Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экономика связана с изучением экономических систем различных уровней организации. Одним из основных предметов изучения является экономика одного государства или экономики. Это сложная структура, которая состоит из социальных, экономических, организационно-технических, научных и технологических элементов. В то же время вся система национальной экономики имеет общий экономический эффект, который создается на основе вышеперечисленных составляющих. Экономический рост сопровождается укреплением национальных рынков, к которым относятся финансовые рынки, рынки товаров, услуг, капитала и труда и т.д.
Для более полной картины системы, а также для разработки методов и принципов управления и отслеживания процессов в этой системе необходимо разделить ее на подсистемы:
- Транснациональные сделки, предполагающие взаимодействие с иностранными контрагентами;
- Федеральное правительство занимается процессами на макроэкономическом уровне внутри государства;
- Взаимоотношения между различными областями устанавливаются на региональном уровне;
- Внутрирегиональный анализ экономики внутри единицы.
Хотя структура национальной экономики достаточно сложна, наиболее важные данные о ее состоянии генерируются на макроэкономическом уровне. Как правило, их сравнивают с аналогичными показателями других стран для выявления закономерностей и определенных тенденций в системе.
Теоретическая основа экономики преследует следующие цели:
- Установление отношений и возникновение повторяющихся событий на основе экономических законов;
- Определение скорости и объема воспроизведения;
- Изучение структурного типа национальной экономики и сравнение ее с мировым и международным опытом;
- Разработка необходимых мер и действий для улучшения общего состояния системы, преодоления кризисов и негативного воздействия факторов;
- Реализация макроэкономического подхода к изучению процессов в системе;
- Изучение социально-экономических процессов, их сравнение с предыдущими периодами;
- Выявление факторов и степени их влияния на систему;
- Проведение анализа и оценка текущего состояния экономики.
Первый этап большой приватизации
Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.
Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.
Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям. По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей. Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.
Первый этап приватизации – ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности.
Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:
-
массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
-
формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
-
обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
-
создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
-
содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
-
создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
-
расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялась в следующих условиях:
-
избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;
-
Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;
-
в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;
-
в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;
-
иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.
Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:
-
массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;
-
форсирование приватизации по времени осуществлялось подсчетом включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;
-
отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном – путем продажи по минимальным ценам.
Процесс приватизации в России качественно отличался от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.
Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.3 Программа предусматривала 4 способа приватизации:
-
аукцион,
-
коммерческий конкурс,
-
аренду с правом выкупа,
-
акционирование.
Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» рассматривал приватизацию не просто как переход от одной формы собственности к другой, а как смену собственника, создание нового носителя отношений собственности.
В качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел 4 возможности:
-
использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
-
участвовать в чековом аукционе;
-
купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
-
продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).
Разработанная модель чековой приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой набором льгот, предоставляемых работникам предприятий.
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1426 млрд. руб., т.е. около 20%.4 Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
Оценивая качественные и количественные итоги первого этапа приватизации, сделаем выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике.
Количественный успех массовой приватизации стал очевидным уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано более 15000 крупных и средних предприятий (табл. 1, табл.2). К концу января 1993 г. 98% всех ваучеров, или 144 млн. единиц, оказалось использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций, что свидетельствовало о чрезвычайно распыленной структуре акционерной собственности. Гораздо меньше ясности с качественными итогами приватизации. Как и ожидалось, влияние отраслевых министерств на предприятия было окончательно сведено на нет, а идеи их функционеров относительно объединения предприятий в финансово-промышленные группы так и не были востребованы.
Решена главная задача – устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
Таблица 1.5 Число частных и приватизированных предприятий в России, 1991 — 1994 гг.
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
|
Все частные или приватизированные |
250000 |
550018 |
873509 |
891462 |
Приватизированные в течение года |
46815 |
42185 |
23000 |
|
Всего приватизированных к концу года |
46815 |
89000 |
112000 |
|
Крупных и средних предприятий, Приватизированных к концу года |
18 |
8509 |
164626 |
|
Малых вновь созданных предприятий к концу года |
250000 |
502203 |
784509 |
779462 |
Приватизация в России как притворная «политическая» сделка. Можно ли вернуть ее стороны (государство и народ) в первоначальное положение?
Коллеги на этом ресурсе все чаще затрагивают политические темы, которые имеют правовой контекст. Вот и я хотел бы поделиться своими соображениями насчет одного из ключевых событий в истории новой России – приватизации государственного имущества.
Важность этого вопроса объясняется тем, что приватизация 90-х сформировала основы нынешней социальной структуры общества и политической системы государства, то есть фундамент той реальности, в которой мы существуем сейчас.
На мой взгляд, будет весьма любопытно оценить приватизационные процессы с позиций выявления их реальных целей и действительного смысла, применив тем самым распространенные сейчас методики оценки фактических обстоятельств.
Публично смысл приватизации сводился к справедливому распределению государственной собственности между гражданами страны и созданию класса «эффективных и ответственных» собственников, по факту же целью была передача собственности небольшой группе «инициативных» граждан, причем заведомо без какого-либо возмещения с их стороны и выгоды абсолютного большинства граждан.
Процесс приватизации в России состоял из нескольких связанных между собой последовательных мероприятий, направленных на достижение обозначенной выше цели, тем самым здесь была реализована популярная и ныне схема цепочки технических действий (сделок), которые маскирую конечную цель.
Действительный смысл: изъятие у населения значительных личных накоплений за счет их обесценивания и ограничение возможности широкого участия граждан в приватизационных процессах.
Формальная цель: пропорциональное распределение национального достояния между гражданами страны.
Действительный смысл: создание механизма, который позволил с минимальными затратами сконцентрировать приватизационные права (ваучеры) и направить их на льготное приобретение акций ограниченной группой «соискателей» (при формальном соблюдении права каждого на долю в национальном достоянии). Задача была решены путем свободного обращения ваучеров и создания чековых инвестиционных фондов, которые собирали ваучеры якобы для целей инвестирования в промышленные активы, фактически же – для скупки акций в пользу заинтересованных лиц.
Приватизация промышленности (или большая приватизация)
Формальная цель: создание эффективной экономики, основанной на частной собственности.
Действительный смысл: формирование условий для концентрации собственности в руках ограниченной группы. Технология здесь была не хитрой: предприятия выкупались «советским» менеджментом (красные директора) с последующей уступкой контроля предпринимательскому сообществу. При этом ни директора, ни предприниматели не несли реальных расходов на приобретение акций – средства были получены за счет трансфертного ценообразования при реализации продукции самих предприятий.
Формальная цель: привлечение государством частного финансирования для покрытия бюджетных расходов под залог акций крупных промышленных предприятий.
Действительный смысл: передача государственных активов в руки заинтересованных лиц. Как и в случае с «большой» приватизацией, покупатели не понесли реальных расходов – цена акций была значительно ниже рыночного уровня, а оплата производилась за счет государственных средств, размещенных на счетах банков, связанных с покупателями.
На мой взгляд, власть не имела злонамеренной и корыстной цели в реализации фактического плана приватизации, она всего лишь использовала ясный ей сценарий, когда активы передаются под контроль ограниченной и персонально понятной группы лиц, а не абстрактной массе миноритарных собственников-акционеров.
Но, как быто ни было, абсолютное большинство граждан страны было введено в заблуждение в отношении реальных целей приватизации, а сам процесс передачи государственных активов в частные руки носил притворный характер: формальный смысл приватизационных мероприятий не совпадал с действительным.
Проводя аналогии с гражданским законодательством, можно утверждать, что политическая сделка приватизации государственного имущества, которая была реализована в период с 1992 по 1997 году, ничтожна как притворная (ст. 170 ГК РФ).
Можно ли в этой ситуации добиваться если не реституции, то хотя бы компенсации в пользу «населения» со стороны государства и/или бенефициаров приватизационных процессов?
Вопрос, конечно, риторический. В оценке приватизации, как ни странно, между разными политическими силами сформирован относительный консенсус.
Президент еще в 2003 году (на фоне истории с ЮКОСОМ) заявил, что результаты приватизации священны и пересматриваться не будут. Надо сказать, что слово свое он сдержал – тренда на оспаривание приватизационных сделок не возникло ни в государственной политике, ни в судебной практике.
Со своей стороны «ключевой» оппонент власти (борец с коррупцией, берлинский пациент и просто Блогер), по поводу ревизии итогов приватизации высказался довольно туманно, предложив выборочно обложить некоторых владельцев бизнеса разовым налогом, компенсируя, таким образом, потери бюджета при передаче соответствующих производственных активов.
Все это означает, что российский бизнес, который владеет приватизированными в 90-е годы предприятиями (или их правопреемниками), будет продолжать нести соответствующие риски, пока не этот «первородный грех» не будет искуплен те�� или иным способом.
Документы для приватизации
Перечень документов в федеральном законодательстве не установлен. Каждый регион самостоятельно утверждает этот список.
Например, в Москве действует свой административный регламент, по которому надо предоставить следующие документы:
Для отдельных категорий — например, военнослужащих, недееспособных, детей без попечения родителей или из специализированных учреждений — потребуются дополнительные документы. Например, нотариальная доверенность, если заявление и документы подает представитель, или решение органа опеки, попечительства и патронажа, если документы подает опекун несовершеннолетнего. Перечень других документов, которые могут потребоваться, содержится в административном регламенте.
Где получить документы на приватизацию. Заявление можно заполнить по месту подачи — в МФЦ.
Решения органов опеки и попечительства, решения и приговоры суда, справка об освобождении, документ, подтверждающий отбывание наказания, выписка из личного дела военнослужащего выдаются в соответствующих органах — опеки и попечительства, суде, исправительном учреждении или архиве военной части.
Договор социального найма на квартиру, ордер или выписка из распоряжения органа исполнительной власти должны быть на руках у социального нанимателя. Если утеряны, надо обратиться в архив через МФЦ.
Документ о гражданстве РФ — в многофункциональном миграционном центре.
Выписку из домовой книги или аналогичный документ и выписку из лицевого счета — в ТСЖ (УК, ЖСК и пр.) или в МФЦ.
Документ, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, — в органе местного самоуправления или организации технической инвентаризации — БТИ.
Лучше заранее взять в МФЦ перечень документов, которые требуются в вашем регионе, и сразу уточнить конечную дату их действия. Так можно сориентироваться, какие документы получить первыми, а какие непосредственно перед подачей заявления, чтобы не пришлось один и тот же документ запрашивать несколько раз.
Порядок приватизации квартиры
Подать заявление на приватизацию квартиры можно лично или через представителя в МФЦ. В некоторых регионах, например в Москве, заявление принимают в электронной форме через интернет.
Шаг второй — дождаться окончания проверки документов. Заявление должны рассмотреть максимум за 46 рабочих дней — два месяца.
В результате либо откажут в заключении договора, если на это есть законные основания, либо отдадут на подпись договор передачи квартиры в собственность.
Совершеннолетние участники договора подписывают его самостоятельно или передают полномочия доверенному лицу. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет подписывают договор с согласия законных представителей — родителей или опекунов. За несовершеннолетних участников договора младше 14 лет подписи ставят законные представители — родители или опекуны.
Шаг третий — передать подписанный договор в Росреестр для государственной регистрации перехода права собственности на квартиру. Когда договор зарегистрируют, его выдадут в МФЦ с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизированную квартиру. К договору будет прилагаться бумажная выписка из ЕГРН.
Приватизация в России в 1990-е гг.: сущность, причины, цели, этапы, ошибки проведения, результаты
Приватизация – процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий.
Приватизация была нужна в России: во-первых, для ликвидации фактической монополии государственной собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств, лежащих тяжелым бременем на бюджетах всех уровней (в тех случаях, когда такая передача была экономически и социально оправданна). В-третьих, для создания экономического фундамента изменившегося в стране политического режима.
Старт приватизации был дан несвоевременно, в условиях, когда в стране наблюдался и наблюдается до сих пор ярко выраженный экономический, политический, социальный и духовный кризис. Проведение приватизации эффективно только в условиях стабильности в экономике и обществе.
Как известно, в соответствии с первым законом о приватизации 1991 г. стартовая цена продаваемого на торгах имущества должна была соответствовать его рыночной стоимости либо определяться исходя из его предполагаемой доходности. На практике имущество приватизировалось по его остаточной балансовой стоимости на базе данных переоценки основных фондов предприятий, проведенной еще в 1982 году. В условиях безудержной инфляции времен ваучерной приватизации. Это фактически даром. Особенно когда дело касалось продажи высокодоходных активов (ликероводочных производств и т.п.). Все это стало возможным под прикрытием президентских указов, а также нормативных актов приватизационных ведомств. К тому же эти акты зачастую не направлялись на обязательную регистрацию в Минюст РФ, что делало и делает их недействительными с правовой точки зрения.
Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность.
В России отсутствовала ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации. Так, без соответствующего решения уполномоченных на то органов была проведена приватизация «запрещенных к приватизации» предприятий, в первую очередь оборонных, таких, как Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, Балтийский завод, «Мурманский морской торговый порт», и многие другие. Отсутствовал общественный, независимый от власти контроль за проведением приватизации и ее результатами.
Приватизация: 30 лет спустя
Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…
Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».
Выгодно ли быть собственником жилья в наше время
Приватизация в России в 90-е годы представляла собой процесс перевода государственной собственности в частную, осуществлявшийся в период после распада СССР.
Приватизация была инициирована занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве Е. Т. Гайдаром и А. Б. Чубайсом.
Результатом приватизации стала передача значительной части государственного имущества страны в руки частных собственников. До сих пор большинство граждан Российской Федерации воспринимает процесс и итоги приватизации 90-х годов как преступные и аморальные.
С одной стороны, активная критика приватизации связана с широко распространенным мнением о недостойности новых обладателей государственной собственности и ее получении исключительно за счет личных и семейных связей с управляющей верхушкой.
Однако с другой стороны, период проведения приватизации был весьма сложен с экономической, финансовой и политической точки зрения, ведь:
- противостояние Президента и Верховного совета РФ значительно затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ;
- на Правительство оказывалось сильное давление со стороны Верховного совета;
- на момент начала приватизации у государства отсутствовала способность эффективно контролировать свою собственность, из-за чего нередки были случаи спонтанной приватизации (то есть захвата контроля над предприятиями их директорами с целью быстрого получения прибылей).
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Этапы экономического развития мирового сообщества во многом определяют действующие хозяйствующие модели на национальном уровне. Командно – административная форма экономики существовала в той или иной степени в различных странах мира. Она предполагала государственную монополию практически на все сферы хозяйственной жизни, либо высокую долю государственного сектора в экономике. Политические, экономические, социальные изменения в обществе привели к устареванию данной модели хозяйственных отношений. Многие страны произвели переход от государственных форм собственности к частной. Такой шаг повышал уровень конкуренции среди различных сфер народного хозяйства, что в конечном итоге способствовало экономическому росту всей национальной хозяйственной системы в целом.
Приватизация представляет собой процесс передачи или продажи государственной собственности в частные руки. То есть, часть государственного имущества различного уровня собственности передается негосударственным организациям или частным лицам.
Стоит отметить, что понятие разгосударствления несколько отличается от приватизации. Разгосударствление является более глобальным процессом, включающим в себя:
- ликвидацию государственной монополии;
- переход к смешанной модели экономических отношений;
- децентрализацию национального хозяйства;
- минимизация роли государства в управлении экономикой.
Получается, что приватизация представляет собой лишь элемент явления разгосударствления. При этом последнее может иметь различные формы, методы и меры реализации основной цели. Существует реприватизация, которая ведет к возвращению собственности частным владельцам. Ранее эта собственность была национализирована.
Бурный этап приватизации начался после распада социалистического лагеря. Здесь практически сто процентов экономики страны находилось в руках государства. Новые требования мирового хозяйства требовали мер по адаптации национальных экономик. В странах, где существовал капитализм, так же наблюдались процессы по передаче государственной собственности или ее части в частные руки.
Курсовая работа Плюсы и минусы приватизации 400 ₽ Реферат Плюсы и минусы приватизации 230 ₽ Контрольная работа Плюсы и минусы приватизации 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- межстрановая занимается вопросами взаимодействия с иностранными контрагентами;
- федеральная рассматривает процессы на макроэкономическом уровне в рамках государства;
- региональная устанавливает взаимосвязи между отдельными областями;
- внутрирегиональная рассматривает экономику внутри субъекта.
Хотя структура национальной экономики достаточно сложна, основные данные о ее состоянии формируются на макроэкономическом уровне. Обычно, они сопоставляются с аналогичными показателями других стран, в целях выявления закономерностей и определенных тенденций в системе.
Теоретические основы национальной экономки решают следующие задачи:
- установление взаимосвязей и повторяющихся событий на основе экономических законов;
- определение темпов и объемов воспроизводства;
- исследование типа устройства национальной экономики и ее сопоставление с мировым и международным опытом;
- разработка необходимы мер и мероприятий по улучшению общего состояния системы, преодоления кризисов и негативного воздействия факторов;
- реализация макроэкономического подхода к изучению процессов в системе;
- изучение социально – экономических процессов, их сопоставление с прошлыми периодами;
- определение факторов и степени их воздействия на систему;
- проведение анализа и оценки текущего состояния экономики.
Легальная приватизация в государственных масштабах началась с 1992 года. К этому моменту в стране уже были приняты законы и постановления, определяющие порядок и алгоритм приватизации хозяйственных субъектов для населения (Закон РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», Закон «О собственности в РСФСР», Указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год» и т.д.). И в целом программа приватизации была разделена на три стадии:
- «малая» приватизация.
- ваучерная приватизация,
- денежная приватизация.
Денежная приватизация: начали за здравие, кончили за упокой
Денежная приватизация должна была стать логическим продолжением приватизации ваучерной. Предполагалось, что в рамках этот этапа акции предприятий могли бы продаваться уже не за ваучеры, а за деньги. Предприятия для приватизации определялись Правительством РФ в плановом порядке.
Фактически денежный этап передачи государственной собственности в частные руки начался в 1995 году и планировался как постепенный процесс. Основной его целью стало пополнение порядком истощившегося государственного бюджета и привлечение инвестиций в уже приватизированные компании. Планировалось также, что пакеты акций будут выставляться на аукционы, но…
Сложная политическая и экономическая ситуация отпугивала потенциальных инвесторов, поэтому привлеченных на данном этапе инвестиций было совершенно недостаточно, чтобы должным образом развивать приватизированные предприятия. Промышленность, переданная в частные руки встала, производство практически сошло на нет. Грянул дефолт 1998 года. Нельзя сказать, что стадия денежной приватизации оказалась провальной, но большей части поставленных целей она так и не достигла.
Итогом более чем десятилетней истории приватизации в России стали:
· 9,7 миллиардов долларов, полученные государством от продажи 145 тысяч российских предприятий,
· так и не изжившее себя социальное недовольство несправедливым переделом госсобственности.
P .S . Интересен тот факт, что A натолий Борисович Чубайс, стоявший у истоков приватизации, до сих пор остается успешным политиком, сохраняя при этом рекордно низкий политический рейтинг.
Приватизация в России — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».
С другой стороны, как утверждает Владимир Мау, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.
По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров. Однако сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что приватизация была проведена с единственной целью не допустить прихода коммунистов к власти.
Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.
Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.
При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.
- Приватизация объекта требует обстоятельной подготовки: инвентаризации всей материальной базы, обязательств. Иначе новый собственник может отказаться от сделки из-за введения его в заблуждение.
- Передача в частные руки не означает автоматического улучшения управления в сфере.
- Вход бизнеса в сферу естественных монополий обязывает государство контролировать деятельность нового владельца или акционера. Бюрократии меньше не становится.
- Предложение о покупке доли акций или всего пакета должно сопровождаться исчерпывающими и долгосрочными условиями эксплуатации нового объекта. Люди боятся вкладывать деньги в долгосрочные проекты, зная, что в любой момент государство откажется от своих обязательств или изменит их. Отстоять свои позиции в суде при этом затруднительно.
Казну пополняли и при помощи залоговых аукционов. Таким образом, удавалось достаточно неплохо пополнить государственные запасы. Как это происходило? Прибыль удавалось получить за счет кредитов под залог государственных пакетов больших компаний. Таким путем собственность отчуждалась по заниженной стоимости. Именно поэтому залоговые аукционы активно критиковали и осуждали. К тому же население Российской Федерации в целом очень недоверчиво относилось к процессу приватизации. Именно в процессе приватизации страна перешла от социализма к капитализму. То есть процесс приватизации повлек за собой очень важные события государственной важности. Также приватизация привела к сокращению масштабов и объемов производства. Пострадала ,ка легкая, как и обрабатывающая промышленность.
Что такое «Неприватизированная квартира»?
Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.
По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.
ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:
- Служебные квартиры
- Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
- Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)