Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Виды административных правонарушений
В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.
В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.
В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.
В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.
В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.
В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.
Состав правонарушения и примеры
Состав административного правонарушения может быть материальным и формальным. Первый характеризуется тем, что действия правонарушителя привели к негативным последствиям. Например, человек управлял транспортным средством в алкогольном опьянении и совершил наезд на пешехода. Пострадавший получил тяжелые травмы. В таком случае объектом правонарушения считается управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, следствием – наезд на пешехода, результатом – нанесение пострадавшему физического вреда здоровью.
Чаще всего правонарушителей привлекают к административной ответственности, имеющей формальный состав. В таком случае действия лица не приводят к наступлению негативных последствий. Учитывается лишь сам факт совершения противоправного деяния.
№ п.п. | Статья КоАП | Пример административного правонарушения, имеющего формальный состав |
1 | 12.1 | Езда на не зарегистрированном соответствующим образом автомобиле. |
2 | 12.7 | Езда на автомобиле без прав |
3 | 12.5 | Управление неисправным транспортным средством |
4 | 12.9 | Превышение ограничений скорости во время движения на авто транспорте |
5 | 12.8 | Езда на автомобиле в пьяном виде |
Не зависимо от вида состава правонарушения, если он присутствует, то правонарушителя привлекают к ответственности. Надо отметить тот факт, что санкции по отношению к виновному лицу могут быть применены не только на основании решения суда, но и других уполномоченных органов, например по постановлению старшего участкового полиции.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Значение объекта административного правонарушения:
1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда. Виды объектов административного правонарушения:
1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);
5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).
Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.
Отличие предмета от объекта административного правонарушения:
1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
2) предмет является факультативным элементом объекта;
3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).
В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.
В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.
В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.
В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.
В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.
В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.
Признаки административной ответственности
К основным признакам административной ответственности можно отнести следующие:
- Административная ответственность представляет собой государственной принуждение в виде применения установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений;
- Административная ответственность является правовой ответственностью, которая наступает за административные правонарушения, совершенные в различных отраслях и сферах государственной и общественной деятельности (трудовая деятельность и охрана труда, охрана здоровья, прием и рассмотрение обращений граждан, финансы, торговля, землепользование, природопользование, обеспечение безопасности дорожного движения, транспорт, связь, противодействие коррупции, обеспечение общественной безопасности, воинский учет и многие другие сферы охраняются санкциями норм административного
права); - Административная ответственность основывается на действии большого числа правовых норм, которые регулируют различные аспекты деятельности органов исполнительной власти во всех отраслях и сферах, и которые в большинстве своем закреплены на уровне подзаконных актов – различного рода правил, порядков и инструкций;
- Административная ответственность применяется не только в судебном, но и в административном (управленческом) порядке, то есть специально уполномоченными должностными лицами органов государственной исполнительной власти в установленном законом формах и процедурах.
Субъект правонарушения
В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:
— экологических норм;
— земельного законодательства;
— таможенного права;
— требований в сфере производства стройматериалов и строительства;
— налогового законодательства;
— пожарной безопасности;
— антимонопольного законодательства;
— природоохранных и санитарных правил;
— валютного законодательства и проч.
В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).
Объект правонарушения – это…
После рассмотрения трех составляющих состава преступления (или проступка) стоит перейти к главному вопросу. Итак, объект правонарушения – это что такое?
Этим термином именуются охраняемые законодательством ценности, материальные/нематериальные блага и интересы, которым может быть нанесен вред в результате противоправных деяний индивидуума или группы лиц.
Объектами правонарушения являются не только все виды собственности, но и личная, а также общественная безопасность, порядок, права и свободы каждого гражданина – то есть все то, на страже чего стоит закон.
Кроме всего перечисленного объект правонарушения – это еще и состояние окружающей среды, а также устрой каждого государства. Так что нарушением закона является не только причинение вреда людям без веского основания (самооборона), но и загрязнение рек, воздуха, вырубка леса, отстрел диких животных в непредусмотренных для этого местах и т. п.
В качестве примера объекта правонарушения можно привести одно из самых популярных в США преступлений – неуплату налогов. В данном случае общественные отношения в сфере уплаты налогов/взносов или других государственных сборов являются объектом налогового правонарушения. В качестве субъекта же выступает лицо, не перечислившее положенную по закону сумму в государственный бюджет.
Объект и предмет противоправного деяния
Рассмотрев вопрос: «Объект правонарушения – это что такое?» — стоит узнать о таком близком к нему понятии, как предмет преступления или проступка. Стоит помнить, что эти существительные не являются синонимами, хотя и близки по смыслу.
Данным термином именуется непосредственно сам предмет материального мира, на который воздействует нарушитель закона. Также в этом качестве может выступать само тело индивидуума, если на него было совершено посягательство. Однако в таком случае такой человек-жертва именуется потерпевшим, хотя формально относится к предметам преступного деяния.
Рассматриваемое понятие иногда выделяют как один из вариативных элементов состава преступления, остальные из них (объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона и субъективная) относятся к постоянным.
Стоит обратить внимание, что в уголовном праве объект и предмет всегда рассматриваются совокупно, так как последний позиционируется как факультативный признак первого. Однако они не всегда отождествляются, поскольку предмет преступления имеет четкую материальную сущность, а объект – нет.
Кроме того, далеко не всегда в процессе совершения над ним противоправных действий ему наносится ущерб.
В свою очередь, объект уголовного правонарушения, как правило, является обобщенным и идеализированным. Это блага, порядок, интересы, общественные ценности и т. п.
Довольно часто предмет играет роль своеобразной разделительной черты, с помощью которой выделяют преступное/непреступное поведение.
Состав административного правонарушения
Не каждое деяние, даже содержащее такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность и наказуемость, является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности.
Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки административного правонарушения как понятия, как некой теоретической конструкции от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние — административное правонарушение. Только наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии — единственное основание наступления административной ответственности за его совершение.
Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, совершаемое лицом, сопровождавшим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), оно тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение.
Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.
Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения.
К элементам состава административного правонарушения относятся:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.
К административным правонарушениям, помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения: в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в области дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.
Общественные отношения, выступающие как объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев — конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права, но охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения
Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.
Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).
Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).
В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.
Виды административных правонарушений
В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.
В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.
В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.
В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.
В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.
В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.
Признаками административного правонарушения (далее – АП) являются:
- Антиобщественность. Этот признак означает, что совершенное нарушение должно носить антиобщественный характер, т.е. причинять вред интересам людей, общества или государства.
- Противоправность. Это значит, что совершенное действие/бездействие должно нарушать какие-либо существующие нормы. Нарушитель может допустить нарушение требований налогового права – в этом случае АП не будет (за исключением ситуаций, когда законодатель в числе прочего указывает на привлечение нарушителя к административной ответственности).
- Виновность. Означает, что лицо совершило нарушение умышленно или по неосторожности.
- Наказуемость. Законом должно быть предусмотрено определенное наказание за совершение правонарушения.
Признаки объекта и объективной стороны административного правонарушения
Объект административного правонарушения — это те общественные отношения, которым наносится вред совершенным противоправным деянием.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей права Республики Беларусь, которая охраняется мерами административной ответственности. Помимо общего выделяют также родовой, видовой и конкретный объект административного правонарушения.
Родовым объектом является определенная сфера общественной жизнедеятельности, выделение которой можно произвести в соответствии с группировкой норм особенной части КоАП Республики Беларусь. Так, родовым объектом можно считать общественные отношения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, транспорта, дорожного движения, связи и информатизации и т.п.
Видовой объект предполагает выделение более узкой области общественных отношений, как то: общественные отношения в области реализации избирательных прав, общественные отношения в области налогообложения и т.д. Наконец, каждый состав правонарушения содержит указание на конкретный объект посягательства.
Мера причинения вреда объекту правонарушения влияет на возможность освобождения от административной ответственности.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Объект правонарушения как элемент состава следует отличать от предмета правонарушения, являющегося признаком объективной стороны совершаемого противоправного деяния. Предметом правонарушения является конкретный объект материального мира, в отношении которого совершено правонарушение (украденные или поврежденные вещи и т.д.).
Объективная сторона всякого административного правонарушения подразумевает под собой совокупность признаков (наиболее многочисленную), характеризующих внешнее проявление совершаемого правонарушения.
Прежде всего, всякое административное правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Данный признак объективной стороны может дополняться такими юридически значимыми характеристиками, как длящийся характер, неоднократность, систематичность и т.д.
Например, со свойством длящегося характера правонарушения, которое подразумевает непрерывность совершения деяния в течение определенного времени (как правило, это длительное неисполнение юридической обязанности), связана проблема возможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Так, лицо, управляющее транспортным средством с нарушением Правил дорожного движения в форме отсутствия одного из номерных знаков, может быть привлечено к административной ответственности несколько раз течение одного дня.
Деяние связано с другими признаками объективной стороны и, прежде всего, с последствиями деяния и причинной связью между деянием и последствиями. Далеко не всякий состав административного правонарушения содержит указание на последствия деяния, как на квалифицирующий признак деяния.
В этом случае состав правонарушения является формальным, и для привлечения к ответственности не обязательно устанавливать наличие причиненного ущерба и причинную связь между действиями субъекта и данным ущербом. Примером формального состава можно считать состав, сформулированный в ст. 24.9 КоАП Республики Беларусь: невыполнение требований судебного исполнителя.
Таким образом, само по себе невыполнение, независимо от его последствий, является административно наказуемым деянием.
Дополнительными признаками объективной стороны административных проступков могут служить признаки места, времени, обстоятельств совершения правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.
Комментарий к Ст. 2.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Комментируемая статья определяет понятие административного правонарушения как основания административной ответственности, а также правила привлечения к административной ответственности юридических лиц, которые с принятием КоАП РФ впервые официально указаны в качестве субъектов административного правонарушения.
Несмотря на то что гл. 2 КоАП РФ называется «Административное правонарушение и административная ответственность», понятие административной ответственности в ней не дано.
В юридической литературе под административной ответственностью принято понимать комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.