Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда и как рассчитывать и платить налог на имущество физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льгoты пo нaлoгy нa имyщecтвo бывaют фeдepaльными, ycтaнoвлeнными oтдeльным кaтeгopиям гpaждaн и в oтнoшeнии oтдeльныx видoв имyщecтвa, и ycтaнaвливaeмыми мecтными и peгиoнaльными влacтями. Нaпpимep, нa фeдepaльнoм ypoвнe пpинятo ocвoбoждeниe oт yплaты нaлoгoв для Гepoeв Coвeтcкoгo Coюзa. 3нaчит, люди, oблaдaющиe этим звaниeм, бyдyт ocвoбoждeны oт yплaты нaлoгa, нeзaвиcимo oт мecтa житeльcтвa в пpeдeлax Poccии. A члeны мнoгoдeтныx ceмeй, y кoтopыx в coбcтвeннocти ecть нecкoлькo oбъeктoв нaлoгooблoжeния, ocвoбoждaютcя oт yплaты нaлoгa пo oднoмy из тaкиx oбъeктoв нa cвoe ycмoтpeниe – нo тoлькo нa тeppитopии Кpacнoдapa. Пoтoмy чтo тaкaя льгoтa пpeдycмoтpeнa мecтным зaкoнoдaтeльcтвoм.
Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.
Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.
Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.
Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%
Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.
Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.
Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.
Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.
А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.
Cтaтья 400 Нaлoгoвoгo кoдeкca PФ гoвopит, чтo физичecкoe лицo, кoтopoмy нa пpaвe coбcтвeннocти пpинaдлeжит нeдвижимoe имyщecтвo, пpизнaвaeмoe oбъeктoм нaлoгooблoжeния, oбязaнo зaплaтить зa нeгo нaлoг. К физичecким лицaм cтaтья 11 НК PФ oтнocит гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции, инocтpaнныx гpaждaн и лиц бeз гpaждaнcтвa.
Индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли тoжe oтнocятcя к физичecким лицaм, нo oблaдaющим ocoбым cтaтycoм, пocкoлькy oни в ycтaнoвлeннoм пopядкe пpoшли peгиcтpaцию, пoзвoляющyю зaнимaтьcя пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocтью. Te индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли, кoтopыe иcпoльзyют имyщecтвo в пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти и пepeшли нa иcпoльзoвaниe cпeциaльныx нaлoгoвыx peжимoв, ocвoбoждeны oт yплaты имyщecтвeннoгo нaлoгa физичecкиx лиц. Пpaвдa, c oгoвopкoй: дaннoe пpaвилo нe пpимeняeтcя aвтoмaтичecки, ИП нaдo бyдeт пoдтвepдить, чтo пpинaдлeжaщий eмy oбъeкт нeдвижимocти иcпoльзyeтcя пo нaзнaчeнию.
3a нecoвepшeннoлeтниx нaлoгoплaтeльщикoв нaлoги плaтят зaкoнныe пpeдcтaвитeли – poдитeли, ycынoвитeли или oпeкyны. Taкoe дeлeгиpoвaниe oбязaннocти пo oплaтe нaлoгa cвязaнo c тeм, чтo y peбeнкa нeт coбcтвeннoгo дoxoдa. Пoэтoмy ecли coбepeтecь oфopмлять кaкyю-либo нeдвижимocть нa cвoиx нecoвepшeннoлeтниx дeтeй, бyдьтe гoтoвы плaтить нaлoги зa ниx.
Резкое увеличение налогов на недвижимость может негативным образом отразиться на благосостоянии граждан РФ. Поэтому государство ввело послабление для налогоплательщиков. Повышение взносов в ФНС производится постепенно.
Формула исчисления представлена в следующем виде:
(Налог по КС-налог по инвентаризации)*коэффициент в зависимости от года применения реформы+налог по инвентаризации.
Ранее планировалось, что переход к новому режиму исчисления будет производится в течение четырех лет с постепенным увеличением коэффициента, призванного снизить налоговую нагрузку:
- 1 год — 0,2.
- 2 год -0,4.
- 3 год — 0,6.
- 4 год — 0,8.
После планировалось взимать платежи в полном размере.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Налог на имущество физлиц
В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:
- уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
- внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Статья 402. Налоговая база
1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.23
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.820
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога
1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
3. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
4. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
5. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество
Расчет налога можно осуществлять, ориентируясь на инвентаризационную или кадастровую стоимость объектов налогообложения. Если законодательно в конкретном субъекте выбран второй вариант, то учитываться будет ценность имущества на 1 января 2018 г.
Важно: если данный порядок применяется с начала текущего года, имущественный налог в 2018 году должен рассчитываться с учетом «переходного этапа». Последнее означает, что в ходе первых 3-х налоговых периодов для вычисления суммы пошлины актуальна нижеуказанная формула:
Н = (Н1 — Н2) x К + Н2, где
Н – итоговый размер пошлины, которую необходимо оплатить;
Н1 — пошлина, рассчитанная на основании КС;
Н2 — сумма налога на объект, рассчитанная на основании инвентаризационной стоимости (учитывается последний налоговый период), либо размер пошлины, начисленный за 2014 год по тому же объекту (если расчет с учетом кадастровой ценности начал применяться с 1.01.2015 г.);
К – варьируемый коэффициент, значение которого представлено ниже:
- 0,2 — актуально в 1-й налоговый период, когда порядок расчета налога в конкретном МО или городе федеральной значимости учитывает КС объекта.
- 0,4 – актуально для 2-го периода времени.
- 0,6 – актуально для 3-го периода.
В остальные периоды исчисление осуществляется в общем порядке.
Если рассчитанная сумма пошлины (ориентированная на кадастровую стоимость объекта) больше относительно предыдущего налогового периода в совокупности с коэффициентом 1,1, собственнику предписано уплачивать сумму налога, меньшую из двух обозначенных. Данное правило действует, начиная с 3-го налогового периода.
Когда основанием для расчета выступает инвентаризационная ценность, при исчислении размера налога применимы последние сведения о ней, полученные инспекцией до 1.03.2013 г.
Налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость имущества, которая рассчитывается с учетом начисленного взноса по нормам амортизационных отчислений в соответствии со стандартами бухучета.
В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ, средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения за отчетный период, определяется, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на
Для определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества, следует учитывать, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации. Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество возлагается на эту организацию.
Порядок уплаты налога на имущество и авансовых платежей
В соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, сумма налога по итогам года рассчитывается как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога на имущество в 2019 году по итогам налогового периода, которая подлежит уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год и суммами авансовых платежей (уплаченных на протяжении года).
Авансовый платеж по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода (в размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период).
Субъекты РФ вправе право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от внесения авансовых платежей по налогу (в течение всего года).
КБК для уплаты налога на имущество — 182 1 06 02010 02 1000 110.
В статье 406 НК РФ прописаны базовые ставки для вычисления налогового сбора. Они могут быть понижены по решению местных властей до 0% или увеличены, но не более чем в 3 раза.
Для расчета по новым правилам применяются следующие ставки:
- 0,1% – для квартир, комнат, гаражей, жилых домов, машино-мест;
- 2% – для административно-деловых зданий, торговых центров и иных объектов, цена которых превышает 300 миллионов рублей;
- 0,5% – для прочих объектов.
На основании п. 8.1 ст. 408 введено ограничение по ежегодному приросту суммы налогового сбора. При исчислении налога по кадастровой оценке, начиная с третьего налогового периода, будет применяться коэффициент 1,1. Этот коэффициент предназначен для сдерживания скачка роста суммы налога к уплате.
Если исчисленная сумма налога превысит размер сбора за предшествующий период, то налогоплательщику нужно будет заплатить размер налога, рассчитанный по предыдущему году и умноженный на коэффициент 1,1.
Коэффициент не будет применяться в отношении недвижимого имущества коммерческого назначения, таких как торгово-административные здания, но он применяется в отношении гаражей и машино-мест, расположенных в них.
В переходный период с 2015 по 2019 год при исчислении применяется специальный коэффициент для уменьшения суммы налога:
- 0,2 – в первый год;
- 0,4 – во второй год;
- 0,6 – в третий год.
Порядок применения коэффициента прописан в п. 8 ст. 408 НК РФ. Если при исчислении налогового сбора по кадастровой стоимости его размер будет меньше или равен сумме налога, рассчитанной по инвентаризационной оценке, то коэффициент для уменьшения не применяется.
Для расчета по инвентаризационной стоимости налоговая ставка устанавливается исходя из оценки объекта, с учетом доли налогоплательщика в праве собственности:
- до 300 тыс рублей – 0,1%;
- 300-500 тыс – 0,1-0,3%;
- свыше 500 тыс – 0,3-2%.
К ставкам может быть применен понижающий коэффициент. Он может устанавливаться в зависимости от конкретных параметров недвижимого имущества, таких как вида объекта, его места нахождения или территория, в границах которой он расположен.
Некоторые категории налогоплательщиков могут претендовать на льготу в размере 100% от исчисленной суммы налогового сбора к уплате. Их перечень закреплен в статье 407 НК РФ. Льготу по уплате налога имеют следующие налогоплательщики:
- инвалиды 1 и 2 группы;
- Герои России и Советского Союза;
- участники ВОВ, гражданской войны и ветераны боевых действий;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» или Семипалатинском полигоне;
- граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, в которых велись боевые действия;
- пенсионеры;
- военнослужащие, в том числе уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с орг-штатными мероприятиями, имеющие общую выслугу 20 лет и более;
- родители и супруги военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Льгота распространяется только на один объект каждого вида. При этом она не распространяется на недвижимое имущество, которое налогоплательщик использует в целях получения прибыли.
Льгота в размере 100% предоставляется в отношении сооружений или хозяйственных построек, расположенных на землях, предназначенных для ИЖС, ведения подсобного хозяйства, огородничества или садоводства.
Если гражданин владеет несколькими объектами одного вида, то вправе самостоятельно выбрать льготный объект. Для этого ему необходимо направить уведомление в ФНС. Если налогоплательщик не обратился в инспекцию, то ФНС самостоятельно определяет, на какой объект не будет начисляться налог. При этом налогом не будет облагаться самая дорогостоящая недвижимость.
Если представительными органами МО ставка по налогу на имущество физлиц не определена, то руководствоваться полагается параметрами, установленными в п. 2 ст. 406 НК. Отличается ставка налога:
- по жилой недвижимости, в том числе незавершенке и комплексу, включающему одну жилую постройку, гаражным местам и хозпостройкам площадью до 50 кв. м на территории земельных участков, отведённых под ЛПХ, постройку индивидуального дома, дачу, садоводство – 0,1%;
- при кадастровой стоимости более 300 000 000 рублей – 2%;
- по прочей собственности – 0,3%.
Представительными органами МО налоговая ставка может дифференцироваться. Устанавливается она в диапазоне от нуля до увеличенной втрое, в зависимости от выставленных в НК РФ уровней.
Дифференцировать позволяется, принимая во внимание:
- кадастровые данные;
- вид недвижимости;
- местонахождение;
- территориальную зону.
При пока ещё сохраняющихся расчётах по инвентаризационным цифрам положено руководствоваться таблицей, представленной в п. 4 ст. 406.
Чтобы понимать, какая сумма подлежит уплате в бюджет, необходимо произвести расчет налоговой базы. Ее исчисление производится, исходя из инвентаризационной стоимости имущественных объектов на каждый отдельно взятый год.
Стоимость инвентаризации определяется органом технической инвентаризации, в зависимости от амортизации самой постройки, а также от особенностей действующих цен на рынке на текущий момент времени.
Взносы в казну на недвижимые объекты необходимо уплачивать ежегодно, в зависимости от установленных ставок, которые регулируются нормативными и уставными документами. Такие налоговые ставки определяются индивидуально в каждом конкретном субъекте государства. Конечно, они регулируются законодателем, и их показатель не может превышать максимально допустимое значение, указанное в Налоговом кодексе.