки налога: обязательность, индивидуальность, безвозвратность и безвозмездность уплаты, легитимность, уплата производится в денежной форме, вносятся платежи в бюджет или внебюджетный фонд, абстрактность.
В отличие от налога сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Данное понятие «сбор» имеет собирательное значение и дается в таком же значении, в каком оно употреблено в Конституции РФ, охватывая собственно сборы, а также пошлины. При этом налог, сбор и пошлина имеют определенные отличия. Налог представляет собой, как правило, систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (то есть безвозмездно). Сбор — это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина — это плата за совершение действий государственными органами.
Классифицировать налоги можно по различным основаниям.
По способу взимания налоги делятся на: прямые (подоходно-поимущественные) — взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, окончательным плательщиком прямого налога является владелец имущества (дохода); косвенные (налоги на потребление) — включаются в цену товаров и услуг, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:
федеральные (общегосударственные) налоги устанавливаются Государственной Думой, взимаются на всей территории Российской Федерации, однако это не исключает возможность их зачисления не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты другого уровня;
региональные налоги устанавливаются и вводятся в действие федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, являются обязательными к уплате на территории соответствующих субъектов. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные льготы, изменять ставку налога (в установленных пределах), порядок, сроки уплаты и форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством;
местные налоги устанавливаются и вводятся в действие федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, являются обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Налоговым кодексом РФ определены следующие виды налогов и сборов:
федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы;
региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;
местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
Введение на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования иных налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, не допускается.
Итак, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению, и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и по установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Предмет налогового права составляет:
группу однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов;
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Обязанность платить законно ус��ановленные налоги и сборы определена статьей 57 Конституции РФ, при этом «законно установленными» считаются налоги и сборы, если они установлены федеральным законом и введены в действие в соответствии с действующим законодательством.
Основным же нормативным правовым актом, лежащим в основе правового регулирования налоговых отношений, является Налоговый кодекс РФ (в дух частях). Первая часть определяет основные начала законодательства о налогах и сборах, устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации, определяет круг субъектов налогового права, их права и обязанности, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налогового контроля, регламентирует понятие и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение, определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
Вторая часть Налогового кодекса РФ посвящена отдельным видам налогов. В настоящее время в нее входят основные федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых), ряд региональных налогов (налог с продаж, транспортный налог), а также устанавливаются специальные налоговые режимы.
Налоговое законодательство включает в себя также ряд федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также законы, иные нормативные акты представительных органов субъектов Российской Федерации и нормативные акты представительных органов местного самоуправления, регламентирующие налоговые отношения.
К числу источников налогового права относятся также и подзаконные акты — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты органов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по отдельным вопросам в сфере налогообложения.
В ходе реализации предписаний норм налогового права его субъектами возникают налоговые правоотношения, обладаюющие определенными особенностями, которые:
возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов;
состоят из общих и специальных отношений. Общие возникают между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные складываются в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т. д.
План
1. Классификация налогов и система налогообложения. Почему надо платить налоги? Государственные и местные налоги. Подоходный налог. НДС. Таможенные пошлины и тарифы.
2. Влияние ставок налогов на богатомический рост страны и рыночное равновесие. Как увязаны налоги и справедливое распределение доходов в обществе. Диаметрально противоположные системы налогообложения Швеции и ОАЭ.
3. Прямые и косвенные налоги. Фискальная (налогово-бюджетная) политика. Налоговая инспекция.
В этом мире неизбежны только смерть и налоги. (Бенджамин Франклин)
После изучения этого раздела вы сможете:
• Усвоить какие классификацию налогов.
• Разобраться в понятиях «государственные налоги», «местные налоги», «прямые налоги», «косвенные налоги».
• Оценить выгоды разных систем налогообложения.
• Научиться приёмам фискальной политики.