Статья 68. Меры принудительного исполнения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 68. Меры принудительного исполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала производство должно быть возбуждено судебными приставами-исполнителями. Возбуждают его в отношении физлиц и юридических лиц. 229-ФЗ об исполнительном производстве предусматривает раздел процесса на несколько этапов.

Исполнительное производство на разных этапах

  • Возбуждение дела и подготовительные работы. Судебный пристав рассматривает исполнительный документ. Сначала анализируется ситуация на добровольное исполнение решения. Если подобного добиться не получается, начинается розыск должника. Параллельно разыскивается имущество.
  • Исполнение решения об исполнительном производстве в принудительном порядке. Собрав информацию об имуществе должника, нужно проверить, действительно ли оно принадлежит ему. Выделенные из взысканного имущества деньги покрывают долги.
  • Завершение процедуры. Исполнительное производство прекращает действовать на основании окончания процедуры.

Получить номер исполнительного производства

Не помешает проверить исполнительное производство. Незакрытое исполнительное производство создает массу проблем. Начиная с невозможности взять кредит, заканчивая проблемами с поездками в другую страну. Потому проверка официальной информации становится полезной возможностью.

Также, проверка информации будет полезной, если хотите заключить договор с какой-то компанией. Если информация о ней есть, она будет внесена в банк данных. Желательно проверить, не возбуждено ли против неё исполнительногопроизводства. Это обезопасит от проблем, возникающих при сотрудничестве.

Навести справки довольно просто. Зайдите на платформу ФССП, перейти в режим поиска данных. Есть две формы – для физических и юридических лиц. А также можно вести поиск по номеру исполнительного производства (если он у вас имеется).

Для физического лица стоит указать ФИО, дату рождения, регион, где возбудили исполнительное производство об неуплаченных ими долгах. Также можно указать номер исполнительногопроизводства (под него выделена отдельная строка). Поиск на сайте ФССП бесплатен и не требует регистрации.

Если по указанной информации удалось найти обязательства, их можно проверить в новом окне. Там будут указаны данные исполнительногопроизводства, на основании какой задолженности лицо её получило и другими важными сведениями. Например, в какой банк следует пойти, чтобы внести долг, а также реквизиты рассматриваемого банка, для внесения средств. Если долг не ваш, но есть банк, куда задолжали деньги, следует обратиться в ФССП, чтобы прояснить ситуацию. Если все правильно, взять платежные реквизиты и погасить долг, чтобы больше не усугублять проблему.

А проблемы, если не проверить данные, могут быть довольно весомые. Например, по ФЗ, если сумма долга больше 10 тыс. рублей, человека могут на время ограничить в использовании водительских прав. Не говоря уже о других проблемах, о которых упоминалось ранее.

Исполнительное производство возбуждено, что дальше?

После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет электронные запросы в Росреестр, Федеральную налоговую службу, ГИБДД, Пенсионный фонд РФ, в банки, с которыми организован электронный документооборот, ЗАГС, ГИМС, Ростехнадзор, операторам сотовой связи, в Федеральную миграционную службу. Ответы на запросы, как уже отмечалось, приходят приставу в течение нескольких дней, а некоторые – в течение нескольких недель.

Если есть срочная необходимость в аресте имущества должника, то с приставом-исполнителем нужно договориться о совместном выезде, по возможности, обеспечив автотранспорт. Выезжать к должнику лучше всего в первые же дни исполнительного производства, то есть пока он ещё не знает о возбуждении процедуры принудительного взыскания. В этом случае должник может не успеть перевезти ликвидное имущество в другое место или «нарисовать» документы, подтверждающие выбытие имущества из его собственности.

Во время выезда настаивайте (а лучше – договоритесь с приставом заранее) о составлении акта-описи имущества, вынесения постановления о наложении ареста на имущество и передаче арестованного имущества на ответственное хранение вам (за исключением недвижимого, которое взыскателю на хранение передано быть не может). Если имущество при наложении на него ареста передаётся на ответственное хранение должнику или членам его семьи, то должник должен быть письменно предупрежден об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации».

Если сумма долга свыше 2 250 000 рублей, напомните приставу о необходимости предупредить должника об уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». В перспективе это может дать дополнительные возможности для побуждения должника к погашению долга.

В случае если должник будет препятствовать приставу или откажется выполнять его законные требования, то он может быть привлечён к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ. Кстати, по указанной статье могут быть оштрафованы любые лица и организации, которые не исполняют требования пристава о предоставлении информации, перечислении денег и т.п.

Сроки исполнительного производства

Приставы-исполнители при совершении действий, входящих в их полномочия, должны руководствоваться сроками, указанными в статье 36 ФЗИП: это 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. При этом срок возбуждения дела в период, указанный выше, не включается. Правило действует в случае, когда в судебном решении, приказе или ином акте суда или федеральном законе не установлен другой срок приведения его в исполнение. Так, налоговое и таможенное законодательства могут предусматривать свои сроки для обязательных платежей.

Срок исполнения установлен в первую очередь для защиты прав взыскателя, так как истечение не означает, что пристав не имеет права производить исполнительные действия и применять меры принудительного воздействия. Другими словами, сроком давности данный период не является, ведь его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. По сути, срока давности у него просто нет.

Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).

Читайте также:  Перевод РВП из одного региона в другой

Единственное исключение из описанного правила составляет положение статьи 47 ФЗИП, согласно которому такое производство может быть окончено истечением срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с последней, постановление о назначении административного наказания должно быть исполнено в течение 2-х лет. В противном случае, оно теряет обязательную силу.

Но правило перестает работать, если тот, в отношении кого было вынесено постановление, уклоняется от его исполнения. Отсчет возобновляется с момента, когда были обнаружены место нахождения нарушителя или его имущество, на которое можно обратить административное взыскание.

Окончание исполнительного производства

Статья 47 ФЗИП содержит исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства. К ним относятся:

  • исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
  • возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
  • возвращение исполнительного документа по требованию суда;
  • ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
  • получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
  • направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
  • истечение срока давности постановления — касается административного производства.

Таким образом, исполнительное производство, в идеале, должно избавлять взыскателя от головной боли, связанной с неисполнением должником решения суда. Однако не всегда система работает эффективно — можно столкнуться и с бездействием приставов, и с хитрыми схемами должника по укрытию себя и своего имущества от ФССП.

Однако подача приставам заявления о возбуждении производства все равно остается единственным способом получить от должника хоть что-то.

Арест, реализация арестованного имущества, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский иммунитет

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

Сроки исполнения решения суда

Закон предусматривает двухмесячный срок для полного исполнения всех требований, изложенных в исполнительном листе. Однако никакой ответственности на неисполнение данного срока законодательство не содержит. На практике же получается, что дела о взыскании денежных средств могут длиться годами.

Исполнительные производства могут приостанавливаться или прекращаться, а потом вновь возбуждаться. Например, взыскателю дано право отозвать исполнительный лист. Если это сделано, пристав обязан прекратить производство по делу. Однако тот же самый закон позволяет взыскателю вновь представить документ для принудительного взыскания.

Кроме того в законе сказано, что исполнительное оканчивается полным исполнением судебного решения. Но и из этого правила существуют исключения. Например, пристав наделен правом составить акт о невозможности взыскания, когда у должника полностью отсутствует какое-либо имущество и деньги. В этом случае дело прекращается.

Сроки подачи исполнительных документов

  • Исполнительные листы и судебные приказы предъявляются в течение трех лет с момента вступления в законную силу
  • Исполнительные документы по делам административном правонарушении предоставляются в течение двух лет
  • Удостоверения по трудовым спорам необходимо предъявить в течение 3-х месяцев
  • Исполнительные листы арбитражных судов, на основе которых восстановлен рок предъявления, предъявляются в течение 3-х месяцев, начиная со дня восстановления срока.

Если исполнительное производства было прекращено из-за невозможности взыскания долга, срок предоставления исполнительного документа отсчитывается заново со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Исковое требование взыскателя может растянуться на неопределенный период. На этот есть несколько причин:

  • Отсрочка. Она возникает, если ответчик оспаривает требования заявителя. Постановление об отсрочки выносит судья или пристав-исполнитель этого дела
  • Приостановка. Ее причины указаны в законе РФ
  • Рассрочка – это решение о переносе срока возврата денежных средств. Как правило, для этого нужны весомые основания. В таком случае назначаются новые даты.
  • В случае, когда принудительное взыскание производится на территории другого ведомства ФССП, период производства составляет 15 дней. Время осуществления производства не учитывается.

Если сроки затягиваются, необходимо получить исполнение с помощью приставов. Для этого нужно:

  • Подать заявление о возбуждении исполнительного производства
  • Иметь информацию о ходе производства
  • Оказать помощь приставу в ведении исполнительного производства
  • Контролировать действия судебного пристава
  • Обжаловать постановление

Специфика позиции высших судов

На основании абз.4 п.52 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в ситуациях, когда запись в Едином государственном реестре прав на имущество недвижимого характера и сделок с ним не соответствует праву истца, которое нельзя защитить при помощи признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, при помощи оспаривания права, которое зарегистрировано, или при помощи обременения, а допустимо осуществит, предъявив иск относительно признания права или обременения отсутствующими.

Читайте также:  Реквизиты для уплаты налогов на УСН

В данной ситуации судом было применен способ защиты, который прямо не предусмотрен законодательством. Речь идет о признании права отсутствующим. На основании ст.68 Закона «Об исполнительном производстве» не предусмотрены меры принудительного исполнения для того, чтобы реализовать соответствующие требования. Так на основании п.6 ч.3 ст.68 данного Закона предусмотрено как мера принудительного исполнения обращение в регистрирующие органы для того, чтобы зарегистрировать переход права на имущество с должников на взыскателей, но не аннулировать ряд записей относительно государственной регистрации прав должников. В данном случае для судебного решения допустимо быть исполненным исключительно в тех ситуациях, когда непосредственно в нем самом и исполнительных документах судом будет указан ряд конкретных мер принудительного исполнения, которые важно применить.

Ряд мер принудительного исполнения допустимо классифицировать на основании направленности исполнительных документов, на реализацию которых они направлены. Речь идет об имущественных и неимущественных мерах принудительного исполнения.

Замечание 2

Существует классификация исполнительных документов на ряд исполнительных документов, которые включают в себя ряд требований имущественного характера, и ряд исполнительных документов, которые содержат в себе ряд требований не имущественной направленности. Для последних свойственно выступать в качестве требований к должникам относительно совершения определенных действий (исключением являются действия, направленные на передачу имущества). А для первой группы свойственно охватывать не только денежные требования, но и любые требования относительно передачи имущества в собственность, пользование или владение (сюда же относятся ситуации, когда ряд данных требований не подлежит денежной оценке).

Для того чтобы понять правовую направленность мер принудительного исполнения, важно представить ряд звеньев, через которые проходят, к примеру, правоотношения, которые возникли из-за продажи некачественных товаров потребителям. Так, возникает ряд обстоятельств из-за ненадлежащего исполнения договора розничной купли-продажи, отказа продавцов удовлетворять претензии покупателей на добровольной основе, затем предъявляется иск относительно защиты прав, вступает в законную силу решение суда относительно иска, на основании которого применяются меры принудительного исполнения, и происходит фактическое исполнение обязательств. Конечно, не все правоотношения проходят данные стадии осуществления, возможно прекращение или изменение, как на этапе досудебного урегулирования, так и во время судопроизводства или во время между вступлением решений в силу и применением мер принудительного исполнения.

Особенности судебного решения и его взаимосвязь с мерами принудительного исполнения

Ключевым звеном цепочки движения материальных правоотношений является вынесение и вступление в законную силу решений суда относительно предъявленных исков. Именно решения суда служат подтверждением законности избранного истцом способа защиты своих прав, снимают спорность в правоотношениях, подтверждают притязания истцов к ответчикам властными актами органов государственной власти. Речь идет о судах, при неподчинении которым наступают санкции со стороны публичных субъектов.

В качестве судебного решения выступает одна из самых значимых и трудоемких категорий гражданского процессуального права. Для правовой природы судебных решений свойственно обусловливать и направленность материальных правоотношений после того, как вступило решение в законную силу, и определять правовой статус всех людей, которые вовлечены в процесс его последующей реализации.

Замечание 6

Сами судебные решения, их законность, обоснованность, полнота обуславливают скорость, качество и эффективность их исполнения.

Своевременное и корректное исполнение требований судебных решений напрямую связано с тем, насколько точно они сформулированы, в какой мере спектр мер принудительного исполнения, процессуальные формы исполнительного производства в общем пригодны для того, чтобы реализовать ряд соответствующих требований. К примеру, исполнительный лист, который содержит исключительно то, что сделка должника и взыскателя недействительна, и в нем нет указаний определенного имущества, которое подлежит передаче, определенного порядка реституции, его нельзя эффективно исполнить. Для органов, которые выдают исполнительные документы, важно обозначать программу действий судебных приставов-исполнителей. Их функция же заключается в том, чтобы не вдаваться в ряд правовых оснований использования определенного способа защиты и своевременно осуществить ряд действий, которые предписаны исполнительными документами законом.

Основываясь на том, что решения выступают в качестве акта правосудия, которое окончательно разрешает дело, их резолютивный элемент должен включать в себя ряд исчерпывающих выводов, которые вытекают из установленных в мотивировочном разделе фактических обстоятельств. Таким образом, в решении суда должно быть четко обозначено, что было постановлено судом как по начальному заявленному иску, так и по встречным требованиям, в ситуациях, когда они были заявлены, кем, какие действия и для кого должны произвести, какая сторона получила оспариваемое право. Суд должен разрешить и ряд иных вопросов, которые указаны в законе, для того чтобы решение не было связано с затруднениями во время исполнения.

Разная трактовка природа такого института, как судебные решения, связана с разным пониманием и сути исполнительного производства, направлений его развития. Наука гражданского процесса в традиционной форме выделяет две ключевые теории судебных решений. Речь идет о теории декларации и теории приказа. На основании декларативной теории судебного решения для него не свойственно создавать новые предписания для сторон, а важно только фиксировать наличие или отсутствие материальных правоотношений между ними и подтверждать право истцов на исполнение присужденных судом требований истца к ответчику в принудительном порядке, выступать в качестве акта использования абстрактных норм права к ряду конкретных отношений.

Замечание 7

На основании теории приказа судебные решения не только подтверждают наличие между рядом сторон правоотношений, которые стали их предметом, но и выступает в качестве повеления государства, которое обращено к ряду сторон, осуществить приказ суда. Принимая во внимание судебные решения, для изначальных материальных правоотношений свойственно трансформироваться, а их стороны больше не имеют власти над ними в полной мере. В такой ситуации, не только истцы, но и государство публично заинтересовано в том, чтобы исполнилось судебное решение.

Важно отметить, что сегодня нет четкой позиции законодателя в отношении той или иной теории судебных решений. В одних ситуациях ряд положений процессуального законодательства относительно исков, изменений их предмета и оснований, доказывания дают возможность увидеть в законе части декларативной теории. Но тут же стоит обратить внимание на то, что на основании гражданского законодательства судебные решения сами по себе выступают в качестве преобразующих юридических фактов, а их исполнение подразумевает ответственность административного и уголовного характера. Но, как говорили ранее, разное понимание сути судебных решений обусловливает и разные механизмы исполнительного производства. Постараемся использовать метод правового моделирования и обозначить, как возможно выглядело бы исполнительное производство во всех ситуациях.

Читайте также:  Квота на РВП: зачем нужна и как ее получить в 2022 году

Рассмотрим данное явление с точки зрения декларативной теории. Судебные решения, которые понимаются как простое подтверждение того, что есть спорные материальные правоотношения, станут только одним из звеньев в системе: появление правопритязаний – подтверждение их судом – осуществление правопритязаний в исполнительном производстве. Сущность реализации судебных решений состоит в понуждении должников исполнить свои начальные обязанности, которые установлены законом или договором и подтверждены судом. В данной ситуации под исполнительным производством понимается исключительном один из механизмов осуществления своих юридических обязанностей, к которым государство как специализированный орган вынуждает должников к исполнению своих обязанностей самим или замещает должников в материальных правоотношениях, осуществляя их обязанности перед кредиторами само, но за счет должников. Основываясь на данной концепции, можно сказать, что в исполнительном производстве нет новых материальных правоотношений, а правоотношения должника и кредитора остаются неизменными. В данной ситуации изменить способ защиты в исполнительном производстве не представляется возможным. Для судебного права важно реализовываться именно в той форме, в какой оно было на тот момент, когда суд удалился в совещательную комнату для того, чтобы вынести решение. В данной ситуации любое изменение фактического обстоятельства, которое влияет на вероятность осуществления решений, связано с необходимостью возвращения в исковой процесс, в котором фактически изменившиеся правоотношения сторон становится предметом новых судебных оценок и новых судебных решений.

Замечание 8

Во время осуществления прав сторон на этапе принудительного исполнения важно использовать ряд тех же принципов, которые нужно использовать во время осуществления прав до суда. Иными словами, ряд принципов гражданского права и гражданского процесса, которые обусловлены ими. Речь идет о диспозитивности и равноправии сторон.

В данной ситуации стороны сохраняют ряд распорядительных прав, которые были и до того, как они обратились к процедурам принудительного исполнения. Кроме этого, совершенно ясно, что роль судебных приставов-исполнителей в условиях осуществления декларативной теории преимущественно основывается исключительно на технических функциях относительно содействия взыскателей в осуществлении их прав.

Рассмотрим моделирование исполнительного производства на основании теории судебного решения в качестве приказа. В данной ситуации для модели исполнительного производства свойственно выглядеть иначе. Так как после вынесения судебных актов появляются новые правоотношения, реализация которых лежит на власти суда и в основе которых находится их поведение, а не ряд интересов сторон, для самого суда или иного органа власти, который замещает суд в исполнительном производстве, важно сохранять власть над правоотношениями, допустимо прекращать или изменять их на основании собственной инициативы в публичных интересах.

Расходы в исполнительном производстве

Понятие и состав расходов в исполнительном производстве. Поскольку осуществление исполнительного производства связано с затратами как со стороны государства, так и других участников исполнительного производства, то возникает необходимость их правового регулирования. Глава 16 ФЗИП устанавливает как правила, определяющие состав расходов по совершению исполнительных действий, так и возмещения соответствующих расходов в пользу лиц, их понесших.

Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 116 ФЗИП).

Органы принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель

1. Принудительное исполнение постановлений судов и актов иных юрисдикционных органов на территории РФ осуществляется находящейся в ведении Минюста России ФССП и ее территориальными органами (ст. 5 Закона об исполнительном производстве, п. 1 Положения о ФССП)1.

2. Исполнительные действия по возбуждению исполнительного производства, аресту имущества должника и его изъятию, выселению или вселению, обращению взыскания на заработную плату должника и другие совершает судебный пристав-исполнитель ФССП или структурных подразделений территориальных органов ФССП. Именно он является лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение. Судебный пристав-исполнитель является государственным служащим.

Однако процессуальное положение судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве может быть двояким.

В правоотношениях, возникающих между судебным приставом-исполнителем (ФССП) с одной стороны, и сторонами (взыскателем и должником), иными участниками исполнительного производства — без участия суда, судебный пристав-исполнитель является властным субъектом, имеющим полномочия по применению мер принудительного исполнения.

В рамках предоставленных ему полномочий судебный пристав-исполнитель обязан: 1) принимать все предусмотренные законом меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; 2) предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии; 3) рассматривать заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, выносить постановления, разъяснять сроки и порядок их обжалования; 4) заявить самоотвод в случае, если он прямо заинтересован в ходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности (ст. 12 Закона о судебных приставах).

Для обеспечения надлежащего и своевременного исполнения требований судебных и иных актов судебному приставу-исполнителю предоставлены права: 1) получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения, справки; 2) проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; 3) давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; 4) налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительных документах; 5) арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; 6) объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; 7) совершать иные действия, предусмотренные законом (ст. 12 Закона о судебных приставах).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *