Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция ООН о правах ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.
Какие права имеет ребенок?
Законодательными нормами установлено, что свои основные права человек приобретает сразу же после рождения, а остальные – с определенного возраста. Также приобретаются и специфические права.
К специфическим правам ребенка относится право на жизнь, на семью, на собственность и избирательное право.
Основные права ребенка:
- на личное имя;
- на гражданство, которое определяется, как по месту рождения, так и по праву «крови»;
- на защиту интересов;
- воспитываться в семье;
- на охрану здоровья;
- на общение с родственниками.
Начиная с двухмесячного возраста, за малышом закрепляется право на дошкольное образование, с шести лет – на начальное и общее школьное образование.
Более обширные права ребенка в семье приобретаются ними с десятилетнего возраста:
- на личное мнение в отношении вопросов, которые затрагивают его интересы. С момента исполнения 10 лет мальчик (девочка) может быть заслушанным в ходе судебных разбирательств и его мнение обязательно учитывается при принятии решения;
- принимать решение, с кем из родителей он будет проживать в случае расторжения между ними брака (данное мнение не всегда является решающим – здесь учитываются и характеристики самих родителей);
- давать согласие или нет на свое усыновление и в отношении всех моментов, которые касаются данного вопроса.
Имущественные права и обязанности детей, не достигших 18 лет
У каждого малыша имеется право на материальное и финансовое обеспечение со стороны родителей, и это право распространяется на всех детей, не достигших совершеннолетнего возраста. При этом сам ребенок тоже может быть собственником любого имущества или владеть определенной денежной суммой. Однако распоряжаться собственным имуществом малыш сможет только в том случае, если будет признан полностью дееспособным.
Дополнительно к имущественному праву можно отнести возможность получения половины от получаемых от одного из родителей алиментов. Однако это право не распространяется на детей, которые проживают с материально обеспеченным родителем.
Возраст, с которого ребенок может распоряжаться собственным имуществом, — 14 и более лет.
Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.
Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.
По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.
Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».
Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.
Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.
В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».
Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.
Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.
Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.
Малолетние дети имеют право распоряжаться средствами, которые дали им родители, бабушка, дедушка или другие родственники. Но в любом случае распорядиться ими ребенок может только с согласия родителей или лиц, их заменяющих, а совершать может только мелкие бытовые сделки.
Дети в возрасте от 14 до 18 лет становятся более самостоятельными, а круг их прав значительно расширяется. Они уже могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией. Кроме того, дети этого возраста вправе совершать сделки. Правда, для этого требуется письменное согласие или последующее одобрение родителей. Они могут быть признаны авторами созданного художественного произведения, например картины или музыкального сочинения, и иметь соответствующие авторские права (на вознаграждение, на имя).
Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2012. — С.234.. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.
Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. Однако степень обязательности норм права может быть разной, что зависит от круга их адресатов. Так, норма, устанавливающая налог на доходы физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них.
Специфические права ребенка
Заполняя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности, пользовательским соглашением, и даете согласие на обработку персональных данных. Комментарии Добавить комментарий 11.2022 Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ Защита прав ребенка — это комплексная государственная мера, основной целью которой является обеспечение должного уровня…
Задание 17 № 451 К специфическим правам ребенка относится(-ятся) 1) право на жизнь 2) право жить в семье 3) право собственности 4) избирательные права Пояснение. Пункт 2 Статьи 54 Конституции РФ предусматривает следующие виды личных неимущественных прав ребёнка: право жить в семье; право воспитываться в семье; право знать своих родителей (насколько это возможно); право на их заботу; право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов; право на всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства. Правильный ответ указан под номером 2. Ответ: 2 Источник: Типовые тестовые задания по обществознанию.
А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н.
Права ребенка. Основные документы
галина новикова
Права ребенка. Основные документы
Основные документы:
-Декларация прав ребенка (1959).
-Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
-Семейный Кодекс РФ (1996).
-Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
-Закон «Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Какие права имеет ребенок?
Законодательными нормами установлено, что свои основные права человек приобретает сразу же после рождения, а остальные – с определенного возраста. Также приобретаются и специфические права.
К специфическим правам ребенка относится право на жизнь, на семью, на собственность и избирательное право.
Основные права ребенка:
- на личное имя;
- на гражданство, которое определяется, как по месту рождения, так и по праву «крови»;
- на защиту интересов;
- воспитываться в семье;
- на охрану здоровья;
- на общение с родственниками.
Начиная с двухмесячного возраста, за малышом закрепляется право на дошкольное образование, с шести лет – на начальное и общее школьное образование.
Более обширные права ребенка в семье приобретаются ними с десятилетнего возраста:
- на личное мнение в отношении вопросов, которые затрагивают его интересы. С момента исполнения 10 лет мальчик (девочка) может быть заслушанным в ходе судебных разбирательств и его мнение обязательно учитывается при принятии решения;
- принимать решение, с кем из родителей он будет проживать в случае расторжения между ними брака (данное мнение не всегда является решающим – здесь учитываются и характеристики самих родителей);
- давать согласие или нет на свое усыновление и в отношении всех моментов, которые касаются данного вопроса.
Права ребенка как категория правовая и педагогическая: история вопроса (статья)
Ратификация Россией Конвенции о правах ребёнка потребовала создания механизма государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Формирование государственной политики, направленной на охрану прав детей, обеспечения максимальных возможностей их воспитания и обучения, социализации личности ребёнка, — одна из приоритетных задач России.
Тогда же в сельских общинах сложился способ помощи приходящим нищим и странникам, который стал традиционным и местами дошел до наших дней. Старейшина или староста деревни распределял пришедших, часто это были достаточно большие группы людей, по домам, где им практически обязаны были предоставить пищу и ночлег, а также дать хлеба на дорогу. Если община могла предоставить постоянный кров ребенку-скитальцу, то он оставался в общине и поступал работником в чей-либо зажиточный двор. Часть малолетних и убогих попадала в монастыри.
2. Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств-участников по пункту 1 статьи 9 государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. В отношении права покидать любую страну действуют только такие ограничения, какие установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц, и совместимы с признанными в настоящей Конвенции другими правами.
Комментарий к ст. 63 СК РФ
1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание и развитие ребенка. Будучи по своей правовой природе личным неимущественным правом, оно не может переходить по наследству. Одновременно это и обязанность родителей.
Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей, которое предусмотрено и в международных соглашениях. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.
Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты.
Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК РФ (см. комментарий к нему), родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.
Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.
Большие полномочия в реализации процесса воспитания предоставлены законодательству субъектов Федерации. В частности, согласно п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
Право (и соответственно обязанность) по воспитанию своих детей у родителей прекращается в следующих случаях:
по достижении детьми совершеннолетия;
вступления несовершеннолетних детей в брак;
эмансипации;
усыновления детей;
лишения родительских прав;
смерти и объявления гражданина умершим.
Специфические черты нормы права
Среди источников права есть те, которые можно назвать формализованными (формами) и которые существуют как неформализованные, выступают как материал для формализации (для форм права). Формализованные являются как правило писаными (закон, договор). Неформализованные существуют могут существовать в неоформленном виде (принцип, правовая доктрина). Не всегда между ними можно провести четкое разделение. Например, договор может быть не только письменным, но и устным; правовая доктрина может быть изложена в виде монографии, учебника, научной концепции.
Гипотеза правовой нормы содержит характеристику обстоятельств, при наличии которых реализуется данная норма права. Если гражданин, например, оскорблен чиновником и решил защитить свое нарушенное право на достоинство, честь, он будет искать, исходя из данных обстоятельств, норму закона, которая позволит ему защитить нарушенные свои права. Он будет в первую очередь обращаться к гипотезе нормы права. Гипотеза дает часто характеристику нарушения.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством