Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение тарифов ЖКХ в 2022-2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Последний раз цену коммуналки пересматривали 01.07.22, в результате чего население РФ в зависимости от региона проживания стало платить на 2,9 – 6,5% больше. При этом официально средний по России размер индексации составил 4%.
Коэффициенты индексации
Важно! С 01.12.22 анонсировано увеличение стоимости ЖКУ на коэффициент, который не должен превышать 9%.
Традиционно цены ЖКХ в регионах будет устанавливать правительство каждого субъекта РФ, и сколько предстоит оплачивать за декабрь, можно будет узнать уже с 1 января 2023 на официальных сайтах обслуживающих компаний.
В Минэкономразвития рассчитали, что среднее хозяйство после того, как будет произведено повышение услуг ЖКХ в размере до максимальных 9%, будет обходиться владельцам в 2023 году на 324 рубля дороже, чем во второй половине 2022 года до повышения.
Формулировка «применить повышающий коэффициент» уже устоялась, но все же стоит уточнить: применить в рассматриваемом нами случае — значит умножить. Умножать нужно норматив потребления той или иной КУ на повышающий коэффициент.
Повышающий коэффициент применяется только к утвержденному нормативу потребления КУ.
Формула расчета платы за ХВС и ГВС с применением повышающего коэффициента Формула утверждена подпунктом «а» (1) пункта 4 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг: Сноска 1 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 № 120. |
Когда применяется коэффициент
На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Если его нет, следует применять норматив. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.
Пункт 42 Правил №354 определяет порядок расчёта платы за ресурс при отсутствии счётчика. То есть если водомер отсутствует,плата будет исчисляться не по его данным, а исходя из норматива потребления, помноженного на повышающий коэффициент.
Нормативы потребления утверждаются отдельными нормативными актами для каждого ресурса отдельно в каждом регионе. Например, на москвича по норме полагается 6,935 кубов холодной воды и 4,745 горячей. Пермяку же придется платить меньше – за 5,6 и 3,4 куба соответственно.
Повышающий коэффициент к коммунальным услугам в Москве, СПб, других городах
Размер квартплаты при отсутствии приборов учета зависит от установленных тарифов, умножаемых на ПК. Если коэффициент единый для всех субъектов, то тарифы в каждом регионе разные. Причем они еще и регулярно повышаются.
Самые высокие расценки традиционно в Москве. За электричество москвичи платят от 5 руб. 92 коп. за кВт/ч. За холодную воду 43 руб. 57 коп. за куб (по счетчикам, не считая водоотведение), за горячую – 211,67 руб. Кстати, если ежемесячно на квартплату уходит больше 10 % бюджета, то жители столицы имеют право на субсидию.
В Санкт-Петербурге в 2022 году жители СПб за холодную воду платят 33,68 руб., за горячую – 112,82. Электроэнергия в домах с газовыми плитами стоит 4,89 р. за кВт*ч.
И в других городах России ситуация не радужная. По информации Института естественных монополий из 15 городов-миллионников в 10 превышен предел для услуг ЖКХ. Во главе списка – Омск. Здесь во второй половине 2019 года тарифы выросли на 9%. Среди других городов в список вошли Ростов-на Дону, Воронеж, Екатеринбург.
Превышение не зафиксировано в 5 городах: Москва, СПб, Нижний Новгород, Пермь и Уфа.
Эти данные говорят о том, что Постановление Правительства о сокращении злоупотреблений и превышении предельных темпов роста за ЖКУ, принято очень вовремя.
Как рассчитать повышающий коэффициент на горячую воду
Собственнику квартиру не нужно самостоятельно рассчитывать коэффициент на холодную или горячую воду, если не установлен индивидуальный прибор учета. Размер является фиксированным и прописывается в нормативных актах. Повышающий коэффициент применяется на всей территории России.
Если в квартире отсутствует счетчик на воду, то коммунальные службы проводят расчет по формуле. Для этого необходимо учесть число человек, которые проживают в квартире, значение норматива, множитель и сумму по тарифу. В каждом городе устанавливается свой тариф на потребленный ресурс. Повышающий коэффициент составляет 1,5-1,6.
Если знать примерный расход воды, то можно рассчитать, какая оплата будет за месяц. Например, в семье расходуется только 4 куб.м., то это значение умножается на тариф. Такой расчет подходит для квартир, где установлен индивидуальный прибор учета.
Если же водяного счетчика нет в жилом помещении, то необходимо умножить количество проживающих на норматив и повышающий коэффициент, а также тариф. Стоит понимать, что сумма в квитанции начисленная по нормативам с учетом множителя в несколько раз будет превышать сумму установленную по индивидуальному счетчику.
Оплачивать воду без повышающего коэффициента возможно, если нельзя произвести монтаж водомера в квартире и были предоставлены соответствующие документы, доказывающие это.
Нормативы потребления водных ресурсов были введены правительством страны с целью мотивации людей устанавливать счетчики. Ведь они значительно завышены и большинство жильцов расходует гораздо меньше воды. Например, согласно нормативу за месяц один жилец потребляет 6,935 куб.м или 200 литров в сутки холодной воды. Стандартная ванна вмещает 250 л воды. Не все люди ее принимают ежедневно. Даже, если мыть посуду и руки, стирать вещи в стиральной машинке, принимать душ, не расходуется 200 литров. Норма была определена с учетом естественных нужд, приведенных ниже в таблице.
На что расходуется вода | Единица измерения | Затрачиваемый объем в литрах |
Мытье в душе | сутки | 30 |
Бритье, умывание, прочие ежедневные потребности | неделя | 200 |
Спуск воды с бачка унитаза | день | 200 |
Прием ванны | неделя | 400 |
Мытье посуды, готовка еды, влажная уборка | неделя | 500 |
Но фактически одному человеку в месяц достаточно 4,5 куб.м воды. По закону коммунальщики вправе повышать утвержденный норматив до двух раз с целью перекрытия расходов. В этом случае платить за горячую и холодную воду приходится еще больше.
Муниципалитету выгодно, чтобы граждане страны устанавливали водомеры. Поскольку в квартире или загородном доме может быть зарегистрировано одно количество человек, а по факту жить гораздо больше. В подобном случае реальное водопотребление возрастает в 3-4 раза. Нормативы позволяют полностью покрыть этот перерасход и избежать финансовых трат муниципальным органам.
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
Недоиндексация в июле
Все уже привыкли к тому, что каждое лето первого июля увеличиваются тарифы на коммунальные услуги. В 2022-м среднее повышение — 4% (в каждом регионе цифра разная, речь идет о среднем показателе). Но в 2021-м индексация составила 8,4% (а индексация связана с инфляцией). Получается, что гражданам пошли навстречу и уменьшили индексацию на целых 4,4%.
А прогноз на 2023-й год — 16,5% роста. Вот и получается, что если суммировать июльскую “недоиндексацию” и прогнозируемую индексацию будущего года, получится 21%. Это пятая часть от нынешних сумм к оплате в квитанциях граждан! Представьте, что вы зимой заплатили 9000 рублей за ЖКУ, а в новом году вам пришел счет на 10890 рублей. Для многих это колоссальный рост цен. И это притом, что реальные заработные платы упали на 6,1% в годовом выражении. А что делать коммунальщикам, у которых огромный кассовый разрыв из-за разницы инфляции и индексации их услуг? Они потребуют “доплаты” из бюджетов регионов, которые ограничены в нынешних условиях.
Аналитик ИКСИ Елена Киселева рассказал о том, что если допустить двузначный рост стоимости ЖКУ, это приведет к народным волнениям и увеличению числа должников, которых и так уже насчитывается 4,6 миллионов россиян.
Норматив потребления и тарифы на воду в разных регионах РФ
Размер удельного потребления корректируется региональными властями с учетом климата, мощности водоснабжающего источника, качества воды, этажности постройки и т. д. Порядок определения нормативов регулируется действующей редакцией Постановления Правительства № 306, принятого в 2006 году. Средний показатель объема потребленного ресурса составляет 6,935 на услуги по ХВС, 4,75 — на ГВС.
Пример месячной нормы потребления воды в куб. метре на 1 человека, проживающего в благоустроенном МКД для разных регионов:
Областной центр | ХВС (м3) | ГВС (м3) |
Москва | 6,94 | 4,75 |
СПб | 4,90 | 3,48 |
Белгород | 4,33 | 3,12 |
Брянск | 4,17 | 3,02 |
Казань | 6,73 | 3,44 |
Екатеринбург | 5,62 | 5,04 |
Краснодар | 4,04 | 2,65 |
Уфа | 6,35 | 2,58 |
Зачем повышен коэффициент
Некоторые собственники не устанавливают приборы учета из-за нехватки денег, поскольку за монтирование нужно заплатить немалую сумму, а перед этим счетчик необходимо купить за свои деньги. В других случаях гражданам, которые сдают жилье, невыгодно устанавливать эти устройства, поскольку они не желают оплачивать действующие нормативы и начисления за них. Отдельно стоит сказать о владельцах домов с садовыми участками. Освещение и водоснабжение такого хозяйства обходится дорого, а показатели могут повышаться, если установить счетчики. Поэтому они идут простым путем, и не ставят эти устройства, чтобы сумма за услуги ЖКХ не была увеличена.
Для того чтобы предупредить случаи расхищения коммунальных ресурсов, и был создан повышающий коэффициент. Таким способом пресекается воровство электроэнергии и воды, когда некоторые собственники тратят на оплату меньше, чем используют.
Но, хоть по закону и требуется монтировать счетчики, если есть техническая возможность, за невыполнение этих требований никакого наказания не предусмотрено, кроме повышающих коэффициентов при отсутствии приборов учета.
Будет ли отмена повышающего коэффициента на воду
Слухи об отмене коэффициента постоянно муссируются в обществе. Слишком много людей недовольны его введением. Такой законопроект не принят. Более того, принятие пока и не планируется.
По последним новостям, есть идея заменить повышающий коэффициент аналоговыми платежами. То есть в качестве образца по среднему потреблению ресурсов берется соседний дом или квартира, в которой счетчики стоят. И начисляется аналогичная оплата для квартир, которые платят по нормативам. Но это все только на уровне идеи.
Однако рассматривается возможность отменить уплату коммунальных услуг в полуторном размере малообеспеченные семьи. Они не располагают средствами, нужными на покупку и установку счетчиков. Такие траты могут серьезно подорвать, и так и скудный, бюджет.
Кроме того, в некоторых регионах страны власти сделали установку счетчиков бесплатной.
Правительство планирует и дальше модернизировать комплекс ЖКУ. Например, с конца 2020 года во всех новостройках хотят устанавливать новые модели индивидуальных приборов учета, которые самостоятельно раз в месяц дистанционно передают свои показания. Нужно только ввести определенную программу. Воплотится ли этот замысел, мы с вами сами скоро увидим.
Повышающий коэффициент применяется к жилым и нежилым помещениям, в которых:
- не установлены приборы учета, хотя техническая возможность имеется;
- закончился срок эксплуатации счетчиков;
- приборы учета не прошли своевременную поверку;
- не предоставляется возможность проверить достоверность показаний представителями управляющей компании.
Если жильцы не передали показания счетчиков, то им тоже начисляют оплату по нормативу с применением множителей. Но как только показания передадут, будет произведен перерасчет.
Обратите внимание, при окончании срока службы приборов учета, дается 3 месяца на их замену. Начисление в это время будут считать исходя из средних показаний за последние полгода. Поэтому поверку и замену счетчиков лучше производить заранее.
Коэффициент не увеличивается в случае, если:
- нет технической возможности установить в доме (в квартире) счетчики;
- ваше жилье признано аварийным;
- горячая вода поступает только в систему отопления;
- в доме зафиксировано низкое потребление отопления и электричества.
О том, что не имеется технической возможности установить счетчики, судят не со слов собственника жилья. Должна быть проведена специальная экспертиза. А ее результаты рассылаются в компании-поставщики услуг ЖКХ.
Повышающие коэффициенты условно делятся на две группы
Наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец посвятила новый выпуск онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» теме применения повышающих коэффициентов при расчёте платы за коммунальные ресурсы и разбору случаев, когда такие расчёты влияют на плату КР на СОИ, которую управляющая организация вносит поставщику ресурсов при прямых договорах:
Повышающие коэффициенты, применяемые при расчётах платы за коммунальные ресурсы, потреблённые собственникам помещений, можно условно разделить на две группы:
- Применяемые в соответствии с п. 60 ПП РФ № 354 по истечении трёх расчётных периодов в случаях, перечисленных в пп. «а», «г» п. 59 ПП РФ № 354:
- индивидуальный прибор учёта, принятый к расчётам, вышел из строя или утрачен;
- истёк срок эксплуатации индивидуального прибора учёта.
- собственник отказался предоставить исполнителю КУ допуск к счётчику.
- Применяемые при составлении акта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ (п. 81(11) ПП РФ № 354).
Группы коэффициентов различны не только по случаям их применения, но и по влиянию на объём КР на СОИ. Существуют два варианта: в одном случае размер платы управляющей организации снижается, а в другом – нет. Разберёмся, от чего это зависит.
О возможности принудительной установки
Часть квартировладельцев в силу собственной юридической некомпетентности опасаются возможности прихода в их жилище сотрудников управляющих компаний с целью принудительной установки приборов. Кто-то из людей ошибочно полагает, что в случае оказания сопротивления жильцами возможно обращение сотрудников водоканала в органы полиции.
Что же на самом деле? Нормативный документ разъясняет, что обеспечение доступа в квартиры сотрудников управляющего органа — обязанности граждан. Но это далеко не равнозначно неизбежности принудительной установки счётчика. Фактически данное мероприятие по-прежнему является сугубо личным решением каждого квартировладельца. Никаких штрафов или санкций в настоящее время не предусмотрено за неустановленные счетчики воды. Повышающий коэффициент — вот способ наказать несговорчивых жильцов. С каждым полугодием владельцы квартир, не оборудованных счетчиками, платят всё больше и больше.