Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спор о границах земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Увеличение границ земельного участка.
Эта категория споров часто связана с оформлением участка по «дачной амнистии». При
оформлении официальных документов на землю, нередко обнаруживается, что сведения
о земельном участке отсутствуют в кадастре, или в нем имеются ошибки, неправильно
определены его площадь и границы.
Собственник земли, желающий увеличить площадь, может потребовать провести
уточнение границ земельного участка. Это увеличение ограничено нормами,
установленными собственником земель: областной, городской или сельской
администрацией. Если они не установлены, то законное увеличение может произведено в
пределах 10%от ранее учтенной площади. При этом требуется обязательное письменное
согласование с владельцами соседних участков.
Также увеличение границ земельного участка возможно с помощью присоединения
пустующей земли, примыкающей к нему. В таком случае требуется подать заявление в
администрацию об образовании участка аналогичного целевого назначения, провести его
межевание, зарегистрировать в государственном кадастре и лишь затем обратиться с
просьбой об объединении участков.
Собственники дачных участков часто сталкиваются с необоснованными требованиями о
внесении оплаты за увеличение площади надела, отказом в регистрации, особенно при
увеличении участка. С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс внесены изменения,
позволяющие оспаривать такие решения в судебном порядке.
Практикующие юристы знают, что споры по границам земельных участков, требуют
тщательной подготовки документов и знания норм градостроительного кодекса, закона о
кадастровом учете. При отсутствии сведений в кадастре о границе спорных участков или
наличии противоречивых межевых планов, окончательную точку в споре ставят эксперты.
Причем они могут представить несколько вариантов решения, и суд примет решение с
учетом всех имеющихся обстоятельств.
- »Я очень признательна такому замечательному специалисту, как Черевкова Людмила Ивановна. Она моментально все поняла и смогла решить мое годами запутанное дело! Очень ей благодарна»
- Адвекон- отличная контора. Сделала мне приватизацию земли в СНТ в судебном порядке за 18 тысяч рублей. Очень быстро, профессионально и цены умеренные. Спасибо».
- «Моим делом занималась Надежда Борисовна. Она дважды приходила к нам, и за эти два раза сумела убедить соседей, что наша граница проходит там, где и должна быть по генеральному плану садоводства. Спасибо ей за ее труд.»
- «Уважаемая Лариса Петровна! Спасибо Вам за профессиональную работу!»
Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?
Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.
Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.
Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.
Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.
Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:
- Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
- Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
- Признание принятого собранием решения недействительным;
- Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
- Самозащита права владельца земельного участка;
- Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
- Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
- Компенсация причиненного морального вреда;
- Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
- Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Почему важно обращаться за помощью?
За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.
Вторая сложность связана с обилием правоустанавливающих и иных документов за землевладение. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно иметь компетентное образование и определенный опыт. Да и положения многих нормативных правовых актов допускают двойственное трактование. Если пытаться защитить свои права самостоятельно, можете быть уверены: в споре с государственными или местными органами власти текст НПА будет обращен не в вашу пользу.
Не тратьте время на бесполезные попытки самостоятельно разобраться в тоннах документации. Запишитесь на предварительную консультацию к земельному юристу и введите его в курс дела. Это поможет заранее оценить шансы за успешное разрешение спора и выработать правильную модель поведения в суде.
Комментарии к ст. 64 ЗК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. Само определение «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними иных правоотношений.
Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности дел, установленными процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность дел судам общей юрисдикции. К ним, в частности, относятся дела:
1) исковые с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
3) возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
4) особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;
5) об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Подведомственность дел арбитражному суду в настоящее время определяется по правилам ст. ст. 27 — 32 АПК РФ.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определяется в соответствии со ст. 28 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами — другими организациями и гражданами.
Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена ст. 29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:
об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст. 31 АПК РФ.
Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 30 АПК РФ дела:
1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст. 33 АПК РФ.
2. Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде допускается только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела. Законодательной базой регулирования деятельности третейских судов является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
В повседневной жизни мы сталкиваемся с такими проблемами, без помощи специалиста которые решить очень сложно, а подчас практически невозможно.
Очень важно, чтобы такая помощь была качественной, полезной и высококвалифицированной. Гарантом успешной работы в юридической сфере является наличие у юриста адвокатского статуса, который в большинстве случаев убережет Вас от случайных недобросовестных людей при урегулировании судебных и иных споров.
Основной принцип моей работы — чуткое и внимательное отношение к людям, полное соблюдение адвокатской тайны, готовность в любое время прийти на помощь, внимательно выслушать пожелания доверителя и в максимально короткие сроки решить его проблемы.
Обратившись ко мне за помощью, Вы получите максимально полный спектр услуг, которые необходимы для решения Вашего вопроса.!
Решение споров в суде
Споры, касающиеся установления границ участка, решаются в районных судах. Подобные иски рассматриваются с целью определения границ участка.
В первую очередь суд исследует, на каких правах используются участки, т.к. только собственник может требовать соблюдения законности определения точных границ.
Затем исследуются представленные доказательства со стороны истца и ответчика. Это могут быть показания свидетелей, архивные сведения, расположение построек, разница грунтов и пр.
- Зачастую земельные споры и порядок их разрешения требуют наличия специальных знаний, в этом случае проводят землеустроительную экспертизу. Сторона, выступающая инициатором данного исследования, должна сформулировать интересующие ее вопросы таким образом, чтобы в ответах на них содержалось полное доказательство суду сложившихся обстоятельств. Кроме того, назначить землеустроительную экспертизу могут не только истец или ответчик, но и сам суд. Однако происходит это крайне редко.
Дело в том, что экспертное исследование обходится его инициатору приблизительно в 35000 рублей. Это в разы больше 12000, которые в среднем оплачивают организациям, оказывающим услуги по межеванию.
Представители судебной власти стараются экономить бюджетные средства и требуют предоставления ходатайства от заинтересованных лиц.
- Суд может учитывать и фактически образовавшиеся границы. Т.е., если в правоустанавливающих документах не указано иное, границами считаются линии, образовавшиеся более пятнадцати лет назад и ограниченные искусственными или природными объектами.
- В результате судебного дела суд принимает решение по делу, устраняя таким образом конфликт между соседями. На основании данного документа вносятся изменения в кадастровые сведения об участке.
Виды судопроизводства по земельным спорам
Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке:
— искового производства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ);
— производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) (статья 189 АПК РФ, нормы КАС РФ);
— в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и др.) (статья 262 ГПК РФ, статья 30 АПК РФ).
Пересечение границ земельного участка, проходящего процедуру постановки на кадастровый учет, с уже установленными в государственном кадастре границами другого земельного участка
Одним из главных принципов государственного кадастра недвижимости является его достоверность. Для достижения и соблюдения указанного принципа Закон о кадастре недвижимости предусматривает целый ряд механизмов, используемых при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости. Так, в части внесения в кадастр такой уникальной характеристики земельного участка, как граница, ст. 26 Закона о кадастре недвижимости устанавливает, что основанием для приостановления осуществления кадастрового учета является ситуация, при которой одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в государственном кадастре недвижимости. Часть 14 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости указывает, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, после чего в государственный кадастр недвижимости вносятся соответствующие сведения. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Как указывалось выше, в настоящее время соответствующий нормативный правовой акт не принят.
Субъект и объект земельного спора
Объект земельных правоотношений – то, по поводу чего возникают земельные правоотношения.
К объектам земельных правоотношений относятся:
- Земля – это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особыми свойствами (состав, граница и т.п.);
- Земельный участок – недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Определяющими признаками земельного участка являются его границы и площадь;
- Часть земельного участка – становится объектом земельных правоотношений только в 2 случаях:
а) При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке. В данном случае собственник такого здания приобретает право на использование соответствующей части земельного участка;
б) В случае установления права ограниченного пользования земельным участком (сервитута); - Земельная доля – доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Субъекты земельных правоотношений – граждане, иностранные граждане юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
Возможность участия граждан и юридических лиц в земельных правоотношениях зависит от их правоспособности и дееспособности. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных правоотношениях в двух качествах: как властный орган, издающий властные предписание и как собственник земельных участков. Что касается иностранных граждан, то они также могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет ограниченный характер.
Для обозначения категории участника земельных правоотношений используются следующие понятия:
- Собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
- Землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- Арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- Обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
- Правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Председатель СНТ не подписывает межевание
Согласно ФЗ Российской Федерации № 221, после определения границ надела необходимо согласовать результаты замеров с заинтересованными сторонами. Если участок относится к СНТ, одним из участников процедуры является председатель товарищества. Если у него есть возражения, отсутствие подписи не может стать препятствием для инженерных изысканий. В этом случае процедура займет немного больше времени. Она состоит из таких шагов:
- Организация общего собрания владельцев пограничных наделов и председателя СНТ — пригласить нужного участника собрания можно по телефону. Желательно звонить ему при свидетелях по громкой связи. Если он не захочет прийти, необходимо попросить его написать письменный отказ;
- Выяснение юридического адреса СНТ — он необходим для отправки официального извещения председателю о предстоящем собрании по поводу определения границ территории;
- Ожидание ответа на официальное письменное извещение — если ответного письма не будет, через месяц на почту вернется ваше послание;
- Подача объявления о предстоящей процедуре определения границ в местной газете;
- Запрос на выдачу генплана застройки садового товарищества — его должен выдать председатель или отдел архитектуры;
- Подача заявления в МФЦ — после установления границ земельного надела, нужно подать заявление на постановку на кадастровый учет и регистрацию права в ЕГРН.
Как доказать границы земельного участка без межевания
В случае ущемления прав землевладельца, необходимо найти подтверждение, что параметры надела установлены правильно. Если нет возможности провести повторные кадастровые исследования, найти сведения о территории можно в таких документальных источниках:
- Правоустанавливающие и правоподтверждающие бумаги на надел;
- Ситуационные планы из БТИ и материалы топографических съемок;
- Фотопланы местности, подтверждающие фактический размер и форму землевладения;
- Землеустроительное дело, картографические материалы лесничества, генпланы застройки территории;
- Показания свидетелей.
Сроки давности по спорам о границах земли
Если возникла необходимость в установлении границ участка, то срок давности по таким спорам, т.е. когда лицо может обратиться в защиту своих прав в суд, составляет 3 года. А как же считается такой срок? Отсчет срока начинается с момента, когда лицо узнало, что нарушаются его права.
А если лицо пропустило срок давности, тогда что? В этом случае, по общему правилу, лицо утрачивает возможность защитить свои права в судебном порядке, поскольку суд откажет в удовлетворении иска по причине истечения срока давности. Однако, суд применит правило, касающееся срока исковой давности, только если об этом заявит другая сторона, т.е. ответчик.
Также не стоит забывать, что в статье 202 Гражданского кодекса РФ предусмотрены случаи, когда срок давности приостанавливается, т.е. определенный период не засчитывается в срок давности.
ВАЖНО: если истец, как собственник, заявляет требование, чтобы было устранено нарушение его права, то на такие требования исковая давность не распространяется. Если причины пропуска срока были уважительными, то суд может восстановить срок исковой давности – смотрите видео об этом с нашего канала
Перед тем, как разрешить спорную ситуацию, потребуется узнать, что из себя представляет процедура межевания. Форум и иные источники указывают на то, что это процедура, в ходе которой происходит установление границ надела. Далеко не все владельцы участков в состоянии представить акты, которые подтверждают наличие у них правомочий собственности на конкретный участок. Подразумевается надел, в отношении которого возникла спорная ситуация. Конфликты, возникающие между теми, кто владеет участками смежного значения, рассматриваются как катализатор в процессе принятия решения о необходимости использования межевания территории.
ВАЖНО !!! В данной ситуации во внимание потребуется принимать положения действующего законодательства. Это позволит за незначительный временной промежуток оформить правомочия собственности на надел и внести границы территории в реестры кадастрового типа.