Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство стратегических и градообразующих предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кредиторы, а также государственные органы, перед которым у стратегических предприятий имеется финансовая задолженность, в том числе и по погашению платежей общеобязательного характера, сумма которых превышает полмиллиона рублей, наделяются правом инициирования процедуры банкротства в отношении должника. Срок неисполнения обязательств при этом должен составлять не менее 6 месяцев.
Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:
- инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
- перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
- инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
- этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
- дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
- при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
- новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
- выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
- признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.
Кто является инициатором банкротства
Правом на обращение с заявлением наделены:
- руководитель градообразующей организации;
- государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
- кредиторы;
- нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.
Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
- возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
- в случае возникновения одного из признаков банкротства.
Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.
Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:
- инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
- перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
- инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
- этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
- дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
- при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
- новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
- выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
- признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.
Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.
Банкротство градообразующих предприятий и организаций
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.
В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
В случае если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление при условии предоставления поручительства но обязательствам должника. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.
Банкротство градообразующих предприятий
Особенности банкротства градообразующих организаций регулируется ст. 169-176 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ). Для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие, что градообразующая организация соответствует требованиям статуса градообразующих организаций.
Градообразующая организация
Градообразующая организация — юридическое лицо, численность работников в котором, с учетом их семей, составляет не менее 25% от общей численности трудоустроенного населения конкретного населенного пункта. К данной категории приравниваются иные предприятия, количество сотрудников которых составляет не менее 5 тысяч человек.
По сути, это предприятия, вокруг которых в советские времена образовались поселения, а затем города малого и среднего размера. Законодатель исходит из высокой социальной значимости данных юридических лиц, предоставляя им меры дополнительной поддержки для улучшения финансового положения. В случае ликвидации компании подобного масштаба, населенный пункт в целом понесет значимые экономические убытки, не говоря уже о сокращении рабочих мест или массовой безработице.
Лица, участвующие в деле:
- Органы местного самоуправления.
Особенности:
- Необходимо предоставить суду подтверждение сведений о численности сотрудников и их семей;
- В рассмотрении дела участвуют органы местного самоуправления;
- По требованию суда могут участвовать федеральные органы исполнительной власти или органы субъектов в качестве поручителей по задолженности должника.
- Поручительство в данном случае — обязанность лица в одностороннем порядке дать поручительство за должника, отвечать за выплату всех задолженностей предприятия, обязательств по выплате заработной платы, в том числе сотрудникам по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и т.п.
- Поручительство предоставляется в обязательной письменной форме, где должно быть указано:
- Сумма задолженности;
- График ее погашения.
- Поручителем может выступить:
- РФ;
- Субъекты РФ;
- Уполномоченные органы муниципальных образований.
- При наличии поручителя вводится внешнее управление даже несмотря на несогласие кредиторов. Данная тактика преследует главную цель — сохранение рабочих мест в регионе. Однако, на практике подобная стратегия сложно реализуема. Для этого есть ряд причин:
- Должны быть приложены документы о включении новых обязательств в бюджет;
- Должник и его поручитель обязаны начать расчеты с кредиторами согласно графику погашения задолженности;
- В случае нарушения порядка и сроков, которые установлены в графике, взыскатели и уполномоченные органы могут потребовать взыскания невыплаченных сумм в общем порядке;
- Нарушение поручителем своих обязательств в размере 1/3 части всех требований к должнику становится основанием для:
- досрочного завершения финансового оздоровления/ внешнего управления;
- признания компании банкротом;
- начала конкурсного производства.
Сельскохозяйственные организации
Сельскохозяйственные организации — юридические лица, основной вид деятельности которых — производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Объем произведенной продукции не может быть менее 50% от общей суммы выручки.
Особенности:
- Минимальная сумма требований — 500 000 рублей;
- Срок задолженности — от трех месяцев с момента, когда обязательства должны были быть исполнены;
- Для планирования погашения задолженности в период наблюдения должны учитываться такие факторы, как:
- сезонность;
- влияние климатических условий;
- возможность погасить задолженность за счет доходов, которые будут получены после завершения текущего с/х сезона.
- Аналогичные условия применяются к рыболовецким артелям:
- выручка от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70% от общей суммы выручки;
- Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся на период до завершения сельскохозяйственного сезона с учетом срока на реализацию продукции;
- В случае ухудшения положения юр.лица из-за форс-мажора оздоровление или внешнее управление продлевается дополнительно на год. При этом потребуется откорректировать соответствующий график выплаты задолженности;
- При продаже имущества преимущественное право покупки предоставляется с/х предприятию, расположенному территориально рядом с должником. Это могут быть как юридические лица, так и фермерские хозяйства. Если же такие покупатели отсутствуют, то предпочтение отдается тем, кто расположен в той же местности или муниципальном образовании.
Предупредительные меры банкротства стратегических объектов
Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:
- Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
- Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
- Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
- Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
- Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
- Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
- Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству
Банкротство градообразующих предприятий и организаций
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.
В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
В случае если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление при условии предоставления поручительства но обязательствам должника. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.
Орган, представивший поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Что регулирует закон о банкротстве юридических лиц
Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.
Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.
Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).
Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.
Конкурсное производство
Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.
Это тоже важно знать:
Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц: кто это и его функции
Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.
Банкротство с зарплатными долгами
Есть долги, от которых не освобождает даже банкротство. Долги по заработной плате наемным работникам относятся как раз к таким. Заплатить сотрудникам, заключившим индивидуальный или коллективный трудовой договор с юридическим лицом, ему придется в любом случае.
Приоритетнее долгов по зарплате только выплаты за физический вред здоровью или моральный ущерб. Например, если кто-то из рабочих пострадал на производстве. Вторые в очереди стоят наемные работники. Им должны быть уплачены не только долги по зарплате, но и установленное законом выходное пособие по увольнению. И компенсация за отпуск, если он еще не был предоставлен в текущем году.
ВНИМАНИЕ! Полностью очередность кредиторских требований изложена в статье № 134 ФЗ № 127.
Чем отличается банкротство должника-ООО от ликвидации?
Компания объявляет о своем банкротстве, только когда есть серьезные материальные проблемы, иначе никак не решаемые. Ликвидировать же можно организацию, у которой с деньгами и рентабельностью все в порядке. Выполнила свою миссию компания — хозяин ее ликвидирует, чтобы оптимизировать производство. Долгов у предприятия нет? Для ликвидации нет никаких препятствий. Есть, и серьезные? Перед ликвидацией будет назначена процедура банкротства ООО.
Обанкроченное предприятие, платежеспособности не имеющее, после завершения торгов и распродажи оставшихся активов — ликвидируется.
Важно
Еще одно принципиальное отличие: банкротство осуществляется только решением арбитражного суда. Закрывает же предприятие, если отсутствуют долги, орган, которым оно было зарегистрировано (ФНС).
Мораторий на требования кредиторов
Независимо от того, какой этап банкротства утвердит суд, и от того, что решит собрание кредиторов, объявляется мораторий на требования с их стороны. Это означает, что:
На сумму долга перестают начисляться штрафы, пени, а также применяться любые другие финансовые санкции
Кредиторы не имеют права требовать с должника какие бы то ни было средства вне рамок открытого дела о банкротстве. А также предъявлять иные иски о взыскании долга. Если таковые были открыты ранее – их закроют.
Мораторий объявляется только при стандартной процедуре банкротства. Упрощенный сценарий его не предполагает. Цель моратория – дать банкроту передышку от «финансового пресса». Если должник мобилизует все свои ресурсы и начинает погашать основную часть долга, это служит дополнительным доводом в пользу принятия решения о санации и реструктуризации. То есть, увеличивает шансы сохранить компанию.
Если же полное банкротство неизбежно, мораторий становится, по сути, бессрочным. Ведь после реализации активов, непогашенные долги будут списаны. И больше ни один из прежних кредиторов не будет иметь возможности возобновить свои долговые требования. С банкрота нельзя требовать ничего, кроме долгов, которые не списываются ни с кого и никогда. Вроде алиментов.
ВНИМАНИЕ! Мораторий не распространяется на долги по заработной плате, авторским вознаграждениям, выплатам за ущерб (физический и моральный). А также на текущие платежи.
Механизмы доказывания
Помимо изучения первичных документов, выписок о движении денежных средств по счетам как «братьев близнецов», так и взаимозависимых лиц, налоговой изучаются письма ответчика и неплательщика, которые могут свидетельствовать об умышленном выводе средств, необходимых для погашения налоговой задолженности.
Более того в своем письме, ФНС предлагает налоговым инспекциям использовать передовой опыт томских налоговиков.
Так, в судебном деле томской налоговой инспекции против ООО «АВС «Томск Авиа» (№ А67-5451/2015) налоговики использовали механизмы уголовного дела.
Уголовное дело возбужденного по факту сокрытия руководством ООО «Авиа денежных средств организации, за счет которых должно производиться взыскание обязательных платежей, в крупном размере по признакам преступления, предусмотренного статьей 199.2 Уголовного кодекса РФ.
В ходе разбирательства в арбитраже были представлены результаты экспертизы, проведенной на основании выписок движения денежных средств на расчетных счетах ООО «АВС «Томск Авиа» в банках в рамках уголовного дела. Экспертизой была установлена сумма денежных средств, перечисленных с расчетных счетов ООО «АВС «Томск Авиа» в пользу различных получателей на основании распорядительных писем, подписанных должностными лицами ООО «Авиа. Также были представлены протоколы допросов должностных лиц организаций, договоров, распорядительных писем, экспертизы счетов в банках.
Тем самым было установлена хронология реализации схемы, при которой ООО «АВС «Томск Авиа» (агент – ответчик) полученные в рамках агентского договора с перевозчиком ООО «Авиа за продажу авиабилетов и других услуг перевозчика денежные средства переводил по письменным указаниям перевозчика, уже после того как к последнему появились налоговые требования, что и послужило основанием взыскания с агента в пользу бюджета недоимок и штрафных санкций.