Специальная оценка условий труда (СОУТ) и оценка профессиональных рисков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда (СОУТ) и оценка профессиональных рисков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Какие нормативные правовые акты регулируют проведение спецоценки?

  • Трудовой кодекс РФ, ст. 212
  • Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. &8470; 426-ФЗ
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» от 28.12.2013 &8470; 421-ФЗ
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 &8470; 160-ФЗ
  • Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“» от 01.05.2016 &8470; 136-ФЗ
  • Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 г. &8470; 33н
  • Приказ Минтруда России от 20.01.2015 N 24н «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» от 24 января 2014 г. &8470; 33н.

Особенности проведения процедуры

  • Предварительная идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Установление соответствия условий труда в организациях государственным нормативным требованиям
  • Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (в случае необходимости таковой оценки) с возможным дальнейшим снижением класса условий труда за счет применения эффективных СИЗ
  • Обязанность работодателя уведомить организацию, проводящую СОУТ, об утверждении Отчёта в течение трёх рабочих дней с даты утверждения
  • Обязанность работодателя опубликовать на сайте организации материалы по итогам спецоценки
  • Обязанность работодателя подать в ГИТ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии РМ, подлежащих декларированию).

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Читайте также:  На сколько хотят увеличить налоговый вычет за обучение детей?

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС

С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.

Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.

ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.

Опыт работ в городе Москве и Новой Москве

В этом разделе указаны города и районы, где мы проводили работы по данному направлению деятельности. Нажмите «География работ» или выберите этот пункт в главном меню наверху страницы, чтобы ознакомиться с опытом работ нашей организации по всем направлениям.

Год Область Район Город Вид работ
2015 Москва г. г.Москва Специальная оценка условий труда
2013 Москва г. г.Москва Аттестация рабочих мест по условиям труда (закрыто)
2014 Москва г. г.Москва Специальная оценка условий труда

Практическое применение результатов специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки условий труда являются основанием для того, чтобы сократить сотрудникам продолжительность рабочего дня либо увеличить оклад. Кроме этого, они используются в следующих целях:

  • Обеспечение сотрудников индивидуальными и коллективными средствами защиты, которые подбираются в зависимости от степени опасности работы на том или ином рабочем месте
  • Разработка мер по улучшению условий труда, по их приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства
  • Выплата денежных компенсаций сотрудникам, которые получили травмы или приобрели профессиональные заболевания, предоставление гарантий безопасности в дальнейшем

Кто проводит специальную оценку труда?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Читайте также:  Покупка билета на самолёт по заграничному паспорту

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Перечень рабочих мест, которые подлежат СОУТ

Разработка и подготовка особой бумаги – перечня рабочих мест для спецоценки – область ответственности комиссии, которая формируется непосредственно на предприятии и занимается решением вопросов, касающихся СОУТ. Процедура разработки документа должна быть завершена до момента начала спецоценки; также она обязательно должна быть утверждена комиссией и специалистом от компании, привлеченной для осуществления оценки.

Здесь необходимо четко обозначить, какие именно рабочие места будут заявлены на спецоценку. Важно учитывать особенности таких мест и их специфику. Последняя в контексте процедуры предполагает учет особенностей конкретных разновидностей мест, принципа аналогичности. Последний применим к рабочим местам, где персонал в процессе осуществления деятельности применяет не отличающийся друг от друга инструмент, исполняет полностью подобные функции и т. п.

Рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда

Обязанность проведения комплекса мероприятий по специальной оценке рабочих мест устанавливается ч. 1 ст. 3 закона № 426-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2014 (за исключением нормы о государственной системе учета результатов проведения данной процедуры, действующей с 2016 года). По смыслу ст. 3 указанного закона мероприятия, связанные с осуществлением специальной оценки, необходимы в отношении большинства рабочих мест. Исключение, согласно ч. 3 той же нормы, составляют лишь рабочие места специалистов, осуществляющих свою работу удаленно или нанятых физическими лицами, не имеющими статуса ИП.

Кроме того, существует довольно большой перечень рабочих мест, требующих проведения специальной оценки с учетом ряда особенностей, устанавливаемых ведомственными органами федеральной власти.

Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда

Проведение специальной оценки является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса. Поэтому отказ или нарушение порядка влечет за собой меры ответственности, применяемой в рамках ст.2.27.1 КоАПП.

К нарушениям относятся:

  • несоблюдение сроков проведения СОУТ;
  • ненадлежащее оформление результатов;
  • отказ от ознакомления работников с результатами проведенной на их местах работы оценки;
  • иные нарушения, в том числе проведение оценки не на всех местах, без оформления приказа и назначения комиссии.

Привлекаются к ответственности организация и ее руководитель. Размеры и виды наказаний в случае отказа от проведения СОУТ или нарушения порядка ее проведения следующие:

  • выносится предупреждение и указывается на обязательное исправление нарушений с установлением срока;
  • если нет угрозы жизни и здоровью людей, накладывается штраф в размере 60-80 тыс. рублей в отношении организации и 5-10 тыс. руб. в отношении должностного лица или индивидуального предпринимателя;
  • нарушение, выявленное повторно, увеличивает штраф на организацию до 100-200 тыс. рублей, на должностное лицо или ИП – до 30-40 тыс. рублей;
  • надзорный орган вправе приостановить деятельность организации или ИП на период до 90 суток (если существует угроза жизни и здоровью людей);
  • повторное нарушение влечет дисквалификацию организации на срок от 1 до 3 лет.

Аналогичные рабочие места: выявление и оценка

Согласно части 6 статьи 9 федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 426-ФЗ для аналогичных рабочих мест выделяют признаки: «расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты».

Один из первых шагов спецоценки — это подготовка перечня рабочих мест и определение аналогичных. Верно определив количество аналогичных рабочих мест, компания сокращает расходы на проведение СОУТ до 80%. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от общего числа таких мест (но не менее чем двух). Ее результаты применяются для всех аналогичных рабочих мест. Для них также заполняется одна карта СОУТ, разрабатывается единый перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Читайте также:  Гарантии и компенсации донорам крови

В какие сроки нужно провести спецоценку

ФЗ № 426-ФЗ определил, что в части ряда рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и ее необходимо закончить к 31.12.2018. Эта же дата является разрешенной для применения результатов ранее проведенной аттестации мест труда (Письмо Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-40).

СОУТ нужно проводить не позднее 12 месяцев с момента создания нового места работы. В случае если учреждение работает более года, а спецоценка не проводилась ни разу, необходимо срочно инициировать процедуру. В целом, советуем соблюдать правило о том, что проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте лучше не позднее полугода с даты создания. В соответствии со статьей 212 ТК РФ, наниматель должен обеспечить безопасные условия работы, охрану труда работников и надлежащее их информирование в части вредности на производстве. Это значит, что сотрудник вправе потребовать предоставить сведения о степени вредности влияния на его организм окружающих условий. Непредоставление нанимателем требующейся информации является нарушением действующего законодательства. Срок действия спецоценки — 5 лет.

Расскажем подробнее, как провести СОУТ в организации.

Шаг 9. Подать декларацию

Работодатель обязан подать в госинспекцию по труду декларацию о соответствии условий труда по результатам СОУТ. Подается она в отношении мест, на которых вредные, опасные факторы не определены. Форма установлена Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Документ дает возможность уменьшить суммы взносов нанимателя за счет снижения числа мест с опасными, вредными факторами. Декларация не предоставляется по следующим местам:

  • включенным в перечень, установленный Постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10, труд на них позволяет досрочное назначение страховой части пенсии;
  • рабочим местам, по которым предоставлены гарантии и компенсации из-за вредных, опасных условий;
  • тем, где по итогам ранее проведенных аттестаций определены вредные, опасные условия.

Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет за собой гораздо более серьезные последствия:

  1. Для должностных лиц – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет
  2. Для ИП – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.
  3. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Для специализированных организаций при первом нарушении предусмотрены штрафы (п. 1 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.
  2. Для юридических лиц – от семидесяти до ста тысяч рублей

При повторном нарушении санкции также усиливаются (п. 2 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – штраф от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет.
  2. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Должностным лицом специализированной организации в данном случае считается эксперт, проводивший СОУТ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *