2. Понятие и принципы валютного регулирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2. Понятие и принципы валютного регулирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как субъекты валютного права, все граждане России, коллективные и территориальные субъекты обладают между собой равной и полной по объему финансовой правоспособностью. Для иностранных субъектов российским валютным законодательством могут быть установлены отдельные ограничения для защиты финансового суверенитета государства.

Валюта и валютные ценности

Термин «валюта» (от итал. — стоимость) в юридической литературе используется для обозначения как национальной денежной единицы, так и денежных знаков иностранных государств. Однако на практике понятие валюты в основном применяется для определения иностранных денежных единиц.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютой Российской Федерации являются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средний па банковских счетах и в банковских вкладах.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Перспективы развития валютного регулирования в России

В благоприятные периоды экономического роста строгость валютного регулирования снижается, что мы видим на примере последовательной либерализации валютного законодательства в России в 2003-2007 гг.

В неблагоприятные периоды экономического спада наблюдается обратная тенденция. Примером проявления этой тенденции служит некий ренессанс валютного регулирования в Российской Федерации с 2010 г. В действующем валютном законодательстве количество валютных ограничений остается на минимальном уровне, но происходит общее ужесточение правового режима совершения валютных операций за счет:

— усложнения правил валютного контроля;

— ужесточения мер административной ответственности;

— фактического усиления внимания контролирующих органов к проблеме нелегального вывоза капитала.

В связи с этим можно ожидать, что валютное регулирование как правовой режим совершения валютных операций сохранится и, вероятнее всего, будет несколько ужесточено.

В то же время в связи с действием Таможенного союза и снятием барьеров для движения товаров в торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном должна проявиться тенденция к гармонизации валютного законодательства этих трех стран во избежание конкуренции юрисдикций. Это может сопровождаться смягчением отдельных валютных ограничений и правил контроля. Примером может служить установление более мягких правил вывоза наличной валюты и валютных ценностей за пределы Таможенного союза. Однако может развиться и противоположный процесс, так как валютный кризис 2011 г. в Белоруссии показал, что потребности экономик стран Таможенного союза в защитных мерах гораздо выше, чем это представлялось в период относительной экономической стабильности.

Нет оснований считать, что произойдет резкое изменение правил: ни для перехода к свободному совершению валютных операций, ни для возврата к валютной монополии нет никаких объективных предпосылок.

Функции органов валютного контроля.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:

— издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;

— осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

— проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Кроме того, главные территориальные управления Банка России:

— проверяют наличие у предприятий, реализующих гражданам товары (работы, услуги) за иностранную валюту, соответствующего разрешения Банка России и в случае его отсутствия приостанавливают операции по счетам;

[3]

— направляют заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в различные государственные органы;

— принимают иные меры.

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Читайте также:  Аварийное жилье: как попасть в программу переселения в 2023 году

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

· проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

· запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Компетенция Банка России в области валютного контроля.

Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

· разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

· осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;

· обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;

· осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;

Органы валютного контроля: Правительство РФ, российский ЦБ, ГТК. Их компетенция в области регулирования валютных отношений. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Функции Минфина и Минэкономразвития РФ в области валютного контроля.

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ: принципы

Принципы валютного контроля в РФ закреплены законом № 173-ФЗ. В ст. 3 этого нормативного документа перечислены общие принципы валютного регулирования и контроля:

  1. Главенство экономических мероприятий при выполнении государственной валютной политики. Заключается в том, что руководство страны обязано отдавать предпочтение именно экономическим, а не политическим мерам для регулировки обращения валюты. К примеру, такими мерами будут поощрение внешнеэкономической деятельности российских организаций, предоставление налоговых льгот и т. п.
  2. Недопустимость безосновательного вмешательства госорганов в валютные правоотношения. Этот принцип перекликается с общим принципом невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Лишь в исключительных случаях государство может вмешиваться в такую деятельность, когда, например, имеется существенный риск сокращения золотовалютных запасов или для предотвращения незаконных операций с валютой.
  3. Единообразие валютной политики и всей системы денежного регулирования и валютного контроля в РФ. Подразумевает использование одинакового механизма регулирования, в том числе и при введении ограничений.
  4. Защита прав субъектов валютных правоотношений при проведении операций. Принцип заключается в гарантированности судебной и административной защиты резидентов и нерезидентов.

Цели валютного регулирования и контроля

Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.

Также валютное регулирование имеет цели:

  • тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
  • конечная задача – полная конвертируемость валюты.

Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.

Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:

  • определение соответствия операций установленным номам;
  • проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
  • проверка обоснованности действий;
  • надзор за полнотой предоставленных сведений.

Валютный контроль: понятие и механизм. Формы, виды и методы валютного контроля

Цель валютного контроля, его принципы и основные направления. Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. Этот вид контроля получил название «валютный контроль». Валютный контроль — деятельность государства, направленная на получение информации о проводимых в стране валютных операциях и состоянии валютного рынка, а также приведение деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями.

Валютный контроль позволяет организовать наблюдение органов и агентов за проведением любых внешнеторговых операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения (корректировки, отмены) мер регулирования и приведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также для подготовки необходимой статистики.

На систему валютного регулирования и валютного контроля влияют международные договоры, в которых участвует Россия.

Согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения Международного валютного фонда государства-члены могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Однако ни одно государство МВФ не вправе применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2 (b) ст. VIII Статей исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

Институционный аспект валютного регулирования

 N 
п/п
 Наименование 
государственного органа
 Правовая основа функционирования
государственного органа
 1 
Центральный банк Российской
Федерации (Банк России)
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" (ред. от 07.02.2011)
 2 
Федеральная таможенная 
служба
Положение о Федеральной таможенной
службе, утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 26.07.2006 N 459
(ред. от 20.06.2011)
 3 
Федеральная налоговая 
служба
Положение о Федеральной налоговой службе,
утвержденное Постановлением Правительства
РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от
24.03.2011)
 4 
Федеральная служба по 
финансовым рынкам
Положение о Федеральной службе по
финансовым рынкам, утвержденное
Постановлением Правительства РФ от
30.06.2004 N 317 (ред. от 08.04.2011)
 5 
Федеральная служба по 
финансовому мониторингу
Положение о Федеральной службе по
финансовому мониторингу, утвержденное
Постановлением Правительства РФ от
23.06.2004 N 307 (ред. от 24.03.2011)

Несмотря на то, что Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит ряд отдельных неточностей, которые предстоит исправить, он является главным источником валютного законодательства РФ и важнейшей вехой развития валютного регулирования в стране. Отсутствие в тексте закона детализированных норм является скорее плюсом, чем минусов рассматриваемого закона закрепление на продолжительный срок определенного набора валютных ограничений стало бы искусственным препятствием для интеграции нашей страны в мировую экономику и не позволило бы оперативно решать возникающие в сфере валютных отношений проблемы в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.

Читайте также:  Повышение пенсий работающим пенсионерам в 2023 году: на сколько повысят выплаты

Для характеристики соотношения внутренней и иностран­ной валют используются следующие понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», т. е. валюта, используемая в пре­делах только одного государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», валюта обмениваемая на иностранную валюту и явля­ющаяся, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» исполь­зуется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.

К валюте РФ относятся: а) находящиеся в обращении, а так­же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие об­мену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на банковских счетах и в банковских вкладах.

К иностранной валюте отнесены: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обра­щении и являющиеся законным платежным средством в соот­ветствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных еди­ницах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности — ценности, в отношении которых ва­лютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной фор­ме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федера­ции, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на по­лучение валюты РФ и выпущенные на ее территории.

Валютное регулирование в Российской Федерации прошло в своем развитии несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом:

Первый этап: 1917-1922 года — период валютного администрирования, включая конфискации и реквизиции («валютный военный коммунизм»); 1923-1927 года — период валютного регулирования; 1927-1987 года — административная валютная политика государства (государственная валютная монополия). Второй этап: 1987-1991 года — период становления валютных отношений в условиях рынка. Третий этап: Март 1991-октябрь 1992 года — действие Закона СССР «О валютном регулировании». Четвертый этап: С октября 1992 года — действие Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его представители в лице государственных внешнеторговых объединений. Среди первых мероприятий Советской власти была национализация Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности, введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к социалистическому лагерю.

Являясь составной частью государственной монополии на банковское дело, то есть сосредоточения в руках государства всех кредитных, расчетных и других банковских операций, связанных с процессом материального производства и обращения, а также организации и регулирования денежного обращения, валютная монополия выполняла ряд специфических функций:

1. Основная функция валютной монополии — планирование платежного оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов отдельных министерств и ведомств. Как неотъемлемый элемент единой системы народнохозяйственного планирования, валютное планирование составляло одну из важнейших задач социалистического государства на всем протяжении его существования.

2. Другая функция валютной монополии заключалась в накоплении золотовалютных резервов и обеспечении их сохранности. Практика создания и регулирования золотовалютных резервов складывалась с учетом внутренних условий развития экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, а также с учетом влияния ряда внешних факторов экономического и политического характера, потребностей в валютных ресурсах для покрытия импорта товаров и услуг, размеров текущих и потенциальных поступлений по экспорту, наличия дополнительных источников получения иностранной валюты (в частности, кредитных) и условий доступа к ним, положения на валютных рынках, рынках золота и других драгоценных металлов и так далее.

3. Третья функция государственной валютной монополии состояла в централизованном проведении и регулировании всех международных расчетов, валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами. Проведение, в конечном счете, всех этих операций через банковские учреждения создавало предпосылки для осуществления единой валютно-кредитной политики, для координации деятельности в валютно-кредитной сфере различных министерств и ведомств, участвующих в развитии внешнеэкономических связей.

4. Четвертая функция валютной монополии — обеспечение надежной защиты экономики страны, в том числе валютно-кредитной системы, от воздействия неприемлемых в тот период рыночных отношений, а также от постоянных попыток монополистических кругов использовать валютно-кредитные инструменты для подрыва основ социалистического хозяйства.

Все эти функции на протяжении всего периода существования советского государства и валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике, защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и полностью ей соответствуя. Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним банком-монополистом — Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный Совет СССР утверждал народнохозяйственные планы страны, в которых устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления золотовалютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице Госплана, Минфина, Госбанка СССР определяло потребности регионов и отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов.

Читайте также:  Образец гражданского иска в рамках уголовного дела

На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987 году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в частности, в создании большого числа независимых от государства коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить валютные международные расчеты.

Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с принятия в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании», который впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и многие другие. По Закону основным органом валютного регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой практике. Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991 года № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР», в котором подробным образом были урегулированы важнейшие стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет (начало 1991 года — начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам: Московской, Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской, Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.

Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие «валюта Российской Федерации», введена новая статья «Защита валюты Российской Федерации» (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Принципы валютного регулирования

Валютное регулирование может быть выражено в денежных переводах из одной страны в другую, оттока денежного капитала и запрете свободной торговли иностранной валюты. Определяющее значение в валютном регулировании играет бивалютная корзина, то есть курс национальной валюты относительно двух валют – американского доллара и евро.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим систему регулирования валютных операций со стороны специальных органов валютного контроля, является закон о валютном регулировании.

Валютное регулирование определяется следующими элементами:

  • установленный порядок проведения валютных сделок;
  • совокупность условий формирования валютного резерва государства и валютного капитала хозяйствующих субъектов;
  • валютный контроль.

К основным принципам валютного регулирования можно отнести:

  • государственная защита прав и экономических интересов субъектов хозяйствования, осуществляющих валютные сделки;
  • приоритет экономических мероприятий в области валютного регулирования;
  • неразрывность внешней и внутренней политики и системы валютного регулирования;
  • исключение бездоказательного вмешательства специальных органов валютного контроля в валютные сделки резидентов и нерезидентов.

Государственное валютное регулирование рассматривает следующий круг валютных сделок:

  • финансовые сделки, связанные с международным движением капитала;
  • финансовые сделки, связанные с развитием международных отношений;
  • финансовые сделки по купле-продаже золота и других финансовых инструментов.

Таким образом, валютное регулирование является неотъемлемой частью валютной политики любого государства, определяющее развитие национальной экономики. Валютная политика также определяет конкретные направления валютного регулирования.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния

Негативные стороны валютного контроля

Но есть и те основы, которые можно считать негативными факторами. К сожалению, во многих государствах присутствует практика, которая говорит о некоторой политической предубежденности. Проще говоря, некоторые поступки правительства, которые касаются валютных операций, основываются исключительно по политическим взглядам и причинам. Когда, основания должны носить сугубо экономический характер. Часто это может привести к незапланированным финансовым кризисам, задолженностям, обесцениванию рубля, как основной валюты государства. Конечно, с такими аспектами стоит постоянно бороться, невзирая на то, кто именно принял подобное решения. Тогда способов для разрешения проблемы будет гораздо больше, чем это могло быть предвидено в начале разбирательства.

Также, не стоит принимать поспешные решения и регулярно вмешиваться в течение валютных операций. Этим пунктом можно только навредить, если неправильно подойти к проблеме, особенно если она надумана, ее нет, или просто не было определенных оснований для ее прямого создания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *