Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стали известны возможные коэффициенты-дефляторы на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Каковы прогнозные значения
В Минэкономразвития утвердили прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (письмо № 17805-рм/д03и от 17.05.2022). Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2025 года в таблице.
Отрасли | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 116,5 | 93,8 | 100,8 | 100,6 |
Добыча нефти и газа | 112,2 | 92,9 | 99,9 | 99,8 |
Обрабатывающие производства | 112,5 | 104,2 | 104,0 | 103,6 |
Промышленность | 112,9 | 102,1 | 103,4 | 103,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 105,0 | 107,5 | 105,5 | 105,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,2 | 104,3 | 104,1 | 104,0 |
Строительство | 112,3 | 105,9 | 105,1 | 104,1 |
Сельское хозяйство | 109,3 | 105,0 | 104,1 | 104,0 |
Транспорт | 115,2 | 105,9 | 105,1 | 104,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 113,9 | 105,9 | 105,3 | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 115,9 | 106,3 | 105,1 | 104,4 |
Платные услуги населению | 110,1 | 106,7 | 105,2 | 104,6 |
Коэффициент-дефлятор для ПСН
Налог на патент сроком на год рассчитывается по формуле:
ПСН = ПВД х налоговая ставка, где
ПВД – потенциально возможный доход в зависимости от вида деятельности. Размер потенциально возможного дохода устанавливают региональные власти, однако согласно федеральному законодательству его размер не может быть больше 1 000 000 рублей с учетом коэффициента–дефлятора.
Налоговая ставка устанавливается региональными властями. Патент можно взять на год, и на несколько месяцев. Патент на несколько месяцев рассчитывается по формуле:
ПСН = ПВД х налоговую ставку х количество месяцев / 12, где
Под количеством месяцев подразумевается количество месяцев срока, на который выдан патент.
Так как в расчете стоимости патента участвует коэффициент-дефлятор, то потенциально возможный доход, который устанавливают регионы в 2022 году, не должен быть больше 1 518 000 рублей.
1 000 000 х 1,518 = 1 518 000 рублей
Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям.
в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2023-2024 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:
- Базовый сценарий, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения.
- Благоприятный сценарий, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
- Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.
Следовательно, индекс-дефлятор на 2023-2024 годы Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Для чего используется дефлятор
Индекс цен и коэффициент-дефлятор — это довольно схожие понятия. Показатели определяют конечную стоимость товаров, работ и услуг в разных сферах экономики. Дефлятор используется для составления экономических прогнозов и применяется для пересчета текущих цен к базовым.
Дефлятор утверждается ежегодно, причем отдельно для каждой отрасли экономической деятельности. В 2020 году установили индекс-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития № 720 от 30.10.2020, а вот приказ Минэкономразвития по индексу-дефлятору на 2022 год пока не подписан. Индекс — это базовая постоянная, которая применяется в течение нескольких периодов в будущем. Дефляционный коэффициент используют для расчетов основополагающих макроэкономических показателей:
Дефлятор применяют для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Остались вопросы? Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разобраться с индексом-дефлятором.
Каков прямой порядок расчета дефлятора
Методология исчисления индексов закреплена в правительственных актах. Правила расчета определены в постановлении правительства РФ № 1234 от 14.11.2015. По сути, это специальные регламенты применения индексов в разных сферах экономической деятельности.
Для определения значения индекса-дефлятора фактической инфляции к подсчету принимается отношение номинального значения показателя к его реальному (фактическому) значению на отчетный период. Полученный результат умножается на 100%.
Инструкция, как рассчитать индекс-дефлятор для ВВП, используя прямой порядок расчета:
ИД = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.
Общая формула дефлятора:
ИД = номинальные значения / текущие цены × 100%.
Расчетное значение индекса отражает реальное изменение ценовых показателей в российской экономике. Прямой расчет не позволяет учесть изменение объемов производства и фактических размеров выпуска готовой продукции, работ, услуг.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Районный коэффициент не применяется, если заработок рассчитывается на основании сумм, в которых этот множитель уже учтен. Это такие выплаты:
- отпускные, поскольку высчитываются на основе полной зарплаты, а та, в свою очередь, считается с учетом районных надбавок;
- материальная помощь, если выплачивается разово, а не на постоянной основе, а правила начисления не оговорены в коллективном соглашении;
- периодические премии;
- командировочные расходы, если поездка в регион, для которого районный коэффициент не установлен;
- при начислении «северной» надбавки, так как за работу на Крайнем Севере предусмотрен отдельный повышающий показатель, увеличивающий ту же группу доходов задействованных в таких условиях сотрудников.
Постановление № 1052 вступило в силу 28 июля 2020 года. При этом часть внесенных данным постановлением изменений вступит в силу только через год. У финансовых служб есть время на изучение новой редакции Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением № 640 (далее — Положение о госзадании) в части применения:
Указанные требования финансовым службам нужно будет применить при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. То есть, госзадание на следующий 2021 год нужно будет формировать по правилам, установленным Правительством РФ до 28 июля 2020 года.
Однако заметим, что порядок применения допустимых (возможных) отклонений от установленных значений показателей качества и (или) объема госзадания уже рассматривался в этом году. Причина этому — распространение коронавируса в начале текущего года. Так Правительство РФ в постановлении от 3 апреля 2020 г. № 437 в связи с этим разрешило федеральным учредителям государственных учреждений культуры, в которые был приостановлен допуск посетителей, осуществлять изменение в 2020 году допустимых (возможных) отклонений:
К сожалению, Правительство РФ в Постановлении № 437 указало только учреждения культуры, однако, в результате отсутствия посетителей в период самоизоляции под угрозой невыполнения госзадания оказались некоторые учреждения спорта, социального обеспечения, многофункциональные центры и другие.
В отношении таких учреждений Правительство РФ пока не приняло никаких решений в части изменения показателей госзадания. 1
Кроме того, Постановление № 437 не содержит описание процедуры изменения допустимых (возможных) отклонений показателей госзадания, то есть не установлен порядок действий федеральных учредителей и сроки, в которые они должны принять соответствующие решения. Следовательно, учредителям и учреждениям придется действовать по тем нормам, которые есть в уже принятых нормативных документах.
Тем не менее, Постановлением № 1052 Правительство РФ определило, что, начиная с 2022 года, порядок определения и применения значений допустимых (возможных) отклонений учредитель устанавливает правовым актом. То есть, вероятно, в течение 2021 года учредитель должен издать нормативный документ (порядок, распоряжение и т.д.), который утвердит такой порядок.
В чем разница между ИПЦ и индексами-дефляторами?
Индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор – совершенно разные показатели в экономике, однако у людей порой имеется тенденция путать их. Возможно, дело в том, что в прогнозировании эти два индекса по различным сферам экономики указывают рядом в таблице, в близко расположенных строчках.
Стоит разобраться, чем они отличаются друг от друга:
- ИПЦ обозначает, сколько стоит определенный товар в текущее время (один трактор сегодня, одна квартира в Москве в следующем году);
- Индекс-дефлятор же показывает, сколько стоит целая совокупность товаров или услуг (будь то сельское хозяйство, машиностроение). Именно на его основании проводят экономическое прогнозирование, регулируют закупки и заказы (в том числе государственные), составляют сметы, утверждают налоговые режимы.
Коэффициент-дефлятор для УСН
На упрощенной системе налогообложения коэффициент-дефлятор нужен, чтобы определить предельный лимит по доходам. Предельный лимит по доходам нужен, чтобы определить возможность перехода на УСН и применения УСН в дальнейшем. Как известно, чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, необходимо выполнить ряд условий, а именно:
- количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
- предельный лимит доходов организации или индивидуального предпринимателя не должен превышать 150 000 000 рублей;
- остаточная стоимость основных средств предприятия или индивидуального предпринимателя не должна превышать 150 000 000 рублей;
- доля участия других лиц в уставном капитале организации не должна превышать 25%;
- применять упрощенную систему налогообложения не могут организации, которые имеют филиалы
Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекс РФ предельная величина лимита ежегодно должна индексироваться на коэффициент-дефлятор. В 2017 году предельная величина лимита увеличилась до 150 000 000 рублей. При этом сразу же было приостановлено до конца 2022 года действие пункта 2 статьи 346.12 Налогового Кодекс РФ федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.16. Этот пункт предусматривает индексацию лимита на коэффициент-дефлятор, поэтому в 2022 году корректировать предельную величину лимита не будут. Он остается на прежних позициях и равен 150 000 рублей.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2022 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2022 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Индекс дефлятор 2022 год минэкономразвития
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2022 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2022 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития на прогнозные периоды обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.
Расчет базового норматива и корректирующих коэффициентов, а также утверждение их значений — это задача органов власти. В отраслевых общих требованиях сказано, что базовый норматив и поправочные коэффициенты к нему определяются в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения задания, принятыми на основании п. 4 ст. 69.2 БК РФ. Для федеральных учреждений такой порядок утвержден Постановлением N 640: в отношении базового норматива и отраслевого коэффициента в документе установлены временные правила, а в отношении корректирующего коэффициента — постоянные.
Согласно п. 10 Постановления N 640 до момента формирования госзаданий на 2018 г. и плановый период значения базового норматива на услугу и отраслевого коэффициента будет определять орган-учредитель, а позднее — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в установленной сфере деятельности (п. п. 22, 26 Положения N 640). Значение же территориального коэффициента уже сейчас должно устанавливаться органом-учредителем.
Аналогичные правила, вероятно, будут приняты на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, а значит, рассчитывать и утверждать на местах конкретные цифры по стоимости услуг также придется учредителям.
Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ в 2022 году
Министерством экономического развития были разработаны сценарии для улучшения российской экономики до 2023 года.
Из-за политически нестабильной ситуации некоторые государства в отношении России введи ограничительные санкции, стоимость нефти уменьшается, а таможенные пошлины, напротив, растут – учитывая все это, чиновники рассмотрели сразу три сценария:
- Базовый план, не подразумевающий никаких существенных изменений в экономике страны – значения всех основных факторов останутся на базовом или текущем уровне.
- Консервативный план, который полагает, что основные экономические показатели могут существенно ухудшиться при учете внешние и внутренние факторы.
- Целевой план предусматривает благоприятное развитие событий в экономике России во внешнем и внутреннем рынке.
Проводится всесторонний анализ факторов развития экономики: не только внутренние (ВВП, налоги, МРОТ и прочие), но и внешние – в особенности касается санкций, примененных со стороны США и ряда европейских стран. Рассмотрим каждый сценарий подробнее.
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Итак, индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития поможет спрогнозировать стоимость товаров и услуг, потребляемых населением, а также доходы граждан. Речь не идет о скрупулезных подсчетах, кто и сколько зарабатывает. Речь о том, сколько и чего люди могут купить на полученные деньги. На сегодняшний день этот показатель уже утвержден приказом правительства не только на нынешний, но и на 2022 и 2023 годы.
Корректирующий коэффициент К1 или, как его еще называют на профессиональном языке, коэффициент-дефлятор отображает размер инфляции. Устанавливается он сроком на один год и подлежит к применению на всей территории Российской федерации.
Какие доходы на УСН не индексируют в 2021 году на коэффициент-дефлятор?
Корректирующий коэффициент К1 или, как его еще называют на профессиональном языке, коэффициент-дефлятор отображает размер инфляции. Устанавливается он сроком на один год и подлежит к применению на всей территории Российской федерации.
По закону, расчетом коэффициента К1 занимается Министерство экономического развития России и оно же специальным приказом обязано публиковать его значение на будущий год, причем не позднее 20 ноября года текущего. Если данная процедура не была проведена, то происходит автоматическая пролонгация прошлогодних значений.
Суть расчета коэффициента К1 довольно проста: коэффициент за прошедший год умножается на коэффициент года предстоящего. Правда, предварительная работа намного сложнее: министерским работникам приходится провести тщательный анализ стоимости потребительской корзины и ее изменения в течение года. Как замечают практикующие бухгалтеры, каждый год К1 растет, что в общем, не удивительно, поскольку цены на товары и услуги год от года также увеличиваются.
Сравним, как изменится налоговое бремя плательщиков ЕНВД при увеличении показателя К1. Представим, что индивидуальный предприниматель оказывает услуги по ремонту обуви, на него работают 2 сапожника. Базовая доходность его деятельности («бытовые услуги») в месяц, согласно НК РФ будет составлять 7500 рублей. Пусть в данном регионе К2 равен 1, а налоговая ставка максимальна – 15%. Для простоты расчетов будем считать, что предприниматель не пользуется льготами за компенсацию уплаты страховых взносов.
Посчитаем, какой налог должен заплатить ИП за 1 квартал 2018 года, когда еще действует показатель К1 прошлого года – 1,798. Сначала вычислим налоговую базу: (7500 × 1 × 1,798 × (2 + 2 + 2 (чел.)) × 3 = 242 730 руб. Умножим ее на налоговую ставку: 242 730 х 15 % = 36 409 руб. (с округлением, как требует НК РФ).
Этот коэффициент, также являющийся корректирующим, в отличие от К1, учитывает сразу множество внешних факторов, которые так или иначе способны повлиять на предпринимательскую деятельность предприятия или ИП, работающего по ЕНВД.
К таким факторам относятся:
- режим работы организации или индивидуального предпринимателя;
- сезонность;
- зарплата сотрудников;
- спектр предлагаемых товаров, услуг и выполняемых работ;
- доходность;
- конкретное место (адрес, район) осуществления коммерческой деятельности;
- площадь используемых рекламно-информационных полей и их разновидность;
- другие факторы.
Вышеперечисленные условия, которые учитываются коэффициентом К2, ничем не ограничены, поэтому список их может быть продолжен.
Связано это с тем, что К2 устанавливается в каждом регионе индивидуально представительными органами городских округов, муниципальных районов и т.д. с учетом особенностей данных территорий.
Кстати говоря, по закону, регионы могут и не устанавливать это понижающий коэффициент, но, как правило, местные власти все же идут навстречу представителям малого и среднего бизнеса, которые в основном и работают по ЕНВД.
К СВЕДЕНИЮ! Корректирующий коэффициент К2 считается понижающим. Его роль заключается в уравнивании коммерсантов, работающих в разных условиях.
Например, это важно для тех, кто ведет бизнес не в мегаполисах, а в маленьких деревнях и поселках. Данный коэффициент разрабатывается местными властными структурами и зависит от экономической обстановки в регионе. Причем, представители бизнес-сообщества вправе влиять на размер коэффициента через прямое обращение в муниципальные органы.
Данный коэффициент может равняться 1, если применять понижение не планируется, либо быть меньше 1, тогда в формуле вычисления налога он получиться льготирующим. Если точный размер К2 для своего региона пока не выяснен, и нужно провести предварительный расчет ЕНВД, лучше посчитать К2 равным 1. Минимальное значение коэффициента К2 – 0, 005.
ВНИМАНИЕ! Коэффициенты К1 и К2 устанавливаются на один год и подлежат ежегодному пересчету.
Если заинтересованные властные структуры устанавливают значение К2 во всех подробностях, то для налогоплательщиков это очень удобно. В противном случае, когда муниципалитеты регламентируют только отдельные его составляющие, налоговым субъектам приходиться самостоятельно высчитывать окончательный размер этого коэффициента, перемножая его установленные значения.
При некоторых обстоятельствах значение коэффициента К2 для каких-то конкретных предприятий или индивидуальных предпринимателей может быть изменено. В частности, это возможно, если:
- работа предприятия или ИП велась меньше налогового периода (например, только два месяца из трех квартальных). Причем если в местных законодательных нормах такая корректировка не прописано, это не может служить основанием для ее отмены;
- деятельность компании происходила не каждый день, например, в связи с санитарными и выходными днями или же по утвержденному внутри организации графику;
- была вынужденная приостановка деятельности, вызванная объективными причинами. К ним относятся форс-мажорные обстоятельства, случаи аварий и ремонтных работ, временная нетрудоспособность работников, приостановление деятельности по решению суда и т.д.
Для того, чтобы у налоговиков не возникло подозрений в желании уклониться от уплаты налогов, данные факты следует обязательно подкреплять соответствующими документами.
ВАЖНО! Если в течение какого-то времени у индивидуального предпринимат��ля или предприятия, находящегося на ЕНВД по каким-либо причинам не было договоров и сделок, но, тем не менее, фактически коммерческая деятельность велась, то это не может служить законным основанием для неуплаты Единого налога на вмененный доход.
Иными словами, если нет уважительных объяснений для отсутствия доходов, платить данный налог все равно придется.
Индексы Минстроя РФ на 1 квартал 2021 года к ФЕР/ ТЕР
Минэкономразвития России в письме от 30.09.2020 № 32028-ПК/Д03и приводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190.
Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.
Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития на прогнозные периоды обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.
Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.
Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2020-2023 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:
- Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2018-2021 гг.
- Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
- Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.
Следовательно, индекс-дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):
ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.
К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:
ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.
Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.
Коэффициент КО в 2021 году применяется как и раньше, в зависимости от наличия вписанных в полис водителей:
- КО = 1, если в ОСАГО указаны все водители, допущенные к управлению ТС.
- КО = 1,94, если ОСАГО без ограничений для физ лиц.
- КО = 1,97, если ОСАГО без ограничений для юр лиц.
Если вы хотите приобрести ОСАГО не на полный год, а на 9 или менее месяцев, то за уменьшение стоимости отвечает именно этот коэффициент. Корреляцию периода страхования и значений КС смотрите ниже:
- 3 месяца: КС= 0,5
- 4 месяца: КС= 0,6
- 5 месяцев: КС= 0,65
- 6 месяцев: КС= 0,7
- 7 месяцев: КС= 0,8
- 8 месяцев: КС= 0,9
- 9 месяцев: КС= 0,95
- 10 и более месяцев: КС = 1
Для автомобилей, зарегистрированных за границей описанный выше коэффициент КС не применяется. В таких случаях вместо него вступает в силу КП:
- 5 — 15 дней: КП = 02
- 16 дней — 1 месяц: КП = 0,3
- до 2 месяцев: КП = 0,4
- до 3 месяцев: КП = 0,5
- до 4 месяцев: КП = 0,6
- до 5 месяцев: КП = 0,65
- до 6 месяцев: КП = 0,7
- до 7 месяцев: КП = 0,8
- до 8 месяцев: КП = 0,9
- до 9 месяцев: КП = 0,95
- до 10 месяцев и более: КП = 1
Ниже показаны коэффициенты, которые прекратили свое существование 5 сентября 2020 года. На протяжении всего 2021 года они также действовать не будут.