Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формулы расчета НВОС в Санкт-Петербурге в 2022-2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
За неуплату в срок плательщика могут оштрафовать по ст. 8.41.1 КоАП РФ:
- должностных лиц организаций — от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
- ИП — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 250 000 руб.;
- организацию — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 500 000 руб.
За несдачу или пропуск сроков сдачи расчёта экологического сбора ответственности пока нет. За опоздание или несдачу отчётности о выполнении нормативов и декларации о выпущенных товарах и упаковки установлены штрафы по ст. 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб;
- для ИП — от 50 000. до 70 000 руб;
- для юрлиц — от 70 000 до 150 000 руб.
Что такое экологический сбор?
Экологический сбор – вид отчетности, которую обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки. Суть сбора сводится к тому, что от использования произведенных и ввезенных на территорию страны товаров и упаковки остаются отходы, и для того, чтобы снизить вред на окружающую среду, правительство решило ввести на них нормативы и установить сумму сбора. Собранные средства от сборов по задумке законодателей пойдут на строительство перерабатывающих отходы заводов и другие экологические программы.
К примеру, при подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2018 год.
Сбор касается исключительно тех товаров и упаковки, которые перечислены в актуальном “Перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств”.
Производители и импортеры имеют возможность не платить экологический сбор, если они укладываются в нормативы утилизации из документа “Нормативы утилизации отходов от использования товаров” или, если самостоятельно в полном объеме утилизируют свои товары и упаковку из Перечня.
Возможно заплатить часть суммы экологического сбора, если нормативы соблюдены не полностью, а частично.
При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2018 год.
Сроки подготовки отчета и порядок уплаты экологического сбора
Выполнение обязательств по уплате сбора представляет собой расчет суммы экологического сбора, заполнение Декларации о выпуске товаров, сдача ее в территориальный Росприроднадзор, уплата суммы сбора в бюджет страны.
Декларация о выпуске товаров сдается до 15 апреля каждого года. В документе отражается информация о количестве и видах произведенных и/или привезенных из-за рубежа товаров и упаковки за предыдущий год. Экологический сбор уплачивается до 1 апреля каждого года.
Сумма сбора рассчитывается умножением ставки сбора на массу готового товара или на количество единиц готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории страны, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Порядок и срок уплаты экологического сбора
В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 12 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2010 отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2010 отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год.
Пунктом 2 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Оплата требуется осуществлять в территориальное управление (ТУ) Росприроднадзора по месту нахождения объекта. В случае если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.
В пакет документов входит:
-
заполненная форма расчета суммы экологического сбора;
-
копии платежных документов об уплате экологического сбора;
-
документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика (в некоторых случаях).
Уплата экологического сбора отдельно за товары и упаковку
Из Закона № 89-ФЗ и Правил теперь следует, что экологический сбор должны платить (п. 2 Правил):
- в отношении товаров и упаковки как готового товара — производители и импортеры товаров;
- в отношении упаковки как сырья (для упаковки иных товаров) — производители и импортеры товаров в этой упаковке.
Ранее из нормативных актов это четко не следовало. Однако Росприроднадзор в письме от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380 дал пояснения, которые теперь закреплены законодательно.
На практике сложности могут возникнуть при уплате сбора в отношении упаковки товара. Например, производитель стеклянной тары может поставлять ее магазинам розничной сети, производителям напитков.
В подобной ситуации нужно вести раздельной учет тары, поскольку:
- в первом случае такая тара является готовым товаром, и ответственность за ее утилизацию и уплату сбора (если утилизация не проводится) несет производитель стеклотары,
- во втором случае эта ответственность возлагается на производителя напитков в указанной таре.
Нормативы утилизации: определение, выполнение
В результате производства остаются отходы, поэтому организация обязана направить их на утилизацию или переработку для получения вторсырья. Законодательством определен норматив утилизации для экологического сбора 2020 года, где указываются ее объемы и сроки сдачи отчетности. Правонарушитель, не исполняющий нормы переработки или деструктуризации товаров и тары, несет административную ответственность.
Утилизация (демонтаж, деструктуризация) – это не вывоз мусора на полигон, а многоэтапный процесс. Сюда не включаются предварительная обработка, обезвреживание сжигание и т. д. Утилизация подразумевает:
- рециклинг;
- регенерацию;
- рекуперацию.
Росприроднадзор обязывает проводить мероприятия по устранению угрозы экологии с отходами, появившимися в результате изготовления изделий, а не остатков всего производственного процесса.
Экологический сбор за утилизацию упаковки и товаров
- Изделия текстильные готовые (кроме одежды)
- Ковры и ковровые изделия
- Спецодежда
- Одежда верхняя прочая
- Белье нательное
- Одежда прочая и аксессуары
- Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие
- Изделия деревянные строительные и столярные прочие
- Тара деревянная
- Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная
- Изделия хозяйственные и санитарно гигиенические и туалетные принадлежности
- Принадлежности канцелярские бумажные
- Изделия из бумаги и картона прочие
- Нефтепродукты
- Шины, покрышки и камеры резиновые, восстановление протекторов и резиновых шин
- Изделия из резины прочие
- Изделия пластмассовые упаковочные
- Изделия пластмассовые строительные
- Изделия пластмассовые прочие
- Стекло листовое гнутое и обработанное
- Стекло полое
- Бочки и аналогичные емкости из черных металлов
- Тара металлическая легкая
- Компьютеры и периферийное оборудование
- Оборудование коммуникационное
- Техника бытовая электронная
- Приборы оптические и фотографическое оборудование
- Аккумуляторы
- Батареи аккумуляторные
- Оборудование электрическое осветительное
- Приборы бытовые электрические
- Приборы бытовые неэлектрические;
- Инструменты ручные с механизированным приводом
- Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное
- Машины и оборудование общего назначения прочие
- Услуги по изданию газет.
Экологический сбор также уплачивается за упаковку из картона, бумаги или дерева.
Обращаем Ваше внимание, что за 2017 год не все организации уплатят экосбор, согласно Постановлению от 01.12.2015 N2491-р, так как для 70% товаров из Перечня норматив утилизации равен нулю. Но отчет в Росприроднадзор необходимо предоставить. За 2017 год экологический сбор обязаны оплатить компании, которые производят следующие продукты: аккумуляторы, батарейки, автошины, изделия из резины, стекла, картонную упаковку, пластиковую упаковку, металлическую тару и нефтепродукты.
Излишки уплаченного экологического сбора либо идут в зачет будущего отчетного периода, либо возвращаются к предприятию. Для этого требуется отдать заявление в Росприроднадзор о зачете и оформить акт совместной сверки расчетов. Бланк подобного документа можно найти на сайте службы.
В течение пятнадцати дней с момента подачи заявления о зачете Служба отправляет плательщику уведомление о подтверждении или о невозможности такой операции. При этом она основывается на акте совместной сверки расчетов. Если было принято решение о возврате, то необходимая сумма возвращается предприятию в течение месяца с того момента, как у него приняли заявление.
При этом предприятие, уплачивающее экологический сбор, может подать заявление на возврат излишних средств в течение трех лет с момента совершения последней оплаты.
Возврат экологического сбора – судебная практика
Общество представило в Управление декларацию о количестве товаров и выполнении норм утилизации, акты утилизации от 31.12.2017 N 1 и N 2, договор об утилизации от 11.01.2016, расчет экологического сбора, технические условия.
Общество, посчитав, что им выполнен норматив утилизации, в расчете суммы экологического сбора к уплате указало “0”.
Рассмотрев представленные документы, Управление РПН направило в адрес Общества письмо, в котором указало на то, что Общество произвело предварительную обработку отходов, но не вернуло их в производственный цикл, не осуществило утилизацию, в связи с этим не вправе зачесть в счет выполнения норматива утилизации объем отходов, указанный в представленном акте утилизации. Обществу предложено представить корректирующие формы отчетности и уплатить экологический сбор в сумме 1 104 руб. 61 коп.
В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее – производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (часть 1).
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2).
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4).
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 7).
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9).
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 утверждены “Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров”.
Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год установлен Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее – Положение N 1417).
В данном случае суды указали, что исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее – декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее – отчетность), форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона N 89-ФЗ, Положением N 1417, Правилами N 1342.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии с Межгосударственным стандартом “Ресурсоснабжение. Обращение с отходами термины и определения” ГОСТ 30772-2001, введенными в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза, под рекуперацией отходов – деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования.
Ввиду изложенного суды констатировали, что в случае утилизации отходы должны быть использованы для производства товаров (продукции), выполнение работ, оказание услуг, либо возвращены в производственный цикл.
В данном случае суды установили, что Общество сортирует, дробит, прессует отходы упаковочного гофрокартона незагрязненного, а также промывает, подсушивает, измельчает, агломерирует (изменяет объем занимаемого отходами пространства) полиэтиленовые отходы, то есть, используя указанные выше технологии, не возвращает отходы в производственный цикл, а лишь обрабатывает их.
В связи с этим суды сделали обоснованный вывод, что Общество не занимается деятельностью по утилизации отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Судебные инстанции, ссылаясь на Нормативы утилизации отходов от использования товаров на период с 2015 по 2017 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р, а также оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе декларацию о количестве товаров и выполнении норм утилизации за 2017 год, акты утилизации от 31.12.2017 N 1 и N 2, договор об утилизации от 11.01.2016, расчет экологического сбора, технические условия, установив, что нормативы утилизации по группе N 13 “Изделия из бумаги и картона прочие” и группе N 17 “Изделия упаковочные пластмассовые прочие” не были выполнены, сделали правильный вывод о том, что у Общества возникла обязанность по уплате экологического сбора.
Куда подается отчет по экологическому сбору
Импортеры товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в центральный аппарат Росприроднадзора.
Производители товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в территориальный орган Росприроднадзора в своем субъекте РФ.
В случае, если компания осуществляет производство и импорт товаров одновременно, то комплект документов подается в центральный аппарат Росприроднадзора.
Если отходы отсутствуют из-за временного прекращения деятельности, то требуется отправить письмо в произвольной форме и представить документы из налоговой инспекции о нулевом балансе.
Законодательная база для разработки отчетности по экологическому сбору
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 г. №2970-р. – перечень товаров и упаковки, облагаемых сбором;
-
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» – регулирование уплаты экологического сбора;
-
постановление Правительства РФ от 09.04.2016 г. №284 (ред. от 31.10.18) – ставки экологического сбора;
-
распоряжение правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р (ред. от 16.06.2018) – нормативы утилизации отходов;
-
п. 5 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ – регламент установки тарифов для расчета суммы экологического сбора.
За какие товары и сколько платить
Производителю (импортеру), вставшему на тернистый путь самостоятельного сбора отходов, придется создавать и обслуживать территориальную инфраструктуру – например, посредством установки специальных контейнеров по видам мусора. Возможно, именно по этой причине в населенных пунктах стали появляться ящики для сбора батареек, пластиковой и алюминиевой тары. Но подобные явления массового характера пока не приобрели. Рядовому производителю, а тем более импортеру проще уплатить экологический сбор.
Экологический сбор охарактеризован в статье 24.5 Закона 89-ФЗ. Он относится к неналоговым доходам федерального бюджета. А значит, Налоговым кодексом этот платеж не регулируется.
Экосбор уплачивается по каждой группе товаров, включенных в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Перечень содержит 36 товарных групп. В нем представлены, в частности, одежда, изделия из пластмассы, дерева, бумаги, стекла, оргтехника, электрические приборы. Если товар не является готовым к употреблению изделием, но реализуется в упаковке, то экологический сбор нужно заплатить только в отношении самой упаковки.Правила взимания экологического сбора установлены постановлением Правительства РФ от 08.10. 2015 № 1073. В нем определены порядок исчисления сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Актуально
За изделия, не готовые к употреблению (например, комплектующие механизмов), экологический сбор не взимается.
Экологический сбор исчисляется по итогам календарного года. Он рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу подлежащего утилизации готового товара, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации.
Ставки экологического сбора по каждой группе товаров (в рублях за тонну) установлены постановлением Правительства РФ от 09.04. 2016 № 284. При этом каждая ставка сформирована на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.
Справочно
Экологический сбор = Ставка х Масса товара х Норматив утилизации
Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в 3 года они пересматриваются. Нормативы на 2015 – 2017 годы приведены в распоряжении Правительства РФ от 04. 12. 2015 г. №2491-р.
Считаем сумму экологического сбора за 2017 год
Компания производит пластиковые бутыли. Поскольку эти товары включены в группу № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные» Перечня, за них компании предстоит уплатить экологический сбор. В производственных планах компании на текущий год – произвести бутыли общей массой 2 тонны.
Ставка экологического сбора по группе товаров № 17 – 3844 рубля за 1 тонну. Норматив утилизации для бутылей в 2017 году – 15 %. При таких условиях ожидаемая сумма экологического сбора за 2017 год составит 1153,20 руб. (3844 руб./т х 2 т х 15 %). Разумеется, по итогам года она будет уточнена исходя из фактического объема выпуска бутылей.
Способ первый – единовременно по состоянию на 31 декабря текущего года в составе прочих расходов: Экологический сбор придется платить, даже если у вас небольшое ателье по пошиву одежды. Ведь такие изделия отнесены к группе № 4 «Одежда верхняя прочая». А значит, бухгалтеру необходимо обеспечить учет массы готовой продукции.
Важно
Алгоритм действий по исчислению экологического сбора:
1. выясняем, входит ли производимый товар в группы товаров, подлежащих утилизации;
2. устанавливаем ставку экологического сбора;
3. определяем подлежащий применению норматив утилизации;
4. выявляем объем годового производства товара;
5. исчисляем экосбор путем перемножения соответствующих показателей;
6. аналогично – в отношении упаковки;
7. заполняем расчет по установленной форме
Обратите внимание: если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент. Он рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее – РОП)»).
Расчет экологического сбора
Формула расчета ЭС включает три показателя: ставку экологического сбора (С); массу товаров или упаковки (М); норматив утилизации (Н). Чтобы посчитать сумму сбора, нужно перемножить эти показатели:
ЭС=С*М*Н
Ставки по ЭС установлены 22.04.2016. Размер ставки колеблется от 2025 до 33476 рублей. Первая уплата предстоит в 2017 году. Согласно Постановлению № 2491-р от 01.12.2015. за 2016 год не все компании уплатят ЭС,поскольку, для 70% товаров из Перечня норматив утилизации равен нулю. Но отчетность предоставлять все равно необходимо!
За 2016 год заплатят ЭС компании, производящие автомобильные шины, нефтепродукты, изделия из стекла, резины, пластиковую и картонную упаковки, металлическую тару, аккумуляторы и батареи.
В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?
Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2021 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2021 год необходимо до 15 апреля 2021 года включительно.
Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция по статье 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
- для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:
- для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.
При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей 8.41.1 КоАП РФ установлен административный штраф:
- для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
- для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.
На основании пункта 1 статьи 24.1 Закона 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.1 Закона 89-ФЗ).
Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.