Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КТРУ — каталог товаров, работ и услуг в ЕИС: как им пользоваться?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.
1). Информация о товаре из КТРУ используется заказчиками в извещениях об осуществлении закупки, приглашениях к участию в закупке, документации о закупке, контрактах, реестре контрактов (пп. «а» п. 2 Правил использования КТРУ).
2). Заказчики описывают объект закупки в извещении, приглашении, документации о закупке согласно КТРУ (пп. «б» п. 2 Правил использования КТРУ).
3). Информация из КТРУ (наименование товара , единица измерения, описание) обязательна для применения с даты начала ее обязательного применения, указанной в позиции КТРУ (п. 4 Правил использования КТРУ).
4). Если дата обязательного применения еще не наступила, заказчик вправе пользоваться информацией по позиции из КТРУ (п. 3 Правил использования КТРУ).
Что такое КТРУ в госзакупках
Аббревиатура расшифровывается как «каталог товаров, работ и услуг». По сути, это справочник с информацией о предмете закупок, распределённой по конкретным разделам.
Пользователи — заказчики и участники закупок, работают с каталогом, содержащим необходимые сведения о всех возможных объектах торгов. При этом все данные унифицированы и исключают возможность путаницы при выборе конкретного предмета закупок.
КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.
Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:
- Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
- Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
- 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
- Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.
Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.
Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.
С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:
- план-графиками и планами закупок;
- формами, обосновывающими реализацию закупки;
- приглашениями участникам закупок;
- документами, сопровождающими проводимую закупку;
- контрактами;
- контрактными реестрами;
- отчётами об выполнении договоров.
Использование каталога
В случаях, когда заказчики по тем или иным причинам называют приобретаемые товары, услуги или работу чересчур неконкретно, дезориентируя поставщиков, а то и вводя их в заблуждение, на помощь приходит каталог в ЕИС.
Его использование позволяет поставить барьер на пути возможных некорректных действий со стороны заказчиков или поставщиков. Одновременно официально оформленный КТРУ ЕИС даёт возможность избежать недоразумений при добросовестном заблуждении одной из сторон осуществляемых операций.
Точность характеристик, даваемых объектам, которые присутствуют в КТРУ для госзакупки или для приобретения их в коммунальных целях, не позволяет ни одной из сторон необоснованно завышать или занижать требования к этим объектам. Кроме того, специализированный официальный информационный справочник, чем, по сути, является каталог в ЕИС, может и должен выступать критерием обоснованности цен, устанавливаемых при осуществлении закупок.
Взятые из каталога сведения заказчики при формировании техзаданий должны вносить в них начиная с даты, указанной в КТРУ. Преимущественно она наступает спустя месяц после включения данных в перечень.
Предусмотрите нацрежим
Идентифицируйте, попадает ли товар под действие нацрежима и войдет ли он в квоту по постановлению № 2014. В постановление № 878 входит вся 26-я группа товаров, а значит, и ноутбуки тоже.
Нацрежим, то есть ограничения по постановлению № 878, необходимо установить в документации. Кроме того, убедиться, что товар есть в реестре радиоэлектроники. Требования нацрежима устанавливаем в информационной карте документации. Важно убедиться, что ноутбуки, на которые заказчик формирует ТЗ, попадут в квоту.
Иначе придется брать другой код и заново подбирать характеристики.
Шаг 6.
Установите характеристики товара для отечественных производителей
Руководствуемся только обязательными и необязательными характеристиками КТРУ для закупки ноутбука, устанавливаем ограничения допуска товара в документации, чтобы наша закупка попала в квоту. Чтобы верно сформировать характеристики товара и не ограничить конкуренцию, воспользуемся сведениями о российских производителях ноутбуков из реестра радиоэлектроники. Смотрите сведения об имеющихся производителях в реестре и на каких сайтах мы можем найти товар, который они предлагают.
Для того чтобы понять, какой ноутбук вы можете купить у этих производителей, ознакомимся с информацией о продукции на указанных сайтах. По тем характеристикам, которые мы видим в самом реестре, невозможно определить, о каком конкретно устройстве идет речь, и будут ли данные товары эквивалентны друг другу. Подберите те характеристики с сайтов производителей, которые соответствуют характеристикам позиции КТРУ 26.20.11.110-00000001. Для примера мы взяли одну обязательную и шесть необязательных характеристик товара «ноутбук». Смотрите, как сгруппированы характеристики по трем ноутбукам отечественного производства. Так можно выявить эквивалентные значения, опираясь на информацию с сайтов отечественных производителей ноутбуков, которые есть в реестре радиоэлектроники.
Такое описание объекта закупки по ноутбуку получилось без использования дополнительных характеристик. Это позволит провести закупку с нацрежимом: ограничениями допуска иностранного товара с учетом требования соблюдать обязательную минимальную долю.
Код позиции КТРУ: как правильно указать в документации
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.
Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).
Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
Правила применения КТРУ лучше всего рассматривать на конкретных примерах. Бумага для принтеров как нельзя лучше подходит для этого, т.к. каждый заказчик ее закупает в том или ином объеме.
Предположим, что заказчику необходима бумага SvetoCopy формата А4 в упаковке 500 листов в пачке. На сайте одного из поставщиков данная бумага имеет следующие характеристики.
Еще одним часто встречающимся предметом закупки, включенным в КТРУ, является ГСМ. Рассмотрим применение КТРУ на примере закупки бензина АИ-95. Но в этот раз мы не будем приводить пример того, как правильно описать предмет закупки, а разберем те ошибки, которые обычно допускают заказчики. Указанные ошибки могут служить основанием для обжалования действий заказчика со стороны участников закупки. Итак, начнем.
КТРУ устанавливает следующие требования к наименованию, единицам измерения и характеристикам бензина.
КТРУ — каталог объектов закупки в ЕИС
- п.8. Правил использования ПП 145 при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких ТРУ, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями в отношении каждого такого ТРУ, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
- п.9. Правил использования ПП 145при осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе руководствоваться п.7 Правил использования ПП 145.
В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане – графике закупок, форме обоснования закупок по такой закупке указывается согласно соответствующей позиции каталога.
С 1 сентября открыта подписка на первое полугодие 2021 года
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
- Сейчас
- Вчера
- Неделя
- Сутки
- Неделя
- Месяц
Будучи сведённым в систему списком всех товаров, работ и услуг, приобретаемых государственными и муниципальными заказчиками, КТРУ предназначен для приведения к общим стандартам наименований и обозначения закупочных объектов.
Данный процесс гарантирует, что каждый объект, приобретаемый для государственных и муниципальных потребностей, во всех необходимых документах будет зафиксирован единообразно. Это полностью исключает любые разночтения и страхует от ситуаций, когда обозначение объекта не даёт исчерпывающей информации о нём.
КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.
Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:
- Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
- Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
- 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
- Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.
Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.
Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.
С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:
- план-графиками и планами закупок;
- формами, обосновывающими реализацию закупки;
- приглашениями участникам закупок;
- документами, сопровождающими проводимую закупку;
- контрактами;
- контрактными реестрами;
- отчётами об выполнении договоров.
КТРУ — каталог товаров, работ и услуг в ЕИС: как им пользоваться?
Однако помимо признаков и характеристик, содержащихся в каталоге, заказчики могут использовать и другие элементы описания. Но с 1 января 2018 года включение дополнительных характеристик в документацию необходимо обосновывать.
Наименование объекта и кодировка берутся из каталога. Причем первые цифры классификатора кодов КТРУ с поиском по названию совпадают с начальными цифрами идентификатора по ОКПД 2, они включаются в состав ИКЗ. При составлении плана-графика используются единицы измерения и описательные характеристики объекта закупки из справочника.
По ходу проведения закупки используйте эту же информацию в извещении, закупочной документации и данных о госконтракте.
Краткая инструкция, как найти КТРУ по ОКПД 2 или названию объекта закупки:
- Ввести код или название в поисковую строку.
- Запустить поиск.
- Открыть позицию и выбрать основные характеристики по товарам, работам, услугам.
UPD: По пунктам 5 и 6 постановления 145, часто упоминаемым в комментариях. Да можно добавлять свои требования с обоснованием. Проблема вся в том, что нет критериев достаточности обоснования и достаточной нормативно правовой базы. Все обоснования сводятся к двум вариантам: «Я так хочу» и «Я иначе не могу». А вот как на эти обоснования посмотрят контролирующие органы это загадка.
Если искомая категория не активна, то код позиции КТРУ в плане закупок можно не ставить (п. 3 Правил, утв. Постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017). Но есть нюанс Если плановая документация подлежит корректировке, то в измененной версии нужно обязательно указывать позицию из классификатора ТРУ (п. 7,9 Правил, утв. Постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017).
Идентификаторы общероссийских и международных классификаций и данные о типовых контрактах и их условиях.
Поиск ОКПД по названию (ОК 034-2014 КПЕС 2008)
Есть запреты | Есть ограничения | Есть преимущества | Есть условия допуска | Аукционный перечень | Электронная форма | Типовой контракт / Типовые условия | Энергоэф- фективность | перечень ТРУ, производимых УИС | не размещается в ЕИС | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
01 |
Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты |
|
|||||||||
02 |
Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги |
|
|||||||||
03 |
Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством |
|
|||||||||
05 |
Уголь |
|
|||||||||
06 |
Нефть и газ природный |
|
|||||||||
07 |
Руды металлические |
|
|||||||||
08 |
Продукция горнодобывающих производств прочая |
|
|||||||||
09 |
Услуги в области добычи полезных ископаемых |
|
|||||||||
10 |
Продукты пищевые |
|
|||||||||
11 |
Напитки |
|
Если план-график утвердили до даты, с которой использование позиции из каталога стало обязательным, то при закупке разрешается не учитывать сведения из реестра. Но если потребовалось внести какие-либо изменения в план-график, то следует обязательно брать в работу характеристики из каталога (п. 7, 9 правил использования реестра, утвержденных ПП № 145 от 08.02.2017).
Наименование объекта и кодировка берутся из каталога. Причем первые цифры классификатора кодов КТРУ с поиском по названию совпадают с начальными цифрами идентификатора по ОКПД 2, они включаются в состав ИКЗ. При составлении плана-графика используются единицы измерения и описательные характеристики объекта закупки из справочника. В процессе проведения госзакупки следует указывать те же сведения в извещении, информации о госконтракте и документации по закупке. Каталог непрерывно пополняется.
Для всех записей из каталога указывается дата. Начиная с нее, заказчики обязательно должны применять эти сведения. Такое правило закрепляется в п. 10 постановления правительства № 145. В п. 3 этого документа указывается, что если дата начала еще впереди, то использовать информацию из реестра не обязательно.
Как описать объект закупки: правила 2021
История создания КТРУ напоминает старинную китайскую притчу о молодом императоре, приказавшем стражникам помогать слепым людям переходить на другую сторону дороги.
Но! Например, неверно был применен код и заказчик выбрал не тот способ закупки, если из-за некорректного применения норм национального режима был нарушен процесс выбора победителя закупки, если нормы национального режима вовсе не применялись заказчиком, то заказчик будет нести административную ответственность в опосредованном формате.
В случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемую заказчиком уникальную позицию наряду с иными товарами указанная закупка, будет проведена только для лиц, имеющие договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами статьи №33 закона по контрактной системе.
То есть неправильный выбор кода тянет за собой нарушения в рамках законодательства о контрактной системе в части проведения закупок и выбора победителя.
У нас главный контрольный орган — антимонопольный служба. Они следят за тем, чтобы не было монополии, в первую очередь, производителя. Если есть конкуренция между производителями, то это хорошо. Есть два производителя — уже есть конкуренция.
В документе, в частности, определено, что за формирование каталога отвечает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время — Минфин). Кроме того, установлено, какая информация в отношении каждого объекта должна включаться в КТРУ, как формируется каждая его позиция и прочие моменты.
Основные ошибки при работе с каталогом и ответственность за них
КТРУ — это уникальная последовательность символов. Для тех ТРУ, что присутствуют в справочнике лекарств (ЕСКЛП), этот идентификатор содержит 13 разрядов. Не нужно путать их с математическими, в отношении кода ТРУ разряды формируются по другому принципу. Они представляют собой отдельные части всего большого кода, каждая часть может содержать несколько цифр. В шифре всего присутствует 21 знак. Вот что такое КТРУ в госзакупках:
- позиции с 1 по 9 являются 9-символьным ОКПД 2. Для каждого кода подгруппы, вида и категории этого классификатора должна быть задана одна или несколько строк в реестре ТРУ;
- в символах с 10 по 15 содержится порядковый номер ассортиментного набора, объединенного по общим признакам. Для случая, когда определенная составляющая часть реестра не попадает ни в один набор, в этой части идентификатора указывается «0»;
- позиция 16 — это вид объекта закупки (1 — соответствует товару, 2 — работе, а 3 — услуге);
- в 17 по 21 символах задается порядковый номер строки перечня, которая относится к одному ОКПД 2.
Закупка данного товара, работы, услуги может быть осуществлено только в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616.
Закон не обязывает участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, а, следовательно, заказчик не может устанавливать в аукционной документации химические показатели, значения которых становятся известными при испытании товара.
Указанные электронные документы подаются одновременно. Согласно ч. 8.1 ст. 66 закона № 44-ФЗ заявка на участие в ЭА, в описание объекта закупки которого в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ включается проектная документация, направляется участником ЭА оператору ЭП в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные ч. 3.1 и 5 ст. 66 закона № 44-ФЗ.