Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как защитить права несовершеннолетних?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде
В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.
Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
- ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
- ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
- ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
Юрист по правам ребенка – обязанности и действия
Помощь в защите прав ребенка—отдельное и крайне значимое направление в юриспруденции. Да, каждый маленький гражданин имеет право на получение полноценного образования, воспитание и заботу от родителей, собственное, пусть и незначительное, имущество. Однако, к сожалению, все чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда дети находятся в прискорбном положении.
Независимо от того, кто нарушил права ребенка – сами родители, посторонние взрослые или одноклассники, — не всегда понятно, с чего начинать работу. В этом и поможет квалифицированный юрист: он проведет консультацию, определит суть проблемы и предложит варианты ее решения.
Первый шаг – это сбор документов, которые, в любом случае, понадобятся при разбирательстве. Юрист поможет подготовить:
- Заявление от родителей или законных представителей на проведение соответствующих проверок и действий.
- Паспорта или другие удостоверения личностей родителей.
- Свидетельство о рождении самого ребенка.
- Справки с места учебы, медицинские документы и другие бумаги при необходимости.
- Документы, которые подтверждают усыновление или опекунство над ребенком.
Основные права и свободы несовершеннолетних
Права и свободы традиционно делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные.
1. Личные права и свободы ребенка
В первую очередь следует рассмотреть личные права и свободы ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.
а) Право ребенка на жизнь
Данное право закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т.д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией. Гарантии реализации права на жизнь закреплены также и в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, в частности уголовного.
б) Право ребенка на охрану чести и достоинства личности
(ст. 21 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение чести и достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях.
За посягательство на честь и достоинство ребенка виновные лица несут административную, гражданскую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста — в суд.
в) Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений
(ст. 22 — 25 Конституции)
Неприкосновенность личности означает, что никто не может быть арестован, заключен под стражу или содержаться под стражей иначе как по судебному решению. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми. Вся сфера семейной жизни, родственные и дружеские отношения, интимные и другие личные связи, привязанности, симпатии и антипатии охватываются понятием неприкосновенности частной жизни. Данное право означает и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе.
Фактически право на неприкосновенность частной жизни и тайну корреспонденции ограничивается со стороны родителей или опекунов (попечителей). Первостепенное значение в данном случае имеют интересы детей, которые также во многом определяются родителями или лицами, их заменяющими. Представляется, что степень вмешательства определить в законодательном порядке невозможно.
г) Право ребенка на свободу мысли, слова свободу массовой информации
(ст. 29 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.
Статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает необходимость принятия мер «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе… от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий… а также распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию».
д) Право ребенка на свободу совести и вероисповедания
(ст. 28 Конституции)
Современное законодательство исходит из того, что каждый человек волен самостоятельно решать вопрос о своем отношении к богу и о выборе религии. Но ребенок, как правило, несамостоятелен в решении этих вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому все законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.
е ) Право ребенка свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
(ст. 27 Конституции)
Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ место жительства ребенка в возрасте до 14 лет определяется по месту жительства его родителей или законных представителей. Следовательно, рассматриваемое право у данной категории несовершеннолетних отсутствует. В данном случае право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства ограничивается законом только в интересах безопасности и здоровья ребенка, а также в интересах безопасности общества, охраны общественного порядка и здоровья граждан.
Несовершеннолетний гражданин РФ, как правило, выезжает из РФ совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин РФ выезжает из РФ без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить, а в случае, если несовершеннолетний гражданин выезжает из России на срок свыше трех месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина.
Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
К основным направлениям деятельности государства в области защиты прав детей относят:
— поддержку семьи;
— утверждение здорового образа жизни;
— поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи;
— организацию досуга детей;
— профилактику детской инвалидности;
— реабилитацию детей-инвалидов и т.п.
Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.
У каждого человека и гражданина есть право на свободу. Например, на свободу слова и свободу выбора. Человек может сам выбирать, где ему жить, чем питаться и как одеваться. У людей есть право на личную неприкосновенность и неприкосновенность к имуществу.
Никто не имеет права трогать чьи-то вещи без спроса или заходить в чужой дом без стука. Гражданин имеет право на получение образования и медицинской помощи. Он может развиваться духовно так, как ему хочется, то есть принимать участие в культурной жизни страны и заниматься любым видом творчества.
Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?
Основные права и свободы – это те права, которые принадлежат человеку от его рождения и не могут быть отчуждены на протяжении всей жизни. Например, все люди равны перед законом, независимо от их пола и возраста. Они названы неотчуждаемыми, потому что принадлежат человеку от рождения и до смерти.
Об этом нужно говорить в Основном законе страны – в Конституции – затем, чтобы закрепить права граждан и дать им гарантию на то, что никто не отберет прав у них.
Задание под знаком вопроса
Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих правил?
Гражданские (личные) права – право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность..
Политические права – право на проведение собраний, право участия в выборах в органы власти, свобода печати.
Экономические и социальные права – право на получение медицинской помощи, право на жилище, право на обучение, право на охрану собственности.
Культурные права – свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.
Все эти права прописаны во второй главе Основного закона страны. Гарантии соблюдения правил заключены в Конституции РФ.
Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?
Из решений Нюрнбергского процесса можно извлечь несколько уроков. В первую очередь, у каждого гражданина есть права, которые он получает при рождении. Права являются неотчуждаемыми, и никто другой не может отобрать их у человека. В ходе Второй Мировой войны фашисты посягнули на права и свободы граждан. Они совершили страшные преступления, забрав жизни миллионов людей. Все, кто совершает попытки таких преступлений, должны нести ответственность и быть наказаны.
Вспомни, кого закон считает ребенком. В каком международном документе провозглашены права ребенка? Назови основные права ребенка.
По закону ребенком считается человек, который еще не достиг возраста 18 лет.
Права ребенка провозглашены в Конвенции о правах ребенка. Документ является международным и включает в себя 58 статей, посвященных правам детей.
К основным правам ребенка относятся: право на жизнь, на заботу, на защиту, на образование, на досуг.
Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.
Права и обязанности тесно связаны друг с другом. Без одного не может существовать и другого. Если человек не будет исполнять предписанные ему обязанности, то его права не будут так же соблюдаться в полной мере. Например, каждый из нас имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.
При этом медицинский работник обязан идти на работу и предоставлять помощь всем нуждающимся. Если он откажется от своей обязанности, то кто-то не получит должное лечение, а значит, что его право будет нарушено.
Мне бы не хотелось жить в таком обществе, потому что мои права в полной мере не соблюдались бы.
Задание 1. Как права человека связаны с его потребностями?
Права человека напрямую связаны с его потребностями. У человека есть нужда в питании, воде, жилище, одежде и прочее. Отсюда ему и предоставляются права на получение необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей.
Например, заболевший человек имеет потребность вылечиться. Для этого он идет в поликлинику и получает помощь от врача, потому что имеет право на получение медицинской помощи.
Задание 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
В тексте параграфа выделено 4 группы прав:
- гражданские или личные права;
- политические права;
- экономические и социальные права;
- культурные права.
Задание 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
Признание прав человека в международном масштабе состоялось после победы над фашизмом. Руководители крупных стран мира решили объединить свои усилия в борьбе с преступлениями, направленными на уничтожение человечества. На первом этапе была принята Всеобщая декларация от 10 декабря 1948 года. В ней были выделены основные права и свободы человека.
Задание 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации?
В Российской Федерации права ребенка зафиксированы в специальном документе. Государство полностью гарантирует соблюдение этих правил. Права детей регулируются законами. Государство стремится приложить все усилия, чтобы помочь воспитать поколение нравственных, активных и творческих детей.
В нашей стране утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Люди данной профессии контролируют, чтобы все права детей соблюдались. В случае нарушения соблюдения прав преступникам грозит наказание.
Задание 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?
Обязанности и права взаимосвязаны друг с другом. Когда люди исполняют все предписанные им обязанности, в обществе устанавливается порядок, при котором могут быть соблюдены и права человека. Дети с рождения имеют право на заботу и защиту от родителей.
Они могут им предоставлять такую возможность, потому что это является их обязанностью по закону. В свою очередь, родители имеют право, будучи в нетрудоспособном возрасте получать помощь и заботу от своих выросших детей.
В классе и дома
Задание 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.
Человеку в новой стране должны быть гарантированы три основные права: право на жизнь, на жилище и свободу выбора.
Защита прав ребенка.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
В любом городском центре государственных услуг Москвы можно подать заявление на обеспечение жилплощадью несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.
Уполномоченные по правам ребенка регулярно следят за положением дел в неблагополучных семьях. Они стремятся проконтролировать соблюдение прав и свобод детей.
Санкт-Петербург.
Защита прав ребенка.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2018 год Центр семьи Санкт-Петербурга оказал помощь более 1000 семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Семьям было предоставлено свыше 19000 услуг.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.
Новый Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге будет заниматься защитой прав и интересов детей вместе со Следственным комитетом города. Все преступления, направленные на попытки присягнуть на права ребенка, будут оценены по всей строгости закона.
Задание 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?
При выполнении данного задания я не испытал(а) затруднений.
- Памятник Юрию Долгорукому;
- Молодая гвардия;
- Клоуны.
Санкт-Петербург:
- Памятник бойцам специальных подразделений РФ;
- Памятник добровольца 3-й Фрунзенской дивизии;
- Памятник Ольге Берргольц.
Что делать в случае нарушения прав несовершеннолетних?
Порядок действий, которые должны осуществляться в случае нарушения прав несовершеннолетних, определяется каждой отдельной ситуацией. Если это было допущено в сфере образования (садике, школе, ВУЗе), родители могут попытаться решить данный вопрос сами посредством обращения к директорам данных учреждений. При невозможности это сделать мирным путем, родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Что касается нарушения прав и интересов непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них, то о данном факте может сообщить любое заинтересованное лицо.
Органы, куда можно обратиться за помощью:
- попечительские органы;
- прокуратура;
- органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
- участковые уполномоченные полиции.
Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 69 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).
Документы, регламентирующие права детей в Российской Федерации
К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:
· Конституция Российской Федерации.
· Семейный кодекс Российской Федерации.
· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
· Федеральный закон об образовании.
· Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
· Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
· Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:
· Декларация прав ребенка.
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.
За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.
Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.
В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.
ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.
Приоритетные направления
В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.
В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.
Приоритетной задачей государства является не только содействие в реализации, но и защита прав ребенка, которая заключается в принятии соответствующих законов, создании государственных органов с определенными полномочиями и доведении до сведения граждан информации о применении государственной защиты в интересах несовершеннолетнего.
В рамках культуры, морали и нравственности защита прав детей в России сводится к борьбе с социальной, классовой, расовой, религиозной и национальной нетерпимостью (дискриминацией). Также применяется запрет на распространение отдельных видов рекламы (табачной и алкогольной продукции, печатных изданий, видео- и аудио- материалов, содержащих сцены насилия, проявления жестокости, порнографии, антиобщественного поведения) в виде обязательной ссылки на возможность ее просмотра только лицами старше 18 лет.
Как уберечь права несовершеннолетних
Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.
Задачи комитета:
- помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
- привлечение к ответственности виновных;
- выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
- социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
- обеспечение права на жизнь в семье;
- рассмотрение обращений о нарушениях прав.
Кто такой уполномоченный по правам ребенка?
В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.
Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.
Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:
- обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
- организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
- направление запросов в разные организации и предприятия;
- получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
- беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
- привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.
Борьбу за права детей начали защитники животных
Сегодня такие права ребенка, как право на жизнь, свободу, развитие и хорошее обращение считаются неотъемлемыми и универсальными: они применяются к каждому ребенку в мире без исключения и должны соблюдаться каждым взрослым. Однако так было не всегда.
Точка зрения, согласно которой дети для развития нуждаются в заботе и защите, получила распространение на рубеже XVIII и XIX веков — до этого дети считались лишь «заготовкой» для будущего человека и фактически были собственностью родителей.
Борьба за права детей началась на век позже, в 1874 году, с истории 8-летней Мэри Эллен Уилсон из Нью-Йорка. Приемная мать ее часто избивала, порола кнутом и не выпускала из дома.
О девочке узнали активисты местной ассоциации против жестокого обращения с животными, но оказалось, что законов, которые бы защищали детей от взрослых, не существует.
Когда случай получил широкую огласку, девочку все же изъяли из семьи, а мачеху судили и приговорили к тюремному сроку. Вскоре было основано первое в мире общество по предупреждению жестокого обращения с детьми.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина.
Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
К основным направлениям деятельности государства в области защиты прав детей относят:
— поддержку семьи;
— утверждение здорового образа жизни;
— поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи;
— организацию досуга детей;
— профилактику детской инвалидности;
— реабилитацию детей-инвалидов и т.п.
Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.
Права института уполномоченного по правам ребенка
Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:
- Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
- Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
- Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
- Защищать права детей в судебной инстанции;
- Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
- Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
- Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
- Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
- Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
- Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
- Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
- Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
- Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.