Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», принимаются к бухучету по справедливой стоимости (п. 14 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения») и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».

Документальное оформление инвентаризации

Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н предусмотрены следующие документы для оформления инвентаризации в казенных учреждениях:

Код формы

Наименование документа

0504835

Акт о результатах инвентаризации

0504082

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

0504086

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

0504087

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

0504088

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

0504089

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

0504091

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

0504092

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Проводки в бухгалтерском учете при недостаче

Проводки, отражаемые в бухучете по результатам инвентаризации кассы, отличаются в зависимости от обстоятельств. Если кассир возмещает всю сумму недостачи, отнесите ее к «прочим расходам» и проведите по бухгалтерии в отчетном периоде, когда сотрудник внес деньги в кассу.

Проводки:

Дебет

Кредит

Пояснение

94

50

Обнаружена n-ная сумма недостачи в кассе

73-2 94 Сумма ущерба отнесена на кассира
70 73-2 Сумма удержана из зарплаты кассира или внесена им в кассу добровольно

Что делать с излишками

Казалось бы, все в порядке, излишки ― это не недостаток, и можно закрыть глаза на данное обстоятельство. Но не спешите радоваться. Излишки не появляются на пустом месте и есть какая-то причина их образования. Например, ошибочные действия кассира при проведении операций. Еще неизвестно, чем они могут обернуться: жалобой покупателя или проверкой со стороны контролирующих органов. Любое несоответствие, выявленное по результатам инвентаризации кассы, нужно исправлять. Как это сделать? Если при инвентаризации кассы выявлены излишки, они изымаются комиссией, оприходуются и отражаются в акте. «Лишние» деньги включите в прочие доходы компании. Найденные средства в налоговом учете зафиксируйте на дату оформления результатов. Проводка при излишках, выявленных по результатам инвентаризации денежных средств в кассе: дебет 50, кредит 91 ― оприходованы излишки налички в кассе.

Правила осуществления инвентаризации финансовых активов

Порядок осуществления инвентаризации финансовых активов похож на порядок инвентаризации активов и пассивов. Механизм представляет собой проведение таких этапов:

  • руководитель бюджетного учреждения издает приказ об инвентаризации, утверждает состав инвентаризационной комиссии. Применяется форма ИНВ-22. В приказе указывается основание для проведения инвентаризации и отдельные обязательства, по которым она осуществляется. В бюджетных учреждениях инвентаризационная комиссия утверждается на постоянной основе, поскольку в них процедура инвентаризации регулярная;
  • сведения о приказе указываются в специальном журнале — ИНВ-23;
  • оформляются расписки для материально ответственных лиц. Обычно расписки входят в структуру унифицированных инвентаризационных описей;
  • на основании документов бухучета заполняются стандартные описи по инвентаризации, отображающие финансовые обязательства, к примеру, сличительные ведомости по документам бухучета (опись по форме 0504083 — задолженность по займам, опись по форме 0504089 — расчеты с покупателями и поставщиками).

Опись по форме 0504083 фиксирует сведения о том, какая есть задолженность у бюджетного учреждения перед контрагентом:

  • сумма просроченной задолженности;
  • сумма неуплаченных процентов, пеней, штрафов;
  • сумма задолженности учреждения в целом;
  • суммы подтвержденной и неподтвержденной задолженностей учреждения.
Читайте также:  Размеры государственной пошлины, банковские реквизиты для её уплаты

Опись по форме 0504089 фиксирует сведения о взаиморасчетах учреждения с контрагентами:

  • информацию о контрагентах учреждения;
  • суммы задолженностей, которые подтверждены или не подтверждены документально;
  • суммы задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
  • сведения о суммах задолженностей учреждения;
  • денежные обязательства;
  • срок исковой давности.

Когда учреждение является бюджетным или автономным, дополнительно заполняется форма 0503769 по Приказу Минфина № 33н. Она применяется для того, чтобы удостовериться в обоснованности освоения бюджетных средств.

Данный документ представляет собой форму, в которой фиксируются сведения о задолженности:

  • просроченная задолженность учреждения;
  • кредиторская и дебиторская задолженности учреждения;
  • движение кредиторской и дебиторской задолженностей в форме аналитических сведений.

Если в данной форме указаны не предусмотренные контрактом задолженности или их размер больше предусмотренного контрактом, у распорядителя бюджетных средств непременно появятся вопросы к руководителю учреждения.

Кроме указанных форм могут составляться и иные унифицированные документы — акт сверки взаиморасчетов с контрагентами (ИНВ-17), сведения о проведении инвентаризации (табл. № 6 по Приказу Минфина № 33н).

Форму ИНВ-17 формируют все учреждения, и она представляет собой акт сверки расчетов с контрагентами, составляемый на основании сведений, которые отражаются в описях унифицированных форм. Его основания цель — получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Кроме того, акт сверки дает возможность:

  • получить согласие в отношении наличия и суммы долга от контрагента;
  • обнаружить ошибки в учете обязательств.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Инвентаризация-2018: справочник для бухгалтера

С 1 октября началась годовая инвентаризация. Проверьте, все ли помните о процедуре. Целью инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества, сопоставление с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в нем обязательств (п.

1.4 ).

  1. Все экономические субъекты, организация ведения бухгалтерского учета у которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. От 18.07.2017г.), должны руководствоваться ст. 11 указанного Закона «Инвентаризация активов и обязательств», согласно ч. 3 которой случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
  2. Кроме Закона № 402-ФЗ, организациям, которые осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», следует учитывать и п. 26 — 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и положения других ПБУ, которые в настоящее время выполняют функции национальных стандартов.
  3. Для организаций, осуществляющих ведение бухгалтерского учета в соответствии Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н., следует учитывать, что согласно п. 6 порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств должен быть установлен учетной политикой.
  4. Напомним, что с 1 января 2021 г. вступили в силу Федеральные стандарты для организаций государственного сектора, в частности «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»), и инвентаризации в 2021 году нужно будет проводить с учетом их положений.
Читайте также:  Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят

Без регулярных инвентаризаций бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться недостоверной и в этом случае штрафы могут грозить организации и должностным лицам (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ).

  1. Годовая инвентаризация
  2. Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года).

Как документально оформить результаты проверки

Результаты оформляйте на бумажных носителях и подшивайте в отдельную папку.

Рекомендуем следующий пакет документов:

  • приказ директора о проведении;
  • инвентаризационная опись ТМЦ (форма ИНВ-3 или ваша);
  • сличительная ведомость (форма ИНВ-19 или ваша);
  • письменные объяснения материально ответственных лиц приложите к описям;
  • приказ руководителя о списании недостач, оприходовании излишков.

Для бюджетных предприятий:

  • результаты отражаем в акте по форме 0504835, данные берем из описей;
  • есть расхождения — оформляем ведомость расхождений по форме 0504092.

Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию излишков хозяйственных материалов

 Операция 
 Корреспонденция счетов 
 Сумма, 
руб.
 Дебет 
 Кредит 
Оприходованы 
излишки
хозяйственных
материалов
 110536340 
"Увеличение стоимости
прочих материальных
запасов - иного
движимого имущества
учреждения"
 140110180 
"Прочие доходы"
 500 

Пример 4. В ходе инвентаризации обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 1000 руб., в том числе 50 руб. в пределах норм естественной убыли. Рыночная стоимость продуктов питания, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, — 900 руб. Эта сумма добровольно внесена материально ответственным лицом в кассу учреждения. Отражение в бюджетном учете недостачи продуктов питания приведено в табл. 4.

Казенное учреждение инвентаризационные ведомости в 2022году

Например, кассира или кладовщика;• выявило кражу, злоупотребление или порчу имущества;• после стихийного бедствия, пожара, другой чрезвычайной ситуации;• реорганизуют или ликвидируют, перед тем как составить ликвидационный (разделительный) баланс. Такие случаи установлены в пункте 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктах 1.5, 1.6 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России № 49 (далее – приказ № 49). Рассмотрим еще два случая. 1. Ежеквартальная инвентаризация дебиторской задолженности. Главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные казенные учреждения ежеквартально инвентаризируют дебиторку по расходам. Разъяснили это в Методических рекомендациях Минфина России № 02-07-07/73609 и Казначейства России № 07-04-05/02-848.

Инвентаризация наличных денежных средств

Порядок проведения инвентаризации денежных средств прописан в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49.

Инвентаризация денежных средств в кассе производится в присутствии материально ответственного за денежные средства лица (как правило, кассира). Инвентаризационная комиссия должна пересчитать деньги в кассе и сверить их с остатком по кассовой книге. Во время инвентаризации комиссия также изучает кассовую книгу, отчеты кассира, ПКО и РКО и т.д.

Результат проверки надо оформить актом ИНВ-15 (подробнее об оформлении акта читайте в отдельной консультации). При годовой инвентаризации оформляется 2 экземпляра акта, при смене кассира – 3 экземпляра. Один экземпляр остается у кассира, сдающего наличные деньги, второй – у принимающего кассира, а третий передается в бухгалтерию. Акты подписывают все члены комиссии и лица, ответственные за сохранность ценностей.

Во время инвентаризации денежных средств в кассе операции по приему и выдаче денег не производятся.

Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года

Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.

Доходы по причитающимся штрафам, пени, неустойкам, ущербу, по которым организация выступала истцом, признаются на дату вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 10.2 ПБУ 9/99). Аналогично признаются расходы по штрафам, пени, неустойкам, ущербу, присужденные к выплате организацией (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, п. 14.2 ПБУ 10/99).

Напомним, что Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (п. 1 ст. 180 АПК РФ).

Для того, чтобы реально подтвердить наличие активов, необходим взгляд со стороны, т.к. некоторые должностные лица компании могут быть заинтересованы в сокрытии отдельных фактов. Аудиторы «Правовест Аудит» могут провести инвентаризацию с соблюдением закрепленного законодательством порядка, подтвердить наличие активов, отраженных в финансовой бухгалтерской отчетности, а также наличие прав на такие активы.

Кроме того, изучается организация контроля за сохранностью активов компании, выявляются недостатки системы контроля и даются рекомендации по увеличению ее эффективности.

Результаты оформляйте на бумажных носителях и подшивайте в отдельную папку.

Рекомендуем следующий пакет документов:

  • приказ директора о проведении;
  • инвентаризационная опись ТМЦ (форма ИНВ-3 или ваша);
  • сличительная ведомость (форма ИНВ-19 или ваша);
  • письменные объяснения материально ответственных лиц приложите к описям;
  • приказ руководителя о списании недостач, оприходовании излишков.

Для бюджетных предприятий:

  • результаты отражаем в акте по форме 0504835, данные берем из описей;
  • есть расхождения — оформляем ведомость расхождений по форме 0504092.

Выделим особенность годовой инвентаризации 2022 г. в части ревизии основных средств: законодатели позволяют проводить ее один раз в 3 года.

Если в результате проверки выявлены излишки или недостача, то эти данные оформляются в ведомости расхождений. Составляется она только по имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

В соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н результаты инвентаризации оформляются следующими документами:

  • инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам НФА (ф.0504087);
  • инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф.0504088);
  • инвентаризационная опись (сличительная ведомость) БСО и денежных документов (ф. 0504086);
  • инвентаризационная опись ценных бумаг (ф.0504081);
  • -инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф.0504082);
  • инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф.0504083);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089);
  • инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф.0504091);
  • акт о результатах инвентаризации (ф.0504835);
  • ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф.0504092).

Также необходимо отразить расхождения в годовой отчетности учреждения: бюджетным и автономным – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503760), а казенным – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503160).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред.1.0, представлены разные документы для отражения данных по инвентаризации:

  1. Инвентаризация денежных документов.
  2. Инвентаризация денежных средств.
  3. Инвентаризация расчетов.
  4. Инвентаризация расчетов по поступлениям.
  5. Инвентаризация остатков на счетах учета денежных средств.
  6. Инвентаризация материалов на счете 105.
  7. Инвентаризация материалов (забалансовый учет) и другие.

Доступ к документам инвентаризации можно получить по следующему пути «Бухгалтерский учет» – «Инвентаризация».

Для подробного рассмотрения функционала программы можно взять на пример инвентаризацию материальных запасов на счете 105 и инвентаризацию драгметаллов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *