Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как быть, если сотрудник ГИБДД хамит и превышает полномочия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пунктом 1 статьи 286 УК РФ за подобные преступления предусмотрен целый перечень наказаний, применение которых зависит от состава преступления. Самое минимальное – штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Обвиняемого могут лишить права занимать подобные должности на протяжении пяти лет, а могут и на четыре года лишить свободы.
Как доказать превышение должностных полномочий?
Чтобы доказать факт превышения должностных полномочий, следует исходить из того, что сотрудникам ДПС разрешено:
- Останавливать автотранспортные средства. В законе есть оговорки на запрет останавливать в опасных местах, там, где перекрестки и переходы и т.д., но по факту обжаловать действия сотрудника ДПС в таком случае не получится.
- Требовать от водителя предъявления водительского удостоверения и документов на автотранспортное средство.
- Требовать от водителя выйти из машины и открыть багажник.
- Забрать водительское удостоверение, только если водитель находится в состоянии наркотического и/или алкогольного опьянения.
- Составить протокол о правонарушении и вынести постановление об административной ответственности.
Суд — самый эффективный способ разрешения ситуации. Судебный вариант чаще всего используют, если другие не принесли результата. Но некоторые граждане предпочитают сразу использовать данный вариант.
В тексте жалобы нужно будет указать:
- название суда, в который подается заявление;
-
данные истца, включая место проживания;
-
сведения об ответчике, то есть отделе ГИБДД, в котором трудится сотрудник, что вынес постановление или совершил какое-либо противоправное действие;
-
суть произошедших событий;
-
обоснования своей позиции;
-
требования к суду. Например, отмена вынесенного акта.
Как правильно себя вести при общении с сотрудником инспекции
Далеко не все граждане знакомы с полным перечнем инструкций и административными регламентами, регулирующими полномочия сотрудников ДПС и могут на месте определить было превышение должностных полномочий или нет.
Тем не менее для того чтобы в дальнейшем была возможность в дальнейшем обжаловать нарушение своих законных прав и интересов необходимо:
- при общении с должностным лицом вести себя вежливо и корректно;
- проинформировать сотрудника полиции о том, что все проводимые мероприятия будут фиксироваться с помощью видео и аудио записи и проводить такую съемку и запись;
- попросить других граждан быть свидетелями, если есть основания полагать о нарушении закона со стороны инспектора и зафиксировать данные таких лиц и их пояснения;
Проводимые методы по фиксации происходящего, помогут удостовериться в факте превышения полномочий и смогут послужить доказательной базой в случае привлечения инспектора к ответственности.
Кроме этого, в случае несогласия с оформленными документами, обязательно отметить это в составляемой схеме и протоколе, подробно изложив свою позицию.
Комментарий к Статье 286 УК РФ
1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.
2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.
3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.
3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. «а» ч. 3 коммент. статьи).
3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.
3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.
3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.
5. Субъект специальный — должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).
6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).
7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.
7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.
Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.
7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 — 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).
Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.
7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.
Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.
7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).
7.5. Причинение тяжких последствий — оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.
8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 — к тяжким преступлениям.
Примеры превышения должностных полномочий
1. Сотрудник ДПС совершает определенные действия, выходящие за рамки его обязанностей. Эту работу должны выполнять сотрудники других государственных органов. К примеру, он может остановить водителя и потребовать, чтобы тот предъявил документы, подтверждающие его право управлять этим ТС. Причем такое нарушение наблюдается повсеместно.
2. Сотрудник, направленный для патрулирования улиц, единолично совершает какие-то действия, хотя право на такие действия предоставляется только группе лиц.
3. Сперва сотрудник ДПС “забывает” привлечь понятых, а после:
– подтасовывает факты;
– находит “дежурных” свидетелей;
– все же привлекает понятых (знакомых лиц), но задним числом.
4. ТС может быть остановлено сотрудником ДПС лишь в определенных случаях. Однако инспектор ГИБДД часто приказывает водителю остановиться без каких-либо оснований. Такой поступок автоинспектора указывает на его намерение заняться вымогательством.
5. В законе и должностных инструкциях прописаны действия сотрудников, которые являются неоспоримо противозаконными. В данном случае обстоятельства роли не играют и не служат оправданием. Это:
– хамство;
– угрозы;
– рукоприкладство.
Однако запрет на совершение таких действий относится и к водителю. Поэтому опытный юрист советует клиентам-водителям никогда не вступать в словесные перепалки с сотрудниками ДПС и ни в коем случае не размахивать руками. Автоинспектор может специально спровоцировать вас на такие действия, чтобы после иметь основание для вымогательства крупной суммы.
Любые действия, совершаемые инспектором, регламентируются должностными инструкциями. Более того, своими действиями это лицо не имеет права нарушать какой-либо закон РФ. За нарушение должностной инструкции провинившегося инспектора ГИБДД наказывают вплоть до увольнения, а за нарушение закона могут осудить с учетом соответствующих статей КоАП РФ и даже УК РФ.
Очень важный момент! Преступлением считается действия сотрудника силовой структуры, обозначенные выше, только в случае, если он совершает их во время несения службы. В любое другое время он является обычным гражданином, даже если этот человек не сменил форменную одежду на штатскую.
Действительно ли сотрудника ДПС могут призвать к ответу?
В п. 1 ст. 286 УК РФ указывается, какое конкретное наказание может понести сотрудник ДПС в зависимости от квалификации совершенного преступления.
1. Его могут оштрафовать на сумму до 80 тыс. руб.
2. На 5 лет провинившегося сотрудника могут лишить права занимать прежнюю и подобные ей должности.
3. Более серьезное наказание – лишение свободы сроком на 4 года.
4. Сотрудник может быть наказан лишением свободы на срок до 10 лет. Он, совершая противоправные действия:
– применил насилие;
– использовал спецсредства, оружие;
– причинил тяжкий вред здоровью.
Как наказать автоинспектора, поведение которого нельзя назвать корректным?
1. Если вы отметили некорректное поведение сотрудника ГИБДД, явно превысившего полномочия, обратитесь к компетентному юристу, который поможет составить и грамотно обосновать вашу жалобу. Документ направляется вышестоящему начальству этого сотрудника.
2. Однако не всегда удается четко определить, к какому именно подразделению относится этот правонарушитель, находящийся на государственной службе. Так что приходится обращаться в прокуратуру.
Может быть в роли вымогателя выступало совершенно постороннее лицо, надевшее форму и бегло представившее (если вы потребовали) какой-то фальшивый документ. Следует учитывать, что удачливые мошенники – отличные психологи.
3. У вас должно быть достаточно доказательств вины автоинспектора, тогда можно направлять иск в суд. В случае, если судья согласится с вашей позицией, сотрудник ГИБДД:
– будет оштрафован или окажется в тюрьме;
– оплатит нанесенные им материальные убытки;
– компенсирует моральный ущерб.
Как квалифицировать превышение полномочий сотрудником ГИБДД
Для начала, давайте разберём, что же подразумевается под словосочетанием «превышение полномочий». Многие употребляют словосочетание «превышение полномочий» вперемешку со словом «злоупотребление», а это не совсем верно. Юридически, значение этих выражений различается. Под «злоупотреблением» понимают использование своего служебного положения в личных целях (для обогащения, для собственных нужд и т.д.). Как пример, сотрудник ГИБДД остановил на дороге машину и потребовал водителя отвезти его до дома (бесплатно), угрожая отобрать права или выписать штраф. Тут явное использование служебного положения в личных целях, не имеющих к его непосредственной службе никакого отношения. А вот превышение полномочий подразумевает совершение действий, которые не положены ему по должности. Для примера возьмём случай, когда сотрудник ГИБДД забирает у водителя права за нарушение. Вот это уже явное превышение полномочий. С одной стороны, вроде и водитель виновен и наказание за это как раз лишение прав, но с другой права имеет право отбирать только суд, и никто другой, а сотрудник ГИБДД лишь только фиксирует нарушение и направляет дело в суд. Здесь на лицо явное превышение полномочий сотрудником ГИБДД, когда он делает то, что по должности ему делать не положено.
Что можно считать самоуправством?
Стоит уточнить, что в данной публикации речь идет о тех нарушениях со стороны сотрудника ГИБДД, которые не влекут за собой существенного вреда для автомобилиста. О более серьезных нарушениях, за которые предусмотрена уже уголовная ответственность для сотрудника, мы поговорим отдельно.
Итак, каковы самые распространенные случаи самоуправства со стороны сотрудников ГИБДД? Многие сталкивались с ситуацией, когда сотрудник производил досмотр транспортного средства в отсутствие свидетелей и в нарушение правил. Когда он без лишних слов открывал пассажирскую дверь и хватался за ремень безопасности, проверяя, зафиксирован ли он. Либо когда автомобиль остановлен инспектором по формальной причине в месте, где остановка запрещена, и на этом основании составляется протокол. Так вот, подобные действия являются самоуправством.
Что понимается под превышением должностных полномочий
Обойтись без дорожно-патрульной службы невозможно, ведь автомобиль относится к объектам повышенной опасности. Но при этом необязательно мириться с нарушениями, допускаемыми сотрудниками ДПС. Законодательство РФ защищает интересы граждан, в том числе и от работников силового ведомства, обязанных поддерживать правопорядок.
Чтобы знать, как реагировать на незаконные действия инспекторов ГИБДД, нужно понять, что такое превышение полномочий и в чем оно может выражаться. Эти нарушения выражаются в совершении каких-либо деяний, не входящих в обязанности и права сотрудника ДПС, в результате которых государство, общество, граждане получают ущерб.
Как доказать, что должностные полномочия были превышены?
Чтобы защитить себя от произвола сотрудников ДПС, необходимо знать, какие права у них есть.
Инспектора ГИБДД могут:
- Остановить автомобиль. Несмотря на содержащиеся в законе оговорки (запрет на остановку в опасном месте, не повороте или пешеходном перекрестке), жалобы на подобные нарушения, как правило, не удовлетворяются.
- Потребовать от водителя предъявить документы на машину и право управление транспортным средством.
- Попросить водителя выйти и открыть багажное отделение машины (в присутствии понятых).
- Изъять удостоверение, если водитель употребил спиртное или наркотики и находится за рулем.
- Оформить протокол и постановление о правонарушении и назначении наказания.
Самым действенным способом подтвердить свою правоту является проведение видеосъемки правонарушения. Кроме этого не лишним будет засвидетельствовать превышение полномочий должностным лицом фотосъемкой, показаниями очевидцев, составленными на месте происшествия бумагами: протокол, постановление и другие.
Десять мест, куда можно пожаловаться на полицию
Высказывание «Наша полиция нас бережёт» к огромному сожалению, далеко не всегда оказывается справедливым. Полицейские откровенно игнорируют ФЗ «О полиции» №3-ФЗ, который контролирует их деятельность. Нередко случаются ситуации, когда именно полицейские являются неправой стороной. Многие пострадавшие в таком случае смиряются и даже не пытаются добиться справедливости, но нужно поступать по-другому, а именно жаловаться.
Но куда жаловаться на полицейских? Несмотря на то что неправомерные действия со стороны представителей правопорядка случаются довольно часто, о том как действовать в таких случаях знают единицы. Если вы стали свидетелем неправомерных действий полицейских или пострадали от них, мы расскажем, что делать и куда обращаться, чтобы получить максимально быструю реакцию. Так что не стоит сильно переживать, если полицейские провели незаконное задержание, проявили самоуправство или просто бездействовали. Сейчас у вас появится главное оружие в борьбе с беззаконием – информация, как это беззаконие наказать.
Когда можно говорить о превышении полномочий: несколько примеров из практики
Говоря о превышении полномочий, подразумевают ситуацию, при которой действия сотрудника полиции явно перешли те, что входят в круг, отведенный данному должностному лицу государством, т. е. на которые ни по каким законодательным актам у него нет прав.
Когда можно говорить о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции? Рассмотрим пару примеров.
- Самый распространенный случай: гражданина по какой-то причине задержали и доставили в отделение полиции, где он подвергся жестокому и грубому обращению, что унизило его личность и оскорбило достоинство. Бывают, к сожалению, и эпизоды с побоями, которые наносят ущерб здоровью задержанного.
- Еще одна распространенная ситуация: сотрудник полиции по вызову кого-то из родственников или знакомых, находясь не при исполнении, приезжает на место происшествия. Там он проводит осмотр, делает фотоснимки, собирает улики в пользу родственника, а затем передаёт их прибывшему участковому. При этом грубит другой стороне конфликта.
Осторожно! Превышение полномочий сотрудником полиции – налицо, в этом случае нужно применить все способы для самозащиты. Но очень важно сделать это грамотно с юридической точки зрения, убедившись и доказав то, что факт превышения действительно был.
Должностные лица – кто они?
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года. Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А. возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе. Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.
Превышение полномочий – что это такое
Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.
Критерий явности требует, чтобы лицо осознавало незаконность своих действий при совершении превышения полномочий. В противном случае, если полномочия определены нечетко, или не были в полной мере донесены до сотрудника, подобные действия не могут считаться превышением.
Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица. Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.