Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия в 1995 году в России в рублях помесячно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Г.П.Дегтярев. Пенсионная реформа в России: 1991–1999 годы
К 1995 году дефицит продовольственных товаров, импортной одежды, бытовой техники и других товаров народного потребления уже окончательно канул в лету. Прилавки магазинов наполнились значительным количеством товаров, на улицах российских городов появлялось все больше импортных автомобилей, но в основном это был бывший в употреблении «автохлам», разными путями ввозимый из Японии и Европы.
Разумеется, никто не тратит всю пенсию на то, чтобы купить один только рис или хлеб, или ходить каждый день в театр. Это нужно лишь для большей наглядности. Однако оставались ещё расходы на жильё, которые тоже были значительны. Покупать квартиры в городах тогда было не слишком принято, их снимали в специальных доходных домах.
Данные по минимальной
Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.
Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
Год | Размер ПМП, в рублях |
---|---|
2019 | 8657 |
2018 | 8726 |
2017 | 8540 |
2016 | 8803 |
2015 | 7161 |
2014 | 6354 |
2013 | 6131 |
2012 | 5564 |
2011 | 4938 |
2010 | 4780 |
2009 | 4294 |
2008 | 3191 |
2007 | 2731 |
2006 | 2418 |
2005 | 1801 |
2004 | 1605 |
2003 | 1379 |
2002 | 1144 |
2001 | 962 |
2000 | 571,3 |
1999 | 347,9 |
Среднемесячные заработные платы с 1960 по 2001 г.
Не думайте, что свод данных, обозначенный таблицей, играет роль чисто ознакомительную. Нет, пользуются ей не только граждане, но и непосредственно правительство, как минимум для рассмотрения отношения двух заработных плат.
Чтобы осуществить данное рассмотрение, необходимо учесть трудовой доход конкретного человека, и сопоставить его с аналогичным усредненным показателем в таблице за конкретный временной срок.
Таблица 1. Средняя зарплата по месяцам с 1960 по 1990 годы (в российских рублях)
Усредненная величина заработной платы граждан, трудоустроенных официально, и работающих на территории нашего государства, определяется согласно обобщенному количеству выплат, полученных ими всеми. Данный показатель делится на подсчитанное ранее число работников (опять-таки, работающих в стране официально), и таким образом получается среднее значение, которое нас так интересует. Так, в 2018 году данный показатель был равен 42 тысячам 413 рублям.
Как рассчитывается страховая пенсия
Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:
число заработанных баллов * стоимость одного балла
Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.
Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.
Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.
Нужна ли для расчета пенсии справка за период после 2002 года?
Данные, которые приведены у нас, взяты из правовых систем Гарант и Консультант, а те в свою очередь, публиковали их на основе строго официальных данных. Искажений и несответствия у нас нет.
Проживающие в РСФСР граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами РСФСР, если иное не предусмотрено Законом или договором.
Для этого учитывается среднемесячный трудовой доход определенного гражданина и его соотношение с таким же показателем за этот же период времени, усредненный по всей стране и представленной в одной из сводных таблиц.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет традиционную ежегодную рассылку извещений россиянам, у которых формируется накопительная часть трудовой пенсии.
Можно ли вернуть советскую пенсионную систему?
«Вернуться в ту систему уже невозможно. Она могла эффективно работать только в социалистической экономике, где государство контролировало и распределяло все финансовые ресурсы», — считает профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета Эльвира Тучкова.
Но критерии назначения пенсий, по ее мнению, надо сделать прозрачными.
«Нужно напрямую, а не через хитрые коэффициенты учитывать два показателя: количественный (стаж) и качественный (зарплату). При этом минимальный размер пенсии должен обеспечивать достойные условия жизни. И государство должно гарантировать его на федеральном уровне каждому гражданину, независимо от территории его проживания», — говорит эксперт.
Кризис в пенсионном обеспечении в 1995–1997 годах
Усредненная величина заработной платы граждан, трудоустроенных официально, и работающих на территории нашего государства, определяется согласно обобщенному количеству выплат, полученных ими всеми. Данный показатель делится на подсчитанное ранее число работников (опять-таки, работающих в стране официально), и таким образом получается среднее значение, которое нас так интересует. Так, в 2018 году данный показатель был равен 42 тысячам 413 рублям.
Каждый будущей пенсионер, желающий осведомиться о том, каково будет получаемое им впоследствии пенсионное пособие, может использовать таблицу средней по стране заработной платы. Для сравнения он может взять любые пять лет трудового стажа, накопленного им за жизнь. Главное, чтобы эти пять лет шли подряд друг за другом, а не непоследовательно, так как в этом случае они не могут по закону быть учтены.
Поскольку РСФСР после референдума 1991 года провозгласил новую страну – Россию и принял на себя все обязательства СССР, то есть стал правопреемником, то и пенсии, по идее, должны выплачиваться, как в СССР, и индексироваться с учетом гиперинфляции.
Давайте теперь подсчитаем, какой же в действительности должна быть сейчас пенсия с учетом всех инфляций.
Итак, средняя пенсия в последние годы СССР была примерно 70–100 рублей. Один советский рубль соответствовал 0,98 грамм золота высшей пробы, то есть примерно 1 грамму.
В 2019 году 1 грамм золота стоит 3147 рублей, подсчитываем: один советский рубль равен 0,98 грамма, умножаем на 3147 российских рублей и получаем 3107 российских рублей.
Получается, что 1 советский рубль соответствует нынешним 3107 российским рублям. Возьмем минимальный размер пенсии 70 рублей, эти 70 умножаем на 3107 и получается 217 490 рублей – вот такой должна быть пенсия сейчас.
Это всего лишь интересное наблюдение. На самом деле можно бесконечно спорить, а является ли вообще современная Россия правопреемником СССР. В правовых актах о правопреемственности России упоминает лишь федеральный закон № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 года.
Кроме того, не совсем понятно, стоит ли рассматривать стоимость 1 грамма золота как универсальную единицу измерения.
Можно произвести расчет и по-другому. В 1990 году один доллар стоил 1,65 рублей или 0,607 рублей за один доллар. Получается, что исходя из минимальной пенсии 70 рублей на начало 1990 года (с ноября 1990 года минимальная пенсия стала 100 рублей) в долларах пенсия составляла 42,49 доллара. По сегодняшнему курсу валют (63,80 рублей за 1 доллар) это лишь 2710,86 рублей, без учета инфляции.
Конечно, нужно учитывать также стоимость товаров и услуг в СССР и нынешней России, но есть ли смысл? Вряд ли наши законодатели пойдут на то, чтобы восстановить справедливость.
Россия в 90-е годы прошлого столетия пребывала в трудном положении – рубль бешеными темпами обесценивался, а рыночные реформы коренным образом меняли ранее плановую отечественную экономику. Население же столкнулось с резким падением уровня жизни.
В Госкомстате России указывают, что к 1995 году структура доходов населения радикальным образом изменилась. Так, существенно сократилась доля зарплат, в то же время фиксировалось повышение роли дополнительных заработков, источником которых стала предпринимательская (зачастую неофициальная) деятельность.
В целях своевременной реализации Постановления Правительства РФ от 1 апреля 1999 г. N 363 и Указа Президента РФ от 30 марта 1999 года N 392 следует руководствоваться следующим.
1. При назначении и перерасчете пенсий в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» в период с 1 мая 1999 года до 1 августа 1999 года для определения размера пенсии применяется среднемесячная зарплата за I квартал 1999 года в размере 851 рубль. Лицам, которым пенсия с применением ИКП была ошибочно исчислена из заработка за 12 месяцев работы, при перерасчете этой пенсии с 1 мая 1999 года из среднемесячной заработной платы 851 рубль заработок пенсионера должен быть приведен в соответствие с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» за исключением случаев, когда это может повлечь уменьшение размера ранее установленной пенсии.
2. В соответствии с пунктом «е» статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 1 мая 1999 года составляет 94 рубля 29 копеек.
В связи с этим с 1 мая 1999 года минимальные размеры других пенсий, максимальные размеры пенсий, надбавки, повышения, социальные пенсии определяются исходя из этого минимума.
Пенсии, исчисленные в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 без применения ИКП, с 1 мая 1999 года подлежат увеличению на индекс роста указанной заработной платы в 1,12 раза.
При назначении или перерасчете пенсий без применения ИКП после 1 мая 1999 года суммы заработка, полученные до 1 мая 1999 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент 1,12, определяемый индексом роста среднемесячной зарплаты за I квартал 1999 года. Суммы заработка, полученные после 1 мая 1999 года, учитываются без применения указанных коэффициентов. Размер пенсии при этом в 1,12 раза не повышается.
Пенсии, сохраненные с производственным районным коэффициентом после 1 апреля 1998 года, подлежат с 1 мая 1999 года повышению в 1,12 раза.
3. Лицам, которым пенсии исчислены бе�� применения ИКП, с 1 мая 1999 года компенсационная выплата устанавливается в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 1999 года N 392 «О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров» в зависимости от суммы пенсии (включая надбавки и повышения).
Лицам, которым пенсия установлена в сумме 94 руб. 29 коп. и ниже, размер компенсационной выплаты составляет 210 руб. в месяц. Лицам, которым пенсия установлена в сумме от 94 руб. 30 коп. по 219 руб. 29 коп., размер компенсационной выплаты определяется в виде разницы между 304 руб. 29 коп. и суммой пенсии.
Лицам, которым пенсия установлена в сумме 219 руб. 30 коп. и выше, размер компенсационной выплаты составляет 85 руб. в месяц.
Лицам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к зарплате, при определении размера компенсационной выплаты указанные выше пределы пенсий увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Повышению на этот коэффициент подлежит также компенсационная выплата.
4. Рекомендуем завершить к 23 апреля 1999 года финансирование текущей пенсии. С 26 апреля приступить к авансированию пенсий и компенсационных сумм, причитающихся за май, в целях обеспечения их выплаты в мае в полном объеме.
Погашение задолженности прошлого периода по состоянию на 1 мая 1999 года производить в мае и последующих месяцах за счет средств, превышающих лимит выплаты.
Оперативную отчетность о размере увеличения пенсий с 1 мая, числе получателей пенсий по Законам от 20 ноября 1990 г. N 340-1, 21 июня 1997 года N 113-ФЗ, среднем увеличении пенсий по каждому из законов представить к 5 июня 1999 года.
Данную телеграмму просьба довести до сведения органов соцзащиты населения.
Средняя пенсия в России по годам. Динамика и перспективы
Естественно, что сотрудникам Пенсионного фонда в любом случае нужно где-то работать и принимать посетителей, и если Пенсионный фонд не будет строить свои здания, он будет тратить те же суммы на аренду чужих зданий. Да и дворцами эти здания выглядят лишь на фоне окружающей архитектурной обстановки периода Н. С. Хрущева , хотя на самом деле являются очень простыми и недорогими строительными объектами, возведенными по типовым проектам офисных зданий эконом-класса.
В обсуждении вопроса строительства зданий пенсионным фондом не следует забывать еще о двух деталх: 1. В отделениях пенсионного фонда хранится первичная документация (как в бумажном, так и в электронном виде), содержащая, в том числе персональные данные россиян. Хранить эти сведения в случайных арендованных помещениях явно не законно . Здание должно быть специальным образом зонировано и доступ посторонних в «чистую зону» (там где стоят серверы и находится архив) должен быть принципиально исключен. А зонированное здание не может быть маленьким, так как «чистая зона» будет иметь свои кабинеты, коридоры, лестницы и даже туалеты. 2. В отделениях пенсионного фонда всегда вал посетителей. Это и сами пенсионеры и представители работодателей. Такие здания должны иметь достаточно просторные холлы, чтобы посетителям не пришлось толкаться в узких коридорах.
Среднестатистический дореволюционный пенсионер мог бы купить на свою пенсию 150 килограммов гречки, 125 кг риса, 300 кило капусты, 125 кг сахара, 41,6 целых куриц, 535,7 буханок хлеба, 93,7 бутылок водки, 62,5 кг говядины, 625 литров самого дешёвого разливного пива или 1250 яиц.
Разумеется, никто не тратит всю пенсию на то, чтобы купить один только рис или хлеб, или ходить каждый день в театр. Это нужно лишь для большей наглядности. Однако оставались ещё расходы на жильё, которые тоже были значительны. Покупать квартиры в городах тогда было не слишком принято, их снимали в специальных доходных домах.
В зависимости от города однокомнатная квартира с мебелью стоила 8—15 рублей. Шикарные многокомнатные квартиры в центре крупных городов, разумеется, стоили дороже — 50—60 рублей за четырёх- и пятикомнатные. Более распространён был съём комнат. Даже в столице комнату можно было снять за 6—10 рублей в зависимости от района и дома. Самые бедные и холостые рабочие или крестьяне, приехавшие на подработку, могли снять койку за 2—4 рубля в месяц.
Зато советские пенсионеры были лучше всех обеспечены капустой. Среднестатистический пенсионер мог приобрести 875 кг капусты — на 351кг больше, чем сейчас, на 575 килограммов больше, чем до революции.
Подводя итог, можно сказать, что покупательская способность современной пенсии превышает уровень советской пенсии накануне перестройки, очень сильно превышает уровень пенсии середины 90-х годов и по ряду пунктов уступает дореволюционной пенсии столетней давности. Как такое возможно? Неужели за сто лет не произошло прогресса?
На самом деле, произошёл. Сейчас государство гарантирует пенсию всем своим гражданам, размер которой зависит от различных факторов, но какой-то минимум всё равно обеспечен. Дореволюционная пенсионная система была похожей на современную китайскую — пенсии предусматривались только для людей, так или иначе работающих на государство (военные, чиновники, учителя).
Действительно, пенсия в те времена была выше — если сейчас она составляет 30—40% от прежней зарплаты, то сто лет назад при полной выслуге лет она равнялась 100% оклада, однако пенсию ещё надо было заслужить беспорочной службой.
С другой стороны, несомненным плюсом старых пенсий было то, что выплачивались они независимо от того, жив пенсионер или мёртв. Если уж человек заработал пенсию, то вдова и дети будут получать её даже после его смерти.
Кризис в пенсионном обеспечении в 1995–1997 годах
По ее словам, депутаты Госдумы имели право на такую скандально высокую пенсию уже после отработки половины своего тогдашнего официального депутатства в четыре года!
В 1993 году старые денежные знаки стали менять на новые российские рубли в пропорции 1:1 без ограничений по сумме и срокам. К сожалению эта реформа не смогла стабилизировать денежное обращение в стране и снизить размеры инфляции, которая продолжалась и после реформы. По большому счету реформа и не ставила перед собой такие цели.
В нашем примере имеется 30-летний общий трудовой стаж, максимальная пенсия составит 62700 руб. (57000 руб. + 5700 руб ).
Значительное снижение инфляции, впервые с 1991 года, удалось добиться только к 1996 году. Темпы инфляции значительно снизились в 1996 и 1997 году и сменились дефолтом в августе 1998 года.
Индексация пенсий после 2010 года
Поскольку РСФСР после референдума 1991 года провозгласил новую страну – Россию и принял на себя все обязательства СССР, то есть стал правопреемником, то и пенсии, по идее, должны выплачиваться, как в СССР, и индексироваться с учетом гиперинфляции.
Пенсионные отношения в РСФСР регулируются настоящим Законом. В тех случаях, когда договорами (соглашениями) между СССР либо РСФСР и другими странами предусматриваются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила, предусмотренные такими договорами.
Однако проверить правильность такого расчёта пенсионер имеет право в силу закона № 152-ФЗ «О персональных данных» в случае автоматизированной обработки персональных данных гражданина, если такая автоматизированная обработка может повлиять на права и обязанности гражданина.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.
Как посчитать пенсионные баллы за советский стаж с примером расчета
Пенсионные баллы за советский стаж рассчитываются по формулам, одновременно с периодом 1991-2001 г.г. Он прибавляется к результату за более поздние годы работы, а полученный результат сделает доход пенсионера выше.
Те, кто сейчас выходит на пенсию, работали еще при СССР, то есть до 1991 года. За последние четверть века очень многое изменилось в системе пенсионного обеспечения. Но за каждый период пенсионеру будет начислено определенное количество баллов, которое совокупно увеличит его выплаты. Портал «Я-капиталист» выяснил, как посчитать пенсионные баллы за советский стаж.
Итак, весь стаж работника делится на этапы:
- до 1991 года;
- с 1991 по 2001 год;
- с 2002 по 2014 год;
- с 2015 до момента выхода на заслуженный отдых.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
В силу пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
подпункт «к» — служба в составе Вооружённых Сил СССР; при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты «а» и «б» п.16), периоды указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооружённых Сил СССР) и «л» приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
На основании статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы; время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.
Согласно статьи 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 этого закона, периоды военной службы по призыву исчисляются в двойном размере. Указанное положение применяется с учетом Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 30 марта 1995 года № 1-4-У, по которому военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени её прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда период службы в составе Вооружённых Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Если период приравниваемой деятельности (службы в армии) относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то по действовавшему до 1 января 1992 года законодательству он включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, поэтому и в настоящее время данный период подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, действовавшее в период прохождения гражданином службы в Советской Армии, правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.