Отличие учителя от преподавателя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие учителя от преподавателя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.

Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.

Исследовательская деятельность преподавателя и профессора

Уровень исследований, проводимых как профессором, так и преподавателем, является еще одним выражением разницы между двумя профессиями. Профессора обязаны проводить определенное количество первичных и вторичных исследований. Важно подчеркнуть, что перед тем, как быть признанным профессором, необходимо предоставить значительные научные знания в своей области знаний. Перед тем, как стать профессором, нужно вносить вклад в знание и научный эксперт. Кроме того, профессора обязаны руководить своими учениками, а также контролировать их, когда они проводят как первичные, так и вторичные исследования. С другой стороны, учителя не обязаны проводить первичные или вторичные исследования, поскольку исследовательская деятельность не предлагается на начальном и среднем уровнях.

Для многих это слова-синонимы, так как используются для определения работников образовательной сферы. Но если глубже взглянуть в их суть, то разница становится очевидной. Учитель и преподаватель — разные должности в учебных учреждениях разного уровня. К этим специалистам предъявляются различные профессиональные требования, в том числе и отличный друг от друга уровень подготовки. Но для начала давайте выясним значение наиболее общего понятия — «педагог».

Слово «педагог» пришло в наш язык из древнегреческого и дословно переводится как «ведущий мальчика». Дело в том, что в Древней Элладе педагогом называли раба, который «вел», обучал и сопровождал по жизни мальчиков с достижения ими 6 лет.

Современная педагогика — это наука о воспитании и обучении человека.

Соответственно, педагог сегодня — это человек, имеющий соответственное педагогическое образование и владеющий навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и образованию других людей.

Также педагог, согласно энциклопедическому словарю, — это человек, который занимается научным изучением проблем педагогической теории и практики.

Как видим, «педагог» — это собирательное значение, применяемое ко всем работникам образовательной сферы.

Теперь разберемся, чем отличается преподаватель от учителя.

Прежде всего, в том, что перед ними стоят разные задачи. Для учителей они заключаются в необходимости развить у младших школьников навыки обучения и предоставить ученикам средних и старших классов возможность использовать их для усвоения учебного материала, предусмотренного государственными общеобразовательными программами.

В учительской практике используются специально разработанные педагогические методы, технологии и приемы, позволяющие добиться высокой эффективности базового обучения. Его теоретическая основа обеспечивает выпускникам перспективу обучения в высших учебных заведениях, а приобретенные ими умения пользоваться информацией как инструментом для совершенствования своих знаний в той или иной сфере позволяют легко адаптироваться в системе высшей школы.

Задача преподавателя – в полном объеме предоставить учащимся необходимую научную и методическую информацию по конкретному предмету и организовать контроль над качеством ее усвоения. В обязанности преподавателя не входит обучение студентов или курсантов в том виде, как оно осуществляется в школе. Взамен школьных методик преподаватель применяет лекционно-зачетную систему, в которой основная работа по изучению предмета выполняется самими учащимися. Они пользуются лекциями как одним из источников, но должны самостоятельно находить около 80 % информации, чтобы освоить программу курса, обязательную для зачета или сдачи экзамена.

Цель урока, который проводит учитель по своему предмету, — обучать, развивать и воспитывать. Воспитание – неотъемлемая часть учительской работы. Она состоит в общении с учениками, их родителями, в постоянном контакте с детскими общественными организациями и государственными службами, занимающимися вопросами защиты прав ребенка.

Преподаватель не занимается вопросами воспитания. Цель его деятельности – информировать, контролировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе.

Слово «учитель» имеет и более широкое значение. Учителем называют духовного наставника, человека, обладающего особыми знаниями, постижение которых – долгий путь нравственного совершенствования. В роли учителя в этом смысле слова может выступать и преподаватель, если его личность настолько значима, что заслуживает преклонения и почитания со стороны учеников.

Так чем отличается преподаватель от учителя? Преподаватель и учитель — это педагоги, работающие в учебных заведениях разного уровня. Однако между ними есть существенное отличие. Особенность учителя в том, что он учит, «вдалбливает», воспитывает. Преподаватель — преподает свой предмет, делится знаниями со студентами, занимаясь при этом научной работой. Все довольно просто.

Читайте также:  Для кого обязательно Московское трехстороннее соглашение

Надеемся, вы получили ответ на вопрос «В чем разница учителя и преподавателя».

Профессия учителя стоит особняком по сравнению с другими видами деятельности. Эта работа подразумевает постоянный личностный рост, самообразование. Меняется общество, иными становятся дети – за ними нужно успевать и педагогу. Какими же умениями он должен обладать, чтобы в современных социальных условиях быть успешным? Реально ли на данном этапе развития образовательной системы нашей страны создать эффективную модель диагностики уровня труда педагогического работника? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся выделить ряд основных направлений деятельности современного учителя.

Психологический комфорт и возможность творить

В университете Константин Булиш работает с группами от шести до 15 человек. И видит преимущество группы в том, что часто её внутренняя динамика подстёгивает студентов работать лучше, соревноваться. Также здесь больше возможностей для игр, обсуждений, дискуссий, совместных просмотров кино, чтения докладов. А если заниматься один на один, то попадаешь в зависимость от настроения преподавателя и ученика.

Бывают группы с не очень хорошей динамикой или плохо скомпонованные. Например, могут быть сильные и слабые ученики, слабых нужно дотягивать, а сильным – не давать скучать.

«Работа один на один энергетически менее затратна, но это может быть скучно. В то время как с хорошей группой никогда скучно не будет. Если вы занимаетесь репетиторством с кем-то не один год, то вы друг друга уже настолько хорошо знаете, что даже при интересных занятиях сложно держать ученика в тонусе. Поэтому большинство с одним учеником и не занимается больше года», — замечает Константин Булиш.

Дарья Насакина, которая вела занятия по типографике в одном из столичных вузов, параллельно работая в крупных рекламных агентствах, видит большие возможности для творчества в профессии преподавателя.

Оно начинается там, где можно написать свою программу, систематизировать информацию, придумать интересное задание. И продолжается на каждом уроке. В процессе лекции ты следишь за реакцией аудитории, понимают студенты или нет, заснули или нет, есть ли у них вопросы (иногда стесняются задавать), бывает так, что лекцию приходится менять в процессе. Интересно и после лекции, когда от каждого студента нужно добиться результата, поняв его трудности и предложив способы решения.

учитель литературы и обществознания в школе

На мой взгляд, в вузе аудитория более заинтересованная и взрослая, её довольно просто мотивировать. Школьников можно попугать ЕГЭ, но это подействует не на всех. Со студенческой аудиторией интересней общаться, и уровень ответственности за них гораздо меньше. Если ведёшь школьников на экскурсию или в поездку, то отвечаешь за них головой. И сами они менее ответственны. Ученик может две недели репетировать спектакль, а за день до выступления сказать, что родители увозят его на дачу.

Готовиться к вузовским лекциям и семинарам интереснее, поскольку и материал глубже, и авторский подход приветствуется. В школе же учитель обязан дать только то, что указано в программе. А если хочется сделать больше, то нужно быть готовым к бюрократии. Бесконечные походы по кабинетам и заполнение формуляров, отобьют желание делать больше.

В вузе высока вероятность встретить интересных людей среди коллег, потому что уровень образования коллектива несколько выше. Школа во многом остаётся прибежищем тех, кто в 90-х пошёл преподавать просто потому, что там была гарантия получать хоть какую-то зарплату, и задержался до сих пор. Вспоминается герой книги «Географ глобус пропил» Служкин, который устроился работать учителем географии. На уроках он читал параграфы из учебника, периодически прерываясь на крик, чтобы утихомирить непослушных школяров. В университете преподаватели проходят более жёсткий отбор.

Основные отличия репетитора

Престижная профессия репетитора — это гармоничное сочетание множества навыков. Частный преподаватель просто обязан быть прекрасно знающим и любящим свой предмет педагогом, воспитателем, организатором, психологом, успешным предпринимателем. Основные отличия, из-за которых репетитора нельзя назвать просто учителем:

• занятия только с одним подопечным, иногда — с небольшой группой. Индивидуальный подход — основное достоинство занятий с репетитором, дающее прекрасный результат;

• репутация репетитора напрямую зависит от его умения найти общий язык с учеником, профессионализма, способности объяснить материал и ответить на любой возникающий вопрос. Важный показатель — количество подопечных, успешно справившихся с ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадными заданиями;

• цель репетитора — не повысить успеваемость, от которой так зависит школьный учитель, а дать фундаментальные знания, научить применять их на практике и логически размышлять, нестандартно подходить к выполнению заданий;

• диплом и регалии — не главный показатель профессионализма. Успешным репетитором может стать студент или выпускник школы, главное — обладать способностью помочь в изучении необходимого предмета своему ученику или качественно подготовить его к сложному экзамену.

В отличие от учителя, репетитор имеет возможность расстаться с учеником по обоюдному желанию или из-за элементарного несходства характеров. И это прекрасно! Ведь плохие отношения с учителем в школе, где это невозможно, способны привести к катастрофическим результатам в плане образования.

Что входит в обязанности преподавателя?

Работа со студентами включает в себя как аудиторные занятия, так и консультирование по написанию курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций — роль научного руководителя. Многие преподаватели являются ещё и куратором студенческой группы, то есть наставником коллектива.

Выполнение непосредственных профессиональных обязанностей отнимает много сил и времени. Наличие профессиональных качеств, конечно же, важно. Общая эрудиция, хорошая память и внимание, логическое и творческое мышление, аналитический склад ума, ответственность, усидчивость помогут преуспеть в науке. Знание психологии, коммуникабельность, стрессоустойчивость, толерантность (если дело касается работы с иностранными студентами) помогут найти общий язык с аудиторией. Хоть преподавание и считается исключительно умственным трудом, физическое здоровье тоже должно быть крепким, чтобы мозг справлялся с большими нагрузками.

В чем разница между инструктором, преподавателем и Учителем?

В чем разница между инструктором, преподавателем и Учителем? Разберём эти понятия относительно традиционной йоги.

Инструктор это самая начальная стадия преподавания. По сути любой мой ученик, дошедший до 4-ой стадии обучения потенциально может быть инструктором, потому что:

— он хорошо изучил все основные асаны и пранаямы йоги

— он может объяснить, как правильно выполнять то или иное упражнение йоги другому человеку

— он знает, как сочетать дыхание с упражнениями йоги

— он имеет представление о терапевтическом эффекте основных техник йоги.

Но у инструктора пока недостаточно знаний и опыта, чтобы составлять грамотные комплексы йоги, чтобы консультировать людей о показаниях и противопоказаниях тех или иных упражнений. Всем этим занимается преподаватель йоги.

Преподаватель йоги это тот, кто передаёт знания. Он не просто объясняет, как выполняется то или иное упражнение йоги, но он передаёт понимание сути практик йоги, будь то упражнения, дыхательные техники или медитация.

Для преподавателя йоги ЙОГА это уже не часть жизни, ЭТО САМА ЖИЗНЬ. С преподавателем вы можете консультироваться не только по поводу имеющихся хронических заболеваний, перенесённых травм и операций, но также доверить ему семейные проблемы, трудности на работе и получить совет, как действовать в той или иной ситуации.

Учитель это тот, у кого обучается преподаватель йоги:)

Безусловно, понятие учитель может быть относительным в том смысле, что для кого-то я учитель, а для кого-то ученик. Но я сейчас не об этом. В данном контексте я имею ввиду Учителя йоги в высшем понимании. Сразу скажу, что в России Учителей йоги нет. По крайней мере, я никогда не видела и не слышала. А вот псевдо Учителей у нас предостаточно, к сожалению. Даже в самой Индии Учителей йоги очень немного, но они есть.

Учитель йоги это тот, кто отрекся от мира, даже если живет среди обычных людей. Учитель это тот, кто отдает не только Знания, но и свое сердце ученику, а ученик вверяет ему свою жизнь, осознавая, что без Мудрого руководства его жизнь мелочна и поверхностна.

Учитель и ученик это единение двух душ в одном Сознании.

Каждый духовный искатель стремится к встрече со своим Гуру, но далеко не каждый готов к ней. Ведь настоящее духовное развитие проходит часто через преодоление внутреннее дискомфорта, а выход за пределы ЭГО довольно болезненная штука, но болезненная только до тех пор, пока ты веришь в то, что твоё ЭГО и есть ты. И лишь во власти Учителя освободить ученика из этого плена, оставляющего глубокие рубцы страданий на сердце, лишенном духовной силы и мудрости.

В одном из следующих писем я расскажу о том, как найти своего Учителя…

А пока поделитесь, пожалуйста, своим опытом и своими мыслями в ответных письмах.

А ещё напишите, пожалуйста, о чём Вам было бы интересно получать письма от меня? Какие темы и вопросы Вас волнуют? Я обязательно учту Ваши пожелания.

Должностные обязанности

Основными функциональными обязанностями учителя являются следующие положения:

  • В работе он подчиняется непосредственно директору учебного заведения и его заместителям.
  • Педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с основными законами государства.
  • Учитель обучает и воспитывает детей в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  • В обязанности также входит способствование социализации воспитанников, положительное воздействие на становление их личности, формирование у детей общей культуры и общечеловеческих ценностей.
  • Учитель должен создать условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся во время УВП.

Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.

Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие «педагог» охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.

Какая сейчас роль у педагогов

Ученики за школьные годы должны получить такие навыки, которые пригодятся во взрослой жизни: умение сотрудничать с разными людьми, критически, логически и творчески мыслить. Но сегодня роль педагога сводится в основном к обучению и донесению знаний до учеников. Например, помочь освоить материал по предмету для перехода в следующий класс, сдать успешно ОГЭ или ЕГЭ, хорошо написать контрольную работу.

Часто учитель точно следует разработанной учебной программе, имеет определенные ключевые цели и придерживается норм и дисциплины. Например, обучить и выпустить N количество учеников, изучить N количество тем.

Конечно, любой учитель имеет экспертизу, но обычно в своей узкопрофессиональной области, и готовит учеников строго в рамках своего предмета. Но современному преподавателю необходимо быть в курсе технологических достижений, особенно тех, что имеют образовательный потенциал.

Читайте также:  Особенности повышения квалификации педагогов

Психологическая совместимость

Первое с чего следует начать: с Вашей психологической совместимости с преподавательской работой. Дело в том, что многие, по моему ощущению, тех, кого берут на работу в вуз являются интровертами, но преподавание очень сильно связано с интенсивным взаимодействием с людьми, что не только с трудом даётся интровертам, но вызывает у них очень сильную усталость и перевозбуждение, ведущие к неспособности реализации их талантов и глубокому чувству неудовлетворённости. Высокая преподавательская нагрузка может привести таких людей к нервному срыву, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, а может и к психическим нарушениям. Это всё действительно серьёзно. Но всё бы ничего, и как-нибудь потихоньку можно было бы в этой роли существовать, но в последние годы очень сильно возросло давление на преподавателей и со стороны начальства, и со стороны студенчества. Мой совет: если Вы интроверт, то бегите с этой работы куда глаза глядят, а лучше и не приближайтесь, чтобы нечаянно не засосало!

Что делать: проводить лекции, семинары, лабораторные занятия по профильной дисциплине в вузе или колледже; принимать экзамены и зачёты.

Преподаватель составляет учебно-тематические планы, пишет образовательные программы (сам или с методистом), разрабатывает методички и учебные пособия по своей дисциплине. Может курировать практику.

Возможные направления деятельности специалиста — организация и разработка межвузовских конкурсов, конференций, фестивалей, экспертная проверка школьных олимпиад и конкурсных работ.

Преподаватель вуза сам проводит научные исследования, выступает на конференциях и публикует статьи, а также ведёт научно-исследовательскую работу студентов.

Чему учиться: своему предмету и смежным дисциплинам; работе с информацией; составлению учебных планов и программ; управлению вниманием слушателей и ходом предметных дискуссий; иностранным языкам, чтобы читать зарубежные научные статьи и учебники в оригинале, ораторскому искусству, чтобы убедительно выступать на научных конференциях и защите.

Преподавателем в колледже можно работать по окончании бакалавриата, в отдельных случаях могут потребовать пройти курсы повышения квалификации. Преподавателем в вузе может стать либо магистр, зарекомендовавший себя в научно-исследовательской деятельности, либо аспирант (зависит от вуза и направления подготовки).

Защитив кандидатскую диссертацию, можно получить звание доцента, а после докторской стать профессором кафедры. Специалисты таких уровней, как правило, совмещают преподавательскую деятельность с научной.

Студента/выпускника с минимальным опытом могут взять на должность ассистента кафедры. Он может вести семинары, принимать зачёты, проверять курсовые работы, но по документам преподавателем не являться.

Ещё в колледжах и вузах сейчас применяют практикоориентированный подход: преподавателем может стать действующий специалист. Например, веб-разработчик, фандрайзер или маркетолог на реальных кейсах показывают студентам, как что работает.

Где работать: в колледже или вузе; завести свой научно-популярный YouTube-канал или подкаст; устроиться в профильную передачу на телевидении; присоединиться к любому исследовательскому или прикладному проекту, где могут пригодиться профильные знания.

Преимущества:

  • возможность превратить любимое хобби в профессию;
  • возможности карьерного и зарплатного роста от ассистента кафедры до ректора вуза или министра образования (например, нынешний министр образования РФ Валерий Фальков был заместителем заведующего кафедрой конституционного и муниципального права ТюмГУ);
  • широкие возможности самореализации;
  • возможность получать гранты на научные исследования и разработки;
  • нерутинная, творческая профессия;
  • возможность совмещать преподавание и науку с практической работой;
  • регулярные путешествия, если участвовать в зарубежных образовательных и научных мероприятиях и периодически учиться или стажироваться за границей.

Недостатки:

  • иногда ненормированный рабочий график (например, во время конференций или на начальном этапе работы, когда только осваиваешь профессию);
  • зарплата зависит от региона, научного звания, нагрузки, репутации (так, преподаватель без учёного звания в Барнауле может получать 17 тысяч рублей, а доктор наук в Москве – 160 тысяч рублей ежемесячно).

Что делать: сопровождать процесс обучения ребёнка; выявлять сильные и слабые стороны ученика; составлять индивидуальный план обучения, чтобы поддержать интересы подопечного и устранить пробелы в сложных предметах.

Тьютор помогает ребёнку научиться учиться, то есть пользоваться разными ресурсами и приёмами в обучении, отличать качественные источники знаний. Отчасти тьютор отвечает за профориентацию ученика, показывая, как предметы обучения соотносятся с реальной жизнью, профессиями.

Также специалист отчасти работает как психолог: ребёнок может обратиться к нему по вопросам отношений в коллективе, разрешения конфликтов.

Чему учиться: педагогике; возрастной психологии; методикам преподавания; коррекционной педагогике для работы с детьми с особенностями развития; цифровым навыкам (например, для составления индивидуальных планов обучения или работы с рёбенком в электронных библиотеках).

Специалист должен разбираться в трендах образования и карьеры. Для работы тьютором важно обладать эмпатией.

Где работать: в государственных и частных школах, колледжах, учебных центрах, лагерях, центрах инклюзивного образования; в частном бизнесе (например, сопровождать процесс домашнего обучения ребёнка).

Преимущества:

  • «профессия будущего», которая только начинает развиваться и входит в моду в России;
  • более свободная и разнообразная работа, чем у учителя-предметника;
  • возможность повысить квалификацию за границей и стать тьютором в вузе за рубежом;
  • ощущение благодарного и значимого труда;
  • вечная молодость — чтобы интегрировать детей в современную жизнь, надо самому всегда оставаться активным и интересующимся человеком;
  • можно построить личный бренд и стать высокооплачиваемым индивидуальным тьютором.

Недостатки:

  • иногда приходится общаться с семьями, которые относятся к преподавателям как к прислуге;
  • ставки тьюторов пока редки; в маленьких городах, возможно, придётся начинать карьеру с должности социального педагога или с вахтовой работы в образовательных лагерях;
  • на тьюторов ещё не учат в вузах, надо сначала получить специальность учителя-предметника, социального педагога или учителя начальных классов, а потом повысить квалификацию на курсах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *