Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единовременные пособия, выплаты беженцам и вынужденным переселенцам в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.
Участие в программе переселения
Многие из украинских беженцев, особенно из Донбасса, русские по крови. К тому же они родились в одной из бывших республик СССР. Поэтому имеют право на участие в Госпрограмме переселения соотечественников.
Правда, первое условие не соблюдается – переселение для беженцев вынужденное. Но, уже находясь на территории РФ, они могут добровольно переехать жить в округ, который нуждается в переселенцах. Получить за это подъемные и к тому же компенсационные привилегии – проезда, провоза и растаможку багажа на российской территории.
Адаптационный капитал, или как его называют сами переселенцы, «подъемные» в разных регионах России разные. Чем севернее край, чем дальше от столицы, чем менее развит и населен, тем сумма выше.
Важно! Максимальные суммы адаптационного капитала – 240 000 рублей переселенцу и по 120 000 всем членам его семьи, кроме несовершеннолетних и пенсионеров. Выплачивают в два приема. Первый 150 000 и 70 000 заявителю и семье сразу. Второй, спустя 18 месяцев – 90 000 и 50 000 соответственно.
Такие суммы получают далеко не все. Есть адаптационные выплаты и по 20 000, и даже по 10 000. Но все равно это больше, чем все вместе взятые пособия, полагающиеся беженцам. К тому же переселенцам оказывается социальная помощь, компенсируются адвокатские и переводческие услуги и оплата госпошлины.
Что дает статус вынужденного переселенца
Упомянутый выше нормативный акт урегулировал процедуру присвоения статуса. Берутся во внимание и положения подписанной Российской Федерацией Женевской конвенции 1951 года о статусе беженцев. Документы обязывают власть содействовать лицам, заставленным обстоятельствами переехать в другую местность. Как это происходит на практике, что дает статус переселенца?
Зарегистрировав в управлении по вопросам миграции ходатайство, претендент получает пособие. При необходимости такое лицо имеет право обратиться за бесплатной медпомощью; перевезти багаж; обустроиться (вместе с членами семьи) в центре временного поселения, бесплатно питаться в нем и безвозмездно пользоваться коммунальными услугами.
Когда состояние будет узаконено, эти возможности для человека сохранятся, кроме ежемесячных денежных выплат. Людей со статусом временного переселенца не имеют права вернуть на прежнее место жительства и переместить на ту территорию, куда они не хотят. Права вынужденных переселенцев в РФ гарантируются государством.
Статистика приема мигрантов
Учет внутренних перемещений внутри страны ведут органы МВД, иначе говоря – миграционный учет. Миграционный учет ведется и в отношении лиц, прибывших в Россию из других государств.
За последние пять лет в Российскую Федерацию наибольшее количество людей прибыло из Украины. Это объясняется военными действиями, в результате которых украинцы вынуждены покидать свои дома и искать убежище на территориях соседних государств, а также на этом фоне снижением уровня жизни в стране, в связи с чем люди приезжают в Россию с целью трудоустройства.
Наиболее предпочтительные регионы, куда прибывают украинские граждане, это – Ростовская, Белгородская, Московская, Ленинградская область, Краснодарский, Ставропольский край. Достаточное количество людей едут в более отдаленные регионы (Сибирь). Это те районы и города, которые люди выбирают самостоятельно для проживания.
Выплаты если стал беженцем
Выплаты могут назначаться в основном после приобретения статуса беженца, тем не менее, например, жильем человек вероятнее всего будет обеспечен и во время получения этого статуса. Чтобы получить статус беженца требуется обратиться в миграционный центр региона, в который бежал человек.
Стоит учитывать, что должен быть определенный пакет документов. Будет очень полезно, если будет хотя бы паспорт. Тем не менее, теоретически возможно ситуация, когда человек оформят беженцем и без документов, так как, например, человек мог бежать в сугубо критической ситуации и времени на сбор документов у него могло не быть.
Чтобы получать выплаты по пособиям, компенсации и т. д., необходимо уже иметь статус беженца. Кроме того, автоматически такие выплаты не предоставляются, таким образом, для этого необходимо написать ходатайства.
Если человек еще не покинул свою страну или сначала выехал не в Россию, а в другое государство, но хочет искать убежища именно в России, то ему нужны консульские представительства или посольство.
Если речь идет о беженцах на территории России — нужно обращаться в органы ФМС (Федеральной миграционной службы). В приграничных областях заявление на признание человека беженцем теперь принимают не только «территориальные» органы ФМС, т.е. центральные учреждения в областных центрах, но и многие другие.
Когда можно НЕ идти в военкомат, если получил повестку
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин вправе не являться по повестке при наличии уважительных причин, которые должны быть документально подтверждены.
К ним относятся:
- Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- Иные причины, признанные уважительными.
Проблемы миграции в современном обществе являются универсальными. На сегодняшний день сформирована и функционирует правовая база социальных проблем беженцев, включающая как государственное, так и международное законодательство.
Законодательную базу Российской Федерации по вопросам беженцев составляют: законы «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации» и федеральная миграционная программа. Все эти законодательные акты направлены на регулирование вопросов пребывания мигрантов в стране и защиту их прав.
Социальная защита беженцев регулируется и основными актами международного права, к которым относятся: Конвенция ООН о статусе беженцев, Заключительный акт совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанный в Хельсинки.
Проблема социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев остро встала перед Россией в связи с распадом СССР, сопровождаемом взрывом сепаратизма, вооруженными конфликтами, ломкой прежнего уклада жизни миллионов людей. Эти события спровоцировали потоки вынужденных переселенцев, резко обострил миграционные процессы в России.
Вынужденная миграция второй половины 90-х годов, на фоне усиления роли экономического кризиса, была вызвана следующими комплексными факторами: пронациональным законотворчеством, предполагающим дискриминацию по языковому и национальному признакам; резким снижением уровня жизни (в большей степени у лиц некоренных национальностей); усилением этнокультурной дистанции; высоким напряжением на рынке труда; ухудшением экологии (образованием зон природных и техногенных катастроф).
Первые беженцы появились уже в 1989 году. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок — месхетинцев. В 1990 году из Баку прибыло 90 тыс. человек, из них около двух третей – русские. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыли 100 тыс. осетин.
Характерной особенностью миграционной ситуации в эти годы являлось преобладание концентрации мигрантов в центральных, достаточно густонаселенных старо обжитых регионах с благоприятными природными условиями, относительно высоким уровнем социально-экономического развития и спокойной политической обстановкой. Серьезное воздействие на ситуацию оказывало наличие очагов, способствующих возникновению вынужденной миграции в Чеченской республике и в районе Осетино-ингушского конфликта.
Сложившаяся ситуация привела к необходимости принятия Правительством РФ срочных мер, обеспечивающих помощь и поддержку людям, которые вынуждены были покинуть места своего прежнего проживания.
Основными руководящими документами в работе с вынужденными переселенцами и беженцами являются законы Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (1995) и «О беженцах» (1997), предусматривающие решение вопросов, связанных с предоставлением статуса вынужденного переселенца и беженца, реализацией комплекса организационных, экономических, правовых, финансовых, информационных и других мероприятий, направленных на оказание помощи вынужденным мигрантам в обустройстве на новом месте жительства.
Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо в следствие реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 28.12.1995.).
Беженец – лицо, которое является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Закон РФ «О беженцах» от 28.06.1997.).
Таким образом, беженцем обычно считается человек, который пересек границу другого государства, убегая от опасности. В России беженцами называют людей, находящихся на территории РФ и не имеющих российского гражданства, которые по некоторым дискриминирующим причинам не имеют возможности вернуться к себе на Родину.
Вынужденные переселенцы – это те же беженцы, но являющиеся гражданами России. Они имеют гражданство РФ и подверглись дискриминации по пяти признакам: расовому, этническому, конфессиональному, социальному и политическому. Международное право не знает такой категории населения. В других странах существуют «внутри перемещенные лица». Это люди, которые вынужденно перемещаются внутри одной страны из-за природных катаклизмов, техногенных катастроф, либо военных действий. В РФ такого понятия в праве не существует. Хотя, именно под него попадают, например, беженцы из Чечни.
Сравнивая основные льготы, предоставляемые законодательством вынужденным переселенцам и беженцам, необходимо заметить: хотя закон предоставляет беженцам все основные права граждан России, однако существуют некоторые ограничения. Так, в отличие от вынужденных переселенцев они, например, могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в льготную очередь на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев – нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время получения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам – нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев – учащихся техникумов и студентов ВУЗов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.
Решение о признании вынужденным переселенцем принимает территориальный отдел по делам миграции. В случае, если миграционная служба отказывает в предоставлении статуса, есть возможность подать жалобу сначала в вышестоящую инстанцию, а потом в суд. А пока жалоба рассматривается, человек имеет право жить в Центре временного размещения и получать бесплатную медицинскую помощь и лекарства. Ему обязаны выдать документ, подтверждающий его легальное положение и гарантирующий защиту определенных законом прав.
Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:
- отсутствие оснований для признания беженцем;
- против мигранта возбуждено уголовное дело;
- у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
- прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
- незаконное пересечение государственной границы России;
- предоставление неполной или неправдивой информации;
- брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
- уже есть разрешение на временное проживание;
- лицо уже находится под защитой ООН.
Ответы на распространенные вопросы про льготы переселенцам
Вопрос №1: Можно ли считать преследование со стороны властей лица, подозреваемого в совершении преступления, которого он в действительности не совершал, поводом для получения статуса вынужденного переселенца?
Ответ: Нет, а такой ситуации остается только сдаться властям и доказать свою невиновность, после чего продолжать жить прежней жизнью.
Вопрос №2: Супруг фигурировал в уголовном деле как подозреваемый, но был оправдан и отпущен на свободу, однако, соседи с тех пор относятся к семье враждебно. Можно ли считать это поводом к переселению и получению соответствующего статуса?
Ответ: Да, но только в том случае, если семья получает реальные угрозы, а не только упреки или насмешки со стороны соседей.
На какую помощь могут рассчитывать беженцы
Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:
- временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
- денежные выплаты (единовременные и суточные);
- бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
- юридические консультации и психологическая помощь;
- льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
- возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.
Процедура получения статуса беженца описана в третьей статье федерального закона. Соискателю следует обратиться в диппредставительство, консульство РФ, ГУВМ (в случае нахождения на территории России) или органы пограничного контроля.
Ходатайство подается только в письменной форме, образец установлен приложением 1 приказа МВД №838. В форме должны находиться анкетные данные соискателя, информация о прибывших с ним лицах и просьбу о признании беженцем. Такое заявление должно быть заполнено каждым дееспособным членом семьи на русском языке.
Принятие и рассмотрение ходатайства проходит в два этапа. На первом сотрудник УВМ проводит поверхностную проверку данных и их предварительное рассмотрение. По регламенту, этот этап длится пять дней. Далее принимается окончательно решение по присвоению иностранцу статуса беженца. Полный срок рассмотрения ходатайства занимает от двух (на территории РФ) до трех месяцев (за ее пределами).
Преимуществ у данной программы достаточно много. Чтобы получить к ним доступ, потребуется обратиться в соответствующие структуры и предоставить соответствующие документы. При полном соответствии установленным требованиям и условиям, можно получить такие привилегии:
- Возврат средств, потраченных на дорогу к новому месту;
- Компенсация за арендованное жилье. Данная сумма выплачивается, пока человек и его близкие, не получат официальное гражданство. Но здесь присутствует ограничение. Получать пособие можно до 6 месяцев;
- Специальные льготы на транспортировку вещей через границу. При условии, что они не ограничивают стоимость перевозимых предметов;
- Можно ввезти один легковой автомобиль и не оплачивать пошлину;
- Перечисление единовременного пособия;
- Средства, которые можно направить на обустройство или «подъемные». Размер данной выплаты зависит от приоритетности территории;
- Если человек какое-то время не может устроиться на работу, ему положено ежемесячное пособие;
- Специализированная адресная помощь;
- Некоторым положены особые социальные выплаты;
- Возврат суммы оплаченной госпошлины, необходимая для оформления положенных документов;
- На протяжении полугода можно получать компенсацию тем переселенцам, у которых дети не посещают д/с.
Указанное в перечне выплат единовременное пособие можно потратить на такие цели:
- Обслуживание в поликлиниках.
- Нострификация.
- Перевод документов и их заверение у нотариуса.
- Обслуживание в области пенсионного страхового обеспечения.
- Процедура официального трудоустройства.
- Получение услуг в сфере образовательных учреждений.
- Иные расходы, которые связаны с документами.
Данные выплаты предусмотрены Постановлением Правительства РФ No 270. На основании этого можно сделать вывод, что государство достаточно активно содействует адаптации и обустройству переселенцев. Подобная поддержка имеет вид финансовых выплат и социальной помощи. Но для начисления ее необходимо иметь достаточно серьезные основания.
Статистика приема мигрантов
Учет внутренних перемещений внутри страны ведут органы МВД, иначе говоря – миграционный учет. Миграционный учет ведется и в отношении лиц, прибывших в Россию из других государств.
За последние пять лет в Российскую Федерацию наибольшее количество людей прибыло из Украины. Это объясняется военными действиями, в результате которых украинцы вынуждены покидать свои дома и искать убежище на территориях соседних государств, а также на этом фоне снижением уровня жизни в стране, в связи с чем люди приезжают в Россию с целью трудоустройства.
Наиболее предпочтительные регионы, куда прибывают украинские граждане, это – Ростовская, Белгородская, Московская, Ленинградская область, Краснодарский, Ставропольский край. Достаточное количество людей едут в более отдаленные регионы (Сибирь). Это те районы и города, которые люди выбирают самостоятельно для проживания.
Переселенцы в Украине: число, поддержка
В Украине переселенцами являются лица, покинувшие свое постоянное место проживания в результате боевых действий на Донбассе (антитеррористической операции). Также статус переселенца имеют право получить жители Крыма, которые выехали в украинские населенные пункты.
По состоянию на декабрь 2020 года, число таких лиц возросло до 1,6 миллионов. Основная масса выехавших – это молодежь и люди средних лет. Указанная цифра свидетельствует только о тех людях, кому выдана справка переселенца, кто зарегистрировался в органах социальной защиты.
На самом деле количество людей из Луганска и Донецка, покинувших свои дома, значительно больше, поскольку не все официально оформляют данный статус. Кроме того, часть населения республик ЛНР и ДНР выезжает в ближайшие страны (Россия, Беларусь, Польша).
В Украине еще в 2014 году был принят закон № 1706-VII, регламентирующий права перемещенных из зоны АТО лиц, и ряд постановлений Кабинета Министров. Законодательством страны регулируются вопросы приобретения статуса, гарантии прав, получения материальной помощи. Международные благотворительные фонды и волонтерские организации оказывают содействие в предоставлении психологической, юридической помощи, поиске работы, жилья, предоставлении продуктов питания и одежды, получении грантов на открытие бизнеса и т.д.
Справка: Помощь переселенцам в Киеве, Харькове, других городах предоставляют такие международные организации, как «Каритас», «Донбасс-СОС», «Норвежский совет по делам беженцев».