Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое повышающий коэффициент на коммунальные услуги?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Если его нет, следует применять норматив. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.
Когда применяется коэффициент
Пункт 42 Правил №354 определяет порядок расчёта платы за ресурс при отсутствии счётчика. То есть если водомер отсутствует,плата будет исчисляться не по его данным, а исходя из норматива потребления, помноженного на повышающий коэффициент.
Нормативы потребления утверждаются отдельными нормативными актами для каждого ресурса отдельно в каждом регионе. Например, на москвича по норме полагается 6,935 кубов холодной воды и 4,745 горячей. Пермяку же придется платить меньше – за 5,6 и 3,4 куба соответственно.
Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах
С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.
Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.
Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Формулировка «применить повышающий коэффициент» уже устоялась, но все же стоит уточнить: применить в рассматриваемом нами случае — значит умножить. Умножать нужно норматив потребления той или иной КУ на повышающий коэффициент.
Повышающий коэффициент применяется только к утвержденному нормативу потребления КУ.
Формула расчета платы за ХВС и ГВС с применением повышающего коэффициента Формула утверждена подпунктом «а» (1) пункта 4 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг: Сноска 1 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 № 120. |
Применение повышающего коэффициента при отсутствии приборов учета
В 2022-м году применение коэффициентов происходит вне зависимости от формы собственности на жилое и нежилое помещение – к собственникам, к проживающим по договору социального найма.
Если плата за коммуналку не производится более 2 месяцев, то уже формируется задолженность и будут начисляться штрафы.
Средства, полученные от повышающего коэффициента, государство рекомендует использовать для обновления оборудования и технических систем.
Устанавливать счетчики должен владелец на свои средства. А за установку общедомовых приборов учета отвечает управляющая компания.
Но если приборы учета все-таки не будут установлены, то никаких мер воздействия по закону применяться не может.
Что входит в квартплату? Обычно это:
- отопление;
- водоснабжение;
- водоотведение;
- газ;
- электричество;
- вывоз мусора.
Тарифы на них ежегодно увеличиваются, обычно в январе и в июле. Темпы их роста пугают. Поэтому правительством ужесточен контроль за превышением предельной стоимости коммунальных услуг на региональном уровне.
Между тем, размер повышающего коэффициента установлен один для всех субъектов. Его повышение не ожидается.
Что такое повышающий коэффициент холодной воды
Множитель на холодное водоснабжение представляет собой установленный норматив по закону, увеличивающий плату за ХВС собственникам квартир, который отказались устанавливать индивидуальные приборы учета при наличии технической возможности.
Такие меры необходимы для стимулирования владельцев жилых помещений к соблюдению закона. На территории России используется повышающий коэффициент 1,5. Соответственно норматив на воду будет увеличен на 50%.
После установки водяного счетчика пользователь сможет ежемесячно экономить на коммунальных платежах. Все поверки прибора проводит уполномоченная организация. Ознакомиться с полным списком и подробной информацией рекомендуется на сайте онлайн-системы «Аршин». Пользователями ресурса могут быть физические и юридические лица.
В некоторых случаях выгоднее оплачивать воду по нормативу, если отсутствует водяной счетчик. Обычно это касается больших семей. Расчет по нормативу производится по числу проживающих в жилом помещении. Если в квартире прописан 1 человек, а проживает 6, то выгоднее платить по норме с учетом повышающего коэффициента за одного человека, чем по фактическому расходу по индивидуальному счетчику.
Стоит помнить о том, что в нормативных актах нет обязательных правил, в которых указывается, что владелец квартиры должен установить водяной счетчик.
Вода горячая и холодная учитывается отдельно, как и затраты на водоотведение. Тарифы формируются на местах.
Счётчики тоже устанавливаются отдельно на холодную воду, отдельно на горячую. По показаниям тех же счётчиков производится расчёт оплаты за водоотведение.
Для квартиры без счётчика расход воды считается по нормативу на 1 человека в месяц. Норма, выраженная в кубометрах, умножается на количество прописанных в квартире лиц, а затем – на тариф.
Если речь идёт о МКД, то в них стали повсеместно устанавливать общедомовой счётчик. Если учесть показания ИПУ всех квартир и расходы на ОДН, то можно выявить такие моменты:
- утечки;
- манипуляции со счётчиками (занижение показателей);
- наличие граждан, проживающих в доме, но не зарегистрированных (то есть, получающих услугу бесплатно, если в квартире нет счётчиков расходования воды).
Использование воды без установки счетчиков
Если вы ещё сомневаетесь, ставить счётчик или нет, то учтите, что вы обязаны платить за воду ежемесячно, независимо от того, жили вы в это время в квартире или были в отъезде. После установки прибора вы будет платить за реально израсходованную воду. То есть за период, когда вас не было дома, вам не нужно платить. Единственное, что надо делать регулярно, – это сообщать данные о показаниях счётчика в водоканал.
Водоканал провёл исследования и установил, что одни человек в месяц в среднем потребляет 3 куба холодной воды и два куба горячей. В итоге получается, что в ситуации, когда у вас нет счётчика, вы переплачиваете за 6 кубов. Поэтому ваша сумма в квитанции в два раза больше реальных расходов. Получается, что выгоднее поставить прибор учёта.
О возможности принудительной установки
Часть квартировладельцев в силу собственной юридической некомпетентности опасаются возможности прихода в их жилище сотрудников управляющих компаний с целью принудительной установки приборов. Кто-то из людей ошибочно полагает, что в случае оказания сопротивления жильцами возможно обращение сотрудников водоканала в органы полиции.
Что же на самом деле? Нормативный документ разъясняет, что обеспечение доступа в квартиры сотрудников управляющего органа — обязанности граждан. Но это далеко не равнозначно неизбежности принудительной установки счётчика. Фактически данное мероприятие по-прежнему является сугубо личным решением каждого квартировладельца. Никаких штрафов или санкций в настоящее время не предусмотрено за неустановленные счетчики воды. Повышающий коэффициент — вот способ наказать несговорчивых жильцов. С каждым полугодием владельцы квартир, не оборудованных счетчиками, платят всё больше и больше.
Повышающие коэффициенты при отсутствии приборов учета
Глядя на такую ситуацию, граждане стали писать жалобы на коммунальщиков и их завышенные нормативы и коэффициенты. На что было получен разъяснительный ответ Минстроя России (№ 7288 – ач /04), касающийся вопросов, которые возникают у граждан по поводу начисления оплаты за услуги с применением повышающего коэффициента.
Когда вышло постановление о правилах предоставления коммунальных услуг, уже тогда одним из дополнительных пунктов была рекомендация направлять те средства, которые можно получить как разницу по оплате с применением повышающего коэффициента, на различные мероприятия по сбережению энергии и улучшению энергоэффективности.
Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления КУ
Традиционно любой вопрос сферы ЖКХ в России не обходится без проблем для правоприменителей, поскольку всегда либо законы не совершенные, либо жизненные ситуации сложнее и запутанней, чем это подразумевалось законами. Не исключение и ситуация, а точнее, проблема применения исполнителями коммунальных услуг повышающих коэффициентов при начислении платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета (индивидуальных и/или общедомовых). Попробуем разобраться в хитросплетениях закона и практики.
Правила 306 устанавливают непосредственно размер коэффициентов, а главное, устанавливают обязанность органов госвласти регионов утверждать норматив потребления того или иного коммунального ресурса с учетом коэффициента, т.е. власти должны утвердить норматив с повышением на коэффициент для тех домов и квартир, где есть техническая возможность установить прибор учета – индивидуальный (ИПУ) и/или общедомовой (ОПУ), но таковые приборы не установлены, и отдельно норматив для домов и квартир, где приборы не установлены по причине отсутствия технической возможности. Иными словами, для последних норматив не должен повышаться, поскольку сам по себе коэффициент является мерой воздействия и стимулирования потребителей устанавливать приборы учета на все виды ресурсов во исполнение законодательства об энергосбережении и энергоэффективности (ст. 11 – 12 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а отсутствие приборов учета при отсутствии технической возможности их установки не является виной потребителя в неисполнении закона.
Интересно почитать: Иск на обращение взыскания на недвижимое имущество
Использование воды без установки счетчиков
Если вы ещё сомневаетесь, ставить счётчик или нет, то учтите, что вы обязаны платить за воду ежемесячно, независимо от того, жили вы в это время в квартире или были в отъезде. После установки прибора вы будет платить за реально израсходованную воду. То есть за период, когда вас не было дома, вам не нужно платить. Единственное, что надо делать регулярно, – это сообщать данные о показаниях счётчика в водоканал.
Водоканал провёл исследования и установил, что одни человек в месяц в среднем потребляет 3 куба холодной воды и два куба горячей. В итоге получается, что в ситуации, когда у вас нет счётчика, вы переплачиваете за 6 кубов. Поэтому ваша сумма в квитанции в два раза больше реальных расходов. Получается, что выгоднее поставить прибор учёта.
Норматив потребления холодной и горячей воды на человека в месяц без счетчика в 2022 году
Норматив исчисляется в кубометрах. В 2022 году в Москве норма потребляемой человеком горячей воды составляет 4,75 куб.м, а для холодной – 6,935 куб.м в месяц. В таблице ниже приведены нормы водопотребления, действующие в других городах в 2022 году.
Название города | Месячный норматив холодной воды на жильца в куб.м | Месячная норма горячей воды на жильца в куб.м |
Москва | 6,93 | 4,75 |
Санкт-Петербург | 5,36 | 3,89 |
Пермь | 5,6 | 3,4 |
Самара | 7,9 | 3,6 |
Воронеж | 5,1 | 3,07 |
Омск | 3,5 | 5,5 |
Уфа | 6,35 | 2,58 |
Екатеринбург | 5,62 | 5,04 |
Челябинск | 4,25 | 3,11 |
Краснодар | 4,04 | 2,65 |
Новосибирск | 5,19 | 3,68 |
Казань | 6,73 | 3,44 |
Если в квартире нет водомера, тогда расчет месячного потребления ведут с учетом данных показателей. При наличии счетчиков плата производится за фактически потребленную за месяц воду.
Надо заметить, что цена кубометра воды зависит от ресурсоснабжающей компании. И по каждой из них утверждаются свои тарифы.
Как посчитать потребление за месяц?
Необходимость подсчитать, сколько воды было израсходовано в течение прошедшего месяца, возникает перед подачей этих сведений контролерам. На счетчиках холодной воды и горячей воды на циферблате имеется 8 цифр: слева 5 черных цифр указывают на кубометры прошедшей жидкости, а расположенные справа 3 красных цифры – на литраж потребленной воды.
В предприятие водоподачи передаются значения первых 5 черных цифр, указывающих на объем использованных кубометров. Красные цифры округляют по правилам арифметики до ближайшего числа.
Формула для подсчета использованной за месяц холодной или горячей воды выглядит так:
Например: величина V показания на конец прошлого месяца = 01081432 показывает, что с момента установки счетчика было использовано 1081 м3 432 л, округленно — 1081 м³.
Через месяц на счетчике величина на циферблате достигла V показания на конец текущего месяца= 01098768, что нужно понимать как использование 1098 м3 768 л, округленно — 1099 м³.
Таким образом, расход воды за 1 месяц составит разность между показаниями водомера в конце предыдущего и конце текущего месяцев: 1099-1081=18 (м3;).
Число V текущий месяц = 18 м3 и должно пройти по платежным документам в текущем месяце.
Счётчики, штрафы и компенсации. С 1 января меняется порядок оплаты услуг ЖКХ
Глядя на такую ситуацию, граждане стали писать жалобы на коммунальщиков и их завышенные нормативы и коэффициенты. На что было получен разъяснительный ответ Минстроя России (№ 7288 – ач /04), касающийся вопросов, которые возникают у граждан по поводу начисления оплаты за услуги с применением повышающего коэффициента.
Когда вышло постановление о правилах предоставления коммунальных услуг, уже тогда одним из дополнительных пунктов была рекомендация направлять те средства, которые можно получить как разницу по оплате с применением повышающего коэффициента, на различные мероприятия по сбережению энергии и улучшению энергоэффективности.
- граждан, которые частично или полностью не могут трудоустроиться по причине болезни;
- россиян, которые не в состоянии себя самостоятельно обеспечить из-за полученных ранений, любого вида увечий;
- семей, в которых воспитываются несовершеннолетние инвалиды;
- категорий лиц, которые получили инвалидность вследствие облучения радиацией.
В 2021 году льготы на электроэнергию и использование жилищно-коммунальных услуг предусмотрены для вышеперечисленных граждан страны, однако не в том количестве, которое было прежде. С 2019 года инвалидам можно будет оплачивать половину суммы на следующие виды услуг:
Рекомендуем прочесть: Получение социальной карты школьника
До недавнего времени ставить счетчики было не очень выгодно, ведь по факту в квартире могло проживать большее количество человек, а плата взималась с прописанных по усредненному тарифу. С 2014 года на основании новых нормативных документов власти начали применять повышающие коэффициенты, если от проживающих не поступает точных данных.
- если не установлены приборы фиксации потребления ХВС, ГВС, отопления, электричества;
- если истекло 3 месяца с момента поломки прибора, он не был восстановлен или заменен;
- или если собственник не подтверждает достоверность сведений и не допускает к осмотру специалиста ЖКХ.
Прежде, чем делать какие-то выводы, стоит обратиться к нормам, правилам, которые устанавливаются законодательством. На самом деле, на настоящий момент реализуются именно те повышения, которые были запланированы еще в 2009 году. Именно тогда в свет вышел закон, который устанавливал тарифы, нормы по всем разновидностям коммунальных услуг.
ВНИМАНИЕ! Важно понимать, что пока порядок назначения штрафов не введен, не продуман и не установлен. Но не смотря на отсутствие утвержденного порядка, государство предпринимает меры для того, чтобы люди устанавливали счетчики.
А именно происходит введение высоких коэффициентов, которые применяются при расчетах платы за услуги коммунальных служб. Эти меры применяются к тем квартирам, домам, в которых не установлены счетчики, которые не передают показания совершаемых расходов организации, производящей контроль.
При этом, в порядке установления данных коэффициентов остаются некие неясности. В законодательстве они не разъясняются, что и может вводить пользователей в заблуждение.
Нормативные акты (законы), которых регламентируют применение повышающего коэффициента, следующие:
- ЖК РФ, в частности ст. 157, в которой прописан порядок формирования платы за потреблённый ресурс, в том числе и при отсутствии счётчика.
- Правила, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), в которых подробно расписан порядок начисления платы за потреблённый коммунальный ресурс.
- Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, вносящее некоторые поправки в Правила №354.
На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Если его нет, следует применять норматив. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.
Пункт 42 Правил №354 определяет порядок расчёта платы за ресурс при отсутствии счётчика. То есть если водомер отсутствует,плата будет исчисляться не по его данным, а исходя из норматива потребления, помноженного на повышающий коэффициент.
Нормативы потребления утверждаются отдельными нормативными актами для каждого ресурса отдельно в каждом регионе. Например, на москвича по норме полагается 6,935 кубов холодной воды и 4,745 горячей. Пермяку же придется платить меньше – за 5,6 и 3,4 куба соответственно.
Размер повышающего коэффициента прописан в пунктах Приложения 2 Правил 354:
- С 2016 года он был равен 1,4.
- С 2017 года он увеличен до 1,5.
Планировалось увеличение этого показателя до 1,6, однако в 2016 году Правительства РФ приняло решение об ограничении максимального размера на уровне 1,5.
Отсылки о необходимости использования повышающего коэффициента содержатся в пунктах 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3).
Повышающий коэффициент применяется только при отсутствии счётчиков воды. Эта мера направлена на то, чтобы абоненты устанавливали в своих помещениях водомеры.
Что такое повышающий коэффициент на коммунальные услуги?
Электрические счетчики традиционно имеются в большинстве помещений. Но бывают ситуации, когда счетчик вышел из строя, не был вовремя заменен, либо не были допущены сотрудники организации-поставщика услуги к проверке показаний. Тогда повышающий коэффициент равняется 1,5.
Другое дело, если было обнаружено, что электроэнергия потребляется в обход счетчику или зафиксированы нарушения в работе самого прибора (например, сорваны пломбы). Такой подход, конечно, не законен и является серьезным нарушением. И размер ПК может достигнуть 10.
Чтобы рассчитать стоимость услуги водоснабжения с учетом коэффициента нужно умножить количество проживающих в квартире на норматив потребления. Затем умножается на повышающий коэффициент (1,5) и на установленный в регионе тариф.
Плата за электроэнергию высчитывается аналогично, коэффициент — 1,5.
А при расчете стоимости отопления количество жильцов заменяется общей площадью помещения, как для жилых, так и для промышленных предприятий и организаций. ПК здесь – 1,1.
Теперь в квитанции ЖКХ имеется специальная строка, которая содержит аббревиатуру «ПК». Это значит повышающий коэффициент. Выделяется он с целью:
- обеспечить прозрачность начислений платы за коммунальные услуги;
- наглядно показать разницу между платой с учетом ПК и без него.
Тем самым население стимулируется к приобретению приборов учета.
Основанием для введения множителя служит целый ряд нормативных актов. Поэтому не оплачивать его законно можно, если нет такой возможности по техническим причинам.
Либо (самый оптимальный вариант) установить в квартире индивидуальные приборы учета.
Большинство населения не хотят переплачивать деньги зря. Поэтому счетчики они приобрели и установили. За 2-3 года их расходы полностью оправдываются. Кто к ним относится:
- в квартире прописано больше людей, чем проживает;
- часто уезжают на длительное время;
- в квартире никто не зарегистрирован, а собственник живет в другом месте;
- экономно расходуют ресурсы.
Однако есть люди, которым выгодно платить по нормативам. Это:
- в помещении проживает гораздо больше человек, чем прописано;
- среди жильцов есть льготник на услуги ЖКХ;
- квартира сдается в аренду.
Также часто не устанавливают индивидуальные приборы учета жители коммунальных квартир и общежитий. Либо там ставятся общедомовые счетчики. И требуемая сумма раскидывается на всех жильцов.
Слухи об отмене коэффициента постоянно муссируются в обществе. Слишком много людей недовольны его введением. Такой законопроект не принят. Более того, принятие пока и не планируется.
По последним новостям, есть идея заменить повышающий коэффициент аналоговыми платежами. То есть в качестве образца по среднему потреблению ресурсов берется соседний дом или квартира, в которой счетчики стоят. И начисляется аналогичная оплата для квартир, которые платят по нормативам. Но это все только на уровне идеи.