Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «56. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Признание лица безвестно отсутствующим не полностью устраняет юридическую неопределенность, обусловленную его отсутствием в месте жительства. В ряде правоотношений он продолжает считаться участником, и это требует дальнейших шагов по ликвидации указанной неопределенности.
Объявление лица умершим.
Имеющиеся в гражданском законодательстве нормы исходят на этот счет из того, что продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить его местопребывание служат основанием к предположению о его смерти. Юридические последствия такого предположения наступают только после установления в надлежащем порядке фактов, его порождающих.
В соответствии с законом гражданин может быть объявлен умершим при условии, что:
1) объявление производится только судом, и только после установления отсутствия сведений о месте его пребывания в продолжении пяти лет (п. 1 ст. 54 ГК РФ), а в определенных случаях — шести месяцев; сокращенный срок отсутствия сведений о гражданине предусмотрен для случаев, когда он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предположить его гибель от определенного несчастного случая (кораблекрушения, землетрясения и т.п.);
2) отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить, жив ли он, несмотря на все принятые меры;
3) у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию; если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти. Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие граждане могут быть в установленном порядке объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).
К числу оснований объявления лица умершим закон не относит признание лица безвестно отсутствующим. Это значит, что такое объявление может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.
Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:
— наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам, принявшим наследство (исключая такие, которые связаны с его личностью либо требуют его личного участия для их осуществления);
— объявление лица умершим приравнивается к его смерти, однако не тождественно ей, так как не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).
Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны, и права и обязанности, приобретенные по таким сделкам, не затрагиваются решением суда об объявлении его умершим.
Равным образом явка объявленного умершим не требует восстановления его правоспособности, так как он ее не утрачивал.
Последствия такой явки состоят в следующем:
— подлежит отмене решение суда об объявлении его умершим;
— независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (исключая деньги и ценные бумаги, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);
— лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых; при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК РФ).
Установление факта смерти или объявление гражданина умершим: в чем разница
Установление факта смерти — не равно объявлению умершим. Факт смерти устанавливается тоже в судебном порядке, однако его невозможно установить просто ввиду длительного отсутствия — человек очевидно должен был пропасть при обстоятельствах, когда ему грозила смерть.
Расскажем, чем отличается процедура
- Об этих двух вариантах говорится в п. 3 ст. 45 ГК РФ.
- Объявление умершим считается правовой презумпцией, т. е. предположением о наступлении смерти. Днем смерти считается день вступления в силу судебного решения, которое, к слову, можно оспаривать по общим правилам, а в дальнейшем и вовсе отменить.
- Установление факта смерти происходит тогда, когда суду предоставляются достоверные сведения об участии (попадании) лица в обстоятельствах, грозивших смертью, и невозвращении оттуда. Днем смерти будет считаться день предполагаемой гибели, на практике — день происхождения несчастного случая (например, решение Ольского районного суда Магаданской области от 01.12.2017 по делу № 2-2408/2017).
Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.
Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Дела об объявлении гражданина умершим составляют около 40% от всех дел о безвестном отсутствии или объявлении умершим.
Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Однако более глубокий анализ правовой характеристики этих дел убеждает в том, что изменилась лишь форма, а сущность осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия. [7]
Безвестное отсутствие означает отсутствие сведений о гражданине в течение одного года, а объявление умершим означает безвестное отсутствие свыше пяти лет и при определенных условиях эти сроки сокращены до шести месяцев, но при этом необходимо установить обстоятельства, дающие основания предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т.п.). [9] Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается также и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены лишь в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК РФ.
Калачевским районным судом Волгоградской области отказано в удовлетворении заявления И. об объявлении умершим В. по тем основаниям, что не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 45 ГК РФ.
Несмотря на сходство правового состава этих дел (об объявлении умершим и о признании безвестно отсутствующим), они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина. [9]
Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав — объявление гражданина умершим — включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего.
Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными. [18]
Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства и неизвестность места его пребывания в течение 5 лет согласно ст. 45 ГК РФ является основанием для объявления его умершим (в соответствии с ранее действовавшим гражданским законодательством этот срок составлял 3 года, таким образом, ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока).
В соответствии с данным общим сроком гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет о нем нет никаких сведений (ст. 45 ГК РФ). Представляется, что в этом виде законодательство является несовершенным. По сути дела разница между безвестным отсутствием (ст. 42 ГК РФ) и объявлением умершим (ст. 45 ГК РФ) заключается лишь в продолжительности срока безвестного отсутствия. Такое положение закона позволяет судам во всех случаях безвестного отсутствия свыше пяти лет объявлять граждан умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. [14]
Так, суд объявил умершей гр-ку М. на том основании, что она, прекратив брачные отношения, уехала от заявителя в неизвестном направлении. И хотя заявитель более пяти лет не имел о ней сведений, едва ли в данном и подобных ему случаях правильным является решение суда об объявлении гражданина (гражданки) умершим. Тем более что по делам данной категории отрицательные ответы на запросы адресных бюро — это еще не основание для презумпции о смерти гражданина. Представляется, что объявление гражданина умершим должно иметь место лишь в том случае, когда о нем нет известий более пяти лет и у суда имеются предположения о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. [14]
Например, Городищенский районный суд Волгоградской области объявил гр-ку Л. умершей на том основании, что более пяти лет о ней нет никаких сведений и розыск милиции положительных результатов не дал. Материалами дела установлено также, что гр-ка Л. страдала тяжелым психическим заболеванием и несколько раз высказывала намерение уйти из дома и покончить с собой. В другом случае Ворошиловский районный суд г. Волгограда объявил умершим гр-на Т., который, работая экспедитором, сопровождал вагоны с вином в г. Печору. Домой из поездки гр-н Т. не вернулся, и в течение пятилетнего розыска получить какие-либо сведения о нем не удалось. Из материалов дела усматривалось также, что на берегу р. Печоры были найдены личные вещи, документы гр-на Т.. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными. [7]
Поскольку для всех судебных решении об объявлении гражданина умершим определяющим фактором является презумпция смерти безвестно отсутствующего гражданина, представляется, что во всех без исключения случаях, в том числе и при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд должен установить ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина. С учетом отмеченного представляется необходимым изложить ч. 1 ст. 45 ГК РФ так: «Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если о нем нет сведений свыше пяти лет, при наличии обстоятельств, дающих основание предположить его смерть в течение этого срока (и далее по тексту статьи)». Конечно, высказанное предложение усложнит данную норму права, но с его принятием будет упрощена процедура рассмотрения и, что не менее важно, будет больше исключена ошибка суда и возможность злоупотребления со стороны граждан. [9]
Объявление гражданина умершим при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, может быть произведено по истечении 6 месяцев. К перечисленным обстоятельствам относятся стихийные бедствия — землетрясение, наводнение, обвал и др. и непредвиденные происшествия — пожар, автомобильная, железнодорожная или авиакатастрофа, кораблекрушение и др.
И те и другие обстоятельства подтверждаются документами, показаниями свидетелей или иными доказательствами, подтверждающими не факт гибели гражданина, а наличие обстоятельства, угрожавшего ему смертью, которое и служит основой для решения суда.
Для военнослужащих законом предусмотрены специальные сроки. Следует отметить, что обобщение судебной практики показало, что более 50% всех дел об объявлении гражданина умершим составляют дела, в которых просят объявить умершими граждан, пропавших без вести в связи с обстоятельствами военного времени либо военными действиями.
Интересно, что в Гражданском кодексе Франции вообще нет процедуры признания лица умершим, а только существует процедура признания безвестно отсутствующим, независимо от срока его отсутствия. Эта традиция берет свое начало со времен знаменитого Кодекса Наполеона — первого гражданского кодекса Нового времени. В нем были учтены интересы солдат наполеоновской армии, участвовавших в военных походах по всей Европе, с тем, чтобы они были уверены, что родина будет считать их живыми, когда бы они ни вернулись. [15]
По российскому законодательству военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В литературе справедливо был поставлен вопрос о том, что же считать окончанием военных действий: «прекращение огня», «перемирие», «прекращение состояния войны», которые однозначного разрешения до сих пор не имеет. Если говорить о событиях в связи с Великой Отечественной войной, то по прошествии стольких лет со дня ее окончания этот вопрос уже не имеет принципиального значения. Но локальные военные действия, связанные с защитой Родины, могут иметь (и имеют!) место и в настоящее время, что и обусловливает необходимость установления единого критерия, что же считать днем окончания военных действий.
Это день (дата), когда соответствующее должностное лицо объявило об их окончании, либо это фактическое их окончание? Так, руководство группировкой в Чечне давно уже объявило в средствах массовой информации об окончании ведения боевых действий, однако и до сих пор продолжаются вооруженные конфликты, боевые операции по ликвидации оставшихся бандитских формирований (причем не только на территории Чечни, но и в соседних Ингушетии и ��агестане). Однако, пока на законодательном уровне не закреплено иное, моментом окончания военных действий следует считать день официального объявления компетентным органом об окончании военных действий. [10]
В заявлении об объявлении умершим военнослужащего, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т.п., а также истечение двухлетнего срока со дня прекращения военных действий.
Объявление гражданина умершим производится в суде общей юрисдикции в порядке особого производства (как и признание его безвестно отсутствующим). В качестве цели объявления гражданина умершим заявители указывают: для получения пенсии по случаю потери кормильца — около 45%, для получения наследства — 28%, для прекращения брака — 23%, прочие — 4%. [11]
В практике судов Волгоградской области были дела, по которым судьями заявления правильно оставлялись без движения. Так, определением Волжского городского суда Волгоградской области оставлено без движения заявление Р. об объявлении умершим В. по основаниям ст. 277 ГПК РФ: в заявлении не указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим. Впоследствии недостатки, указанные в определении судей заявителем были устранены.
Суд рассматривает данную категорию дел с обязательным участием прокурора.
Можно дать следующую классификацию заявителей и заинтересованных лиц по исследуемой категории дел:
- гражданин, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим;
- физические лица, состоящие с пропавшим без вести гражданином в родственных отношениях, имеющие личный, субъективный интерес к исходу дела;
- физические лица, состоящие с пропавшим гражданином в обязательственных отношениях, имеющие личный субъективный интерес в исходе дела;
- юридические лица и организации, не имеющие статуса юридического лица, с которыми пропавший без вести гражданин состоял в каких-либо обязательственных правоотношениях;
- субъекты гражданских правоотношений, находящиеся с пропавшим без вести гражданином в отношениях гражданско-правового характера (например, в отношениях собственности);
- прокурор и органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, обращающиеся в суд от своего имени в защиту интереса других лиц, общественных интересов, имеющие государственный интерес в исходе дела. [16]
Правильное определение правового статуса того, кто из участников процесса относится к заинтересованным лицам, служит необходимой предпосылкой использования ими процессуальных прав в целях защиты своих законных интересов. Прокурор в процессе всегда выступает в защиту интересов закона, выполняя законоохранительную, но не надзорную функцию. Прокурор не является стороной в деле, и поскольку он представитель государства, то он занимает и особое положение в судопроизводстве.
Согласно ч. 3 ст. 278 ГПК РФ дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора для дачи заключения по делу. Не могут участвовать в судопроизводстве два прокурора, хотя и выполняющие несовпадающие функции. Неявка прокурора для дачи заключения по делу не является препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Прокурор, как лицо, участвующее в деле, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должен быть освобожден от дачи заключения по делу. В связи с этим обстоятельством представляется целесообразным дополнить ст. 190 ГПК РФ пунктом 5, который изложить в следующей редакции: «Прокурор, выступающий в прениях, освобождается от дачи заключения по делу». [10]
В целях определения понятий «заинтересованное лицо» и «заявитель», на основе анализа взглядов по этому вопросу М.А. Викут, М.К. Треушникова и др., можно придти к выводу, что заявителем по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим является лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладая правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса. [18]
Заинтересованными лицами в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим также могут быть физические лица и организации, когда их права и охраняемые законом интересы зависят от результата рассмотрения и разрешения дела по существу, то есть от судебного решения. Очевидно, что понятие «заинтересованное лицо» поглощает в себе понятие «заявитель», поскольку заявитель, в первую очередь, и является заинтересованным в деле лицом. В особом производстве, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим заинтересованное лицо и заявитель не могут быть противопоставлены друг другу, поскольку преследует общие цели — получить соответствующее судебное решение. Заявитель в первую очередь является заинтересованным лицом. [7]
Суд должен достоверно установить, что ни суду, ни заявителю, ни заинтересованным лицам ничего не известно о месте нахождения лица, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим. В делах исследуемых категорий недопустимо смешивать факты, подлежащие установлению, с тем выводом, который должен быть сделан из этих фактов, то есть с презумпцией о смерти. Суд делает вывод о безвестном отсутствии не на основании презумпции, а на основании полученных в предусмотренном законом порядке сведений о фактах. Устанавливая факты безвестного отсутствия при обстоятельствах предположительной гибели, суд должен достоверно установить эти обстоятельства, но вывод о смерти гражданина лишь предположителен. Завершается рассмотрение и разрешение дел по существу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим вынесением решения. Вопрос о том, подлежит ли требование заявителя удовлетворению, может быть решен либо только положительно, либо только отрицательно, то есть возможность удовлетворения требования в части исключена. [11]
В соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ: «Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели». [9]
Несмотря на имеющиеся различия, в целом нормы о признании безвестного отсутствия и умершим весьма близки. Но во втором случае заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.
Для объявления гражданина умершим необходимо установить не факт, удостоверяющий его гибель, а лишь ситуацию, которая дает основание предполагать его смерть. Изъятия, установленные в законе для военнослужащих, предусмотрены необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению их к постоянному месту жительства или установления их гибели. Таким образом, выводы суда основываются при объявлении лица умершим на предположении его смерти.
В целом, основные положения института объявления гражданина умершим состоят в следующем.
- Объявление гражданина умершим возможно только по основаниям, указанным в законе, при этом: по общему правилу основанием объявления гражданина умершим является факт отсутствия о нем сведений в месте его жительства о месте его пребывания в течение 5 лет; если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью, или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, факт отсутствия сведений о нем в месте его жительства о его месте пребывания составляет 6 месяцев; если военнослужащий или иной гражданин пропали без вести в связи с военными действиями, они могут быть объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
- Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
- Объявление гражданина умершим осуществляется только судом. Порядок судебного разбирательства аналогичен порядку признания гражданина безвестно отсутствующим (ст.ст. 252-257 ГПК РФ). [16]
Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина. Необходимость установления факта смерти бывает вызвана невозможностью получения медицинского заключения о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина, и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после кораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель от кораблекрушения. [8]
В судебной практике зачастую не отграничиваются дела об объявлении граждан умершими от дел по установлению факта регистрации смерти. Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном ЗАГСе. Так, суд вынес решение об объявлении умершей гр-ки П. Из материалов дела видно, что гр-ка П. умерла 15 декабря 1995 г. Однако свидетельств о смерти у заявителя не сохранилось. В этом случае суду следовало установить факт регистрации смерти, а не объявлять гр-ку П. умершей.
Отграничение данных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти — фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах ЗАГСа. [15]
Стать�� 220 ГПК РФ предусматривает основания прекращения производства по делу. Суд прекращает производство по делу в случае, если:
- дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ;
- имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
- истец отказался от иска и отказ принят судом;
- стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
- имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
- после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускается правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена. [14]
Основания для признания человека умершим
Для признания гражданина умершим в судебном порядке необходимы веские основания. Например, если установить текущее место его проживания невозможно, а по постоянному месту жительства он появлялся не менее 5 лет назад. Если же человек исчез во время военного конфликта, срок сокращается до двух лет, в чрезвычайной ситуации — до полугода.
Также важно соблюдать другие условия:
- лицо, обратившееся в суд, имеет интерес в признании пропавшего умершим;
- между заявителем и пропавшим были материально-правовые отношения (пропавший финансово поддерживал заявителя, завещал ему имущество);
- заявитель принимал меры по розыску исчезнувшего гражданина.
Законодательство РФ вводит понятие безвестно отсутствующего человека, определяет порядок проведения судебной процедуры, устанавливает правовые последствия и восстановления прав гражданина при его появлении. Этим вопросам посвящены ст.ст. 42-45 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и гл.30 (ст.ст. 276-280) Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).
Для чего вводится данное понятие? Человек уехал и бесследно исчез, но тело не найдено, а значит невозможно установить факт смерти. За ним продолжают числиться трудовые и семейные обязанности, кредиты, поручительства, права на имущества и т.д. Эта ситуация вызывает массу проблем в трудовых и семейно-правовых отношениях.
Для устранения неопределенности и принимается понятие «безвестное отсутствие». По сути, это установленное судом обстоятельство, когда официально признается невозможность исполнения человеком своих обязанностей и прав месту жительства и работы по причине его физического отсутствия. Такое судебное решение устанавливает правовые последствия, позволяющие перераспределить права и обязанности исчезнувшего лица.
Признание лица официально пропавшим
Если подано заявление об исчезновении человека, и если длительный срок ( год либо более) нет никаких известий о его пребывании, то суд вынужден на основании закона признать лицо безвестно отсутствующим.
Если нет возможности установления точной даты исчезновения гражданина, началом отчета считают первый день месяца, идущего за месяцем получения данных сведений. Если и месяц установить не представляется возможным, исчисление устанавливается с 1 января нового года.
Это действие необходимо с целью защиты прав отсутствующего человека, а так же для сохранения его собственности и передачи прав на нее наследникам. Ввиду длительного отсутствия возникает угроза потерять это право.
Если место нахождения неизвестно длительный период, то потерпевшими являются люди, находящиеся на иждивении пропавшего. Так же граждане, перед, которыми пропавший в долгу.
Признание гражданина безвестно отсутствующим >и объявление гражданина умершим
Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим в соответствии с действующим законодательством осуществляется в судебном порядке. Основанием для признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение одного года (ст. 42 ГК), основанием для объявления гражданина умершим – отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение пяти лет.
Если же гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, он может быть объявлен умершим в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (ст. 45 ГК).
Право на судебную защиту по делам этой категории имеют заинтересованные лица, т.е. такие лица, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим может повлечь правовые последствия.
Территориальная подсудность для этой категории дел определяется местом жительства заявителя.
Заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются в порядке особого производства судьей единолично.
Судья не должен принимать к производству заявление, если достоверно известно, что в отношении гражданина, о признании которого безвестно отсутствующим просит заявитель, объявлен розыск, и он скрывается в связи с привлечением его к уголовной или гражданской ответственности.
Принимая заявление, судья должен проверить, указано ли в нем, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, изложены ли обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от несчастного случая. Если указания на необходимые сведения в заявлении отсутствуют, судья, руководствуясь ст. 130 ГПК, оставляет его без движения.
Лицами, участвующими в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, являются заявитель и заинтересованные лица. Эти дела рассматриваются с обязательным участием прокурора.
По делам указанной категории проводится тщательная подготовка дела к судебному разбирательству. В ходе подготовки дела судья выясняет, какие лица могут сообщить сведения об отсутствующем, запрашивает соответствующие органы (жилищно-эксплуатационные организации, органы внутренних дел и др.).
При наличии оснований (угроза расхищения, порча имущества) судья может предложить органам опеки и попечительства назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего.
Исследовав все обстоятельства дела, судья постановляет решение. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим служит основанием для назначения органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества отсутствующего опеки над этим имуществом, если опека не была назначена при подготовке дела к судебному разбирательству.
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет и другие правовые последствия: у нетрудоспособных членов семьи возникает право на пенсию, расторжение брака по заявлению супруга производится в органах записи актов гражданского состояния (ст. 19 СК), не требуется согласия отсутствующего на усыновление его ребенка (ст. 130 СК).
Решение об объявлении гражданина умершим является основанием для оформления органами загса его смерти.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению заинтересованного лица новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение.
Пленум Верховного Суда РСФСР разъяснил судам, что в случае явки гражданина, ранее признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд возобновляет прежнее производство и выносит новое решение без возбуждения нового дела. Новое решение служит основанием для снятия опеки с имущества и аннулирования записи о смерти гражданина в книге записей актов гражданского состояния.
Объявление гражданина умершим в порядке особого производства следует отличать от судебного установления факта смерти. Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах производится при отказе органами записи актов гражданского состояния в регистрации события смерти (например, по причине пропуска срока, установленного законом для обращения в орган загса). При объявлении гражданина умершим факт смерти в результате длительного отсутствия сведений о месте его пребывания предполагается.
Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим;
Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим но заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.
Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта:
1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (ст. 20 ГК);
2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.
Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276-280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 ст. 42 ГК.
Процесс признания гражданина умершим
Согласно нормативным положениям статьи 45 ГК РФ объявление гражданина умершим производится только по решению суда при соблюдении следующих условий:
- прошли сроки (5 лет – в общих случаях и 6 месяцев – при наличии оснований полагать, что исчезновение вызвано обстоятельствами, несшими угрозу жизни для рассматриваемого лица, или предполагаемыми последствиями, связанными с несчастными случаями);
- были приняты все возможные меры к розыску безвестно исчезнувшего, и применение таких мер к получению информации о местонахождении не дало ожидаемых результатов;
- безвестно пропавший не имеет обоснованных мотивов для длительного отсутствия по месту проживания, и нет оснований предполагать, что исчезновение вызвано умышленными действиями безвестно пропавшего гражданина ввиду определенных причин (например, скрытие от закона и ответственности, нежелание уплачивать алименты и долги и. т. д.).
Сокращенный временной промежуток (6 месяцев) для объявления правового статуса умершего используется, чаще всего, при нахождении человека в зоне действия техногенных, природных катастроф и аномалий, при стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах.
Часть 2 статьи 45 ГК РФ определяет иной порядок исчисления сроков для признания умершим в связи с нахождением в зоне военных действий. Процедура исчисления осуществляется не с даты последних сведений о местонахождении, а с момента окончания боевых операций.
Такое положение обусловлено необходимостью продолжительного возвращения с места ведения боевых действий до места проживания и достаточно сложных процедур по установлению факта биологической смерти таких лиц.
Согласно комментариям статьи 45 ГК РФ объявление гражданина умершим по юридическим последствиям приравнивается к признанию биологической смерти в обычном порядке.
Установление официальной даты смерти судом необходимо для некоторых правовых операций:
- процедуры открытия наследства умершего гражданина согласно статье 1113 ГК РФ;
- установления дня, с которого физическое лицо утрачивает правоспособность (часть 2 статьи 17 ГК РФ);
- процесса внесения ЗАГСом записи о наступлении смерти в книгу регистрации актов гражданского состояния.
Получение статуса пропавшего без вести: кому это необходимо?
Когда же пора обращаться в суд? Иск о признании гражданина безвестно отсутствующим и решение по данному делу могут стать в юридическом смысле отправной точкой. Вот лишь несколько примеров ситуаций, в которых может возникнуть острая необходимость объявления лица пропавшим без информации о его местонахождении:
- Кредитор не имеет возможности получить от должника причитающееся ему имущество или денежные средства.
- В случае пропажи кормильца нетрудоспособные иждивенцы автоматически лишаются ухода и источников к существованию.
- Несовершеннолетний ребенок, проживающий с одним из родителей, не сможет выехать за территорию государства без нотариального разрешения второго родителя, если о его местонахождении ничего неизвестно.
- У оставшегося законного супруга отсутствует законная возможность расторгнуть официальный брак с пропавшим без вести лицом.
- Интересы и права самого безвестно отсутствующего лица остаются без защиты на протяжении длительного времени. Без должного присмотра находится и имущество, что может привести к его окончательной утрате или противозаконному посягательству иных лиц.
При подаче искового заявления ключевым фактором является наличие бесспорных доказательств. Отсутствие надлежащих документов обычно приводит к отклонению исковых требований.
Одна из частых причин отказа – пропавший человек не объявлен в федеральный розыск. Одновременно судебная практика содержит немало положительных решений.
Пример. Гражданка Ж. обратилась в суд с заявление о признании мужа безвестно отсутствующим. Обстоятельства дела – супруг уехал в соседний район на заготовку леса, но так и не вернулся оттуда. Женщина обратилась в полицию. Мужа объявили в федеральный розыск. Розыскные мероприятия не дали результата. Установление юридического факта необходимо для прописки сына в квартире по месту регистрации пропавшего гражданина. Третьи лица не возражали против удовлетворения иска. Свидетели подтвердили изложенные факты. Заявление было удовлетворено (Решение Ленинского райсуда Смоленска от 18.02.2013 дело №2-1319/13).
Необходимо сделать со всех документов копии.
Документы подаются в суд по месту проживания истца. Об этом говорит ст. 276 ГПК. Несмотря на то, что пропавший в последний раз находился в другом городе, либо регионе, иск подается по месту жительства истца.
Если говорить о расходах, то истец обязан выплатить государственную пошлину. Ее размер – 300 рублей. Сумма названа не произвольно, определена ст. 333. 19 НК РФ. Дополнительных расходов по иску нет. Но сам заявитель, руководствуясь собственными интересами, может предпринимать действия, направленные на поиск пропавшего лица. В том числе и платные, например, за услуги нанятого им частного детектива. Ему это обойдется в 6000 рублей и выше. Все зависит от региона, где пропал человек.
Если нельзя установить дату, когда человек в последний раз с кем-то разговаривал и выходил на связь, необходимо отсчитать 12 месяцев с первого дня месяца, который следует за тем, в котором человека в последний раз кто-то видел. Если никто не может ответить на вопрос о том, когда это было, отсчет производится с 1 января следующего года.
Безвестное отсутствие и признание умершим – не одно и то же. Различия существуют по срокам: для того, чтобы признать человека умершим, необходимо отсчитать 5 лет.
Что стоит за признанием человека безвестно отсутствующим?
Судебный акт влечет за собой возникновение прав и обязанностей, а также ряд действий правового характера:
- назначение управляющего;
- выплата пособий иждивенцам;
- задолженность пропавшего погашается при помощи управляющего;
- не допускается наследование имущества человека, который безвестно отсутствует до тех пор, пока судом он не будет признан умершим;
- пропавший — собственник имущества;
- оплату услуг ЖКХ и иных обязательных платежей за пропавшего совершают члены его семьи;
- если семья у пропавшего отсутствует, то органы опеки погашают задолженность;
- дети до 18 лет получают пособие по потере кормильца.
Основания для признания человека умершим
Для признания гражданина умершим в судебном порядке необходимы следующие основания:
- установление текущего места жительства гражданина невозможно;
- есть информация о последнем постоянном месте проживания лица;
- по последнему месту жительства он отсутствует не менее 5 лет (при исчезновении в период военного конфликта – 2 года, при исчезновении в чрезвычайной ситуации – 6 месяцев);
- лицо, обратившееся в суд, имеет интерес в признании пропавшего умершим;
- между заявителем и пропавшим были материально-правовые отношения (пропавший финансово поддерживал истца, завещал ему имущество);
- заявитель принимал меры по розыску исчезнувшего гражданина.
Обращение в суд возможно только при наличии всех перечисленных оснований.